#
чаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;
- осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;
- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений).
Итак, цель процесса информатизации образования -это изменение системных свойств сферы образования с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного и целенаправленного использования потенциала ИКТ. При этом у каждой личности появляется возможность влиять на свой образовательный, научный, профессиональный путь, а с ними и на исторический путь развития Таджикистана.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. IBM PC и PS/2. Руководство по программированию: пер. с англ. / П. Нортон, Р. Уилтон; пер. В. Н. Григорьева. - М.: Радио и связь, 1994. -336 с.
2. Комилов Ф. С., Исмоилов А. А., Рахмонов З. Ф. Компьютерные технологии как средство повышения качества обучения // Паём. Научно-теоретический журнал. - Душанбе: ИПС, 2008. - № 18. - С.125-128.
3. Заславская О. Ю. Автоматизированные информационные системы и технологии в управлении образовательным процессом // Оптимизация и моделирование в автоматизированных системах. Межвуз. сб. науч. трудов. - Воронеж, 2004.
4. Турченко В. П. Парадигмы стратегии образования // Педагог. - 1998. - № 4.
5. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. - М.: Образование и информатика, 2004. - 68 с.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
MAIN TENDENCIES AND DEVELOPMENT PRINCIPLES OF INFORMATIZATION OF AN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Э. К. Самерханова
В данной статье рассматриваются основные идеи развития информатизации образовательного учреждения. Выделяются принципы: системности, непрерывности, междисциплинарной интеграции, обеспечивающие реализацию процесса информатизации образования в вузе. Сформулированы стратегические цели и задачи в области образовательной, научной, воспитательной деятельности вуза.
E. K. Samerkhanova
The article examines the main ideas and principles of informatization development in an educational establishment. The author singles out the principles of systematic character, continuity and interdisciplinary integration which would guarantee the realization of the informatization in a university. The author also formulates the strategical goals and objectives in the university's educational and scientific areas.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, единое информационно-образовательное пространство.
Keywords: informatization, information technologies (IT), integrated information and education space.
Стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации, влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Информатизация существенным образом изменяет практически все стороны деятельности людей, формируя новый образ жизни. Анализ современных направ-
лений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для реализации этой проблемы необходимы скоординированное и
Ф
постоянное взаимодеиствие со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.
В последние время значительное развитие в России приобрела идея информатизации учебного процесса (Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейн, Л. И. Долинер, В. И. Заляпин, Д. Ш. Матрос, Б. Е. Стариченко и др.) как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом.
В образовании важна не информационная технология сама по себе, какой бы современной она ни была, а то, насколько ее использование служит достижению образовательных целей. В этой связи применение информационных технологий предполагает прежде всего решение проблемы адекватного выбора технологий.
Компьютерные технологии должны стать средством моделирования многообразных видов и форм мышления, инициировать не только репродуктивные действия и формально-логические операции, но и образно-ассоциативное мышление, обращение к эмоционально значимым смыслам, к открытому будущему, к личностным ценностям.
Исходя из государственной концепции информатизации сферы образования, информатизация образовательного учреждения включает в себя следующие основные направления:
1. Создание единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения, способствующего удовлетворению спроса на рынке образовательных услуг.
2. Последовательное внедрение технологии электронного обучения.
3. Формирование информационно-коммуникационной компетенции профессорско-преподавательского состава в целях реализации:
- личностно ориентированного образования, основанного на использовании информационно-коммуникационных технологий;
- унифицированного подхода к созданию электронных обучающих ресурсов;
- перехода от реального представления предметной области к соответствующей формализованной модели.
4. Создание научно и методически обоснованной системы компьютерного тестирования, позволяющей активно влиять на образовательный процесс за счет эффективного контроля, предусматривающего как контроль со стороны преподавателя, так и самоконтроль обучаемого.
5. Обеспечение системности, непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения (довузовское, вузовское и послевузовское).
6. Разработка инфраструктуры процесса информатизации высшего образования (подготовку кадров, методическое, техническое и технологическое обеспечение), предопределяющее эффективное функционирование и развитие информационных технологий в непрерывном образовании и научных исследованиях.
7. Создание единого информационного пространства с вузами, другими учебными заведениями и научными организациями в сфере подготовки специалистов и проведения научно-исследовательских работ на основе объединения информационных ресурсов.
Вопросы информатизации образовательного учреждения должны быть интегрированы с задачами формирования единого информационного пространства области и региона.
К принципам, обеспечивающим реализацию процесса информатизации сферы образования, можно отнести:
Принцип системности. В соответствии с этим принципом цель процесса информатизации образования - изменение системных свойств сферы образования с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали, новых возможностей влиять на свою образовательную, научную, профессиональную траекторию.
Принцип непрерывности. В соответствии с этим принципом процесс информатизации рассматривается как целенаправленное использование методов и средств информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях и этапах подготовки.
Принцип междисциплинарной интеграции. В соответствии с этим принципом информационные технологии выступают механизмом оптимизации структуры моделей знаний и системы дисциплин, преобразующим всю систему подготовки в теоретическое, технологическое и методическое средство построения моделей профессиональной деятельности.
Информационный век стимулирует нас отойти от границ отдельных дисциплин и развивать более широкие представления на основе междисциплинарного подхода. Информатизация образования сделала реальным применение разнообразных технологий и моделей интегрированного обучения, таких как:
- трансдисциплинарная модель обучения, предусматривающая интеграцию дисциплин в единый учебный курс, интеграцию Госстандартом и требований заказчиков;
- междисциплинарная (проблемная) модель обучения, предусматривающая обучение в процессе работы над проектом;
- модель практической ориентации обучения по выполняемым функциям, области техники, рабочему месту, сферам профессиональной деятельности.
Компьютерные коммуникации могут существенно повлиять на формирование содержания образования, на организационные формы и методы обучения. Современные телекоммуникационные поисковые системы позволяют автоматически собирать, классифицировать и структурировать информацию с нескольких сот и даже тысяч удаленных компьютеров одновременно. Появление компьютерных коммуникаций предполагает:
- изменение содержания обучения традиционным дисциплинам и их комплексирование при выполнении учебных проектов;
- организацию совместной работы преподавателей различных дисциплин при комплексировании учебных дисциплин;
- интеграцию изучения средств информатики и языка (родного и иностранного) с освоением предметного содержания других общеобразовательных и специальных дисциплин.
Роль информационных технологий в осуществлении на практике реальной интеграции учебных предметов является очень существенной. Применение информационных технологий позволит провести интеграцию на самом общем уровне - на уровне методов исследования.
Таким образом, мы можем сформулировать основные стратегические цели и задачи информатизации образовательного учреждения.
Стратегические цели:
- Развитие образовательного учреждения как центра единого научного и информационно-образовательного пространства.
- Достижение нового качества образовательной и научной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций.
Стратегические задачи:
- Формирование базы электронных образовательных ресурсов, системы обеспечения их качества.
- Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, формирование единого информационного образовательного пространства учебного заведения.
- Информатизация процессов управления образовательным учреждением.
- Организация системы непрерывного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и работников образовательного учреждения в области информационно-коммуникационных технологий.
- Оснащение образовательного учреждения современными аппаратно-программными средствами и информационно-коммуникационными технологиями, развитие телекоммуникационной инфраструктуры.
В области образовательной и воспитательной деятельности:
- поддержка и развитие единой интегрированной компьютерной, программной и телекоммуникационной среды для реализации образовательной и воспитательной деятельности;
- разработка программ информатизации развития специальностей;
- внедрение системы электронного обучения;
- использование в учебном процессе инновационных форм обучения: телеконференций, лекций в режиме видеоконференции, онлайновых обсуждений;
- реализация презентационной деятельности, в том числе в сфере профессиональной ориентации студентов и их трудоустройства;
- создание мультимедийных образовательных и воспитательных ресурсов, организация интернет-тестирования студентов.
В области научной и инновационной деятельности:
- поддержка и развитие единой интегрированной компьютерной, программной и телекоммуникационной среды для реализации научных исследований;
- организация и проведение научных телеконференций по различным отраслям знаний;
- реализация инновационных программ повышения квалификации для преподавателей вузов, научных сотрудников и других категорий работников в области 1Т-технологий.
Таким образом, процесс информатизации образования выводит на первый план разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий обучения для развития личности, повышения уровня креативности их мышления, стратегию поиска решения задач, прогнозированию результатов реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.
Активное и целенаправленное применение средств информатизации в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самерханова Э. К. Единое образовательное пространство: идеи, реальность, перспективы. -Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2008. - 126 с.
2. Матвеева Т. А. Формирование профессиональной компетентности студента вуза в условиях информатизации образования: методология, теория, практика. - М.: Владос, 2007. - 344 с.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) // Бюллетень высшего образования. - М., 2006. - № 1.