36 (129) - 2009
Инновации и инвестиции
МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНА НА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Т. ю. анопченко,
доктор экономических наук, профессор кафедры теории и технологий в менеджменте
Davidova@mail. т
к. т. пайтаева,
аспирант экономического факультета Davidova@mail. т Южный федеральный университет
В статье исследованы условия устойчивого конкурентоспособного функционирования региона в рыночной среде. По мнению авторов, преодоление депрессивного развития региона во многом сопряжено с формированием экономических условий и механизмов инвестиционного обеспечения инновационной деятельности во взаимосвязи с макроэкономическими тенденциями и региональными реалиями.
Ключевые слова: инновационная активность, восстановительный процесс, региональная модель инновационной деятельности.
Восстановление экономики Чеченской Республики неразрывно связанно с инновационным развитием. Актуальным является формирование механизма перевода воспроизводства на инновационный тип, способный сочетать инновационную, структурно-промышленную и инвестиционную политику органов государственного управления.
Смещение акцентов инновационного развития на региональный уровень является шагом на пути преодоления исторической специализации региона, которая не всегда способствует устойчивому развитию национального хозяйства, поскольку экономики такого рода в большей степени подвержены риску при изменении конъюнктуры или в ситуации кризисов. Исходя из этого, одним из важных вопросов в комплексном социально-эко-
номическом развитии региона является формирование его инновационной среды, так как развитие на основе инноваций становится важнейшим фактором повышения конкурентоспособности. Отсюда следует необходимость рассмотрения стратегии инновационного развития на региональном уровне [4].
В настоящее время значительно расширилась и сфера инноваций, она стала охватывать не только области технологий, но и системы управления бизнесом, финансами и обществом. Это значительно усилило ее влияние на общую конкурентоспособность страны, включающую в себя конкурентоспособность человеческого капитала, бизнеса и власти. Сегодня «новая экономика», став реальной отраслью экономики, в более значительной степени определяет будущее страны по сравнению с отраслями «старой экономики». Глобализация полностью меняет правила соперничества. На смену стратегиям «догоняющего развития» приходят стратегии «от знаний к благосостоянию», в которых определяющим фактором является наличие в стране и ее регионах основных ресурсов развития — знаний и человеческого капитала.
Создание национальной инновационной системы относится к числу высших приоритетов социально-экономической политики российского государства. Важная роль в этом процессе прина-
длежит регионам России. Сегодня именно они определяют основные направления и динамику преобразований в экономике и производстве, формируют инновационную среду с учетом местных особенностей, прорабатывают и реализуют основные положения региональной научно-технической политики. Инновационная экономика открывает для многих регионов реальный шанс достижения нового уровня развития, привлечения различных типов ресурсов, решения многих социально-экономических задач.
Региональная модель инноваций позволяет принимать во внимание региональные различия, анализируя сильные и слабые стороны различных подсистем, групп и взаимозависимостей в пределах соответствующей области. Поэтому инновации занимают одно из первых мест в большинстве региональных стратегий.
Линейная модель инноваций, издавна существовавшая в сознании людей, подразумевала наличие инфраструктуры, финансовую поддержку инноваций и трансферт технологий, но при этом совершенно не учитывала интеллектуальный капитал регионов в инновациях.
При формировании модели национальной инновационной системы возникают проблемы разработки концептуальных основ инновационной стратегии регионов. В связи с этим представляется целесообразным рассматривать задачи, условия, рычаги, механизмы, учет которых необходим при разработке региональной модели инновационного развития.
В основе новой региональной инновационной модели лежат следующие принципы:
1) развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, основанных на знаниях и творчестве;
2) создание высокоэффективных исследовательских центров;
3) формирование привлекательности для глобальных компаний;
4) привлечение дополнительных инвестиций.
С нашей точки зрения, эта модель характеризуется нелинейными развивающимися интерактивными процессами, которые требуют интенсивных коммуникаций и взаимодействия между ключевыми составляющими: технопарками, научно-исследовательскими институтами, инновационными предприятиями, промышленными предприятиями, администрацией региона и т. д.
Задачи основных участников инновационной системы разнообразные и многоуровневые в региональном, национальном и международном аспектах. Именно они определяют ключевые взаимосвязи между институтами системы, конкретизируя их субъективность и степень влияния на остальные элементы инновационной системы (см. таблицу).
В целом инфраструктура модели представляет собой систему, которая может состоять из следующих подсистем:
• научно-технической и инновационной подсистем, обеспечивающих научное сопровождение управленческих процессов;
Субъекты Региональный уровень Национальный уровень Международный уровень
Технопарки Интеграция существующего научного и технологического потенциала, а также апробация инноваций в производстве и бизнес-среде хозяйства Содействие активизации национального экономического и инновационного потенциала, структурному преобразованию всего социально-экономического пространства России Интеграция геополитики, науки, высоких технологий и экономики
Научно-исследовательские институты Обеспечение современными разработками и технологиями инновационного процесса в регионе, подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров на основе развития регионального интеллектуального капитала Исследования на стратегически важных направлениях научно-технического развития страны, сохранение и приумножение научно-технического потенциала страны, обеспечение его эффективного использования в интересах развития инновационной экономики Участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными договорами и другими договорами о научно-техническом сотрудничестве. В перспективе НИИ могут послужить ядром для формирования конкурентоспособных корпораций мирового уровня, способных при наращивании производственных мощностей для освоения новых поколений техники и технологий обеспечить стране достойное место в международном разделении труда и широкомасштабное продвижение на рынок новой техники и технологий
Задачи ключевых составляющих инновационной системы в инновационном развитии
Окончание таблицы
Субъекты Региональный уровень Национальный уровень Международный уровень
Инновационные предприятия Превращение научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, рутинизация внедрения инноваций в производственной среде Обеспечение продвижения жизнеспособного в рыночных условиях инновационного продукта на национальный уровень Обеспечение продвижения жизнеспособного в рыночных условиях инновационного продукта на международный уровень
Производственные структуры Формирование потребности в нововведениях, а также обеспечение финансирования НИИ и инновационных предприятий на региональном уровне Наладка серийного изготовления конкурентоспособной продукции повышенного спроса Развитие общественного производства
Органы власти Максимальное использование возможности привлечения существенных федеральных ресурсов. Обеспечение коммуникаций между элементами региональной инновационной системы. Создание условий для развития региональной инновационной инфраструктуры, а также создание благоприятных условий для инновационной деятельности Разработка и реализация конкретных мероприятий по поддержке, регулированию и стимулированию инновационной деятельности, формированию благоприятной инновационной среды. Обеспечение коммуникаций между элементами национальной инновационной системы Разработка и реализация государственной стратегии инновационного развития экономики. Обеспечение высокого уровня инновационной способности нации как важнейшего условия обеспечения национальной безопасности страны. Обеспечение коммуникаций между элементами инновационной системы
инвестиционно-финансовых институтов, в том числе предприятий венчурной индустрии, определяемых концепцией развития венчурной индустрии в России;
хозяйствующих предприятий и организаций; информационной сети, которая, по нашему мнению, должна функционировать на базе старейшей в мире и эффективно действующей в условиях переходной сети Российского объединения информационных ресурсов научно-
технического развития (Росинформресурс);
• специализированных инновационных структур (наукоградов, бизнес-парков и бизнес-инкубаторов, инновационных центров и др.);
• сферы инвестиционно-инновационного обслуживания.
Национальная инновационная система включает в себя комбинацию региональной инновационной системы во взаимосвязи с национальными и международными компонентами (рис. 1).
Зарубежные страны
Инновационные зоны
Технопарки
Производственная структура
Инновационные предприятия
Правительство
Инновационность региона
Технопарки
Научно-исследовательские
институты * *
Инновационные предприятия
Администрация региона
Органы государственной власти
Ж + Другие
Производственная структура
регионы
+ А РФ
Рис. 1. Модель функционирования региональной инновационной системы [2]
Многомерность структуры национального хозяйства и социума, многофакторность ролей, которые выполняет каждый регион, потребуют детализации позиции для каждого региона. Появление инновационной модели с учетом региональной специфики даст возможность учитывать различия в уровне развития региона, а также выделить барьеры и проблемы выработки инновационной стратегии (рис. 2).
Выявлены три типа барьеров, отрицательно действующих на реализацию региональных инновационных стратегий. Барьер первого типа — отсутствие основных элементов инновационной системы, то есть важные предпосылки развития региональной инновационной системы слабо развиты, либо в регионе отсутствуют составляющие для развития таковой. Барьер второго типа — замкнутость, способствующая сверхспециализиро-ванности региона в зрелых отраслях промышленности, испытывающих спад. Барьер третьего типа — фрагментарность, характеризующая развитость коммуникационных связей между основными элементами инновационной системы.
На рис. 2 представлена модель противоречий взаимосвязи основных барьеров инновационного развития и типов регионов. В действительности данные барьеры содержат в себе целый комплекс проблем для каждого из выделенных типов регионов. Поэтому данный комплекс был рассмотрен для каждого типа региона по основным составляющим региональной инновационной системы: организации и региональные кластеры; инновационная активность; генерирование и распространение знаний; университеты, исследовательские организации; образование/обучение; трансферт знаний; информационные сети.
В ходе анализа нами было отмечено: несмотря на то, что инновационное развитие активно подде-
Отсутствие основных элементов инновационной системы
Замкнутость
Периферийные районы
Старые индустриальные регионы
Рис. 2. Модель противоречий взаимосвязи основных барьеров инновационного развития и типов регионов [2]
рживается и пропагандируется на государственном уровне, реальный приток частных инвестиций возможен лишь в ситуации среднесрочной экономической выгоды. В то же время регионы сами заинтересованы в развитии данного направления, но при этом получают государственные средства, которые распределяются между ними в разных пропорциях, а значит, государство также заинтересовано в получении выгоды от развития регионов. Соответственно, для обеспечения жизнеспособности инновационной модели необходимо обеспечить соблюдение интересов всех сторон.
Для объективной оценки влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России нами была предложена схема, включающая в себе две подсистемы:
1) применение в эксплуатации знаний;
2) генерирование распространения знаний во взаимосвязи с национальными и международными компонентами.
Эти подсистемы включены в общее региональное, социально-экономическое и культурное управление.
При этом надо иметь в виду, что региональная инновационная система — это часть многоуровневой пространственно-экономической системы национального и мирового хозяйства, которая имеет различные связи с компонентами других инновационных систем на национальном и международном уровнях.
Подсистема применения и эксплуатации знаний включает в себя промышленные предприятия, их потребителей, поставщиков, конкурентов, а также их партнеров, которые в идеале связаны между собой горизонтальными и вертикальными связями.
Подсистема генерирования и распространения знаний состоит из различных учреждений, которые заняты производством и распространением знаний и навыков.
Ключевыми элементами данной подсистемы являются научно-исследовательские институты, организация трансферта технологий (лицензионные палаты, патентные бюро, центры инноваций и т. д.), образовательные учреждения (университеты, техникумы, учреждения профессионального обучения и др.) и кадровые службы.
Фрагментарность
Промышленно развитые и наукоемкие регионы
Рассматривая данные подсистемы, следует учитывать и направление региональной политики, так как региональная власть может играть важную роль в формировании региональных инновационных процессов при условии существования достаточной региональной автономии (юридические и финансовые ресурсы) для формирования и осуществления политики в сфере инноваций. В идеальном случае существуют интенсивные интерактивные взаимоотношения в пределах и между этими подсистемами, облегчающие непрерывный поток и обмен знаниями, ресурсами, человеческим капиталом.
Необходимо подчеркнуть, что взаимодействие в рамках региональной инновационной системы отличается от кластеров. Кластеры являются центральным элементом подсистемы применения и эксплуатации знаний, в то время как региональная инновационная система является более широкой концепцией. Во-первых, в ней сформированы несколько кластеров и отраслей промышленности и, во-вторых, в региональной инновационной системе НИИ играют большую роль. Как уже упоминалось выше, НИИ, входящие в модель в этом контексте, должны относиться к инновационно-релевантным организациям, которые обладают инновационной культурой, соответствующей направленностью топ-менеджмента и творческой активностью персонала.
Каждая инновационная система любой страны представляет собой совокупность взаимосвязанных институтов, которая предназначена для создания, хранения и передачи знаний и навыков. Одна часть инновационной системы включает мелкие и крупные компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы, другая — комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [3]. Инновационные системы формируются под влиянием большого числа объективно заданных для каждой страны факторов, включая ее размеры, природные ресурсы, географическое положение и климат, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности.
Современные инновационные системы рыночного типа базируются на либеральной экономической парадигме:
• открытость национальной экономики, то есть интеграция в глобальное мировое хозяйство в той или иной степени;
• законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе право на результаты интеллектуальной деятельности;
• равноправие хозяйствующих субъектов, включая государство, в экономической деятельности;
• законодательное обеспечение конкурентной среды, ориентирующей производителей на интересы потребителей и стимулирующей непрерывное создание инноваций.
В рыночных условиях из-за отсутствия государственного патернализма почти все основные риски инновационной деятельности берут на себя сами субъекты, рискуя собственным благополучием, а иногда и самим существованием. Вместе с тем мотивационные стимулы для таких субъектов многократно выше, чем в административной системе. Именно поэтому в организационных структурах инновационной системы органично создается и развивается малый бизнес (МБ). Сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рисковых бизнес-проектов, основанных на уникальных научно-технических, управленческих, социальных и других новшествах.
В целом организационным структурам инновационной системы в рыночной экономике присуще сочетание крупных интегрированных фирм — лидеров национальных экономик и мировой экономики с множеством фирм сектора МИБ, осуществляющих новаторскую, рисковую инновационно-технологическую деятельность. Ведущая роль в формировании такого инновационного поля должна принадлежать государству. Именно с этих позиций и следует подходить к оценке состояния сферы науки и инноваций в Чеченской Республике и обоснованию системных решений по ее модернизации в соответствии с направлениями, адекватными потребностям «новой экономики».
Инновационная система Чеченской Республики сегодня разбалансирована, ее основные элементы (научно-техническая сфера, предприятия, инновационная инфраструктура) функционируют изолированно друг от друга. Стратегия промышленного сектора не ориентирована на инновационное развитие, использование результатов отечественных исследований и разработок [1].
Таким образом, среди задач Чеченской Республики, определяющих особенности стратегического управления инновациями, можно выделить рас-
ширенное воспроизводство региональных интеллектуальных ресурсов, развитие инновационной инфраструктуры Чеченской Республики и создание благоприятных условий для инновационной деятельности.
В первую очередь, эти задачи должны решаться через кадровую составляющую и систему образования. Поэтому развитый вузовский и научный секторы региона служат важнейшими интеллектуальными предпосылками повышения уровня его инновационного потенциала.
Как уже отмечалось, региональные инновационные системы не могут быть замкнутыми, так как обычно имеют различные связи с компонентами других инновационных систем на национальном и международном уровнях. В связи с этим можно выделить два важных момента.
Во-первых, говоря об инновационных взаимосвязях предприятий, широко распространенных в настоящее время, необходимо подчеркнуть, что их локальный характер не отвечает современным представлениям об инновационности. Поэтому в рамках усиления международной конкуренции и научно-технического прогресса межрегиональные и локальные взаимосвязи являются ключевыми. В свою очередь, внешние связи обеспечивают доступ к идеям, знаниям и технологиям, которые невозможно получить в пределах ограниченного пространства региона.
Во-вторых, в процессе общественного разделения труда становится очевидным, что региональные, национальные и международные органы управления и организации могут повлиять на формирование динамичного развития региональных инновационных систем (многоуровневое управление). Кроме того, конкретная специализация каждого уровня существенно зависит от степени политической автономии региона. Тем не менее близкая к идеальной модель может быть найдена, когда сложное разделение труда на региональном уровне возможно идентифицировать со специализацией для нижнего и среднего уровней: образования, бизнес-инкубаторов и центров инноваций, организаций трансферта технологий и далее до политики кластеров.
На национальном уровне можно определить специализации для инновационно направленных университетов, обладающих площадками для развития инновационного потенциала, научно-исследовательских организаций, а также обеспечить финансирование инновационных и технико-внедренческих зон.
На международном уровне появляется возможность для формирования различных структурированных фондов, программ развития научно-технического прогресса и структур технико-внедренческих зон.
Таким образом, в процессе глобальной конкуренции и определении места страны в общественном разделении труда инновации являются ее корневой компетенцией и важнейшими общественными факторами производства. Механизм влияния инновационной активности региона на геополитическую способность Чеченской Республики реализуется в том, что региональные инновационные системы становятся частью многоуровневой пространственно-экономической системы национального и мирового хозяйства, и в то же время имеют различные связи с компонентами других инновационных систем на национальном и международном уровнях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алханов А. Чеченская Республика: инвестиционные возможности. Грозный: ЭкономИздат. 2007.
2. Буянова М. Э. Оценка региональных рисков регионов Южного федерального округа // Регионология. 2006. № 3. С. 20.
3. Иванова Н. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002; Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 26-29.
4. Ильясов Д. Р. Механизм влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России // Инновации. 2006. № 9 (96). С. 76-84.
С
Пй
17-19 ноября 2009 г. в Москве состоится VIII Национальная Конференция «Роль микрофинансирования в преодолении финансово-экономического призиса».
Организаторы конференции: Национальное Патнерство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и Российский Микрофинансовый Центр.
Дополнительная информация: +7(495) 258-68-31, 258-87-05, [email protected]