Научная статья УДК 159.99
https://doi.org/10.24158/spp.2024.9.6
Обзор научных исследований буллинга и проблемы его безнаказанности в школьной среде
Анастасия Николаевна Посельская
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты литературного обзора по теме влияния безнаказанности на возникновение буллинга в образовательной среде и создания более безопасного и справедливого в этом отношении школьного пространства. Цель научной статьи заключается в проведении комплексного анализа существующих исследований, посвященных обозначенной проблеме, а также в разработке рекомендаций для ее предотвращения и решения. В ходе исследования выявлено, что отсутствие должного наказания за агрессивные действия стимулирует осуществляющих их индивидов продолжать травлю отдельных членов детского коллектива без страха возникновения последствий. В результате рассмотрения сути проблемы, репрезентированной в научных публикациях, автором предложены рекомендации по предотвращению и пресечению буллинга в современных школьных условиях. Итоги исследования могут быть использованы для разработки эффективных программ по профилактике данного негативного явления, а также для повышения осведомленности научного сообщества о роли безнаказанности в формировании агрессивного поведения школьников.
Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, безнаказанность, агрессия, травля в образовательной среде, признаки буллинга, особенности буллинга, конфликт
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Посельская А.Н. Обзор научных исследований буллинга и проблемы его безнаказанности в школьной среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 9. С. 51-57. https://doi.org/10.24158/spp.2024.9.6.
Original article
A Review of Research on Bullying and Its Impunity in the School Environment
Anastasia N. Poselskaya
Dorzhi Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents the results of a literary review on the impact of impunity on the occurrence of bullying in the educational environment and the creation of a safer and fairer school space in this regard. The aim of this study is to conduct a comprehensive analysis of existing studies on the impact of impunity on the occurrence of bullying in the school environment, as well as to develop recommendations for preventing and solving this problem. The study reveals that the lack of adequate punishment for aggressive actions encourages individuals to continue bullying specific members of the school community without fear of repercussions. Based on the results of the consideration of the essence of the problem, represented in scientific publications, the author offers recommendations for the prevention and suppression of bullying in modern school conditions. The results of the study can be used to develop effective programs to prevent this negative phenomenon, as well as to raise awareness of the scientific community about the role of impunity in the formation of aggressive behavior of schoolchildren.
Keywords: bullying, cyberbullying, impunity, aggression, bullying in the educational environment, signs of bullying, features of bullying, conflict
Funding: Independent work.
For citation: Poselskaya, A.N. (2024) A Review of Research on Bullying and Its Impunity in the School Environment. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), 51-57. Available from: doi:10.24158/spp.2024.9.6 (In Russian).
Введение. В настоящее время буллинг в образовательной среде является серьезной проблемой, которая затрагивает как ребенка, так и ответственных взрослых - родителей и учителей. Либерализм в воспитании и безнаказанность ведут к повышению уровня жестокости среди подростков.
Буллинг (от английского bullying, bully - «хулиган, задира, грубиян») - это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха. Это не единичный случай грубости, а систематическое
© Посельская А.Н., 2024
и целенаправленное проявление жестокости одного или нескольких детей по отношению к однокласснику, сверстнику, другому ребенку как члену общего коллектива. Дети, подвергшиеся буллингу, постоянно испытывают тревогу, страдают от панических атак, что негативно отражается на их психическом и физическом здоровье, а также на успеваемости (Ахунова и др., 2022: 52).
Изучение буллинга началось еще в 1970 г., когда норвежский психолог Д. Ольвеус провел систематическое исследование данного явления. Сам термин «буллинг» он ввел в 1993 г. В современной науке Д. Ольвеус считается крупнейшим автором, который привлек внимание к этой проблеме и заложил основы для дальнейшего ее изучения (Буллинг как особый вид конфликта в детской и подростковой среде ..., 2022: 4).
Следует отметить, что случаи агрессии в детской и подростковой среде часто остаются скрытыми, что затрудняет своевременное предупреждение нежелательного поведения детей. Дети не всегда сообщают о фактах травли, а учителя и родители иногда не могут самостоятельно распознать признаки буллинга, а также не знают, как правильно реагировать и предотвращать связанные с ним ситуации. Буллинг может проявляться в различных формах: от словесных оскорблений до физического насилия и преследования в Сети. К сожалению, информация о случаях буллинга не всегда доходит до специалистов и, следовательно, остается без должного внимания (Тельминова, 2020: 224). Одной из сложностей в борьбе с этой проблемой является то, что агрессивное поведение детей часто нелогично, немотивированно и аморально. Это затрудняет своевременное реагирование взрослых на него и предотвращение подобных ситуаций.
Исследователи отмечают, что в последнее время характер общения между детьми существенно изменился, подростковые субкультуры становятся все более агрессивными и безнравственными (Буллинг как особый вид конфликта в детской и подростковой среде ..., 2022: 2). Одной из важных проблем в этом контексте является безнаказанность малолетних агрессоров, что создает благоприятную среду для осуществления травли, позволяет им продолжать свои действия без страха и сожаления. Данная проблема сегодня становится все более актуальной.
В настоящий момент для подростков уголовная ответственность наступает с 16 лет, а при совершении тяжких преступлений - с 14 (ст. 111 УК РФ1) или средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ).
За оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, предусмотрена административная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ2 к правонарушителю может быть применено наказание в виде административного штрафа.
Зачастую буллинг не придается огласке, жертвы не обращаются за помощью, боятся последствий. Обидчики не несут никакого наказания, что приводит к совершению ими в дальнейшем очередных преступлений. По статистике, в России 60 % разбоев и грабежей совершают люди, у которых уже были судимости3.
Еще одним важным моментом, подчеркивающим актуальность исследования, является негативное влияние такого поведения на психическое здоровье детей. Постоянное воздействие издевательств и агрессии без должной реакции и наказания за такое поведение может иметь серьезные последствия, в том числе снижение самооценки, развитие депрессии, тревоги и других психических расстройств у детей и подростков. Поэтому исследование данного вопроса чрезвычайно важно для создания условий, в которых каждый ребенок сможет чувствовать себя защищенным и поддержанным в школьной среде.
Для ее решения необходим комплексный подход, который будет включать в себя не только наказание агрессоров, но и эффективные профилактические меры вмешательства, для создания безопасной образовательной среды. Таким образом, целью данной статьи является изучение и анализ безнаказанности на возникновение буллинга в школьной среде, и разработка рекомендаций для предотвращения данного явления.
Проведен анализ научной литературы, статей, отвечающих критериям поиска по таким ключевым словам, как «буллинг», «кибербуллинг», «безнаказанность», «агрессия», «травля в образовательной среде», «признаки буллинга», «особенности буллинга», «конфликт» в базах данных Men-deley, Elibrary и КиберЛенинка.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. Там же.
3 Больше 60 % преступлений в России совершают люди с судимостью [Электронный ресурс] // Уралин-формбюро. URL: https://gork.omskportal.ru/omsu/novovar-3-52-241-1/banners/useful links/prokuratura/2022/11-04?print (дата обращения: 21.08.2024).
Проведено исследование систематических обзоров, ретроспективных исследований и актуальных научных публикаций по проблеме возникновения буллинга из-за отсутствия наказания агрессоров.
Результаты и обсуждение. В ходе данного исследования был проведен анализ работ различных авторов, которые изучили и описали проблему буллинга и его безнаказанности в школьной среде. Каждый из исследователей внес ценный вклад в изучение данной проблемы, рассмотрев ее уникальные стороны и разработав стратегии и рекомендации по профилактике и предотвращению буллинга.
Одной из важных работ в данной области является статья С. Бургера, Д. Штромайера, Л. Коллерова. Ученые обращают внимание на то, что буллинг является серьезной проблемой во всем мире; они изучили, как влияет вмешательство и невмешательство учителя, дисциплинированные наказания и групповое обсуждение на агрессоров и жертв. Статистика показала, что дисциплинарные наказания снижают вероятность стать хулиганом или жертвой, а групповое обсуждение способствует предотвращению буллинга. Невмешательство взрослых и безнаказанность повышают риск того, что учащийся станет хулиганом. Результаты исследования данных ученых показали, что активная позиция учителей оказывает благоприятное влияние на принятие учащимися социальных ролей и может помочь выбрать стратегии по предотвращению буллинга (Burger et al., 2022: 2317).
В работе А.А. Бочавера рассмотрены последствия от участия в школьном буллинге. Исследователем обнаружено, что такого рода агрессия повышает риск возникновения суицидальных мыслей, психосоматических проблем и употребления психоактивных веществ. Ученый отметил в своей работе, что негативные последствия буллинга затрагивают не только жертв, но и тех, кто был в него вовлечен в качестве свидетеля. Травля оказывает разрушительное действие на физическое и психическое здоровье школьников, мешает образовательному процессу, негативно влияет на дружеские и будущие семейные отношения, а также на успешность трудоустройства и финансовое благополучие в перспективе. Спектр отрицательных последствий чрезвычайно широк. Автором подчеркнута необходимость изучения влияния буллинга на детей, которые были свидетелями этих ситуаций, предложены рекомендации для профилактики и предотвращения травли в образовательных учреждениях (Бочавер, 2021: 397).
Ф.С. Галимбекова обращает внимание на то, что проблемы конфликтов в школьной среде остаются актуальными длительное время. Автором проведен всесторонний конфликтологический анализ буллинга и предложена стратегия конструктивного поведения при ранних его проявлениях. Основное внимание уделено вопросам издевательств и травли. Исследователь подчеркивает, что главным результатом буллинга является отчуждение жертвы, поэтому необходимо интегрирование квалифицированных конфликтолов в школьную среду с целью выработки конструктивной поведенческой стратегии участников проблемных отношений (Галимбекова, 2023: 52).
Особый вклад в изучение проблемы буллинга внесли такие исследователи, как Ю. Чжу, Ю. Тэн. Они рассмотрели множество случаев школьного буллинга, проанализировали его распространённость и высокий уровень виктимизации среди китайских подростков, установили роль учителей, учеников и школьного климата в обеспечении более системного и всестороннего понимания проблемы буллинга. Применив метод бинарной логистической регрессии, исследователи оценили переменные, связанные с издевательствами, и их влияние на школьников. Важную роль в предотвращении буллинга, по их мнению, играет кооперативная обстановка в школе и дисциплина в классе. Однако конкуренция в ученической среде была представлена исследователями как фактор, способствующий увеличению риска буллинга. Ю. Чжу, Ю. Тэн подчеркивают также важность борьбы с кибербуллингом - травлей с использованием новых технологии - и инклюзивного образования (Zhu, Teng, 2022: 1557).
А.В. Тельминова изучала готовность будущих педагогов к распознаванию и предотвращению буллинга в школьной среде. Проведя опрос среди студентов старших курсов колледжа, она выявила, что уровень их знаний о буллинге недостаточен для успешной профессиональной деятельности. Неподготовленный педагог может пропустить момент зарождения буллинга, поэтому ему не удастся эффективно помочь детям разрешить конфликт или предотвратить подобные ситуации в будущем. В связи с этим А.В. Тельминова предложила ряд рекомендаций по профилактике буллинга в образовательной среде, которые будут полезны не только для учителей, но и для школьных психологов и социальных работников (Тельминова, 2022: 7).
Н.С. Кудакова анализировала проблему кибербулинга. Она отметила, что Интернет привносит в жизнь современного человека как пользу, так и большую угрозу, особенно для школьников младших и средних классов. Исследователь указала, что в Интернете ребенок ведет себя совершенно по-иному, нежели в реальной жизни, и, получив свободу действий, чувствует превосходство над другими. Автором рассмотрены причины возникновения кибербуллинга, а также предложены четыре стратегии по борьбе с ним (Кудакова, 2023: 93).
О.А. Воскрекасенко и О.Ю. Жилкина раскрыли роль учителя в профилактике и коррекции случаев буллинга, выделив ключевые ее компоненты - мотивационно-ценностный, функционально-де-ятельностный, когнитивный и личностный. Учеными был проведен опрос студентов бакалавриата, целью которого было определить уровень их подготовки к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде. Результаты его утвердили исследователей в мысли о важности качественной подготовки кадров для создания безопасной школьной среды (Воскрекасенко, Жилкина, 2023: 120).
И.А. Давыдов рассматривал основные риски и угрозы, с которыми сталкиваются жертвы буллинга. Его интересовали правовые механизмы противодействия и их эффективность, а также законодательные инструменты, доступные для предотвращения травли в образовательных учреждениях. Ученым описаны эффективные методы противодействия, включающие педагогические, правовые и социальные подходы. Также он отметил важную роль родителей и педагогов в решении данной проблемы (Давыдов, 2023: 54).
И.М. Рюмина подчеркивала важность систематизации данных о роли самоотношения в проявлении буллинга. В ходе проведенного исследования она выявила важные характеристики данной категории, такие как глобальное самоотношение, самообвинение, самоуважение и др., описала роль психолога при организации психологического сопровождения школьников (Рюмина, 2021: 367).
А.А. Дударева, А.Ю. Атрушкевич изучали отношение учителей к насилию и травле. Учеными был создан опросник, результаты которого показали негативное отношение педагогов к проблеме школьного буллинга, однако около трети участников исследования признали свою некомпетентность в данном вопросе. А.А. Дударева, А.Ю. Атрушкевич отметили также, что отсутствие должного наказания агрессоров из-за некомпетентности педагогов ведет к росту случаев буллинга в образовательной среде (Дударева, Атрушкевич, 2022: 50).
Необходимо отметить, рассматриваемая форма социального конфликта остается принципиально важной в условиях быстрого развития цифровых коммуникационных технологий, данный факт обозначили в своем исследовании Г.А. Труфанов, В.В. Томин, А.В. Евстафьев, Е.Е. Акулина. Ученые проанализировали влияние Интернета на увеличение случаев буллинга как в Сети, так и в реальной жизни и пришли к выводу, что современные медиа могут усилить отчуждение и разобщенность между людьми, привести к кибер-травле. Учитывая это, исследователи предложили включить интерактивные элементы в медиа-инструменты для создания и развития более толерантного, инклюзивного интернет-пространства (Trufanov et al., 2024).
В работе Ш.А. Хабаху, Н.О. Димкова, В.В. Румянцева, Р.М. Абдулина была отмечена обеспокоенность общества распространением травли и физического насилия в учебных заведениях. Ученые указали, что особо остро агрессия проявляется именно в школе, которая сегодня превращается в место, где случаи травли становятся обычным делом. Проанализировав статистические данные, исследователи сделали вывод, что жертвами буллинга становятся как мальчики, так и девочки любого возраста. Также ученые отметили, что главная опасность травли заключается в последствиях для ребенка. В своей статье исследователи предложили использование комплексного подхода для решения данной проблемы и включения в работу по профилактике и предотвращению буллинга как учителей, социальных работников, психологов, так и сотрудников правоохранительных органов (Профилактика буллинга как детерминант психологически безопасной образовательной среды ..., 2022: 155).
Проблему буллинга и кибербуллинга на примере школьной травли изучала Д.А. Гуляниц-кая. Она проанализировала различные методы борьбы с травлей в ученической среде, которые существуют в России и за рубежом, и предложила использовать иностранный опыт для создания антибуллинговых программ, а также внести изменения в законодательство, в частности, в государственные образовательные стандарты (Гуляницкая, 2020: 208).
В своем исследовании Н.В. Шевелева рассмотрела современные подходы к организации и функционированию общеобразовательных учреждений. Она отметила, что одной из важнейших проблем образовательного процесса является проблема школьного буллинга. Причем источником травли могут быть не только дети, но и педагоги, родители. Часто несовершеннолетние, которые подверглись домашнему насилию, могут выступать в качестве жертвы и в школьной среде. Однако возможен и обратный сценарий - такие индивиды способны и сами транслировать агрессию. Исследователем отмечено, что причин возникновения различных форм насилия может быть множество: это и социальные условия, в которых живет ребенок, и его физиологические особенности, и уровень когнитивного развития. В качестве мер противостояния негативному феномену ученым предложены беседы - индивидуальные и групповые, чтобы сформировать правильные ценностные ориентиры у обучающихся (Шевелева, 2023: 91).
Важный вклад в изучение буллинга внес Н.Г. Дядык. Ученый рассмотрел связь между структурой данного феномена и психологической атмосферой в коллективах. Им было проведено исследование, в котором приняли участие обучающиеся школ Челябинска и Челябинской области. Результаты его показали, что структура буллинга тесно связана с психологическим климатом в
школе. Ученый отметил, что каждый ребенок выполняет свою функцию в буллинг-структуре, это связано с детской предрасположенностью к этому (Дядык, 2023: 70).
В целом, анализируя представленные работы, можно сделать вывод, что борьба с буллин-гом требует комплексного подхода. Безнаказанность создает у агрессоров чувство вседозволенности, и тем самым они как бы получают неявное одобрение своим действиям. Жертвы буллинга начинают терять веру в справедливость и страдают от психологических травм, тревожности и депрессии. Поэтому в качестве одного из методов профилактики распространения рассматриваемого негативного явления можно использовать организацию классных часов, тематически сосредоточенных на ценностях уважения и толерантности к людям в окружении. Школьный психолог может проводить тренинги с обучающимися для укрепления единства коллектива, развития терпимости и способности к сопереживанию по отношению к другим.
Если рассматривать индивидуальную работу, то здесь ребенок и педагог-психолог должны выявить причины травли, а также обсудить методы взаимодействия в конфликтных ситуациях. Кроме того, в зависимости от роли, которую играет обучающийся в ситуации буллинга - «жертва», «обидчик» или «свидетель», необходимо провести коррекцию эмоциональных расстройств, улучшить устойчивость школьников к стрессам и усовершенствовать их навыки коммуникации, а также сформировать способность брать ответственность за свои действия и предоставлять поддержку в психологическом и социальном плане. При этом классный руководитель в сотрудничестве с педагогом-психологом обязан заниматься профилактикой буллинга в классе, следить за эмоциональным благополучием всех учеников, а также предоставлять поддержку и помощь школьникам наравне с педагогом-психологом.
Таким образом, на основе проведенного исследования мы предлагаем следующие рекомендации по профилактике буллинга и борьбе с ним:
- необходимо усилить ответственность за травлю, чтобы агрессоры четко знали, к каким последствиям приведет их поведение;
- организация обучения школьников по кибербезопасности, что поможет им грамотно пользоваться социальными сетями, а также вовремя распознавать агрессоров в виртуальном пространстве и избегать буллинга в Интернете;
- внедрить систему анонимного сообщения о травле, чтобы жертвы и свидетели не боялись передавать информацию о проблеме;
- постоянный мониторинг атмосферы в классе, проведение регулярных опросов и обсуждений, для того чтобы вовремя предотвратить или прекратить травлю;
- плотное сотрудничество с родителями для своевременного информирования их и вовлечения в решение проблем класса;
- проведение тренингов и семинаров для учителей и родителей, их ознакомление с эффективными инструментами для борьбы с проблемой буллинга.
Приведенные рекомендации помогут улучшить психологическое благополучие детей, укрепить связи между сообществом несовершеннолетних и образовательными учреждениями, в конечном итоге способствуя формированию здоровых отношений и созданию позитивной среды обучения.
Заключение. По итогам наших рассуждений можно сделать вывод, что борьба с буллингом требует комплексного подхода, активного участия родителей, учителей, психологов, школьной администрации, правоохранительных органов и общества в целом. В ходе исследования были предложены такие меры противодействия данному социальному феномену, как усиление ответственности обучающихся за свое поведение, ознакомление школьников с правилами кибербезопасности, внедрение системы анонимного сообщения о фактах травли, постоянный мониторинг психологического состояния класса, тесное сотрудничество с родителями, проведение тренингов и семинаров для учителей.
Важно отметить, что работа по предотвращению буллинга среди школьников должна направляться на формирование у них ценностного отношения к своей жизни и здоровью, на создание педагогической среды в учебном заведении, способствующей успешной адаптации каждого ребенка в качестве активного участника общества. Борьба с травлей в среде несовершеннолетних является длительным процессом, и ее успешное завершение возможно лишь совместными усилиями взрослых и детей.
Список источников:
Ахунова Г.Х., Дугинова В.В., Арсланов А.Н. Буллинг в средних классах и его профилактика «Скажи стоп буллингу» // Осов-ские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». 2022. № 1-2. С. 50-56.
Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 18 (2). С. 393-409. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-393-409.
Буллинг как особый вид конфликта в детской и подростковой среде / Ю.С. Вторушина [и др.] // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2022. № 4 (42). С. 90-99.
Воскрекасенко О.А., Жилкина О. Ю. Формирование готовности будущих педагогов к противодействию проявлениям буллинга в школьной среде как педагогическая проблема // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6 (110). С. 117122. https://doi .org/10.24158/spp.2023.6.17.
Галимбекова Ф.С. Конфликт и буллинг как социальные явления в современном обществе // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 51-57. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2023-2-51-57.
Гуляницкая Д.А. Противодействие буллингу в российских школах: правовые и организационные механизмы // Образование и право. 2020. № 2. С. С. 201-210. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10236.
Давыдов И.А. Методы профилактики и правовые механизмы противодействия буллинга в образовательных учреждениях // Детство - территория безопасности. М., 2023. С. 53-55.
Дударева А.А., Атрушкевич А.Ю. Особенности отношения педагогов школ Республики Карелия к травле в школе // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 4. С. 47-51.
Дядык Н.Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 61-72. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2023.47.3.5.
Кудакова Н.С. Профилактика кибербуллинга как формы девиантного поведения в начальной школе // Мир науки и мысли. 2023. № 1. С. 92-98.
Профилактика буллинга как детерминант психологически безопасной образовательной среды / Ш.А. Хабаху [и др.] // Инновационные научные исследования: теория, методология, тенденции развития : в 2 т. Уфа, 2022. Т. 2. С. 152-159.
Рюмина И.М. Содержательные характеристики самоотношения подростков, переживающих буллинг в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 366-369.
Тельминова А.В. Школьный буллинг в аспекте готовности будущих учителей к его профилактике // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6, № 2. С. 6-12. https://doi.org/10.18503/2658-3186-2022-6-2-06-12.
Тельминова А.В. Школьный буллинг как педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Т. 66, № 1. С. 224-227.
Шевелева Н.В. Буллинг как показатель неблагополучности образовательной среды современной школы // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 5 (63). С. 87-93. https://doi.org/10.25726/q6606-5310-2770-r.
Burger C., Strohmeier D., Kollerova L. Teachers Can Make a Difference in Bullying: Effects of Teacher Interventions on Students' Adoption of Bully, Victim, Bully-Victim or Defender Roles across Time // Journal of Youth and Adolescence. 2022. Vol. 51. P. 2312-2327. https://doi .org/10.1007/s10964-022-01674-6.
Trufanov G.A., Tomin V.V., Yevstafev A.V., Akulina E.E. Bullying in the Context of the Discourse of Hostility in the Modern Media // Russian Linguistic Bulletin. 2024. № 2 (50). Р. 1-5. https://doi.org/10.18454/RULB.2024.50.16.
Zhu Y., Teng Y. Influences of Teachers, Students and School Climate on Bullying Victimization: Evidence from China // Best Evidence in Chinese Education. 2022. Vol. 12, iss. 1. P. 1547-1571. https://doi.org/10.15354/bece.22.or065.
References:
Akhunova, G. Kh., Duginova, V. V. & Arslanov, A. N. (2022) Bullying in the Middle Classes and Its Prevention "Tell Stop for Bullying". Osovskie pedagogicheskie chteniya «Obrazovanie vsovremennom mire: novoe vremya - novye resheniya». (1-2), 5056. (In Russian)
Bochaver, A. A. (2021) Consequences of School Bullying for Its Participants. Psychology. Journal of Higher School of Economics. (18 (2)), 393-409. Available from: doi:10.17323/1813-8918-2021-2-393-409. (In Russian)
Burger, C., Strohmeier, D. & Kollerova, L. (2022) Teachers Can Make a Difference in Bullying: Effects of Teacher Interventions on Students' Adoption of Bully, Victim, Bully-Victim or Defender Roles across Time. Journal of Youth and Adolescence. 51, 23122327. Available from: doi:10.1007/s10964-022-01674-6.
Davydov, I. A. (2023) Metody profilaktiki i pravovye mekhanizmy protivodeistviya bullinga v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Methods of prevention and legal mechanisms for countering bullying in educational institutions]. In: Detstvo - territoriya bezopasnosti. Moscow, pp. 53-55. (In Russian)
Dudareva, A. A. & Atrushkevich, A. Yu. (2022) Features of the Attitude of Teachers of Schools of the Republic of Karelia to Bullying at School. StudArctic Forum. 7 (4), 47-51. (In Russian)
Dyadyk, N. G. (2023) System Analysis of the Relationship between the Bullying Structure and the Psychological Atmosphere in the School Community. Systems Psychology and Sociology. (3 (47)), 61-72. Available from: doi:10.25688/2223-6872.2023.47.3.5. (In Russian)
Galimbekova, F. S. (2023) Conflict and Bullying as Social Phenomena in the Modern Society. Problemy sovremennogo obrazovaniya. (2), 51-57. Available from: doi:10.31862/2218-8711-2023-2-51-57. (In Russian)
Gulyanitskaya, D. A. (2020) Combating Bullying in Russian Schools: Legal and Organizational Mechanisms. Obrazovanie i pravo. (2), S. 201-210. Available from: doi:10.24411/2076-1503-2020-10236. (In Russian)
Khabakhu, Sh. A., Dimkova, N. O., Rumyantseva, V. V. & Abdulina, R. M. (2022) Profilaktika bullinga kak determinant psikhologicheski bezopasnoi obrazovatel'noi sredy [Prevention of bullying as a determinant of a psychologically safe educational environment]. In: Inno-vatsionnye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, tendentsiirazvitiya. Vol. 2. Ufa, рр. 152-159. (In Russian)
Kudakova, N. S. (2023) Prevention of Cyberbullying as a Form of Deviant Behavior in Elementary School. The World of Science and Ideas. (1), 92-98. (In Russian)
Ryumina, I. M. (2021) Informative Characteristics of Self-Attitude of Teenagers Experiencing Bullying at School. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (71-3), 366-369. (In Russian)
Sheveleva, N. V. (2023) Bullying as an Indicator of the Faulty of the Educational Environment of the Modern School. Education Management Review. (5 (63)), 87-93. Available from: doi:10.25726/q6606-5310-2770-r. (In Russian)
Telminova, A. V. (2020) School Bulling as a Pedagogical Problem. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 66 (1), 224-227. (In Russian)
Telminova, A. V. (2022) School Bullying in the Aspect of Future Teacher's Readiness for Its Prevention. Humanitarian and Pedagogical Research. 6 (2), 6-12. Available from: doi:10.18503/2658-3186-2022-6-2-06-12. (In Russian)
Trufanov, G. A., Tomin, V. V., Yevstafev, A. V. & Akulina, E. E. (2024) Bullying in the Context of the Discourse of Hostility in the Modern Media. Russian Linguistic Bulletin. (2 (50)), 1-5. Available from: doi:10.18454/RULB.2024.50.16. (In Russian)
Voskrekasenko, O. A. & Zhilkina, O. Yu. (2023) Forming the Readiness of Future Teachers to Counter the Manifestations of Bullying in the School Environment as a Pedagogical Problem. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. (6 (110)), 117-122. Available from: doi:10.24158/spp.2023.6.17. (In Russian)
Vtorushina, Yu. S., Mitruhina, S. V., Vlasova, E. N. & Antonov, V. P. (2022) Bullying as a Special Type of Conflict in Children and Adolescent Environment. Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova. (4 (42)), 90-99. (In Russian) Zhu, Y. & Teng, Y. (2022) Influences of Teachers, Students and School Climate on Bullying Victimization: Evidence from China. Best Evidence in Chinese Education. 12 (1), 1547-1571. Available from: doi:10.15354/bece.22.or065.
Информация об авторе А.Н. Посельская - аспирант Бурятского государственного университета имени Доржи Бан-зарова, Улан-Удэ, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author A.N. Poselskaya - PhD student, Dorzhi Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.07.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.08.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 24.09.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.