Научная статья на тему 'Проблемы и задачи политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на современном этапе'

Проблемы и задачи политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
486
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
COMPATRIOTS / THE STATE PROGRAM / THE CONCEPT / MIGRATION POLICY / VOLUNTARY RELOCATION / THE RUSSIAN WORLD / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грачев Сергей Иванович, Герцун Анастасия Андреевна

In this article, the authors tried to examine main programs and carried out by the state at the present stage, aimed at speeding up and improving the process of resettlement of compatriots, living abroad, to Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND CHALLENGES OF RUSSIA'S POLICY TOWARDS THE COMPATRIOTS LIVING ABROAD, AT THE PRESENT STAGE

In this article, the authors tried to examine main programs and carried out by the state at the present stage, aimed at speeding up and improving the process of resettlement of compatriots, living abroad, to Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы и задачи политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на современном этапе»

Стратегия противодействия террористической деятельности в условиях становления новой российской государственности включает целый комплекс мер, основными из которых являются воспитание плюралистического восприятия и толерантного отношения к "иному", повышение уровня и качества жизни, смягчение межнациональных и межконфессиональных противоречий, перекрытие финансовых источников терроризма, в том числе каналов иностранного финансового потока и др.

Примечания:

1. Сумма психоанализа. Антология. Том 4[Электроииый ресурс]. -Режим доступа: http://www.koob.ru/kollektiv_avtorov/amount_psy_4

2. Цит. по: Пастухов Е. Не женское лицо[Электронный ресурс]. - Ре-жимдоступа: http://www.continent.kz/2005/06/14.htm

3. Цит. по: Пастухов Е. Не женское лицо[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.continent.kz/2005/06/14.htm

4. Капитонов К. 0 действиях террористов смертников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chekist.ru/print/1089 ___^

5. Григорьева М.А. Феминность и терроризм: ломая стереотипы : монография / М.А. Г ригорьева; под науч. ред. д. полит. н., доц.

Г.В. Косова; вс. сл. д. полит. н., проф. С.Х. Грачева. - Ставрополь: Ставролит, 2012.- С.115-116.

PROBLEMS AND CHALLENGES OF RUSSIA'S POLICY TOWARDS THE COMPATRIOTS LIVING ABROAD, AT THE PRESENT STAGE

Grachev Sergey Ivanovich, DSc of Political Sciences, Professor E-mail: [email protected]

Gurtsun Anastasiya Andreevna, Post-graduate Student E-mail: [email protected]

Chair of Foundations Foreign Policy and Security of Russia, Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod

In this article, the authors tried to examine main programs and carried out by the state at the present stage, aimed at speeding up and improving the process of resettlement of compatriots, living abroad, to Russia.

Keywords: compatriots; the state program; the concept; migration policy; voluntary relocation; the Russian world; government support.

107

проблемы и задачи политики рф в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на современном этапе

В данной статье авторы попытались рассмотреть основные программы и направления, проводимые государством на современном этапе, нацеленные на ускорение и улучшение процесса переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Россию. Ключевые слова: соотечественники; государственная программа; концепция; миграционная политика; добровольное переселение; русский мир; государственная поддержка.

В сегодняшнем российском обществе достаточно остро стоит вопрос о миграционных и иммиграционных процессах. В них сосредоточено множество важных проблем, в обсуждении которых принимают участие специалисты различных областей, представители СМИ и политических партий. Миграционная политика и миграционное законодательство в нашей стране не идеальны. Кроме этого, постоянно высказываются предложения по необходимости совершенствования политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Следует проводить политику поддержки и помощи, ведь соотечественники, проживающие в разных странах мира, формируют положительный имидж нашей страны, знакомят с российской культурой местных жителей, что, в свою очередь, снимает напряженность, а это особенно важно в условиях возрастания угроз национальной безопасности и политической нестабильности на международной арене.

Основные положения, касающиеся соотечественников, проживающих за рубежом, определены в Федеральном законе от 24 мая

УДК 327.82

© Грачев С.И., 2013 © Гэрцун А.А., 2013

ГРАЧЕВ Сергей Иванович,

доктор политических

наук, профессор,

кафедра Основ

внешней политики

и безопасности России,

Нижегородский

государственный

университет

им. Н.И. Лобачевского,

Нижний Новгород

[email protected]

108

ГЕРЦУН Анастасия Андреевна,

аспирант,

кафедра Основ

внешней политики

и безопасности России,

Нижегородский

государственный

университет

им. Н.И. Лобачевского,

г. Нижний Новгород

аЬЬеуг@гатЬ!вг. ru

1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" [1]. Одним из приоритетных направлений миграционной политики России является оказание содействия добровольному переселению соотечественников в Россию.

Программа репатриации предполагает, что федеральный центр берет на себя минимум обязательств: оплату расходов на переезд, уплату госпошлины за оформление документов, оплату подъемных, выплату ежемесячного пособия при отсутствии работы. Такие "мелочи", как социальная поддержка, трудоустройство, обеспечение репатриантов жильем, должны быть реализованы в рамках региональных программ.

Региональные власти достаточно быстро осознали негативные социальные последствия реализации Программы репатриации по сценарию, предлагаемому федеральным центром, при котором неизбежно усиление напряженности между властями и населением региона, а также между местными и приезжими. Осознав грядущие неприятности, регионы стали разными способами торпедировать региональные программы репатриации [2]. Стоит напомнить, что предыдущая программа, начавшаяся в 2007 году, была благополучно провалена. Из 35 миллионов соотечественников интерес к участию в этой программе проявили примерно 40 тысяч человек. Около 15 тысяч человек подали заявления. Но в Россию переехало всего около 4,5 тысяч непосредственных участников госпрограммы и где-то около 5 тысяч членов их семей, то есть около девяти с половиной тысяч человек. При этом часть из них решила вновь покинуть нашу страну [3].

В связи с этим федеральные власти осознали необходимость перемен. Была принята новая редакция Федерального закона "О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом". Владимир Путин, выступая на Всемирном конгрессе соотечественников, который состоялся в Санкт-Петербурге в конце октября 2012 года, отметил: "В его (Федеральном законе - прим. автора) новой редакции поставлены задачи содействия объединению зарубежных российских общин, защиты... прав и интересов (соотечественников - прим. автора) в соответствии с международными нормами. Это большая и сложная работа, которой мы намерены заниматься системно и последовательно, в плотном контакте со всеми вами" [4].

Справедливости ради стоит отметить, что работа в заданном направлении все же ведется. Так, в России, наконец-то, после многих лет ожиданий, создан Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом [5]. Учредителями Фонда являются МИД России и Россотрудничество [6]. Основное направление функционирования фонда заключается в оказании профессиональной юридической помощи соотечественникам, проживающим за рубежом.

Кроме этого, в конце прошлого года была принята масштабная государственная программа поддержки соотечественников на трёхлетний период, с 2012 по 2014 годы. [7]

На вышеупомянутом Всемирном конгрессе соотечественников Владимир Путин обнадежил присутствующих своим заявлением о том, что в 2013 году вступит в силу обновленная госпрограмма добровольного переселения соотечественников в Россию. Вот что по этому поводу заявил глава государства: "Помощь в переезде на Родину будет обеспечена тем, кто хочет работать, получить образование в России, планирует заниматься предпринимательством, а также лицам, имеющим особые заслуги в области науки, техники или культуры, обладающим уникальными управленческими знаниями" [8].

Если говорить о поддержке этой программы со стороны государства, то не стоит забывать и еще об одном из немаловажных факторов, для того, чтобы соотечественники захотели вернуться на родину: России необходимо формировать положительный имидж за рубежом, и прежде всего в странах ближнего зарубежья (именно там живет больше всего потенциальных "возвращенцев"). А это значит,

следует активно вести пропаганду российской культуры и духовности, финансировать строительство русских школ, лицеев и университетов, осуществлять постоянную поддержку русскоязычных средств массовой коммуникации (ведь именно русский язык является главным фактором общности российских соотечественников). В данном контексте следует выделить, что 21.01.2011 года Президент РФ Д.А. Медведев поручил разработать государственную концепцию поддержки русского языка за рубежом и концепции "Русская школа за рубежом" [9], где были определены следующие цели:

- обеспечение конституционного права граждан РФ, проживающих за рубежом, на получение доступного основного общего образования на русском языке;

- обеспечение широкого доступа соотечественников за рубежом к российским образовательным программам и основному общему образованию на русском языке;

- целенаправленное воздействие на мировоззрение проживающих за рубежом детей и подростков, базирующееся на российскихкуль-турныхтрадицияхи моральных ценностях;

- создание условий для формирования новых поколений за рубежом, позитивно настроенных к современной России. [10]

Именно на это, а так же на укрепление позиций русского языка за рубежом и сохранение этнокультурной самобытности нацелена еще одна федеральная программа "Русский язык".

Стратегическая цель взаимовыгодного, партнерского сотрудничества с соотечественниками состоит в том, чтобы российские соотечественники, оставаясь полноправными гражданами стран своего нынешнего проживания, имели возможность сохранить этнокультурную самобытность, духовную связь с Россией и ее культурой, а при желании - достойно вернуться на Родину. [11] Складывается система национальных миров, простирающихся далеко за пределы национальных границ. "Русский мир" - не исключение. Отправной точкой является тот факт, что в границах России и за её пределами живёт равное число людей, говорящих и думающих на русском языке. Это огромный потенциал, в отношении которого должна существовать чётко сформулированная активная государственная позиция.

Сама концепция "русского мира" нуждается в детальной разработке. Заявленная идея создания сети экономических, социальных, культурных, образовательных, правозащитных связей как основу функционирования "русского мира" также нуждается в конкретизации. На вышеописанном Конгрессе соотечественников было дано следующее определение этой категории, тесно связанное с дефиницией русского мира: "Соотечественники - категория далеко не юридическая. И уж тем более - не вопрос статуса, или каких бы там ни было льгот. Это, в

первую очередь, вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения. Даже точнее - духовного самоопределения. Этот путь - не всегда прост. Ведь понятие "русский мир" испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса". [12]

Ключевой момент понимания сущности "Рус- г\ ского мира" состоит в том, что в границах современной России и за ее пределами проживает ^_____

одинаковое число русских людей, которые говорят и думают на русском языке. Такое положе- &

ние вещей позволяет говорить о наличии потенциально объединенного (либо объединяемого) социума под названием "соотечественники".

Безусловно, государству необходимо поддерживать соотечественников, проживающих за

рубежом, неважно, хотят они вернуться на ро- |__

дину или останутся жить в другой стране. Они русские. И этим все сказано. Они говорят и думают на родном языке, учат ему детей. Следует создать все условия для того, чтобы наши маленькие соотечественники не утратили духовную связь с родиной своих предков, а, может KNTC быть, и захотели сюда вернуться. Но для этого ^ предстоит решить очень много различных вопросов, и создать благоприятные условия для желающих вернуться. К сожалению, несмотря на все обещания властей, на старание региональ- 109

ных чиновников, очень мало положительных примеров возвращения на родину. Ведь для этого, в первую очередь, необходимо обеспечить людей жильем, работой и достойной зарплатой, местами в школах и детских садах. Налаженная инфраструктура это, пожалуй, основа основ. Стоит отдельно выделить и такой аспект, как сокращение до минимума бюрократической волокиты с документами, ибо, к сожалению, именно эта процедура отталкивает многих соотечественников от переезда на постоянное место жительства в Россию. Кроме этого, нельзя всю ответственность за реализацию программы по переселению соотечественников возлагать только на региональные власти. Им необходима помощь и контроль из Москвы.

Было бы полезно развивать экономику и производство в тех регионах, которые готовы принять к себе переселенцев, создавать новые рабочие места, чтобы вновь прибывшие люди не занимали рабочие места коренных жителей, дабы не провоцировать ненужных конфликтов.

Реализация указанной Государственной программы неразрывно связано с воплощением в жизнь государственной политики в сфере межнациональных интересов и международных отношений, так как процесс переселения соотечественников в Российскую Федерацию оказывает влияние как на этносоциальные, этнокультурные процессы, на демографическую и миграционную ситуацию в стране, так и на проблемы национальной и региональной безопасности.

110

Примечания:

1. Текст Федерального Закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/legal/details/39587/

2. Владимир Мукомель. Новая миграционная политики России: издержки идеологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www.isras.ru/files/File/Publication/Novaya_migraz_Mukomel.pdf

3. Олег Конюхов. Соотечественники не возвращаются. Конгресс, посвященный их проблемам, так и не дал ответа на главный вопрос. Интернет-журнал "Новая политика" 01.11.12. [Электронный ресурс].- Режимдоступа: http://www.novopol.ru/-sootechestvenniki-ne-vozvraschayutsya-text135908.html.

4. Путин приветствовал участников Всемирного конгресса соотечественников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=943119.

5. Фонд поддержки и защиты прав соотечественников - чудеса и монстр ИА Regnum [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// emigrant-ussr.ru/publ/sootechestvennik/ fond_podderzhki_i_zashhity_prav_sootechestvennikov_chudesa_i_monstr/ 2-1-0-433.

6. Правозащитный Фонд на прямой связи с соотечественниками. Онлайн-интервью с директором Фонда поддержки и защиты прав соотечественников И.К.Паневкиным [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.russkie.org/?module=interview &action=view&id=18.

7. Елена Ефимова. Новый этап... Некоторые итоги IV Всемирного конгресса соотечественников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russianskz.info/society/3861-novyy-etap-nekotorye-itogi-iv-vsemirnogo-kongressa-sootechestvennikov.html.

8. Конгресс соотечественников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zavtra.ru/content/view/kongress-sootechestvennikov-2012-10-26-115758/.

9. Русская школа за рубежом // Русский век. -26.10.2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruvek.info/?module= articles&action=view&id=6238

10. Там же.

11. Е.Б. Карасина "Россия и соотечественники" [Электронный ресурс].- Режимдоступа: http://www.dipkurier.ru/dip69/karasin.htm

12. Владимир Дубнов "О перспективах зарубежных соотечественников" [Электронный ресурс].-Режимдоступа: http://www.svoboda. org/content/a rticle/1991562.html

WOMEN'S INVOLVEMENT IN THE HOMICIDAL TERRORISM IN THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT: POLITICAL AND LEGAL ANALYSIS

Grigorieva Marina Anatolievna, PhD of Political sciences, Editor-in-Chief of the Scientific Journal Kant, General Director of LLC "Publishing House Stavrolit", Stavropol E-mail: [email protected]

The article discusses the phenomenon of women's participation in homicidal terrorist activities in the North Caucasus (the reasons and mechanisms of accession, conditions, role, as well as the numerical indicators), a detailed study and analysis of which is the urgent need in modern conditions. Understanding the nature of this phenomenon is one of the ways of contributing to solving the problems, connected with the security threat.

Keywords: woman, homicidal terrorism; gender; "Black widow"; North-Caucasian Federal district.

УДК323.285+316.423.6 ЖЕНСКАЯ ПРИЧАСТНОСТЬ К ГОМИЦИДАЛЬНОМУ

терроризму в северо-кавказском федеральном округе: политологический анализ

© Григорьева М.А., 2013 В статье рассматривается феномен участия женщин в гомици-

дальной террористической деятельности на Северном Кавказе (мотивы, механизмы присоединения, условия, роль, а также численные показатели), детальное изучение и анализ которого представляет острую необходимость в современных условиях. Понимание природы данного феномена - один из способов приблизиться к решению проблем, связанных с угрозой безопасности.

Ключевые слова: женщина; гомицидальный терроризм; гендер; "Черная вдова"; Северо-Кавказский федеральный округ.

Одной из наиболее ярких характерных черт современной общественно-политической ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе является резкий контраст между поверхностной стабилизацией обстановки в регионе, с одной стороны, и наличием глубинных проблем, связанных с полиэтничным и поликонфессиональным демографическим составом региона, - с другой, что заставляет внести регион в группу риска по уровню сохранения национальной безопасности. Подтверждением тому стали заметный рост религиозного экстремизма и радикализма в 2009-2010 гг.: возобновилась практика об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.