Виталий СКРИННИК
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ ЗА РУБЕЖОМ
В статье предложен анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации, доказывающий, что проблемы соотечественников за рубежом в последнее время находятся в центре внимания президента, правительства РФ, органов государственной власти, общественности и учёных России.
The article offers analysis of the normative legal documents of the Russian Federation concerning compatriots residing abroad. It proves that the problems of countrymen abroad constantly attract attention of the president, the RF government, public authorities, general public and scientists of Russia.
Ключевые слова:
защита прав соотечественников за рубежом; меж-дународные стандарты по правам человека; правовой статус соотечественников за рубежом; эволюция международных отношений; protection of compatriots residing abroad; international human rights laws; legal status of compatriots abroad; evolution of international relations.
Политико-правовые проблемы, возникшие у Российской Федерации в отношениях с государствами, входившими в состав Союза ССР, были связаны с изменением организационной, территориальной, социальной структуры и наименования субъекта международного права, называвшегося СССР.
Основная проблема — отделение от СССР территорий с компактным проживанием русских, которые на территориях своего исторического проживания в границах Российского государства и Союза ССР стали соотечественниками для Российской Федерации, для всех россиян. «Национальные государства, возникшие на обломках общей державы, — рассуждает по этому поводу директор Института стран СНГ К. Затулин, — не учитывают интересы русского населения. Наши соотечественники ещё не усвоили новые правила игры, не овладели её инструментарием, не выработали механизмы самозащиты. И русские, русскоязычные адресуют свои беды, невзгоды и надежды России, которая должна их защитить. Первые пять лет новая Россия не замечала, бежала от проблем своих соотечественников за рубежом, а последующие пять ограничивалась словами и обещаниями»1.
За последние годы произошли существенные изменения, что подтверждается, по мнению аналитиков, присутствием и выступлением президента России В.В. Путина на первом Всемирном конгрессе соотечественников в 2001 г. «Впервые со времени учреждения этого поста Владимир Путин предстал перед русскими со всего мира в роли самого высокопоставленного русского человека. И он говорил о необходимости поддержки соотечественников как главной цели нашей политики в СНГ»2.
Формирование эффективной и действенной системы оказания правовой помощи и защиты прав соотечественников за рубежом невозможно без разработки и практической реализации механизмов оказания им правовой поддержки, основанной на имплементации (осуществлении, исполнении) положений Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, а также международных стандартов по правам человека и других норматив-
1 Затулин К. Русские — разделённый народ // Российская Федерация сегодня, 2007, № 14; http//www.russiatoday.ru/2007/no_14/14_topic
2 Затулин К. Указ. соч.
СКРИННИК Виталий Михайлович — к.полит.н., первый секретарь Посольства Российской Федерации в Кыргызской Республике
ных документов, договоров, соглашений, конвенций, определяющих правовой статус соотечественников за рубежом.
Основная задача данной статьи — проследить динамику принятия важнейших директивных документов на уровне Президента, Правительства и Государственной Думы, определяющих принципы и направления государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом, начиная с Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» (1994) и завершая новой Концепцией внешней политики Российской Федерации (2008), необходимость в которой вызвана эволюцией международных отношений в начале XXI в. и укреплением позиций России.
Так, в Указе Президента РФ № 940 от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении Стратегического курса РФ с государ-ствами—участниками СНГ»1 разработан целый раздел «Гуманитарное сотрудничество и права человека», посвящённый проблемам российских соотечественников, защите их прав в новых независимых государствах.
8 декабря 1995 г. Государственная Дума приняла Декларацию о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам2. В ней впервые сделана попытка сформулировать понятие «соотечественник» и провозглашена идея ответственности России за уровень реального обеспечения основных прав и свобод человека в отношении российских соотечественников за рубежом.
Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. было принято решение о создании Фонда по поддержке соотечественников за рубежом «Россияне»3. Фонд призван содействовать проведению политики Российской Федерации в отношении соотечественников, разрабатывать соответствующие программы, помогать формированию на местах образовательных, культурно-просветительских и информационных структур, а также оказывать гуманитарную помощь социально незащищённым гражданам.
1 http://www.mosds.ru/Dokum/dokum_rosUZ940-1995^Ыт1
2 http://www.humanities.edu.ru/db/msg/21077
3 http://www.inpravo.ru/data/base166/ text166v688i262.htm
Постановлением Государственной Думы от 25 октября 1996 г.4 при Государственной Думе создан Совет соотечественников как постоянно действующий экспертно-консультативный орган и утверждён его состав из числа наиболее активных и авторитетных лидеров организаций и объединений за рубежом.
Распоряжением Председателя Госдумы от 3 декабря 1998 г. образован Совет переселенческих объединений5, являющийся постоянно действующим консультативным органом, представляющим в Госдуме российских соотечественников, приехавших на постоянное место жительства в Россию после разрушения единого советского государства, осуществляющим поддержку беженцев и вынужденных переселенцев, защиту их гражданских, экономических, морально-политических и других прав в местах нового проживания.
Основой государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом стал Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Проект федерального закона неоднократно рассматривался на заседаниях Совета сооте-че-ственников, Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, парламентских слушаниях, круглом столе в Совете Госдумы, прошёл три чтения на пленарных заседаниях и был окончательно принят Государственной Думой практически единогласно 5 марта 1999 г.6, одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 г., подписан Президентом РФ 24 мая 1999 г.7 В законе впервые в мировой законодательной практике даётся определение понятия «соотечественники за рубежом», а вопрос отношений с ними возводится в ранг государственной политики РФ.
Важнейшей особенностью Федерального закона является то, что РФ приняла на себя бремя континуитета (непрерывности) российской государственности, сог-
4 Положение о Совете соотечественников при Государственной Думе // Вопросы законодательного обеспечения международно-правовых основ сотрудничества России с государствами — участниками СНГ и Прибалтики, государственной политики РФ в отношении соотечественников за рубежом. — М.: Издание Государственной Думы, 1999, стр. 68—74.
5 http://www.duma.gov.ru/sng/po1ozen1.htm
6 Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». — М., 1999.
7 http://www.mosds.ru/Dokum/dokum_rosFZ99-1999.^^1
ласно которому Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация — один и тот же субъект международного права, не прекращавший своего существования, а институт гражданства соотнесён с принципом непрерывности российской государственности.
Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе, утверждённая Президентом Российской Федерации 30 августа 2001 г.1, представляет собой систему взглядов на содержание и направления одного из видов деятельности России в области внешней и внутренней политики. Приоритетом государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом является оказание всестороннего содействия полноценной реализации и адекватному обеспечению их прав и свобод, а также других законных интересов на основе соблюдения норм международного права, сохранение и развитие всесторонних связей Российской Федерации с соотечественниками, а также их организациями.
С началом третьего тысячелетия на мировой арене всё более заметную роль в деле защиты прав соотечественников начинают играть международные организации самих соотечественников. Одной из наиболее авторитетных организаций такого рода является Международный совет российских соотечественников (МСРС). 2 октября 2002 г. в Москве состоялось учредительное собрание представителей общественных организаций российского зарубежья из 19 стран, на котором и была создана международная общественная организация «Международный совет российских соотечественников»2.
По поручению Президента РФ были разработаны и 28 ноября 2002 г. утверждены Правительством Российской Федерации «Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002—2005 гг.»3, которые наряду с защитой прав и интересов соотечественников включают продвижение и поддержку за рубежом русского языка, культуры и образования. В этом документе определены цели и задачи поддержки
1http://www.moskvaimir.mos.ru/recordsДederal/
3029.html
2 http://www.msrs.ru/about/history/
3 http://www.mosds.ru/Dokum/dokum_rosFZ99-1999^Ыш1
Российской Федерацией соотечественников за рубежом, изложены приоритетные направления их поддержки.
На следующий трёхлетний период было решено вместо Основных направлений разработать и принять Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2006— 2008 гг.4, принятую накануне открытия второго Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, который состоялся 24—25 октября 2006 г. в Санкт-Петербурге5.
Всё более очевидно, что отношения между Россией и российскими соотечественниками за рубежом изменились принципиальным образом. Эти изменения — результат новой идеологии взаимодействия с соотечественниками, которая трансформируется в долгосрочную государственную политику. В её основе — укрепление экономических позиций России, развитие гражданского общества, рост национального самосознания. Стратегическая цель взаимовыгодного партнёрского сотрудничества с соотечественниками состоит в том, чтобы российские соотечественники, оставаясь полноправными гражданами стран своего нынешнего проживания, имели возможность сохранить этнокультурную самобытность, духовную связь с Россией и её культурой, а при желании — достойно вернуться на Родину.
Понимая, что будущее российской диаспоры — её молодежь, МСРС выступил с инициативой объединить молодёжные организации русского зарубежья. Такое объединение — Международная ассоциация молодёжных организаций российских соотечественников (МАМОРС)6 — была создана по решению Первого форума руководителей молодёжных организаций российских соотечественников, проживающих за рубежом, проходившего 23—27 сентября 2004 г. в Москве.
Важнейшей основой являются принятые и реализуемые Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006— 2008 гг., Федеральная целевая программа «Русский язык (2006—2010 гг.)» и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
4 Справочник российского соотечественника / Г.Л. Мурадов, В.М. Скринник и др. — Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Русский мир, 2006, стр. 240-241.
5 http://www.newsru.com/russia/24oct2006/meet.htm1
6 http://www.kata1ogweb.ru/sites/item49778.htm1
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Русский язык» (2006-2010 гг.) направлена на сохранение, укрепление и распространение русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, а также на формирование единого экономического, гуманитарного, правового пространства СНГ. Программа принята постановлением Правительства Российской Федерации № 833 от 29 декабря 2005 г.1
Немаловажный аспект взаимодействия с соотечественниками — это реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом2. Координирует работу в этом направлении Федеральная миграционная служба. Только за
2007 г. Россия приняла на постоянное место жительства более 50 тыс. россиян. Всего число желающих переехать в страну, по данным Федеральной миграционной службы (ФМС), составляет от 5 до 6 млн чел.
1 http://www.maprya1.org/congressXI/Materia1s/p1e-namye/P1enamy_doklad_Verbickoy_Vama.pdf
2 http://www.newsru.com/russia/13oct2006/gospro-
gramma.htm1
Принятие новой Концепции внешней политики Российской Федерации (12 июля
2008 г.), дополняющей и развивающей Концепцию 2000 г., было вызвано эволюцией международных отношений в начале XXI в. и укреплением позиций России, что потребовало «по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг страны, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учётом возросшей роли России в международных делах, повышения её ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в её формировании»3.
Таким образом, благодаря совместным усилиям многих государственных структур и общественных организаций удалось сформировать солидную основу для дальнейшей консолидации российских соотечественников, налаживания их регулярного диалога с исторической родиной.
3 Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 июля 2008 г. Пр.1440 // http://www.krem-1in.ru/text/docs/2008/07/204108