ждения» бизнес идеи, ее презентации; знания об экономическом, психологическом и юридическом аспекте предпринимательской деятельности; знания о возможностях развития малого предпринимательства на территории Красноярского края.
Школьники получают навыки:
- умения составления бизнес-плана;
- умения анализировать и прогнозировать;
- роста личностных и деловых компетенций;
- умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;
- иметь собственный взгляд на стратегию предпринимательской деятельности.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» достижений интеллектуально одаренных детей Красноярского края, реализуемой Министерством образования и науки Красноярского края, институт принял активное участие в реализации данной программы. На протяжении 4-х лет с 2011 года преподавательский состав института работал с одаренными школьниками города и края в летней профильной смене «Школа юного предпринимателя». Наработав «богатый» опыт институт готов предложить школьникам старших классов пройти обучение в «Школе юного предпринимателя».
В качестве основных результатов работы в летней профильной смене «Школа юного предпринимателя» можно отметить:
1. Повышение интереса подростков к предпринимательской деятельности и возможностям самостоятельного заработка.
2. Разработанные проекты по созданию собственного бизнеса, которые прошли экспертную оценку действующих предпринимателей. Среди таких проектов можно отметить: в 2013 году - проекты: «Свитер
для наушников»; «Сельский туризм» и «Аквапарк». В 2014 году - проекты: «Мобильное кафе (передвижное)»; «Экскурсионное бюро по Емельяновскому району»; «Изготовление украшения ручной работы» (в данный момент реализуется детьми самостоятельно, через интернет-магазин); «Студийная запись музыки в исполнении заказчика».
3. Разработан тренинг по решению олимпиадных задач по экономике.
4. Разработана и апробирована система дистанционного отбора и сопровождения подростков, заинтересованных в получении дополнительных знаний по экономике.
Программа обеспечивает возможность разработки дальнейшего сопровождения образования детей одаренных способностями в области предпринимательства, через систему круглогодичных школ интеллектуального роста, систему образовательных площадок, дистанционных циклов, школы «воскресного дня».
Приобретая знания в предпринимательской деятельности, подростки становятся способными видеть и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят перед семьей, школой, регионом не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения новатора, предлагая решение проблем, до которых у взрослых «не доходят руки». Начав этот процесс (воспитания предпринимательской грамотности) в подростковом возрасте, в будущем мы получаем инновационно мыслящего специалиста, готового анализировать, прогнозировать и адаптироваться в окружающей сфере, и не только с точки зрения личной выгоды, но и с точки зрения полезности для общества.
© Еремина Е. С., Забуга Е. В., 2014
УДК 37
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОСОЗНАННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
А. В. Завгородняя1, В. Б. Рыбина2
1,2Санкт-Петербургский государственный экономический университет Российская Федерация, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 Е-шаЛ: [email protected]; 21гега@ипесоп.ги
Формирование устойчивой мотивации у школьников при выборе будущей профессии возможно за счет применения комплекса профориентирующих мероприятий. Институт довузовской подготовки и профориентации СПбГЭУ реализует системный подход к реализации мероприятий довузовской подготовки, ведущих к осознанной профориентации абитуриента: помощь в выборе будущей профессии, реализация программ подготовки к поступлению и дальнейшему обучению в вузе и развитие творческого потенциала.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, практико-ориентированное обучение, учебные фирмы.
PROBLEMS AND PATHS OF CONSCIOUS VOCATIONAL GUIDANCE AND TRAJECTORY FORMING OF PROFESSIONAL GROWTH
A. V. Zavgorodnyaya1, V. B. Rybina2
^Saint-Petersburg State University of Economics 21, Sadovaya str., St.-Petersburg, 191023, Russian Federation Е-mail: [email protected]; [email protected]
Formation of stable motivation among students during future profession choice is possible due to a complex of vocational guidance events. Institute of prevocational training and vocational guidance at SPbSUE realizes a systematic approach to the implementation of preparatory training activities that do lead to entrant's conscious vocational guidance: assistance in future profession choice, implementation of training programs to enter universities and further education and the development of creativity.
Keywords: vocational guidance, profession choice, practice-oriented education, practice firms.
Проблемы профессиональной ориентации молодежи:
1. Проблема выбора будущей профессии абитуриентом напрямую связана с самомотивацией школьника и его личностным представлением о своем будущем. Решение, как правило, принимается под давлением следующих заинтересованных групп внешней среды:
• Родители - чаще всего, внедряют в сознание ребенка свое представление о будущем ребенка, основанное на личном опыте, нереализованных надеждах, сформировавшихся стереотипах поведения. Зачастую мнению ребенка и его склонностям не придается значения. Проблема - необходимо создать алгоритм, в соответствии с которым абитуриент сможет осознанно и самостоятельно сделать выбор будущей профессии.
• Школа - в средних общеобразовательных учреждениях реализуются профили на основе имеющихся ресурсов, как материальных, так и человеческих, и зачастую школьники проходят специализацию по тем предметам, какие школа может обеспечить, а не тем, к каким имеется склонность. Редкая школа может похвастаться полностью укомплектованной материальной базой и кадровым потенциалом соответствующей квалификации. Проблема - необходимо создать условия, при которых школа могла бы обеспечивать обучение школьников в соответствии с их склонностями, сделанным выбором будущей профессии. Поэтому необходима ранняя профессиональная ориентация школьников, начиная с шестого класса. Это позволит школе более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и повысить мотивацию школьников к обучению в связи с ранним осознанным выбором своего будущего.
• Государство - в настоящее время идет реализация государственных программ поддержки технических направлений с мощной информационной поддержкой на всех уровнях. Пример реализации подобной информационной поддержки - миф о перенасыщенности народного хозяйства экономистами и юристами. Подобное информационное давление ведет к тому, что наблюдается рост интереса со стороны абитуриентов к модным ныне инженерным специальностям и приток в технические вузы. Проблема - нет
увязки стратегического плана развития народного хозяйства в разрезе прогноза потребностей по профессиям со сложившимися предпочтениями и базой знаний у абитуриентов. Необходимо исследовать: насколько студенты по уровню подготовки готовы к учебе в техническом вузе и не происходит ли большой отсев студентов с первых курсов, связанный с неправильным выбором профессии. Также важно оценить процент выпускников, трудоустроенных в год окончания вуза по специальности.
• Рынок труда - происходит запаздывание информации о потребностях рынка труда в специалистах определенной квалификации. Абитуриент делает выбор, основываясь на текущем состоянии рынка труда, а как специалист он попадёт на рынок труда как минимум через четыре года. С учетом ускорения научно-технического прогресса и развития новых технологий любой неверно сделанный выбор ведет к росту структурной безработицы сразу после окончания вуза. Встает проблема создания в глазах абитуриента более четкой картины потребности рынка труда в будущих профессиях и уровне конкуренции в рамках уже существующих специальностей.
Таким образом, профориентационная работа, является сегодня важной стратегической составляющей деятельности как образовательных учреждений общего среднего и высшего образования, так и институтов государства. От ее результатов: обеспечение осознанного выбора молодежью своей будущей профессии, построение школьниками траектории своего профессионального роста, зависит эффективность результатов работы не только школ, колледжей, вузов, но и экономики страны в целом.
Концепция Института довузовской подготовки и профориентации (ИДПиП)
Санкт-Петербургский государственный экономический университет один из крупнейших экономических университетов России, возник в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, и последовательного присоединения Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. В результате объединения трех вузов было необходимо обеспечить
набор абитуриентов по широкому перечню направлений подготовки (технического, гуманитарного и экономического профилей) - 36 направлений бакалавриата, 4 направления специалитета. Для реализации поставленной задачи в 2013 году был создан на базе факультета довузовской подготовки и профориентации Институт довузовской подготовки и профориентации Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Основная цель Института довузовской подготовки и профориентации - комплексное предоставление школьникам и выпускникам школ и колледжей информационных возможностей:
• ДЛЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - очные и дистанционные профориентационные и образовательные программы и проекты помогают сделать выбор будущей профессии;
• ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ - очные и дистанционные подготовительные курсы знакомят абитуриентов и их родителей с основными требованиями к уровню подготовки;
• РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА -олимпиады и конкурсы развивают личность и расширяют возможности поступления на бюджетную и контрактную формы обучения.
Все мероприятия и проекты, реализуемые институтом довузовской подготовки и профориентации, можно представить в виде матрицы в зависимости от их доступности для соответствующих целевых групп:
По таблице видно, что категория базовые школы университета имеет наибольшие преференции при работе с институтом довузовской подготовки и профориентации, поскольку грамотно поставленная проф-ориентационная работа в школе позволяет формировать контингент, ориентированный на последующее обучение в университете. Ограничение доступности участия в интересных долгосрочных профориентаци-онных проектах побуждает школы, не являющиеся базовыми стремиться к статусу базовой школы. В настоящее время университет имеет договоры и активно взаимодействует с 65 базовыми школами Санкт-Петербурга и России.
Для формирования устойчивой мотивации при выборе будущей профессии институт довузовской подготовки и профориентации поддерживает следующие ключевые направления профоринтационной работы в базовых школах университета:
1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей. Организация различных развивающих программ, конкурсов и олимпиад для школьников начиная с 6 класса. Выгоды для вуза:
• Проведение в консорциуме вузов олимпиад включенных в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый ежегодно Министерством образования, в виду наличия льгот, способствует увеличению конкурса при поступлении в вуз и отбору наиболее талантливых студентов, что в свою очередь ведет к росту качества выпускников вуза.
• Раннее, начиная с 7 класса, привлечение школьников к участию в олимпиадах, с одной стороны, формирует привыкание школьника к вузу, на базе которого олимпиада проводится, что способствует формированию предпочтения конкретного вуза перед другими высшими учебными заведениями, с другой стороны, позволяет развивать творческие способности школьника в ранней стадии его профессиональной ориентации, и отслеживать его достижения вплоть до поступления в вуз.
• Возможность завязывать долгосрочные взаимоотношения со школами региона и получить прямой доступ к целевой аудитории через школы.
2. Углубленное изучение профильных предметов. Предложение программ углубленной подготовки по профильным предметам. Выгоды для вуза:
• Адаптация школьников к обучению в университете по уровню подготовки.
• Профессиональная ориентация школьников, выбор будущей профессии через изучаемый предмет.
• Формирование лояльной к вузу целевой аудитории, что дает возможность влиять на дальнейший выбор вуза.
3. Знакомство с вузом. Организация профориен-тационных мероприятий силами студентов университета. Выгоды для вуза:
• Усиление мотивации школьников на поступление в университет - коммуникация со студентами снимает психологический барьер у абитуриента: вуз воспринимается как более знакомый, «родной». Возможность задать каверзные вопросы студенту, которые сложно задать взрослому, зачастую является той невидимой крупинкой, которая на чаше весов перевесит все сомнения относительно остальных вузов и у абитуриента останется одна задача - подготовиться так, чтобы поступить именно в этот вуз, а не в какой-то другой, пускай и по такой же специальности.
Индивидуальные участники Групповые участники
Абитуриенты и их родители Базовые школы университета Третьи заинтересованные лица (школы, туристические фирмы и т.п.)
Разовые мероприятия Как на безвозмездной, так и возмездной основе На безвозмездной основе Как на безвозмездной, так и возмездной основе
Цикл долгосрочных взаимосвязанных мероприятий На возмездной основе Как на безвозмездной, так и возмездной основе На возмездной основе
• Информирование будущих абитуриентов о направлениях подготовки - школьники очень приблизительно представляют себе содержание тех или иных профессий.
4. Работа с лидерами мнения в рамках школы -воздействие через каналы, пользующиеся авторитетом у школьников для доведения информации о возможностях обучения в университете
5. Обучение через деятельность:
- производственная практика на базе предприятий и организаций;
- организация профориентационных экскурсий на предприятия и организации (знакомство с будущей профессией);
- обучение по различным программам дополнительного образования в межрайонных учебных комбинатах.
Профориентационные мероприятия данного блока позволяют наглядно познакомиться с будущей профессией путем максимального приближения к ней благодаря участию предприятий реального бизнеса. Но приближение происходит для абитуриентов в пассивной форме: они получают представление о профессии исключительно со слов непосредственных участников процесса. Недостаток состоит в том, что, даже увидев и услышав о возможной будущей профессии, школьникам сложно соотнести увиденное и услышанное со своими склонностями и психологическими предпочтениями. Они не могут адекватно оценить - смогут ли они работать на выбранном профессиональном поле или нет;
- образовательная программа «Учебная фирма».
Данная образовательная программа основана на
инновационной образовательной технологии «Учебная фирма», ключевой принцип которой «Делая - познаю». В процессе обучения школьники приобретают
начальные профессиональные и социальные навыки через практическую деятельность на рабочем месте в офисе учебной фирмы. Группа единомышленников, объединенная общей идеей, создает учебную фирму. Учебная фирма является моделью реальной фирмы и в процессе деятельности имитирует основные бизнес-процессы. Участники нарабатывают практические навыки ведения бизнеса: заключают сделки, разрабатывают фирменный стиль и рекламные кампании, организуют бухгалтерский учет, отрабатывают систему документооборота в организации, получают опыт принятия решений. Каждая учебная фирма входит в единую сеть, имитирующую рыночное пространство. Работу рынка учебных фирм поддерживает Центральный офис учебных фирм, выполняя функции основных рыночных контрагентов и государства. И в процессе выполнения определенных, соответствующей должностью, функциональных обязанностей у абитуриента приходит понимание правильности сделанного выбора.
Для развития образовательной технологии и поддержания работы всех учебных фирм, начиная с 1998 года, реализуется проект «Учебные фирмы России». В настоящее время создана сеть учебных фирм, открываемых на базе школ, колледжей, вузов. В проекте представлены образовательные учреждения из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Алтайского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и т. д. Проект является международным и интегрирован в международную сеть учебных фирм, а Центральный офис учебных фирм является ассоциированным членом международной организации PEN INTERNATIONAL.
© Завгородняя А. В., Рыбина В. Б., 2014
УДК 37.048.45
ТЬЮТОРСКОЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д. Н. Кипель
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89 E-mail: [email protected]
Наиболее ярко профессиональное самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, а школа является одним из звеньев в цепочке непрерывного образования «Школа - ССУЗ - вуз», представляется актуальным исследовать особенности процесса профессионального самоопределения учащихся в условиях довузовского образования.
Ключевые слова: сопровождение, тьютор.