Е.В. Семкина
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ШОС
PROBLEMS AND PROSPECTS OF RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN THE SCO
В статье рассматриваются интересы России и Китая в ШОС. Анализируются проблемы и перспективы их сотрудничества. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития и укрепления роли ШОС.
Ключевые слова: Центральная Азия, региональная безопасность, ШОС, Россия, Китай, экономическое сотрудничество.
In the article interests of Russia and China in the SCO are considered. The author analyses problems and prospects of their cooperation. The conclusion about the necessity of further development and strengthening the SCO role is drawn.
Key words: Central Asia, regional security, Russia, China, the SCO, economic cooperation.
Шанхайская организация сотрудничества была создана в 2001 г. и включает Россию, Китай, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Фактически лидерами ШОС являются Россия и Китай, что является достаточно нетипичной ситуацией для региональных международных организаций. Например, в рамках таких организаций на постсоветском пространстве, как СНГ и ЕАЭС, очевидным лидером является РФ, а вот в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) он отсутствует. По этой причине многие эксперты говорят о том, что в рамках Шанхайской организации у Китая и России есть как общие цели, так и противоречия, которые во многом могут повлиять на дальнейшую перспективу ее развития.
В качестве общих целей России и Китая в ШОС в первую очередь стоит отметить заинтересованность в стабильности Центральной Азии (ЦА).
Для КНР это актуально в силу внутренних причин. Ситуация в Синь-цзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) является нестабильной, отсюда периодически поступает информация о деятельности террористических группировок и сепаратистов. Это больная точка Китая, поэтому он заинтересован в уничтожении подобного рода организаций как в СУАР, так и в соседнем регионе Центральной Азии.
Россия заинтересована, прежде всего, в военно-политическом взаимодействии в рамках ШОС, в борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом. С 2003 г. функционирует Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В 2014 г. на территории Китая прошли самые масштабные антитеррористические учения Вооруженных сил ШОС. Всего в них приняли участие свыше 7 тыс. военнослужащих и почти 500 единиц военной техники, включая самолеты, вертолеты, танки, боевые машины и др. [1]
Еще один аспект, по которому у сторон практически отсутствуют противоречия - это гуманитарное и культурное сотрудничество.
С середины 2000-х гг. Китай начал обращать внимание на гуманитарное взаимодействие в ШОС, выдвигая конкретные инициативы. Еще на саммите в Астане в 2005 г. Ху Цзиньтао выступил с идеей организации в КНР трехлетней подготовки 1500 специалистов и управленцев стран-членов ШОС. Такого рода инициативы способствуют дальнейшему укреплению авторитета КНР в регионе Центральной Азии, а также отвечают курсу Пекина на распространение китайской культуры в мире. В таком контексте руководство Китая последовательно выдвигает предложения выделять специальные стипендии для студентов из стран-членов ШОС, организовывать в КНР курсы для иностранных студентов.
В.В. Путин, в свою очередь, обосновал в 2007 г. необходимость создания Университета ШОС. Сегодня он представляет собой сеть уже существующих университетов в странах-членах Шанхайской организации (всего участвуют 82 вуза), а подготовка кадров ведется по приоритетным направлениям научного и экономического сотрудничества стран-участниц.
Если вопросы безопасности, научное и культурное взаимодействие не являются предметом спора России и Китая в ШОС, то экономический аспект более уязвим.
Китай весьма активно налаживает торговые связи с центральноазиат-скими республиками. Он пытается углубить экономическое сотрудничество в рамках Шанхайской организации, превращая ее в инструмент реализации своей экономической стратегии в Центральной Азии [2]. Одним из достижений Китая в этом направлении можно считать созданный Фонд экономического развития, в рамках которого Таджикистан, Киргизия и Узбекистан получили небольшие гранты и кредиты [3]. В 2011 г. Шанхайская организация сотрудничества по инициативе Китая приступила к созданию Единого банка развития, главной целью которого является содействие многостороннему экономическому сотрудничеству в рамках ШОС.
Россия, в свою очередь, ведет себя менее инициативно. Одной из причин является то, что у нее есть собственные проекты на постсоветском пространстве и в Центральной Азии в частности, в которые она вкладывает большие средства - это Таможенный союз, Евразийский экономический союз, а также Организация Договора о коллективной безопасности. Важно подчеркнуть, что Китай не является членом ни одного из этих объединений.
Россия видит в лице Китая конкурента на центральноазиатских рынках, однако она не в состоянии даже потенциально занять его место. На саммите в Пекине в 2012 г. китайская сторона выступила с несколькими экономическими инициативами, в том числе по созданию в рамках Шанхайской организации зоны свободной торговли. В итоге российские дипломаты смогли убедить коллег в том, что принимать решения по этим проектам преждевременно [4]. Отсутствие прогресса по предложениям Пекина указывает на то, что Россия и республики Центральной Азии осознают вызов, идущий от Китая [5].
Таким образом, подходы Москвы и Пекина к их роли в ШОС заметно отличаются. Каждая из двух стран стремится задействовать собственные сильные стороны: Китай хочет, чтобы основной сферой деятельности ШОС были экономика и развитие, а Россия делает акцент на вопросах безопасности [6]. В результате выходит, что лидеров в ШОС два, но Китай - лидер экономический, а Россия - политический. Под политическим лидерством в данном случае можно подразумевать вес российской стороны в организации: ее роль в выдвижении, принятии или отказе от тех или иных инициатив является одной их ключевых.
Кроме различий интересов двух стран, ШОС сегодня сталкивается со множеством вызовов как регионального, так и глобального уровня, решение которых, на наш взгляд, должно занимать первое место. Эти вызовы могут как негативно повлиять на ШОС и превратить ее в неэффективную структуру, так и дать дополнительный стимул к ее дальнейшему развитию. Второй сценарий выгоден для всех сторон: он будет способствовать не только укреплению сотрудничества и решению общих проблем, но и поможет ослабить противоречия двух ведущих стран-участниц Шанхайской организации.
Главная проблема ШОС состоит в том, что «отцы-основатели» понимают главные задачи и само будущее этой организации неодинаково [7]. Поэтому, прежде всего, необходимо дать толчок развитию, определив четкий спектр целей. На саммите в Душанбе в 2014 г. страны-участницы договорились о разработке и принятии Стратегии развития-2025, которая определит ориентиры взаимодействия государств-членов на перспективу и повысит эффективность выполнения стоящих перед организацией задач [8].
Актуальность военно-политического сотрудничества в ШОС возрастает на фоне событий в Афганистане, который в 2014 г. покинула большая часть натовских войск. Ответственность ШОС за обеспечение безопасности в Центральной Азии и соседних регионах в данном случае значительно увеличивается. Организации необходимо адекватно и своевременно реагировать на вызовы и угрозы, вести более скоординированную и плановую работу.
РФ вряд ли способна на конкуренцию с Китаем в экономике, но у нее по-прежнему есть собственные механизмы воздействия. Поэтому ей стоит более активно рассматривать инициативы партнеров по ШОС, не замыкаясь на развитии своих проектов (ЕАЭС и др.). Для России экономическое сотрудничество в рамках ШОС способствует сохранению и расширению участия в экономическом развитии Центральной Азии [9]. Вероятнее всего, отдельный акцент стоит сделать на энергетике. На территории стран ШОС сосредоточено около 25 % мировых запасов нефти, более 50 % мировых запасов газа, 35 % угля, около половины мировых разведанных запасов урана [10].
В свое время В.В. Путин предложил создать Энергетический клуб ШОС, в который должны входить как экспортеры, так и импортеры сырья с целью координации действий и решения общих проблем по развитию добычи и транспортировки энергоресурсов. Данная инициатива представляется актуальной в свете последних событий, связанных с падением цен на нефть. Россия и Китай серьезно заинтересованы в центральноазиатских энергетических ресурсах. Роль Китая в этом секторе постепенно увеличивается, но диалог ведется в основном в двустороннем формате. Влияние же России снижается, невзирая даже на наследие экономики Советского Союза.
Общие проекты в ШОС помогут России хотя бы отчасти координировать действия с китайскими коллегами. Для КНР, в свою очередь, это еще один механизм по продвижению экономических интересов наравне с традиционным двусторонним форматом. В целом же ШОС необходимы масштабные проекты по развитию не только энергетического сотрудничества, но и других сфер экономики - инфраструктуры, транспорта и др.
После саммита в Душанбе средства массовой информации начали сообщать о том, что к лету 2015 г. в Шанхайскую организацию будут приняты Индия и Пакистан. В этом случае ШОС имеет шансы превратиться в очень важную площадку развития международных отношений и сотрудничества в регионе и мире, т.к. станет неоспоримым лидером и по охвату территории и ресурсов, и по количеству населения стран-участников [11].
Для России принятие новых участников поможет сохранить баланс в организации и снизить опасения по поводу того, что Китай станет единствен-
ным лидером. Организация в политическом отношении получит больший вес и значение, что также актуально для Москвы в свете событий в Украине и ухудшения диалога с Западом. Тем не менее, Россия будет утрачивать свою прежнюю роль в ШОС, и даже привлечение новых стран с целью установления баланса сил будет иметь лишь кратковременный эффект. Москва сохранит в качестве ведущей повестки дня в организации вопрос о военно-политической роли ШОС в регионе, но ей стоит проявлять б0льшую активность по экономическому и культурному сотрудничеству. Для российской стороны лучше, если Китай будет проводить свои инициативы в рамках ШОС под ее контролем, нежели более активно взаимодействовать с центральноазиат-скими республиками на двустороннем уровне.
Трудно говорить о том, удастся ли сторонам преодолеть все проблемы, однако понятно одно: они не должны стать причиной ослабления роли Шанхайской организации сотрудничества, ведь она выступает редким примером организации с двумя сильными лидерами. ШОС, в целом, является полезным инструментом взаимодействия России с Китаем. Кроме того, в настоящее время альтернативы такой организации не существует. Наблюдая за нынешним развитием российско-китайского сотрудничества, можно утверждать, что обе стороны как никогда заинтересованы в сохранении и укреплении значимости ШОС. Однако одной лишь заинтересованности недостаточно: необходимо не только разрабатывать программы по развитию, но и стремиться активно воплощать их на практике.
Список использованных источников и литературы
1. Военные ШОС завершают «Мирную миссию-2014» // Вестник Кавказа. - 29.08.2014. - Режим доступа: http://www.vestikavkaza.ru/news/Voennye-SHOS-zavershayut-Mirnuyu-missiyu-2014.html
2. Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - 382 с.
3. Малашенко А.В. Центральная Азия: на что рассчитывает Россия? -М.: РОССПЭН, 2012. - 118 с.
4. Пресса: Россия перед саммитом ШОС сорвала планы Китая, помешав ему укрепить позиции // NEWSru.com. - 06.06.2012. - Режим доступа: http://www.newsru.com/world/06jun2012/sco.html
5. Bobo Lo. Axis of Convenience: Moscow, Beijing, and the New Geopolitics. - L.: Chatham House, 2008. - 278 p.
6. Тренин Д.В. Верные друзья? Как Россия и Китай воспринимают друг друга. - М.: Московский центр Карнеги, 2012. - 74 с.
7. Арьков В.А. Юрий Солозобов: «ШОС - это китайская отмычка для Центральной Азии» // Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS. - 02.06.2011. -Режим доступа: http://www.politrus.com/2011/06/02/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-
%Ю1 %81 % D0%B Е% D0%B В% D0%B Е% D0% В7% D0%B Е% D0%B1 0/сЮ0%ВЕ0/сЮ0 %В2-2/
8. СМИД ШОС в Душанбе одобрил проект стратегии развития до 2025 г. // РИА Новости. - 31.07.2014. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20140731/1018260028.html
9. Энергетический клуб ШОС: каким ему быть? // ИнфоШОС. -13.03.2012. - Режим доступа: http://www.infoshos.ru/?idn=9616
10. Канавский С.В. «Энергетический клуб ШОС» - не элитный клуб «шанхайской шестерки», а структура, готовая к взаимодействию с разными странами // ИнфоШОС. - 19.09.2013. - Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=11969
11. Расширение ШОС: быть или не быть? // Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). - Режим доступа: http://rusrand.ru/news/rasshirenie-shos-byt-ili-ne-byt
Коротко об авторе
Семкина Екатерина Владимировна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Semkina Ekaterina Vladimirovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]