ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 1
ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ И БЕРЕГ ДАЛЬНИЙ
У.А. Дюшембиев, У.Э. Мамбетакунов
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КЫРГЫЗСТАН
В современном мире постоянно осуществляется процесс совершенствования системы образования, поиска и внедрения наилучших форм, средств и методов обучения, адекватных практическим потребностям общества. В основных отраслях деятельности все более ценятся и пользуются повышенным спросом высокопрофессиональные специалисты, приобретающие соответствующую квалификацию и диплом после специальной подготовки в учебных заведениях высшего и дополнительного профессионального образования.
Сейчас перед народом Киргизии поставлены три ключевые задачи, решение которых зависит от системы высшего образования и способно вывести нас на траекторию развития, в современный общемировой контекст. Первая — это формирование массовой информационной культуры. Вторая задача, которая во многом будет определять будущее экономики страны, — это подготовка инженерных кадров. Третья задача для системы высшего образования, решение которой определит облик страны, — это формирование инновационной культуры.
Таким образом, есть три вещи, определяющие облик и гарантирующие жизненный успех и конкурентоспособность современного выпускника вуза независимо от того, какую специальность он приобрел. Во-первых — это высочайшая степень владения информационными технологиями. Во-вторых, это способность системно, инженерно мыслить и действовать. И, в-третьих, это пристрастие к инновациям, готовность и умение находить новые решения.
Учебные заведения в стремлении повысить качество, интенсивность, эффективность подготовки классных специалистов придают все большее значение использованию новых информацион-
Дюшембиев Уран Асекович — кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора по институциональному развитию ИЦПС КНУ им. Ж. Ба-ласагына.
Мамбетакунов Уланбек Эсенбекович — кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета компьютерных технологий ИЦПС КНУ им. Ж. Баласагына.
ных технологий в обучении в сочетании с передовыми идеями образования.
Сегодня в самом начале третьего тысячелетия, когда в мире происходят процессы перехода от индустриального к информационному обществу, сокращается до нескольких лет цикл обновления поколений сложной техники и высоких технологий, постоянно возрастают объемы информации, а общество захлестывают информационные потоки, человек зачастую не успевает выбрать в них и прочно освоить необходимые знания для эффективной профессиональной деятельности.
Чтобы устоять в этих условиях, человеку приходится все время учиться, а образовательным учреждениям — переходить на современные методы и средства по принципу обучения основным базовым знаниям в сочетании с активным творческим усвоением учащимися специальных знаний.
Понимание приходит с опытом, и сейчас даже "чистые" гуманитарии убеждаются, что технологии открывают перед каждым человеком удивительные возможности.
И дело даже не в том, что все мы оценили удобство работы с электронными текстами, — это всего лишь азы компьютерной грамотности. Гораздо важнее другое: если бы не было высоких технологий, мы лишились бы возможности общаться с друзьями и коллегами, находящимися в других странах, не могли бы развивать свои творческие способности, не имели бы доступа к мировой культуре и современной информации.
Осознав все это, мы в спешном порядке принялись наверстывать упущенное и осваивать компьютер и Интернет. И сегодня мало кто станет спорить с тем, что компьютеры просто необходимы в учебном процессе. Вот только как именно их применять?
Компьютер в учебном процессе является прежде всего инструментом, позволяющим сделать обучение интересным и творческим. Персональный компьютер и все устройства, которые к нему можно подключить, не надо изучать, а надо использовать в обучающем процессе наряду с другими новыми информационными и телекоммуникационными технологиями.
Однако для того чтобы стать действительно мощным средством обучения и развития, компьютер должен обладать совершенно определенным набором качеств. В учебном процессе должны использоваться интерактивные программы, мультимедийные учебники, учебные материалы с элементами гипертекста, красочная графика, анимация, звуковые эффекты и видеоролики. Необходимо учиться работе с самыми разными базами данных и информацией, циркулирующей во Всемирной сети.
В связи с этим в современных условиях в обществе приоритетное значение придается бурно развивающимся информационным технологиям как концентрированному выражению знаний и практического опыта, позволяющему наиболее рациональным образом организовать информационный процесс с максимальной экономией затрат труда, энергии и материальных ресурсов.
Особая роль современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовании общества заключается в том, что они ускоряют процессы получения новых знаний, а также процессы их распространения в обществе. Таким образом, происходит повышение качества людских ресурсов общества, его социального интеллекта.
Новые информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивая свободное распространение информации, создают прозрачность отношений и порождают доверие, что постоянно развивает деловое сотрудничество. Не заменяя мышление человека, они повышают его мощь, тем самым увеличивая его потенциал, вытесняя физический труд умственным. Актуальность новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании обусловлена не только тем, что они совершенствуют собственно систему образования и делают высокоэффективным учебный процесс, но и тем, что через обученных и освоивших их специалистов обеспечивается широкое внедрение самих информационных и телекоммуникационных технологий в различных отраслях на современном уровне.
С появлением компьютерной техники и информационных технологий в руках общества оказался мощный инструмент, позволяющий многократно усилить его интеллектуальный потенциал за счет автоматизированного сбора, накопления, обработки и хранения информации. Облегчился доступ человека к информации, появилась возможность быстро и в удобной форме получать необходимые сведения1. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название "информационное общество"2. Государство, стремящееся занять достойное место в международном сообществе, ни по каким соображениям не может отказываться от принятия определенной стратегии своего поведения в отношении образования и создания информационного общества.
Существенная роль в развитии информационного современного общества принадлежит информатизации образования, которая в совокупности с информационными технологиями способствует:
— развитию методологии и стратегии образования;
— разработке методических систем, ориентированных на новые формы обучения и контроля знаний обучаемых;
— активизации познавательной деятельности обучаемых;
— повышению качества учебного процесса;
— созданию и использованию компьютерных методик контроля;
— стимулированию самостоятельной работы обучаемых;
— повышению качества подготовки специалистов с новым типом мышления.
Информатизация образования — это многофакторный и сложный процесс. На внедрение новых информационных технологий влияют различные причины, среди которых хотелось бы отметить процесс преобразования миропонимания самых разных категорий и слоев современного общества, мировоззрение большинства которых формировалось в докомпьютерную эпоху. Многие по каким-либо причинам не могут адекватно воспринимать новые информационные технологии. Не секрет, что одним из важнейших направлений реформирования образовательной системы в развитых странах мира является ее информатизация, рассматривающаяся как необходимое условие и основной этап информатизации общества в целом3.
Также следует учесть уровень профессорско-преподавательского состава. Опираясь на высококвалифицированный преподавательский состав, можно обеспечить соответствующий уровень образования. Немаловажную роль играет и оснащение современной техникой учебных заведений, создание качественного программного обеспечения образовательной среды. Собрать команду специалистов, оснастить ее необходимым лицензионным программным обеспечением, компьютерной, специальной техникой — это большой труд4. Также нельзя обойти и финансовую сторону этого вопроса. Как известно, на сегодняшний день хороший программист не придет работать в учебные заведения за оплату, которую ему там предлагают. Выгодно работать определенное количество времени в частной фирме, чем целый год в вузе. А для нормального функционирования компьютерной техники важность программиста-инженера всем и так понятна.
Здесь надо отметить, что речь не идет о ликвидации традиционного образования. Основная цель информатизации образования — это модернизация учебного процесса с применением информационных технологий, где должна быть выражена направленность на личность, на человека. Компьютер и новые информационные технологии должны быть лишь средствами реализации новой образовательной парадигмы.
На данном этапе проблема информатизации образования требует широкого научно-методического обеспечения учебного процесса.
В связи с этим предлагается ряд направлений по развитию и комплексному использованию новейших обучающих технологий, к которым можно отнести:
— расширение сферы применения новых обучающих технологий, возрастание количества дисциплин и учебных заведений, охватываемых этими технологиями;
— обеспечение развития новых обучающих технологий в направлении повышения качества и комплексной увязки реализуемых в этой сфере элементов в единую информационную среду с охватом всех сторон учебного процесса, осуществляемого учебным заведением;
— более широкое овладение преподавателями методами и средствами разработки и применения новых обучающих технологий, для чего в первую очередь необходимо повышение уровня базовой компьютерной подготовки преподавателей;
— повышение оснащенности учебных заведений современными техническими, программными, коммуникационными средствами, без которых немыслимо эффективное внедрение в учебный процесс новых обучающих технологий;
— налаживание системы распространения реализованных на практике новых обучающих технологий для обеспечения их заимствования все большим количеством преподавателей и учебных заведений, для чего необходимо более активное использование механизма проведения специальных практических семинаров преподавателей внутри вуза и краткосрочных целевых курсов по переподготовке преподавателей, а также обмена готовыми обучающими программами по аналогичным дисциплинам через телекоммуникационную сеть;
— введение в учебных заведениях эффективной системы материального стимулирования преподавательского состава за практически реализованные в учебном процессе новые обучающие технологии, а также системы целевых стажировок преподавателей в передовых зарубежных учебных заведениях по освоению опыта использования новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
— организация в учебных заведениях в помощь преподавательскому составу, внедряющему новые обучающие технологии, специальных групп квалифицированных специалистов по поддержке программно-технических средств этих технологий;
— формирование и реализация совместных рабочих программ учебных заведений и предприятий сферы высоких технологий,
предусматривающих проведение обкатки новых обучающих технологий с использованием развитой базы современных компьютерно-коммуникационных средств этих предприятий;
— упорядочение проводимых учебными заведениями работ по созданию и использованию информационно-программных средств учебного назначения.
В заключение хотелось бы отметить, что если мы не хотим безнадежно отстать от мировых стандартов в образовании, то должны помнить, что одним из достижений нынешнего века являются информационные технологии и телекоммуникации, чуть-чуть задержаться — и можно отстать навсегда.
Примечания
1 КозыбайА. Информатизация агроинженерного образования на современном этапе // Мат-лы 30-й Междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. Алма-Аты, 2000. С. 252.
2 Тажигулова А.Е. Философские проблемы информатизации образования // Философия образования и роль в формировании гуманитарного типа знания. Сб. II. Мат-лы слушателей Летнего университета, Алма-Аты, 8-21 июля 2002. Алма-Аты, 2002. С. 109.
3 См.: КозыбайА. Информатизация агроинженерного образования на современном этапе // Мат-лы 30-й Междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. Алма-Аты, 2000.
4 Куфлей О.К. Проблема внедрения информационных технологий в систему ДО // Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 10-летию независимости Кыргызской Республики, 50-летию КГНУ и 5-летию ИИМОП КГНУ "Интеграционные основы совершенствования системы высшего образования". Бишкек, 2001. С. 94.