Образовательные технологии
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
М.С. Иванова. О.В. Вязовова. С.М. Дитяткин
C'hvanova M.S.. Vya/ovova O.V.. Dityatkin S.M. Informatization of the educational space: a historical excursus, l'he artielc presents the historical stages and tendencies in informatization of education.
Мы не ставили перед собой цель связать этапы информатизации образования со строгой хронологией событий, этот процесс в разных странах, в разных педагогических системах и разных сферах деятельности развивался неодинаково и характеризуется отсутствием синхронизации. Вместе с тем. проведенный ниже анализ позволяет сделать вывод, что информатизация образования происходит эволюционно со сменой этапов. Рассмотрим их.
В конце 70-х годов с появлением ЭВМ в развитых странах Запада началось активное оснащение компьютерами образовательных учреждений. В ряде стран этот процесс стимулировался правительственными программами, наиболее крупной была Microelectronic Educational Program, реализованная в 1980- 85 гг. в Великобритании, она предусматривала оснащение школ, создание сети центров переподготовки кадров и отбора учебных программных средств.
В нашей стране освоение ЭВМ школьниками началось с 1959/1960 учебного года, когда в 444-й средней школе г. Москвы был создан экспериментальный класс для учеников. желающих приобрести квалификацию лаборантов-вычислителей [22, с. 4-6|. С того времени факультативные курсы по вычислительной математике и программированию стати обычным явлением. До 1985 года общеобразовательная подготовка по информатике осуществлялась только в высших учебных заведениях. Для студентов, обучавшихся на физико-математических, инженерных и экономических факультетах, читались дисциплины «Алгоритмические языки и программирование», «Основы вычислительной техники и программирования» и аналогичные по программам Минвуза СССР [9, с. 43].
Инициаторами работ по изучению школьниками информатики в нашей стране были академики В.М. Глушков и А.П. Ершов. В широких масштабах компьютеризация образования в Российской Федерации началась в 1985 году, когда в школьную программу был введен учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Начались первые поставки компьютерной техники в образовательные учреждения. Страна была охвачена «безмашинным вариантом» преподавания учебного курса. Быстро стали возникать межшкольные компьютерные центры. Началась массовая подготовка учителей в области алгоритмизации и программирования.
В течение нескольких лет было создано учебно-методическое обеспечение курса информатики в 10-11 классах (авторские коллективы под руководством А.II. Ершова, В.А. Каймима, А.Г. Кушниренко, В.Ф. Шоло-ховича и др.). Разработаны экспериментальные программы для младших школьников (К).А. Первин и др.), учащихся средней возрастной группы (Н.А. Юнерман и др.). Появились компьютерно-ориентированные курсы по другим предметам. В педагогических вузах началась подготовка учителей информатики. В институтах повышения квалификации работников образования открывались кабинеты информатики, создавались центры по ремонту и обслуживанию школьной вычислительной техники.
На первом этапе развития информатизации высших учебных заведений ЭВМ использовалась в основном для выполнения различ ных практикумов (математического, физического и т. п.). Как правило, их содержание сводилось к построению математических моделей на ЭВМ.
Оснащение образовательных учреждений компьютерами долгое время осуществлялось бессистемно, никаких стандартов по типам компьютерной техники ввести не удавалось. Несмотря на недостаточную оснащенность учебных заведений компьютерами, задача первого лапа (примерно до 1990 года) - обеспечение общеобразовательной подготовки в области информатики и подготовки отдельных школьников по профессиям, связанным с вычислительной техникой; переподготовка учителей информатики: ознакомление всех педагогов с возможностями ЭВМ - в основном выполнена. На этом этапе достигнута одна из целей информатизации -приобретение профессионализма в овладении средствами информатики преподавателями и обучаемыми, которые постоянно использовали ЭВМ в своей деятельности.
Параллельно с компьютеризацией начался процесс автоматизации процесса обучения [19, с. 13]. В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств в мире шли по двум направлениям: первое опирается на идеи программированного обучения, второе - компьютерная поддержка различных сфер профессиональной деятельности.
В СССР в 1962 году академик Берг организовал проведение работ по программированному обучению, ТСО и обучающим машинам. Этот этап можно рассматривать как пробный шаг в технологизации процесса обучения [5, с. 18-31 ]. Тогда же сформировались и первые центры (коллективы энтузиастов), занимающиеся проблемами информатизации образования в Москве, Новосибирске. Екатеринбурге (Свердловске), Санкт-Петербурге. Омске. Развернулись работы по созданию автоматизированных обучающих систем (АОС) первого поколения (на машинах Днепр-21, Минск-32. БЭСМ-6 и др.). а также АОС второго поколения, базирующихся на специальных инструментальных средствах - пакетах прикладных программ типа СПОК. АОС ВУЗ.
Активная разработка технолог ий обучения с использованием ЭВМ в СССР началась в середине 70-х годов и нашла массовое применение к середине 80-х годов. Информатизация в этот период развивалась в основном в высшей школе. Центрами информатизации образова-
ния в 1985 году стали педагогические институты Москвы, Санкт-11етербурга. Екатеринбурга, Омска, Новосибирска.
В период с 1979 по 1990 годы в рамках научно-технических программ СССР и стран СЭВ выполнена серия работ по внедрению компьютерных технологий в практику учебных заведений разного уровня [17. с. 7]. В данный период разработаны: концепции использования компьютерных технологий обучения; комплекс инструментальных программных средств; авторские системы для разработки программ учебного назначения; прикладные программные средства поддержки учебных дисциплин.
Вошел в употребление термин «новые информационные технологии», отличительным признаком «которых является среда, в которой они реализуются, и связанные с ней компоненты: технический: программно-технологический; организационно-методический и предметная область знаний». Наибольший интерес представляю! три класса автоматизированных систем для обучения: информационные, моделирующие и обучающие [ 15, с. 84-90].
Несмотря на то, что за первые пять лет в информатизации образования проведена большая работа, программы развития отрасли в данной области не существовало. Первая целевая комплексная программа «Информатизация образования», принятая в конце 1990 года, была рассчитана на 1991-95 гг., но так и не была полностью реализована, так как ее финансирование прекратилось уже в 1991 году [22. с. 4-6].
Задачей второго этапа информатизации (примерно до 1995 года) было завершение организации обязательного изучения информатики с использованием компьютеров и широкое применение кабинета вычислительной техники на других предметах. Компьютер рассматривается как инструмент обучения. В учебных заведениях началось использование АРМ - автоматизированных рабочих мест: директора, психолога, учителя, классного руководителя и др.
«Обеспечение всеобщей компьютерной грамотности» создало условия для приобретения. использования и освоения компьютеров и переподготовки педагогических кадров. приобретения программного обеспече-
ния, внесения изменений в учебный план и многое другое.
Иден непрерывного обраювания в области информатики и раннего обучения информатике декларированы практически одновременно и опираются на тезис: главной целью общеобразовательного курса информатики является формирование у молодого поколения стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества. Идея непрерывного образования в области информатики стаза главным ориентиром в организации школьного обучения и находит практические пути осуществления в активной инициативе регионов (16, с. 96-105]. К 1994 году в 37 регионах России были разработаны региональные прог раммы информатизации образования, среди которых заслужили внимания работы: Пермской и Ярославской областей; Алтайского и Ставропольского краев; Кемеровской. Самарской, Свердловской, Тамбовской, Томской областей; гг. Москвы, Санкт-Петербурга. Создаются региональные центры информатизации.
К 1995 году становится очевидной общемировоззренческая роль курса информатики, в школах стали использоваться учебные пособия и учебники информатики различных авторских коллективов, которые предусматривали разные цели обучения [4; 8; II]. Активизируются процессы, предусматривающие профильное [1], углубленное [18]. расширенное и раннее обучение информатике [ 16, с. 96-105].
Неоднородное компьютерное обеспечение школ (до нескольких десятков разнотипной вычислительной техники), разный уровень подготовки учителей информатики (инженеры, учителя математики, учителя физики и др.), использование разных подходов к преподаванию информатики поставили ряд высших учебных заведений в ситу ацию необходимости введения вступительных экзаменов по информатике. Об этом свидетельствует множество публикаций с программой вступительных экзаменов по информатике того периода.
Становится очевидным противоречие между требованиями вузов к подготовке абитуриентов по информатике и реальным уровнем подготовки выпускников большинства школ. Появляется острая необходимость стандартизации общеобразовательного кур-
са. и Министерство образования объявляет в 1995 году конкурс на разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов по информажке. Проблема стандартизации в условиях от полного отсутствия в ряде школ компьютерной техники до наличия самой современной технической базы оказатась весьма сложной.
Работы по созданию стандартов школьного образования по информатике акцентировали внимание на необходимости усиления его общеобразовательной значимости [10, с. 191-198]. показали, что из теоретической информатики в школьный курс включены только основы теории алгоритмов, ео-циазьная информатика не представлена совсем, информационные технологии и информационные процессы освсшены слабо. К 1999 году федерат ьный стандарт так и не принят, рекомендован лишь обязательный минимум содержания образовательных программ [ 13. с. 3-4].
Третий этап информатизации образования характеризуется использованием мощных мультимедийных компьютеров и компьютерных телекоммуникаций. Эго технический фундамент современного этапа. Быстро растет количество учебных мультимедийных изданий. К 1998 году Российской высшей школой выполнено более 60 мультимедиа разработок [20, с. 105-110], они представлялись на крупнейших международных выставках и конференциях.
К 1999 году наблюдается использование сети 1п1егпе1 в у чебной, научной и методической деятельности в ста вузах России [21, с. 11-26]. Популярностью пользуется \VWW-сервер Министерства «Информика», содержащий большой объем информации в базах данных: «Вузы России», «Нормативные и распорядительные документы Минобразования России», «Образовательные стандарты», и другие [6]. Однако работы в данном направлении носят, в основном, характер перспективных проекгов.
За рубежом исследования в области использования телекоммуникаций в образовании проводятся, начиная с 1983 года. Чаще всего они реализовыважсь в форме телекоммуникационных образовательных проектов.
Развитие телекоммуникационных сетей придаю импульс развитию системы дистан-
ционного обучения, способствовало инте-грации образования России в единую мировую систему, обеспечению быстрого доступа к банкам данных, электронным журналам, энциклопедиям и другой информации в разных уголках мира.
Происходит философское осмысление процесса информатизации образования и его последствий [3; 14]; становление нового научного направления - педагогической информатики (2. с. 40-57].
Началось формирование системы открытого образования России на основе влияния технологий дистанционного обучения, реализованных в практике системы образования Ввропы и Америки.
Еще в середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 году эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета (МТи). К 1991 году Г^Ти превратился в консорциум из сорока университетских инженерных школ. В начале 90-х годов более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы на инженерну ю степень.
По программам дисганционного образования в США работает сегодня и телевидение (РВ5-ТУ). Программа обучения взрослых с 1990 года взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Курсы доступны по всей стране и. через спутник, в других странах. Программа Американского Открытого университета Нью-Йоркской Технологической Школы уже несколько лет дает дистанционные курсы моряками на кораблях, находящимся в плавании.
Система дистанционного обучения в Европе получила интенсивное развитие в начале 70-х годов. Связано это было с созданием ряда Открытых университетов дистанционного обучения: Испанский Национальный Университет Дистанционного образования. Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.
В последнее время в европейской системе дистанционного обучения используются современные коммуникационные техноло-
гии. так что технологическая разница между Северной Америкой и Европой стирается.
К 2004 году распространение получают технологии, основанные на интерактивном телевидении, компьютерных телекоммуникационных сетях, в том числе с использованием мультимедийной информации в интерактивном режиме. Развитие технологий дистанционного обучения принципиально изменяет структуру университетского образования, появляются; подразделения дистанционного образования в университетах; университеты дистанционного образования; консорциумы университетов; телеуниверситеты; виртуальные университеты.
Развитие дистанционного обучения сопровождается выделением отдельных подразделений, специально занимающихся разработкой и предоставлением ку рсов дистанционного обучения. Такое подразделение обычно имеет своих администраторов, специально занимающихся организацией дистанционного образования, а также специфический учебно-вспомогательный и технический персонал. Оно может также иметь специальный профессорско-преподавательский состав, но может использовать и преподавателей родитслоской структуры.
Радикальные изменения в институциональные формы университетского образования вносит развитие консорциумов университетов. Консорциум дистанционного обучения - это новая организационная форма в структуре университетского образования, которая развивается на основе современных телекомму никационных технологий, консорциум может предоставлять как курсы высшей школы, так и аспирантские курсы, подготовительные курсы для абитуриентов, курсы повышения квалификации и гак далее. Консорциум университетов дает возможность дистанционно получить степени и серт ификаты тех у ниверситетов, которые входят в него.
Эта модель становится чрезвычайно актуальной для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы множества традиционных университетов. (Например. Открытый Университет Австралии - консорциум восьми университетов.) Фактически на базе консорциу ма в ходе его институ ционального оформления и развития возникает новая организационная структура
в университетском образовании - телеуниверситет.
Это объединение предполагает совместную работу независимых университетов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет разрабатывает и доставляет курсы. присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав, аудитории и другие ресурсы традиционных университетов.
В последние годы на базе развития телеконференций появилась модель университетского образования - это виртуальные университеты. Эти технологии позволяют обучаемым встречаться с преподавателями и между собой на любом расстоянии друг от друга. Такая модель еще не реализована полностью, она сталкивается с проблемой получения общественного признания и права выдавать сертификаты (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов. он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и обучающихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные информационно-коммуникационные технологии.
К 2002 году в нашей стране получили признание учебные заведения, соответствующие отдельным вышеперечисленным моделям. Наиболее известные из них - это Современная Гуманитарная Академия и Институт Дистанционного Образования МЭСИ.
Таким образом, на базе современных информационно-коммуникационных технологий развиваются такие принципиально новые организационные формы университетского образования, как консорциумы, телеуниверситет, виртуальные университет, представляющие собой «компоненты нового образовательного пространства», основанные на прогрессивных идеях информатизации. Революционное развитие информационных технологий и дистанционного обучения становится той основой, на которой
представляется возможным практически реализовать идеи преодоления кризиса образования и создания новой образовательной системы на базе идей и концепций непрерывного образования, обучения в течение всей жизни.
Технологии дистанционного обучения во многом относятся к «самообразованию», а для достижения действительно высоких результатов в этой области человеку необходимо обладать очень высокой мотивацией, самодисциплиной, владеть умениями интеллектуального труда, исследовательскими навыками и имегь самостоятельный доступ к различным источникам информации.
Актуальность информатизации образования подтверждается принятием Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Осуществляется подготовка концепции электронных учебников, разрабатываются образовательные порталы. Вместе с тем, применение информационных технологий на эмпирическом уровне не приводит к существенному повышению эффективности учебного процесса, несмотря на структуризацию рынка разработчиков электронных изданий, к их разработке слабо привлечены авторы традиционных учебных курсов [7]. Единой концепции электронных изданий пока гак и не существует.
Из всего перечисленного можно сделать выводы:
- если первый этап информатизации образования был централизованно управляемым со стороны Министерства образования, то в связи с социально-экономическими и политическими изменениями, поатиявшими и на образование, начиная с 199! года, этап развития можно назвать региональным [12];
- примерно с 1996 года начался локальный этап информатизации образования, который ориентировался на местные возможности, придерживаясь при этом концепции информатизации конкретного учреждения;
- освоение средств новых информационных технологий происходит неравномерно и неоднородно, их внедрение в образование происходит зачастую стихийно под воздействием развития рынка образовательных услуг;
- интенсивно развиваются дистанционные технологии обучения, что приводит к появлению новых институциональных форм.
Исторический анализ позволил выявить основные тенденции современного этапа информатизации образования:
- изменение средств и способов деятельности, перестройка методов и организационных форм обучения: развитие способности эффективно сотрудничать при выполнении работы в группе и продуктивно планировать свою работу, формирование умения работать с информацией, овладение средствами рационального мышления [22. с. 4-6];
- построение учебной среды, в рамках которой осуществляется эффективное сотрудничество участников учебного процесса за счет индивидуализации обучения, расширения средств представления информации, ориентации на развивающее и опережающее образование с использованием информационно-коммуникационных технологий и др.;
- интеграция всех видов деятельности учебного заведения в рамках единой методолог ии. основанной на использовании средств информатизации;
- обеспечение непрерывной подготовки специалистов в области использования средств информатизации;
- поддержка различных форм непрерывного образования (заочное обучение, открытые университеты, технологии дистанционного обучения, телеконференции и др.);
- развитие новых институциональных структур на базе технологий дистанционного обучения создает условия для реализации идеи непрерывного образования.
Таким образом, процесс информатизации образовательного пространства является эволюционным и характеризуется сменой этапов. Наблюдается формирование системы непрерывного образования в области информатики и информационных технологий, создание единого информационно-образовательного пространства с установлением стандартов на разных ступенях образования в области информатики, синтез новых и традиционных форм обучения, изменение роли преподавателя. На современном этапе средства информационно-коммуникационных технологий рассматриваются не только как предмет изучения или средство информационной поддержки обучения, но и как средство интеграции Российской системы образования в мировое образовательное пространство.
1. Бешен ков С.А., Григорьев С.Г. Информатика: Учеб. пособие. М., 1993.
2. Брановский Ю.С.. Бапабаи С.В Технология мультимедиа в обучении студентов гуманитарных специальностей университетов // Педагогическая информатика. 1998. №2.
3. Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Дис ... д-ра филос. наук. М., 1995.
4. Гет А.Г. и др. ОИВТ. Пробн. учеб. пособие. Сверхзовск, 1989.
5. Гриценко В.П.. Довгялло А. М. Информатнзаиия образования // Новые информационные технологии в процессе обучения при подготовке квалифицированных рабочих в странах членах СЭВ: Сб. науч. тр. Л.. 1990.
6. Иванников А.Д., Ижванов Ю.Л. Образование в мире и в России на базе компьютерных сетей и информационных технологий: достижения и перспективы. Телекоммуникационные сети и информационные ресурсы / Под ред. Н А. Селезневой. И И. Дзегеленка. М.. 1998.
7. Информационные технологии в образовании II Сб. тр. XIV Междунар. конф.-выст.: В 2 ч. М., 2004. Ч. 2.
8. Каймин В. А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.. 1990.
9. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. №3-4 (13-14).
10. Кузнецов А.А. Основные направления совершенствования стандарта школьного образования по информатике // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. № 1 2(11-12).
11. Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М., 1991.
12. Могилев А.В. Принципы системной информатизации в системе образования // Информационные технологии в среднем образовании; Матер, регион, науч.-практ. конф. Переславль-Залесский. 1998.
13. Обязательный минимум содержания образования по информатике II Информатика и образование. 1997. №6.
14. Пасхин Р.Н. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический аспект: Дис. ... д-ра филос. наук. М.. 1997.
15. Пасхин Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования '/ Системы и средства информатики. М.. 1996. Вып. 8.
\Ь.Г1ервин Ю.А. Курс «Информационная культура» - компонент школьного образования // Системы и средства информатики. М.. 1996. Вып. 8.
17. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации // Информатика и образование. 1996. № 5.
18.Сенокосов А.П.. Гейн А.Г Информатика. М.. 1995.
19. Со.ювов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. Самара. 1995.
20Л'уворииов А.В.. Осин А.В. Мультимедиа среда образования в эпохе глобальных компьютерных
технологий Проблемы информатизации высшей школы. 1998. № I 2(11 12).
21. Тихонов А.Н. Национальная система образования России при переходе к информационному обществу // Там же.
22. Уваров А.Ю. Вступая в век информации Информатика и образование. 1995. № 2.
Поступила в редакцию 15.10.2004.
ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННО РАСПРЕДЕЛЕННЫХ УЧЕБНЫХ ГРУПП ГИБРИДНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОМЕНА КАК ФАКТОР НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
В.В. Кузнецов, Е.В. Клыгина. А.Е. Горбачев
Ku/nctsov V.V.. Klygina I.V.. Gorbachyev А.Н. Education in the system of remotely distributed training groups of the hybrid-intellectual domain as a factor of the most effective direction of development of education in Russia. At present the main task of the educational process is to form professional skills of working with knowledge without any assistance. In order to solve this task the authors suggest construction of an in-fomiational-cducational environment, in which the basic organizational form of the educational process will be the system of remotely distributed groups of the hybrid-intellectual domain. Particularly, a consortium of several educational institutions is taken up. Besides, there's a model of effective development of the system of education.
В основе концепции постиндустриального общества Д. Белла лежит идея все более возрастающего значения знания [4]. «Золотым ключиком» для вступления в информационную эру является преобладание индустрии знаний над всяким друг им сектором экономики. Процессы передачи, приобретения и «добывания» знаний всегда находились в центре внимания педагогического исследования. Рассматривая знание как категорию педагогической науки, В.И. Гинецинский предлагает учитывать как собственно педагогические, так и философские, социальные, психологические и нормативные аспекты его реализации, закладывая фундамент учебных курсов и научно-практических исследований в области педагогики [ 12]. Именно педагогика. с точки зрения Е.С. Полат, в значительной мере является гарантом развития общества на перспективу [28]. Будущее России •зависит от педагогического исследования, от эффективности развития всей российской сис-
темы образования. То, что заложено в образование сегодня, окупится завтра, когда выпускники образовательных учреждений займутся производственной деятельностью [36].
Одной из наиболее животрепещущих проблем современной цивилизации, по мнению С. Пюкке. является дифференциация государств, их разделение на информационно развитые и отсталые. Ряд государств получают научную информацию и знания главным образом из других информационно развитых стран, так как сами они не способны создавать знания. Какое место в постиндустриальном мире будет занимать Россия? Ответ на этот вопрос, как показано ниже, зависит от российской системы образования и научных психологопеда! огических исследований.
Образование всегда в истории развития человеческого общества имело большое значение, но именно в постиндустриальном обществе оно приобретает стратег ическое значение [22; 28]. Сегодня, по словам В.И. Ка-
’ 1ема поддержана Российским гуманитарным научным фондом. Проект № 04-06-00229а.