Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы реализации социально-экономических прав в Республике Таджикистан. Опыт конституционной модели Российской Федерации'

Проблемы и перспективы реализации социально-экономических прав в Республике Таджикистан. Опыт конституционной модели Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
898
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ / CONSTITUTION / SOCIAL STATE / SOCIAL AND ECONOMIC RIGHTS / IMPLEMENTATION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тошев А. М., Боуш К. С.

Закрепление социально-экономических прав в международных правовых документах и нормативных правовых актах государств направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Провозгласив права и свободы, государство должно создать механизм, позволяющий гражданам их реализовывать. Авторами статьи проведен сравнительный анализ законодательства Республики Таджикистан и Российской Федерации, а также данных, свидетельствующих о состоянии обеспечения социально-экономических прав граждан двух государств. Сделан вывод о том, что отдельные конституционные нормы Российской Федерации можно использовать в качестве образца при совершенствовании законодательства Республики Таджикистан. Немаловажным является и повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан, поскольку человек, плохо осознающий явления юридической действительности, не может реализовать свои права и свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fixing the social and economic rights in international legal documents and normative legal acts of the states is aimed at creating the conditions that provide worthy life and free development of a person. Having proclaimed the rights and freedoms, the state should create the mechanism to ensure the possibility of their realization by the citizens. The authors of the article conducted a comparative analysis of the legislation of the Republic of Tajikistan and the Russian Federation, as well as the data indicating the condition of ensuring the social and economic rights of the citizens of these two states. It is concluded that certain constitutional norms of the Russian Federation can be used as a model for improving the legislation of the Republic of Tajikistan. It is also important to increase the level of legal awareness and legal culture of the citizens, because the person poorly aware of the phenomenon of legal reality cannot implement his (her) rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы реализации социально-экономических прав в Республике Таджикистан. Опыт конституционной модели Российской Федерации»

Раздел 2. Охрана и защита прав человека

ТОШЕВ А.М., кандидат юридических наук, tam300986@mail.ru Кафедра организации управления правоохранительной деятельности факультета N 1; Академия Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, 734024, г. Душанбе, ул. Восе, 123

боуш к.с.,

кандидат юридических наук, доцент, boush777@mail.ru кафедра правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

ToSHEv A.M.,

candidate of Legal Sciences, tam300986@mail.ru chair of law enforcement management organization of the faculty number 1,

Academy of the Ministry of the Interior of the Republic of Tajikistan, vose St. 123, Dushanbe, 734024, Republic of Tajikistan

boush K.S.,

candidate of Legal Sciences, associate professor, boush777@mail.ru chair of legal training of law enforcement officers;

Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

проблемы и перспективы реализации социальноэкономических ПРАВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН. ОПЫТ конституционной модели российской федерации

Аннотация. Закрепление социально-экономических прав в международных правовых документах и нормативных правовых актах государств направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Провозгласив права и свободы, государство должно создать механизм, позволяющий гражданам их реализовывать. Авторами статьи проведен сравнительный анализ законодательства Республики Таджикистан и Российской Федерации, а также данных, свидетельствующих о состоянии обеспечения социально-экономических прав граждан двух государств. сделан вывод о том, что отдельные конституционные нормы Российской Федерации можно использовать в качестве образца при совершенствовании законодательства Республики Таджикистан. Немаловажным является и повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан, поскольку человек, плохо осознающий явления юридической действительности, не может реализовать свои права и свободы.

Ключевые слова: конституция; социальное государство; социально-экономические права; реализация прав.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL AND ECONOMIC RIGHTS IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN. THE EXPERIENCE OF THE CONSTITUTIONAL MODEL OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. Fixing the social and economic rights in international legal documents and normative legal acts of the states is aimed at creating the conditions that provide worthy life and free development of a person. Having proclaimed the rights and freedoms, the state should create the mechanism to ensure the possibility of their realization by the citizens. The authors of the article conducted a comparative analysis of the legislation of the Republic of Tajikistan and the Russian Federation, as well as the data indicating the condition of ensuring the social and economic rights of the citizens of these two states. It is concluded that certain constitutional norms of the Russian Federation can be used as a model for improving the legislation of the Republic of Tajikistan. It is also important to increase the level of legal awareness and legal culture of the citizens, because the person poorly aware of the phenomenon of legal reality cannot implement his (her) rights and freedoms.

Keywords: constitution; social state; social and economic rights; implementation of rights.

32

Институт социально-экономических прав личности - важнейшая часть законодательной базы правового и демократического государства. По степени реализации и защиты социально-экономических прав можно судить о правовом (конституционном) статусе личности в государстве в целом. Именно конституция государства как юридический гарант и основной политико-правовой документ призвана определять основные права и свободы человека и гражданина.

В Республике Таджикистан за последний период принято большое количество нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус личности, ратифицировано более 20 международных правовых актов в области прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время Таджикистан сотрудничает более чем с 10 международными организациями в области прав человека, в 2008 году создан институт Уполномоченного по правам человека. однако, несмотря на это, остаются нерешенные проблемы в области конституционно-правового регулирования статуса личности. одним из них является реализация социально-экономических прав и свобод личности, которая нуждается в совершенствовании.

В соответствии с конституцией Таджикистана права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством. согласно буквальному толкованию речь идет о признании государством прав и свобод существующими и действительными, а также принципа ненарушения их, что не всегда является показателем свободы индивида. Более важным здесь является активная реализация государством политики, направленной на установление в обществе таких ценностных ориентиров. Таким образом, основной проблемой является реализация прав и свобод человека и гражданина, а не только их провозглашение.

Результаты исследований, в том числе анкетирования, свидетельствуют о том, что реализация социально-экономических прав личности в Республике Таджикистан требует совершенствования. Например, на вопрос об оценке уровня реализации прав и свобод человека и гражданина в Республики Таджикистан 27 % респондентов отметили очень низкий уровень, 33 %

респондентов оценили его как низкий, 37 % - как средний и 3 % - как высокий [1]. В связи с этим проблемы реализации правового статуса личности в условиях Таджикистана нуждаются во всестороннем теоретическом исследовании и практическом совершенствовании.

Идея социального государства -одна из великих идей цивилизованного развития, сыгравшая неоценимую роль в предотвращении социальных конфликтов, гармонизации общественных отношений, установлении разумных параметров взаимодействия государства, общества и человека [2, с. 11]. Сущность социального государства согласно Л. Штейну заключается в его обязанности «...способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство» [цит. по: 3, с. 42].

С целью дальнейшего развития Республики Таджикистан, в том числе улучшения социальной сферы общества, Президентом Республики Таджикистан в 2005 году была инициирована разработка Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, которая определила приоритеты и общие направления государственной политики, ориентированные на достижение устойчивого экономического роста, облегчение доступа населения к базовым социальным услугам и снижение бедности. В Национальной стратегии отмечено, что переходный период, характеризующийся серьезными политическими и экономическими проблемами, привел к резкому ухудшению состояния социального блока (здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения, водоснабжения, санитарии и жилищнокоммунального хозяйства, экологии и гендерных отношений), сокращению доступа населения к качественным социальным услугам, ухудшению условий жизни [4, с. 37]. В настоящее время в республике принято несколько документов (Государственная стратегия рынка труда Республики Таджикистан до 2020 года, Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года, Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010-2020 годы

и др.). Для предотвращения негативных последствий и в целях дальнейшего развития страны стратегии предусматривают ряд целей, приоритетов и принципов. Несмотря на некоторые достижения, до сих пор имеется очень много нерешенных вопросов, в том числе в сфере законодательного регулирования, которое нуждается в совершенствовании.

согласно конституционным положениям Таджикистан, являясь социальным государством, создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого человека (часть 1 статьи 2).

В Российской Федерации конституция в статье 7 определяет социальное государство более широко - государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, провозглашается, что в государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, конституционный принцип социального государства в Российской Федерации предполагает создание равных возможностей для всех членов общества по охране труда и здоровья, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В связи с тем, что принцип социального государства Таджикистана не нашел отражения в конституции в форме прямых гарантий развития социальной сферы, представляется целесообразным по примеру конституции Российской Федерации часть 2 статьи 1 конституции Таджикистана дополнить нормами, устанавливающими и гарантирующими возможности социальной сферы общества. Следует согласиться с мнением Л.Д. Воеводина, который отмечает, что в рамках целого - системы

- назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический статус личности, и особенно ее права и свободы становились бы фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина [5, с. 221].

В связи с этим А.Х. Маликова отмечает, что «в условиях Таджикистана, в первую очередь, мы не видим перспективной социальной политики и правового фундамента, без которых государство не может формироваться и функционировать как социальное» [6, с. 120].

В Республике Таджикистан согласно конституции мать и ребенок находятся под особой защитой и покровительством государства (часть 1 статьи 34). Как известно, семья - ячейка общества, и будущее каждой нации зависит от здоровья матери и ребенка. Современная политика Таджикистана в сфере обеспечения прав матери и ребенка требует дальнейшей реализации. В этом случае представляется необходимым принятие социальных программ в области обеспечения прав матери и ребенка по аналогии с иными государствами, в том числе Российской Федерацией.

Важным моментом в сфере реализации социально-экономических прав является реализация норм о гарантиях детей. Согласно IV принципу Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, государство обязано принять необходимые меры по защите прав матери и ребенка. Декларация провозглашает, что «ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание».

Согласно Конституции в Таджикистане каждый имеет право на труд, выбор профессии, работы, охрану труда и социальную защиту от безработицы. Заработная плата не должна быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 1 статьи 35).

34

Однако остается нерешенной проблема занятости населения. Внешняя эмиграция, в том числе большого количества молодых специалистов, окончивших образовательные организации, приводит к потере трудовых ресурсов. В связи с этим одним из ключевых направлений государства в социально-экономической сфере остается снижение уровня безработицы и обеспечение граждан рабочими местами.

В Российской Федерации право на труд является одним из гарантированных начал, предопределившим как свободу труда, так и равные возможности его развития и исполнения. Закрепленное в конституции Российской Федерации право на труд выступает инструментарием, посредством которого обеспечиваются юридически значимые потребности граждан, которые, в свою очередь, воздействуют и на экономическую составляющую всей страны. Право относится к надстроечной категории и обусловлено материальными условиями жизни общества, экономикой. Но оно обладает и относительной самостоятельностью, то есть оказывает обратное воздействие на экономику, содействуя ее развитию в нужном обществу направлении [7, с. 4].

Развитие новых рыночных отношений в Российской Федерации способствует формированию сферы занятости и трудоустройства населения, развитию законодательной базы. стали появляться органы и учреждения, деятельность которых направлена на оказание помощи в содействии в трудоустройстве различных категорий граждан. Преимущественную долю источников, регулирующих отношения занятости населения в Российской Федерации, составляют акты Правительства Российской Федерации. особая роль отводится Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 года N 2-ФкЗ «о Правительстве Российской Федерации»*. Именно этот нормативный документ определяет единую государственную политику в сфере социальной защищенности населения России. При этом ведущая роль отводится федеральным целевым программам, направленным

* о Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный закон от 17 дек. 1997 г. N 2-ФкЗ // собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 51. ст. 5712.

на развитие института занятости. одной из таких ключевых программ является государственная программа «содействие занятости населения». объем бюджетных ассигнований, выделяемых на ее реализацию, в 2016 году составил 75 659 568,1 тыс. рублей, на 2020 год запланировано выделение 73 402 406 тыс. рублей**.

Настоящая программа включает в себя несколько частей. Первая - это «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан». Данная подпрограмма ориентирована на профессиональную переподготовку безработной категории граждан и дистанционные формы занятости и обучения. Вторая часть программы - это «Внешняя трудовая миграция», рассчитанная на привлечение иностранной рабочей силы и, соответственно, квотирование рабочих мест, т.е. развитие миграционных квот. Третья часть рассматриваемой программы - «Развитие институтов рынка труда» - включает национальную систему подготовки кадров (разработка необходимых критериев и стандартов).

одним из направлений государственной политики Российской Федерации является реализация права на труд инвалидами. Так, в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 11-ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» введена административная ответственность работодателей за неисполнение обязанности создавать или выделять рабочие места для инвалидов в рамках установленной квоты***.

Право на жилище также относится к общепризнанным социальным правам. В соответствии со статьей 36 конституции Таджикистана каждый имеет право на

** об утверждении государственной программы Российской Федерации «содействие занятости населения»: распоряжение Пра-

вительства РФ от 15 апр. 2014 г. N 298 // собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 18 (ч. I). ст. 2147.

*** о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов: федер. закон от 23 февр. 2013 г. N 11-ФЗ // собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 8. ст. 717.

жилище. Это право обеспечивается путем осуществления государственного, общественного, кооперативного и индивидуального жилищного строительства. В то же время одной из нерешенных проблем остается доступность жилья. существенная разница между рыночной стоимостью жилья и средним доходом граждан остается основным препятствием для реализации права на жилище. кроме того, проблемой в этом вопросе остается формирование нормативно-правовой базы. В Российской Федерации на решение вопросов обеспечения жильем направлены федеральные целевые программы, например Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы*. основной целью Программы является формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 232 была утверждена государственная программа «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»**. Целью программы является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

Проблема обеспечения жильем находит решение и на региональном уровне. Например, в Тюменской области действует программа «Развитие жилищного строительства», утвержденная Постановлением Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014 года N 682-п***. Реализация программы связана с решением следую-

* Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. N 889 в наименовании программы цифры «2011» и «2015» заменены соответственно на «2015» и «2020». Доступ из справ.-правовой системы «гарант».

** собр. законодательства Рос. Федерации.

2014. N 18 (ч. III). ст. 2169.

щих задач: 1) повышение доступности жилья, стимулирование строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности. к 2020 г. долю такого жилья в общем объеме ввода жилья планируется довести как минимум до 67 %; 2) обеспечение жильем отдельных категорий граждан; 3) ликвидация аварийного жилищного фонда; 4) формирование модели частно-государственного партнерства в сфере кадрового обеспечения отрасли жилищного строительства; 5) оказание содействия многодетным семьям при строительстве жилья и др. В программе отражены имеющиеся сложности. Так, в п. 1.2 говорится о том, что одной из наиболее острых социальных проблем остается обеспечение жильем отдельных категорий граждан, перед которыми государство в соответствии с законодательством имеет такое обязательство. В частности, ежегодное увеличение финансирования мероприятий, направленных на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не закрывает потребности в жилых помещениях для указанной категории граждан.

сравнительный анализ конституции Российской Федерации и конституции Республики Таджикистан свидетельствует о более точном регулировании в Российской Федерации субъективного жилищного права. согласно статье 40 конституции Российской Федерации «1. каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». На основе опыта Российской Федерации, с целью создания правовой базы в области реализации права на жилище, представляется целесообразным дополнение части 2 статьи 36 конституции Республики Таджикистан нормами, обеспечивающими право на жилище малоимущим и гражданам, нуждающимся в жилище. Это позволит

36

создать правовую основу для программ и других необходимых мер в сфере реализации права на жилище в Таджикистане. одной из таких программ может стать программа, обеспечивающая реализацию права на жилье посредством введения ипотечной системы.

В сфере здоровья конституция Республики Таджикистан закрепляет право каждого на его охрану (ст. 38). согласно конституционной норме каждый в рамках, определенных законом, пользуется бесплатной медицинской помощью в государственных учреждениях здравоохранения. государство принимает меры по оздоровлению окружающей среды, развитию массового спорта, физической культуры и туризма. Другие формы оказания медицинской помощи определяются законом. В целях реализации конституционного положения в Республике Таджикистан принят ряд нормативных правовых актов, например Закон Республики Таджикистан «об охране здоровья», который установил, что охрана здоровья населения в Республике Таджикистан осуществляется путем: соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья; повышения ответственности органов государственной власти и их структур, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья; последовательного развития социально-экономической и производственной базы охраны здоровья населения, улучшения финансирования государственной системы здравоохранения... (ст. 3)*.

Наряду с этим недостаточная реализация и контроль соблюдения нормативных положений в сфере охраны здоровья затрудняют регулирование правового статуса личности в данной сфере. К числу современных проблем относятся снижение качества предоставления медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения (в том числе по причине отсутствия современного оборудования и оттока ква-лицированного персонала), преобладание негосударственных учреждений здравоохранения. В Российской Федерации в усло-

* Об охране здоровья: закон Республики Таджикистан от 15 мая 1997 г. N 419: ред. от 28 дек. 2013 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1997. N 9; 2013. N 1057.

виях финансирования и контроля государственные учреждения здравоохранения сохраняют конкурентоспособность.

В связи с этим представляется, что в сфере здравоохранения действие правил рыночной экономики должно быть ограничено. Несмотря на то, что в зарубежной литературе высказываются иные точки зрения, например, Ф. Хайек, М. Фридмен считают недопустимым любое вмешательство государства в рыночные отношения во имя справедливости и равенства, поскольку это противоречит принципам и структурам свободного рынка [2, с. 11], в области здравоохранения такой подход неприменим. В условиях конституционного обязательства государства по обеспечению здоровья населения страны требуется выработка соответствующего механизма финансового обеспечения государственных учреждений здравоохранения и контроля за их деятельностью.

К положительному опыту в сфере охраны здоровья в Российской Федерации следует отнести установление государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, создание наряду с этим условий для развития частной медицины, развитие системы страхования здоровья граждан, включающей различные источники финансирования, а также государственный контроль и надзор за оказанием медицинских услуг.

сфера образования в Республике Таджикистан основана на статье 41 Конституции Республики Таджикистан, согласно которой каждый имеет право на образование, а общее основное образование обязательно. Государство гарантирует общее основное обязательное бесплатное образование в государственных учреждениях.

Право на образование можно определить как право человека на получение определенной совокупности знаний, культурно-нравственных навыков (способствующих интеграции личности в национальную и мировую культуру), профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности на современном этапе развития общества [8, с. 143]. К числу нерешенных проблем реализации конституционного положения в сфере образования в Таджикистане относится формирование организационных основ функционирования системы обра-

зования и качество образования. Последнее заключается в несоответствии уровня образования населения Таджикистана, в том числе грамотности, современным требованиям. как следствие, недостаточный уровень формирования мировоззрения может служить фактором смещения общественных и государственных ценностей населения, криминализации общества (в том числе вовлечения в экстремистские или религиозные объединения) и др. остаются проблемы дошкольного образования, которые заключаются в отсутствии достаточного количества спортивных секций, кружков, детских площадок, в сельской местности дошкольных образовательных учреждений. с учетом провозглашения Декларацией прав ребенка положения о том, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства, представляется целесообразным дополнение части 1 статьи 41 конституции Республики Таджикистан нормой о дошкольном образовании. Примером конституционного регулирования может послужить часть 2 статьи 43 конституции Российской Федерации, согласно которой гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Решение проблем совершенствования правового статуса личности в Республике Таджикистан, как в любом государстве, находится в зависимости от уровня правосознания и правовой грамотности населения. Недостаточный уровень правосознания и правовой культуры, правовой нигилизм являются факторами, негативно влияющими на реализацию правового статуса личности. курс на демократизацию общественной жизни и создание правового государства предполагает новую ориентацию на использование правового сознания и правовой грамотности как средства социального регулирования правомерного поведения личности и укрепления закон-

ности. Правовое воспитание в прошлом, особенно в советский период, развивалось активно и повсеместно. Им занимались на высоком организационном уровне различные государственные и общественные структуры. Для многих государственных органов функция правового воспитания в соответствии с законом была частью их деятельности*.

Низкий уровень правосознания и правовой грамотности приводит к таким фактам, как несоблюдение конституционных прав и свобод личности; принятие «некачественных» законов; несоблюдение государственными органами, должностными лицами установленных государством предписаний; проявление правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений.

В целях обеспечения верховенства закона, повышения уровня правосознания населения, профилактики правонарушений в Республике Таджикистан в годы независимости были изданы: Указ Президента Республики Таджикистан от 9 апреля 1997 года N 691 «о правовой политике и правовом воспитании граждан Республики Таджикистан»; постановления Правительства Республики Таджикистан от 22 августа 1997 года N 383 «о некоторых мерах по улучшению правового воспитания граждан и правовой работы в республике» и от 29 апреля 2009 года N 253 «об утверждении программы правового обучения и воспитания граждан Республики Таджикистан на 2009-2019 годы»**.

В указанной программе отмечается, что переход к рыночным экономическим отношениям, формирование демократических ценностей, создание гражданского общества, проведение политико-правовых реформ, пропаганда прав и свобод, а также основные обязанности человека и

* см., например: Закон о прокуратуре сссР от 30 ноября 1979 г. (ст. 3); Положение о Министерстве юстиции сссР: утв. Постановлением совета Министров сссР от 21 марта 1972 г. N 194. На Минюст даже была возложена функция координации деятельности по пропаганде законов, осуществляемой иными государственными структурами.

** uRL: http://www.adlia.tj

38

гражданина требуют улучшения правового воспитания и повышения уровня правовых знаний населения Республики Таджикистан, необходимости принятия конкретных мер и разработки единой общегосударственной программы правового обучения и воспитания граждан Республики Таджикистан.

В сфере реализации правового статуса личности в Республике Таджикистан особое место занимает повышение уровня правосознания и правовой культуры во всех слоях общества. человек, плохо осознающий явления юридической действительности, не может эффективно реализовать свои законно закрепленные права,

свободы, выполнять обязанности. Только создание благоприятных условий для реализации прав и свобод может реально обеспечить правовой статус личности.

В данной статье приведен результат анализа части социально-экономических прав личности с учетом опыта конституционной модели конституции Российской Федерации. однако на основе проведенного анализа можно констатировать, что именно социально-экономические права личности призваны обеспечивать важнейшие потребности общества в целом и отдельного человека в частности, вне зависимости от его происхождения, пола, расы и других социально-правовых категорий.

Список литературы

1. Ашурова Г. Здоровая мать - здоровый ребенок // Информационный портал «Ховар». URL: http:// www.khovar.tj (дата обращения: 1 дек. 2014 г.).

2. Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2011.

3. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 2.

4. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Душанбе, 2006.

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

6. Маликова А.Х. Проблемы формирования социального государства в Таджикистане. Душанбе, 2013.

7. Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект): монография. Саратов, 2001.

8. Балаян Э.Ю. О роль государственного регулирования в контексте осуществления права человека на образование в Российской Федерации // Вестник КемГУ 2008. N 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.