УДК 347.12:342
М. В. Рыбкина, М. Н. Пригон
Особенности гражданско-правовой защиты конституционных прав граждан
В статье рассматривается система экономических прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ. Определяется структура и содержание гражданско-правового механизма защиты и восстановления нарушенных прав. Выявляются основные направления улучшения функционирования данного механизма.
The article deals with the system of economic rights and freedoms enshrined in the Constitution of the Russian Federation. The structure and content of the civil legal mechanism for the protection and restoration of violated rights is determined. Identifies the main directions of improving the functioning of the mechanism.
Ключевые слова: Конституция РФ, система экономических прав, гражданско-правовой механизм защиты прав.
Key words: the Constitution of the Russian Federation, the system of economic rights, the civil-law mechanism of protection of rights.
Конституционные права граждан защищаются различными способами, но один из наиболее эффективных механизмов защиты и восстановления нарушенных конституционных прав граждан - гражданско-правовой, существенным условием которого в гражданском праве отмечается материальный характер, а правоотношение возникает и длится вне зависимости от существования охранительного правоотношения. Таким образом, управомочен-ная сторона гражданского правоотношения имеет право на защиту, а обязанная сторона довольствуется наличием охранительной обязанности. Подобные правоотношения носят характер односторонности.
Особенностью гражданско-правового механизма защиты конституционных прав является толкование и применение самого понятия «защита права». Так, в частности Т.Б. Шубина, отмечает, что и в законодательстве, и в научной литературе термин «защита права» носит чаще всего абстрактный характер и означает, что государство, его органы призваны защищать либо
© Рыбкина М. В., Пригон М. Н., 2017
91
те или иные права, либо те или иные объекты, либо тех или иных субъектов права [10].
В юридической литературе применение указанного способа связано с применением охранительного обязательства. Определенный Конституцией России статус человека и гражданина, их права действуют на всей федеральной территории, состоящей из территорий всех субъектов Федерации, в которых существует свой собственный правовой режим и который входит в правовую систему государства и ей противоречить не должен. В связи с этим Конституция России, исходя из федеративного устройства государства, разграничила предметы ведения РФ и ее субъектов в области прав человека. Регулирование и защита экономических прав и свобод отнесены к ведению России (п. «в» ст. 71). Защита экономических прав и свобод находится в совместном ведении России и ее субъектов (п. «б» ч. 1 ст. 72). Отнесение регулирования экономических прав и свобод к исключительному ведению России призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории всех субъектов России.
Следует отметить, что приведенные выше конституционные нормы противоречивы, поскольку в них защита экономических прав и свобод относится одновременно и к предметам ведения России, и к предметам совместного ведения России и ее субъектов. Другими словами, один и тот же предмет ведения находится одновременно и в исключительном ведении России, и в совместном ведении. Такая неопределенность требует толкования указанных статей Конституции России Конституционным судом России, иначе в правоприменительной практике может сложиться ситуация, при которой нормативный акт субъекта России, регулирующий защиту конкретного права на территории субъекта России, может быть признан неконституционным только потому, что региональный законодатель вторгся в предмет ведения России. Говоря о конституционных нормах, защищаемых в большей степени гражданским правом, мы безошибочно основываемся на праве собственности, т. е. указываем на имущественный и личный неимущественный характер взаимоотношений государства, общества и личности. Отметим, что в конституционном смысле право собственности понимается гораздо шире, чем в гражданско-правовом [8].
Институт права частной собственности выполняет в обществе три основные функции: 1) устанавливает принадлежность того или иного имущества определенному кругу лиц; 2) закрепляет правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащего ему имущества;
3) предусматривает правовые средства охраны прав и интересов собственника [2].
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый может обладать тем или иным имуществом на праве собственности, владеть этим имуществом, пользоваться и распоряжаться им самостоятельно либо совместно с иными лицами. Таким образом, Конституция закрепляет не только право частной собственности, но определяет также формы ее реализации и правомочия собственника. Несмотря на то что ч. 2 ст. 8 и ч. 2 ст. 9 Конституции РФ указывают на равенство всех форм собственности, на первое место поставлена частная собственность, а государственная форма собственности занимает следующее место.
Но тем не менее, земля и другие природные ресурсы могут передаваться в собственность физических и юридических лиц только после утверждения таких сделок законодательными(представительными) органами власти.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества ля государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Несмотря на то что собственность является материальным фундаментом свободы собственников, право частной собственности не является абсолютным и в определенной степени может быть ограничено в публичных интересах [7].
Конституцией РФ установлен принцип ограничения права частной собственности путем изъятия отдельных объектов собственности из хозяйственного оборота либо при помощи уменьшения правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Право свободного владения, пользования и распоряжения землей, и другими природными ресурсами, представляет собой одну из разновидностей права частной собственности на недвижимое имущество и не имеет особенных отличий и специфических свойств. Но ввиду исключительной значимости объектов этого права и их неоднозначной взаимосвязи с экологическими системами разного уровня и масштаба, его иногда нормативно выделяют в обособленных нормах национальных конституций. В частности, в ст. 36 Конституции РФ определено, что владение, пользование и распоряжение землей, и другими природными ресурсами, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности представляет собой гарантированную Конституцией возможность личности свободно использовать свои способности и имущество для занятия не запрещенной законом деятельностью по организации коммерческой и некоммерческой деятельности, с целью получения прибыли либо без таковой, осуществляемой на свой страх и риск. Это основывается на положениях ст. 35 Конституции РФ, в которой указывается, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
По мнению Т. Шайхеева, опасность монополизма, видится в том, что он способен подорвать сам принцип экономической свободы, лишить возможности индивида самостоятельно определять вид и меру использования своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, получения планируемых доходов [9].
Конкуренция понимается как активное сотрудничество, соревнование предпринимателей в определенных отраслях экономики и видах деятельности ради достижения сходных целей, получения лучших результатов и более высоких прибылей.
Право на свободный труд можно определить как гарантированную Конституцией возможность личности самостоятельно, без воздействия со стороны общества и государства, распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе профессию и род занятий, на равных условиях с другими иметь возможность трудиться, либо по собственному выбору не заниматься никакой трудовой деятельностью. Это подтверждается ст. 37 Конституции РФ, в которой говорится, что в Российской Федерации труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, a принудительный труд запрещается.
Рассматривая структуру конституционных прав граждан, включающих в свою сущность имущественный компонент и интерес, нельзя не отметить такое право, входящее в конституционно-правовой статус личности, как право на жилье. Историко-правовая традиция последних ста лет указывает на имеющийся социальный аспект данного права, но ввиду того, что в большей степени это право реализуется с использованием института права собственности, следует отметить широкое применение гражданско-правовых
способов защиты нарушенного права. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что правоотношение «государство - гражданин», элементом которого является конституционное право граждан на жилище, и есть общее (общерегулятивное) правоотношение, а само право на жилище является конституционным субъективным правом граждан. Таким образом, конституционное право граждан на жилище имеет сложное содержание и может быть сведено к следующим основным юридическим возможностям:
1) приобретения жилого помещения гражданином в собственность или получения его указанными в законе способами в пользование;
2) получения гражданином в установленных законом случаях и порядке финансовой помощи со стороны государства для приобретения жилого помещения или улучшения имеющихся жилищных условий;
3) стабильного и свободного от постороннего незаконного вторжения пользования занимаемым жилым помещением;
4) использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и передачи жилого помещения с соблюдением определенных условий для проживания другим гражданам на основании договоров поднайма, аренды или в качестве временных жильцов;
5) обеспечения в жилых домах (жилых помещениях) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;
6) обеспечения защиты граждан от произвольного лишения жилища;
7) получения гражданином в установленных законом случаях и порядке финансовой помощи со стороны государства (жилищной субсидии, государственного жилищного сертификата, использования материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий).
Особенно важно отметить, что для реализации права на защиту используются способы защиты как прав собственности, так и вещных прав.
Проанализировав систему экономических прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что для них характерно сочетание естественно-правовых и позитивистских подходов, что не умаляет возможности применения более широкого спектра средств и способ в случае их нарушения.
Гражданско-правовой механизм защиты конституционных прав граждан представляет собой систему правовых средств и способов, на основе которых происходит устранение нарушений как в сфере осуществления конституционных прав, так и в части злоупотребления правом. Защита конституционных прав как процессуально-правовая категория распространяется
на все формы защиты нарушенных или оспоренных конституционных прав; как материально-правовая категория определяется системой мер правового воздействия на правонарушителя, которые применяются в случае нарушения права либо законного интереса потерпевшего лица направлены на их восстановление. В юридической литературе защиту гражданских прав рассматривают как правомерную систему мер, обеспечивающих неприкосновенность права, восстанавливающих нарушенные права и направленных на пресечение действий, создающих условия для нарушения права.
Таким образом, можно определить цели гражданско-правового механизма защиты конституционных прав:
- превентивные (для предупреждения возможных правонарушений в сфере обеспечения конституционных прав);
- признание оспариваемых прав;
- прекращение противоправных действий;
- устранение препятствий в осуществлении конституционных прав;
- восстановление нарушенных прав, справедливости и конституционного порядка [4].
Следует отметить, что в ряде случаев, таких как несоблюдение нотариальной формы, требуемой законом, гражданское законодательство устанавливает прямые санкции, в частности признание сделки недействительной.
Д.Н. Кархалаев, исследуя особенности защиты гражданско-правового интереса, указывает, что в материально-правовом смысле «защита гражданских прав» определяется обычно как система мер правового воздействия (охранительных мер), которые в случае нарушения права применяются и которые направлены на его восстановление [3].
Осуществление мер гражданско-правовой защиты, безусловно, основывается на общеправовых и отраслевых принципах, однако ей характерны и специальные принципы, необходимые в правозащитной деятельности.
Гражданско-правовые меры защиты направлены прежде всего на восстановление субъективного права потерпевшего, имущественного или личного неимущественного характера. Особенностью данной категории является ее профилактико-предупредительный характер. Механизм защиты позволяет не только в полной мере восстановить нарушенное субъективное право, но обеспечить как договорными, так и деликтными основаниями пре-
дупреждение возможных нарушений в будущем, стимулировать добросовестное поведение участников гражданских правоотношений и соблюдение ими договорной и недоговорной дисциплины.
Основанием возникновения права на применение мер гражданско-правовой защиты является его имущественная и конституционная правоспособность. Таким образом, право на защиту является конституционным. Нельзя не согласиться с мнением И.В. Аксюка о том, что «лишь декларативным правом является субъективное право, которое предоставлено лицу, но которое необходимыми средствами защиты не обеспечено от его нарушения» [1].
Объектами правовой и судебной защиты выступают различные проявления жизнедеятельности граждан, которые выражаются как его интересы. Эти интересы вне зависимости от сферы деятельности граждан при любых обстоятельствах и в любых ситуациях сводятся к сохранению и приумножению собственного материального достояния гражданина, сохранению существующего конституционного права. Это является ведущим мотивом осуществления и реализации конституционных прав.
Таким образом, легального понятия защиты гражданских прав гражданское законодательство не дает. Однако существующие принципы права его защищают и определяются самой сущностью правовой категории «субъективное право». В ст. 11 Гражданского кодекса РФ указывается, что в качестве обязательного условия существования субъективного права выступает возможность защитить нарушенное или оспоренное право с помощью суда или административных органов. Из смысла правовой категории можно определить сущность правовой защиты как совокупность взаимообусловленных категорий, определяющих потребность субъекта обладать правом, в нашем случае - владеть, пользоваться и распоряжаться, и важностью защитить это право, используя государственные и негосударственные правовые средства.
Указывая на норму, изложенную в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, в которой одним из способов защиты гражданских прав закреплен способ в виде признания права, некоторые правоведы полагают, что возможность обращения за защитой нарушенных прав возникает не только в связи с нарушением или оспариваем права [6].
Б.С. Монгуш справедливо отмечает, что «средства защиты гражданских прав» являются одним из правовых механизмов. Основанием выделения данной группы выступает предмет правового регулирования (гражданские
отношения), выполняемая роль, функции (т.е. защита прав и законных интересов субъектов гражданских отношений), субъектный состав (они применяются лишь субъектами гражданского права)» [10].
Таким образом, под механизмом защиты гражданских прав понимается совокупность правовых норм и методов, а также реализация субъектов права по их применению и использованию, направленная на восстановление нарушенного субъективного гражданского права в полном объеме, а также обеспечиваемая государством деятельность органов и их должностных лиц, выраженная в действии или бездействии и направленная на пресечение возможных противоправных действий нарушителя.
Средствами защиты гражданских прав являются установленные в законе или договоре формы, порядок и способы защиты имущественных и(или) неимущественных прав субъектов гражданских отношений.
Подчеркнем, что в гражданско-правовой механизм защиты конституционных прав граждан необходимо включать деятельность как органов государственной власти в целом, так и правоохранительных органов в частности. Основана данная позиция прежде всего на положениях ст. 2 Конституции РФ, где определяется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Данная норма корреспондируется во все законы, регулирующие деятельность органов государственной власти. Правоохранительная деятельность в том числе осуществляется уполномоченными Конституцией РФ и отраслевыми законами органами и должностными лицами в пределах их компетенции и в предусмотренном законом порядке, с соблюдением установленных процедур.
Список литературы
1. Аксюк И.В. Содержание защиты гражданских прав // Адвокат. - 2013. -№ 10. - С. 32.
2. Дюсюпова А. Д. Частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения в России и Казахстане: сравнительно-правовой анализ // Журн. рос. права. - 2015. - № 7. - С. 55.
3. Кархалев Д.Н. Защита гражданско-правового интереса // Рос. юстиция. -2016. - № 2. - С. 5.
4. Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права // Избр. тр.: в 2 т. - М., 2005. - Т. 2. - С. 262.
5. Монгуш Б. С. Категория «правовые средства» применительно к защите субъективного гражданского права // Семейное и жилищное право. - 2012. - № 2. - С. 43.
98
6. Остапюк Н.В. Понятие и формы защиты гражданских прав. Особенности нотариальной защиты гражданских прав // Юрист. - 2006. - № 4, 5. - С. 37.
7. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»: постановление Конституционного суда от 17 декабря 1996 г. № 20-П // СЗ РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 197.
8. Субуханкулова Л.Р. Мировой кризис и конституционное право частной собственности // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 2. - С. 38.
9. Шайхеев Т. Компетенция антимонопольного органа по защите конкуренции: ее особенности, пределы и ограничения // Административное право. - 2015. -№ 4. - С. 11.
10. Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 1997. - С. 12.
УДК 347.451.031(470+476)
А. В. Агаджанян, Н. П. Маюров, О. С. Аресова
Особенности защиты прав потребителей в Российской Федерации и Республике Беларусь
В статье исследуются нормативно установленные способы защиты прав и законных интересов потребителей в РФ и Республики Беларусь. Рассматриваются гражданско-правовые способы защиты гражданских прав и законных интересов потребителей в судебной и внесудебной форме. Изучаются административно-правовые способы защиты прав потребителей.
The article discusses the issue of consumer protection in the Russian Federation and the Republic of Belarus. Examines the normative established ways of protection of rights and legitimate interests of consumers. Discusses civil-law ways of protection of civil rights and legitimate interests of consumers in the judicial and extrajudicial form. Examined legal and administrative methods of protection of consumer rights.
Ключевые слова: Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, иск, вред, общество, самозащита права, права потребителей, предприниматель, претензия, потребитель, прокуратура.
Key words: The civil code, the law on consumer protection, lawsuit, harm, society's self-defense rights, rights of consumers, the entrepreneur, the claim, the consumer Prosecutor's office.
Формирование единого таможенного пространства и общего рынка в рамках Евразийского экономического союза приводит к необходимости унификации норм, регулирующих гражданский оборот и защиту участников гражданских правоотношений. В этой связи актуальностью обладает сопоставление законодательства о защите прав потребителей в государствах Евразийского экономического союза и Союзном государстве России и Республике Беларусь.
Защита прав потребителей представляет собой совокупность мер, направленных на регулирование правоотношений между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности, которые включают установление
© Агаджанян А. В., Маюров Н. П., Аресова О. С., 2017
100