Научная статья на тему 'Диалектика бенчмаркинга в контексте экономической культуры'

Диалектика бенчмаркинга в контексте экономической культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косьмина Е. А., Ниязова Г. А.

В статье рассматривается чрезвычайно актуальная проблема, так как повышение роли экономической культуры в обществе является необходимым условием для успешного функционирования и развития экономики России не только отдельных хозяйственных субъектов, но и страны в целом. Эту проблему можно решить намного быстрее и лучше, используя бенчмаркинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialectics of benchmarking in the context of economical culture

The article considers an actual problem of successful activity and deve lopment of the Russian economy since increasing the economic culture in its society. This problem is to be solved much quicker and easier by using benchmarking.

Текст научной работы на тему «Диалектика бенчмаркинга в контексте экономической культуры»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

УДК 005.336.4

Е. А. КОСЬМИНА Г. А. НИЯЗОВА

Омский филиал Академии бюджета и казначейства

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

ДИАЛЕКТИКА БЕНЧМАРКИНГА В КОНТЕКСТЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_________________

В статье рассматривается чрезвычайно актуальная проблема, так как повышение роли экономической культуры в обществе является необходимым условием для успешного функционирования и развития экономики России не только отдельных хозяйственных субъектов, но и страны в целом. Эту проблему можно решить намного быстрее и лучше, используя бенчмаркинг.

На смену «старому индустриальному порядку» приходит «новая» экономика, двигаемая информационными технологиями и Интернетом. Новая экономика является динамичной, наукоемкой и чутко реагирующей на изменения. В современном информационном обществе культура наряду с образованием, научными исследованиями и другими отраслями социальной и производственной инфраструктуры становится одним из стратегических факторов экономического и социального прогресса. В то же время проблема экономической культуры общества плохо разработана и для формирования и развития экономической культуры общества необходимы новые лучшие методы. Одним из таких наиболее рациональных методов является бенчмаркинг.

В соответствии с диалектикой — науке о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления (учении об историческом развитии познания), для того, что бы лучше понять термин бенчмаркинг, необходимо изучить его историю и генезис.

В 90-х годах о бенчмаркинге заговорили повсеместно. Новое направление на стыке менеджмента и маркетинга внесло смятение в умы как теоретиков, так и практиков бизнеса.

На самом деле никто не знает происхождения бенчмаркинга (сравнения с целью установления эталона). Легко представить себе, как Адам сравнивает яблоко, данное Евой, с другими яблоками на дереве, чтобы удостовериться, что оно самое большое и красное. Можно убедиться, что понятие бенчмаркинга было известно в Китае еще в IV в. до н.э., прочитав труды Сунь Цзы, автора книги «Искусство войны»1.

Бенчмарк — это термин, употреблявшийся землемерами в течение сотен лет. Землемеры пользовались «бенчмарками» — исходными отметками для начала отсчета расстояний — в качестве отправных точек отсчета, положение которых было определено раньше и которые использовались для определения границ участков.

Много веков назад ремесленники сравнивали свои изделия с достижениями других, а новички учились на шедеврах мастеров.

История показывает, что страны, готовящиеся занять место лидера в мировой экономике, много за-

имствуют у тех, кто был их предшественником на лидирующей позиции. В древние времена процесс копирования или поглощения опыта других стран происходил либо в результате войн, либо через торговлю. Европейцы скопировали множество идей и технических приспособлений, появившихся сначала в странах Азии (порох, магнитный компас, бумажные деньги и т.д.).

Великобритания в восемнадцатом веке заимствовала много идей у голландцев, опираясь на их опыт создания торговой капиталистической модели хозяйствования. США, соперничая с Англией в девятнадцатом веке, активно копировали опыт европейских стран, особенно английский. Текстильные фабрики США нанимали мастеров, которые работали на британских текстильных фабриках, чтобы они могли копировать имевшиеся там идеи и оборудование. Процесс заимствования зарубежного опыта не остановился и после того, как США заняли лидирующие позиции.

В послевоенный период уже Япония заимствовала много идей в США (например, транзисторы, цветные телевизоры, видеомагнитофоны). Японские компании, как и другие заимствователи, не просто копировали идеи лидеров-изобретателей: они приспосабливали их к своим особенностям, совершенствовали, а также, что особенно важно, быстрее реализовывали эти идеи на рынке.

Именно японцы и считаются родоначальниками бенчмаркинга как особого вида перенятия опыта. Они не только покупатели лицензии на изобретения, которые не могли быть коммерчески освоены самими изобретателями, но и посещали американские компании, выявляя, за счет чего добиваются успеха лидирующие предприятия. Например, еще в 1950-е гг. японская фирма Toyota стала использовать систему управления запасами деталей автомашин, заимствованную из системы пополнения запасов американских супермаркетов.

Проводя бенчмаркинг всех лучших организаций, впервые при этом обследовании упор делался не на продукт, а на процесс. Японцы не называли это бенчмаркингом; они называли это «индустриальными турами». Но принцип был тот же.

1. Изучение опубликованных данных для определения наилучшего варианта.

2. Установление контакта с лучшими компаниями и договоренность о посещении.

3. Посещение наилучших компаний и тщательный выбор относящихся к делу данных.

4. Применение полученных уроков в японских организациях (или адаптация их) с целью получения конкурентных преимуществ.

Сегодня в Японии бенчмаркинг впал в немилость. Почему? Потому что японцы применяют бенчмаркинг для установления лучших практик и адаптации их к условиям своих предприятий. Большинство японских организаций чувствует, что копирование продуктов, процессов или процедур у других организаций обеспечивает «сползание» назад, к уровню этих организаций, из-за потерь времени, которое требуется для осуществления решения о будущем состоянии. Такого же мнения придерживаются некоторые современные писатели-практики Запада. Так, например, Йонас Риддерстрале и Къелла Нордстрем в своей книге «Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества», указали, что, пользуясь бенчмаркингом и лучшими методами, вы станете всего лишь одним из многих.

В западном предпринимательстве бенчмаркинг впервые появился в 1972 г. для оценки эффективности бизнеса институтом стратегического планирования в Кембридже (США). Тогда исследовательской и консалтинговой организацией PIMS было установлено, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях.

Бенчмаркинг впервые был использован корпорацией Xerox в 1979 году в целях преодоления рыночных проблем, обусловленных катастрофически быстро уменьшающейся долей рынка корпорации. У корпорации не было выбора. Конкуренты предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Решение проблемы было найдено немедленно: для определения причин создавшейся ситуации провели сравнительный анализ товаров конкурентов, выявили и оценили их технические характеристики и на этой основе разработали уникальное рыночное предложение. Воодушевленные полученными результатами, сотрудники корпорации детально изучили опыт японской компании Fuji, адаптация и использование которого привели к успеху и процветанию корпорации Xerox. В настоящее время Xerox по праву является признанным лидером в области использования технологий бенчмаркинга, причем успехов Xerox достиг как в теории, так и в практике бенчмаркинга. Сегодня в США владение и эффективное использование технологий бенчмаркинга — неотъемлемое условие рыночного успеха компании. Его философия используется во многих фирмах, в том числе Kodak, DuPont, Motorola, IBM, Ford Motor, General Electric, Shell. Технология бенчмаркинга активно используется в Интернете для достижения конкурентного преимущества перед сайталидерами.

Сам термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», «зарубка», «стандарт», «эталон»). В наиболее общем смысле benchmark — это нечто обладающее определенным количеством, качеством и способность быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами.

Менеджер по логистике корпорации Xerox Роберт Кэмп, организатор одного из первых крупных бенчмар-

кинговых проектов, в своей книге «Бенчмаркинг — поиск наилучших промышленных методов, ведущих к высшей эффективности работы» определил процесс бенчмаркинга как «поиск лучших практик, ведущих к наилучшему функционированию». Дэвид Т. Кернз, исполнительный директор компании Xerox Corporation, определяет бенчмаркинг как «непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы на основе сравнения с самыми сильными конкурентами или теми компаниями, которые признаны лидерами».

Р. Кэмп подчеркивал, что установление оперативных целей на основе наилучших возможных в отрасли методов является критически важным компонентом успеха любого бизнеса. Бенчмаркинг особенно полезен при постановке задачи непрерывного самосовершенствования, поскольку он позволяет компании преодолеть устоявшиеся тенденции повышать качество, производительность труда, объемы выпуска на один и тот же процент в год. Такое постепенное, равномерное развитие иногда может закреплять и увеличивать разрыв между анализируемой компанией и лидерами, которые начали свое развитие раньше.

Уотсон утверждал, что бенчмаркинг — это эволюционирующая концепция, которая с 40-х годов прошлого века развивалась в более сложные формы, которые условно можно отнести к пяти эволюционным модулям-поколениям.

Первым модулем бенчмаркинга, или товарным бенчмаркингом, можно считать ретроспективный анализ продукта, то есть закупку товаров и услуг конкурирующих предприятий с целью создания их аналогов.

Второй модуль — бенчмаркинг конкурентоспособности получил развитие в 1976—1986 гг. благодаря деятельности фирмы «Ксерокс», которая сделала шаг от конкурентного анализа к конкурентному бенчмаркингу, чтобы проанализировать издержки своих подразделений в сравнении с другими компаниями. Бенчмаркинг включал сравнение процессов предприятия с аналогичными у конкурентов. Но хотя такой метод помогает выяснить производительность конкурентов, он не раскрывает возможностей превзойти их.

Третий модуль развивается в конце 80-х — начале 1990-х гг. Идея третьего поколения (бенчмаркинг процесса, функциональный бенчмаркинг, общий бенчмаркинг) состояла в том, что учиться можно было у предприятий, которые не принадлежат к той же отрасли, что и бенчмаркер. Это в то же время позволяло без особых ограничений собирать информацию в силу отсутствия конкуренции между партнерами. Но такой подход требовал более глубокого понимания процессов и поиска сходства там, где, на первый взгляд, его не было. Он требовал широкой концептуализации и глубокого понимания процесса. Серьезным недостатком было то, что при адаптации практики в ином окружении она могла оказаться несовместимой с новым контекстом.

Четвертый модуль, стратегический бенчмаркинг, который включал систематический процесс оценки возможностей применения стратегий и улучшения хозяйственной деятельности посредством исследования и адаптации успешных стратегий внешних партнеров. Это форма бенчмаркинга рассматривается как часть общего процесса принятия решений с четкой нацеленностью на совершенствование организации.

Пятый модуль — глобальный бенчмаркинг рассматривается как будущий инструмент организации международных обменов с учетом культурных и национальных особенностей. Глобальный бенчмаркинг

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

заключается в сравнении организаций в глобальной перспективе, в которой географическое местоположение выходит за рамки одной страны.

В зависимости от объекта исследования различают целый ряд видов бенчмаркинга. Основными являются следующие три:

1. Внутренний — бенчмаркинг, осуществляемый внутри организации, в рамках которого сопоставляются характеристики и схожие бизнес-процессы внутрифирменных производственных единиц; анализ превосходства внутри организации, например, между отделами, подразделениями или товарными группами.

2. Внешний бенчмаркинг, или бенчмаркинг конкурентоспособности — изменение характеристик предприятия и сопоставление их с характеристиками конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов.

3. Функциональный — бенчмаркинг, который сравнивает похожие процессы функции или процессы в различных отраслях.

Кроме того, можно отдельно выделить:

— бенчмаркинг процесса — деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является современной в аналогичных процессах;

— стратегический бенчмаркинг — сравнение стратегий бенчмаркинга;

— ассоциативный — бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркин-говым альянсе;

— глобальный — расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг;

— общий бенчмаркинг — бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.

Бенчмаркинг дает возможность устанавливать более амбициозные2, но все же реалистичные цели работы предприятия путем анализа эталонов, характеризующих лучшие методы ведения бизнеса, и сравнения критически важных элементов функционирования своего предприятия с этими эталонами. Этот подход имеет особые преимущества при совершенствовании вспомогательных процессов, поскольку здесь эталоном для сравнения могут быть выбраны и прямые конкуренты, и предприятия, относящиеся к другим отраслям, так как вспомогательные процессы зачастую имеют сходство вне зависимости от отраслевой принадлежности.

Бенчмаркинг, то есть сравнение с другими предприятиями или другими подразделениями и перенятие опыта у тех, кто лучше в функциях или процессах, нуждающихся в изменениях, является хорошим способом стимулирования преобразований на предприятиях. В противоположность обычным темпам непрерывного повышения качества на 10 — 20% в год, применение бенчмаркинга может гарантировать прогресс в размере до 2000% всего лишь за восемь месяцев. Процедура бенчмаркинга снизить себестоимость товаров/услуг, продолжительность цикла и частоту ошибок в среднем на величину от 20 % до 60 %.

С помощью бенчмаркинга можно исследовать многие области, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, например процесс заказа, цепочку разработки товара от зарождения концепции до коммерциализации и целый ряд административных процедур.

Цель бенчмаркинга заключается в повышении общей конкурентоспособности предприятия за счет поиска, адаптации и использования лучших из применяемых методов организации бизнес-процесов. На основе бенчмаркингового исследования можно надежно установить вероятность успеха предпринимательства.

В рамках бенчмаркига могут решаться следующие задачи:

— ориентация предприятия на внешнюю среду для постоянного поиска новых возможностей и противостояния потенциальным угрозам;

— определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон;

— осознание необходимости изменений;

— планирование и целеполагание на основе оценки условий внешней среды;

— содействия постановке «протяженных» целевых показателей качества работы, значительно превосходящих текущие;

— отбор идей по кардинальному улучшению бизнес-процессов;

— повышение эффективности функционирования;

— изменение организационной культуры в сторону стремления к развитию, повышению квалификации, компетентности.

Современный бенчмаркинг ориентирован не только на изменение в лучшую сторону собственного потенциала организации, через взаимодействие, он также позволяет изменять к лучшему ее внешнею среду, развивая потенциал ее партнеров.

В России отдельные положения и аспекты бенчмаркинга начали пропагандироваться с 1996 г. в работах Г. Л. Багнева, А. К. Казанцева, И. А. Аренкова. В последние годы по данной проблеме стали публиковаться переводы трудов зарубежных ученых и практиков, появляются оригинальные разработки российских исследователей.

В качестве положительного примера можно привести маркетинговые проекты таких ведущих компаний, как РНК «Лукойл», РАО «ЕЭС России», Газпром, Юкос, АвтоЗИЛ.

Использование системы бенчмаркинга в российском бизнесе позволяет за счет оценки передового опыта ведущих фирм и компаний совершенствовать собственные характеристики, внедрять инновационные технологии, создавать ценности в работе с клиентами, повышать культуру предпринимательства.

Эффективный бенчмаркинг — это бенчмаркинг со своей самобытной философией, дополненный не менее самобытной философией культуры. Как социальное явление экономическая культура общества не только представляет собой синтез прошлого и настоящего экономического опыта поколений, но и включает перспективные потребности и цели будущего развития. Формирование и развитие экономической культуры общества можно обеспечить, используя действенный инструмент маркетинга, то есть бенч-маркинг3.

Идея культуры, как показывают многочисленные исследования, возникла намного столетий раньше, чем появился сам термин «культура». В самом общем виде «идея культуры» была сформулирована еще в V веке до н.э. софистами Протагором, Антифонтом, Гип-пием и другими, которые первыми из философов стали говорить о том, что наряду с миром природы существует и мир, созданный волей, разумом и руками человека.

Культура — исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме.

Первым его начал употреблять Марк Тулий Цицерон, вошедший в историю как непревзойденный ритор, чьи речи и до сегодняшнего дня считаются образцами ораторского искусства.

Философы по-разному определяли сущность культуры. Так, например, культура, по мнению Шпенглера, — это выражение «коллективной души народа» на фоне определенного ландшафта. Культура стремится выразить себя в художественных, языковых, философских, политических формах, в человеческих верованиях, архитектуре, социальных учреждениях.

Культура для Ф. Бэкона не только и не столько результат «возделывания души», как считали древние греки и римляне, а финал деятельности по покорению сил природы, подчинению ее воле и интеллекту действующего индивида, опирающегося на мощь техники и данные опытной науки. С его точки зрения, только практическое применение объема накопленных знаний позволяют судить об уровне развития культуры.

По Бэкону, культура проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, а главными ее элементами являются наука и искусство (как всякое практическое умение по овладению силами природы и ее преобразованию). Искусство — суть квинтэссенция культуры.

Культура, по Гердеру, не дается божественным откровением, а создается в процессе человеческой практики, преобразования природного и социального мира. Культура — это результат человеческой деятельности на протяжении всей истории его существования. Но не только результат. Культура одновременно является и процессом.

Анализируя понятие культуры, основоположники марксизма-ленинизма видели ее источник в общественном труде. Под культурой в широком смысле слова понималась вся совокупность материальных и духовных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект.

Многие советские ученые подразумевали под культурой определенный уровень образования, то есть накопленные знания, сведения и представления, который необходимо уметь применять на практике, проявляя при этом высокую сознательность, хозяйственность, организованность, дисциплинированность, бережливость. Так, например, Ж. Т. Тощенко писал, что «экономическая культура представляет собой органическое единство знаний, убежденности и творческой практической деятельности, а также результаты этой деятельности, которые создаются людьми в ходе развития общества».

В современном мире под «культурой» обычно понимается сложный, трудный и многообразный способ человеческой деятельности, человеческих отношений, всего социального бытия людей. Любая сфера человеческой деятельности может быть охарактеризована с точки зрения ее культурной значимости и ценности для человека и его бытия. Диапазон значений культуры поистине безграничен. Чаще всего культура осмысливается через категорию «деятельность» с подчиненными ей понятиями: субъект, объект, отношения и т.д. В этом смысле речь может идти о «культуре быта», «культуре производства», «профессиональной культуре», «культуре управления» и т.п.

Культура — социально-прогрессивная творческая деятельность человека во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм,

знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

В настоящее время экономическая культура — это система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Экономическая культура включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, это говорит о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, речь идет о низкой культуре потребления.

Низкая культура управления проявляется в непро-думанности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практических решений, принимаемых правительством и аппаратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль руководства, пренебрежительное обращение начальников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном пред-приятии4.

В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель как должностное лицо обязан следить за распределением заданий, организацией труда и трудовой дисциплины, правильным и своевременным выполнением приказов, повышением производительности труда и т. д. Однако подчиненные, имея другие интересы, часто не совпадающие с интересами организации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы администрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление.

Таким образом, управленческая культура, т. е. особенности поведения руководителей, выступает элементом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру труда, если понимать под ней совокупность норм и правил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой.

Степень принятия членами организационного сообщества культурных образцов в значительной мере определяет устойчивость, динамизм организации и, в конечном счете, ее успех.

Примечания

1 Сунь Цзы писал: «Если вы знаете врага и знаете себя, то ваша победа не подлежит сомнению».

2 Ярким примером амбициозности является Макс Планк, пионер математической логики.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

3 Дарел Холл (Darel Hall), менеджер по транспортировке и планированию в ATE'T's MMS-Отдела, заявил: «ATE'T занялась бенчмаркингом по вполне здравой причине — мы хотим улучшить наш бизнес и культуру».

4 В. И. Ленин отмечал: «Главное, чего нам не хватает, — культурности, уменья управлять...».

Библиографический список

1. Косьмина Е.А., Метелев С.Е., Косьмин А.Д. Культурный капитал общества в реальном материале функционирующей организации. М.: «Экономика», 2006.

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Макетинг: Учебник для вузов. — СПБ.: Питер, 2006 — 736 с.

3. Benchmark study of small tomid-sized community economic development organizations. P.O. Box — 2004.

4. Gay, W. Benchmarketing: A method for achieving superior performance in fire and emergency medical services. Herndon, Va: Public Management Group, 1992.

5. Massimiliano Marcellino. A benchmark for models of growth and inflation.

6. Р. Самедов, Л. Гумматович. Сущность и содержание понятия «экономическая культура» // Вопросы культурологии, 2006, №5. - с. 13-16.

7. А. Сусоколов. Экономическая культура российского общества в ХХ в. // Вопросы культурологии, 2006, № 4. — с. 60-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. А. Сусоколов. Экономическая культура российского общества в ХХ в. // Вопросы культурологии, 2006 № 5. — с. 39-43.

9. Экономика культуры: учебник — М.: Изд-во «СЛОВО», 2005 — 608 с.

КОСЬМИНА Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент Омского филиала Академии бюджета и казначейства.

НИЯЗОВА Гульнара Альфредовна, аспирант кафедры «Менеджмент» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Статья поступила в редакцию 25.10.07 г.

© Е. А. Косьмина, Г. А. Ниязова

УДК 631.15:338.43 Г. К. КАБДУЛЛИНА

Кокшетауский университет, Республика Казахстан

ПЕРСПЕКТИВЫ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК

СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА_________________

Основными направлениями социально-экономического развития АПК Северного Казахстана являются: научно-технический прогресс и инновационная деятельность, повышение доходности сельского хозяйства, развитие интеграционных процессов, совершенствование экономических отношений на внутреннем и внешнем рынках, а также повышение качества производимой продукции.

Социально-экономические преобразования в стране, в том числе в аграрном секторе, начавшиеся 15 лет назад, сегодня не привели, как показывают исследования, к устойчивому развитию АПК, позволяющему соединить рост экономики и повышение степени удовлетворения потребностей населения с экологическими требованиями в единую систему. Центральное место в этом определении отводится повышению уровня производства продовольствия. Именно на этой основе возможно достижение продовольственной безопасности страны на современном этапе развития. Поэтому, интенсивно развивая мировые рынки продовольствия, ведущие страны мира в то же время поддерживают высокий уровень самообеспечения: США и Франция — более 100%, Германия — 93%, Италия — 78%, даже бедная плодородными почвами Япония — 40%.

Причины, которые не позволили достичь устойчивого роста, следующие.

Во-первых, при переходе к рынку, что было вызвано объективными условиями и мировыми тенден-

циями, наша страна не только не воспользовалась преимуществами, которыми обладают рыночные отношения, но и в результате непродуманной аграрной политики произошло резкое падение основных показателей производственного потенциала: земли, основных фондов, трудовых ресурсов.

Во-вторых, в результате ухода государства от ответственности за экономику в аграрном секторе и созданных неблагоприятных макроэкономических условий произошел разрыв эквивалентных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, что лишило основную массу сельскохозяйственных товаропроизводителей ресурсов не только для расширенного, но и простого воспроизводства.

Исследования показали, что в годы реформ из сельского хозяйства через систему цен изымалось до 10—15 % созданной в нем продукции, что позволило решить проблему конкурентоспособности отечественной пищевой промышленности на внутреннем и внешнем рынках, сдержать падение жизненного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.