Догузова Алина Тимуровна
соискатель кафедры конституционного права Института им. К.В. Россинского (г. Краснодар)
(тел.: 88612583596)
Конституционные основы правового статуса личности в Республике Южная Осетия
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы правового статуса личности в Республике Южная Осетия, получившей международное признание, основные права, свободы и обязанности граждан республики.
Annotation
In article questions of legal status of the person in the Republic South Ossetia, obtained the international recognition, fundamental laws, freedom and duties of citizens of republic are considered.
Ключевые слова: правовой статус личности, основные права, основные свободы, конституционные обязанности.
Key words: legal status of the person, fundamental laws, the basic freedom, the constitutional duties.
Основой правового статуса личности коренятся в правах и свободах человека и гражданина.
Институт прав и свобод человека и гражданина в Конституции Республики Южная Осетия занимает вторую главу, называемую "Права, свободы и обязанности человека и гражданина", текстуально ориентированную на вторую главу Конституции России. В отличие от российской Конституции эта глава в названии включает "обязанности", что представляется оправданным в свете принципа единства прав и обязанностей. Конституция Республики Южная Осетия последовательно закрепляет, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей (ч. 1 ст. 41).
Согласно ст.18 Конституции в Республике Южная Осетия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В Конституции РЮО устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 19).
В то же время по непонятным причинам в главе
второй Конституции РЮО отсутствуют нормы, аналогичные положениям ст. 18 Конституции России о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, а также ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. Нет в Конституции РЮО и нормы, аналогичной ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав человека в конституционно значимых целях.
Система прав и свобод человека и гражданина в Конституции Республика Южная Осетия выражена достаточно своеобразно. Социальноэкономические права и свободы называются прежде политических и личных, что диссонирует с общепризнанной схемой основных прав и свобод, тем историческим фактом, что социальные и экономические свободы являются правами второго поколения.
Конкретное содержание основных прав и свобод, присутствующих в Конституции Республики Южная Осетия, нами будет анализироваться в сравнении с аналогичными положениями российской Конституции, что позволит оттенить их юридические особенности.
В отличие от ст. 37 Конституции России, однозначно запрещающей принудительный труд, Конституция РЮО в ст. 20 допускает принудительный труд "только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения". Заметим, что это согласуется с положениями Европейской конвенции о защите
97
прав человека и основных свобод, которая из содержания принудительного или обязательного труда исключает "всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении", а также "всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения" (пп. "а" и "с" п. 3 ст. 4).
Право на отдых в отличие от российской Конституции выделено в отдельную статью (21), имеющую аналогичное ч. 5 ст. 37 Конституции РФ содержание.
В статье 34 Конституции РЮО устанавливается:
1. Семья, материнство, отцовство, детство, старость в Республике Южная Осетия находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание и содержание - равное право и обязанность родителей.
3. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.
Как можно видеть, в отличие от аналогичной 38 статьи Конституции РФ, под государственной защитой в Южной Осетии находится отцовство и старость.
Право собственности в Конституции РЮО выражено достаточно своеобразно. В статье 22 закрепляется, что
1. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
2. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется законом.
Как можно видеть, в Конституции РЮО нет
безусловного признания права частной собственности, отсутствует российская конституционная формула о том, что "право частной собственности охраняется законом" (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ). С другой стороны, это более соответствует, например, Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 г., которая также говорит не о собственности, а об имуществе ("каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества" - ст. 17).
В Конституции РЮО отсутствует право на занятие предпринимательской деятельностью.
Право на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду в Конституции РЮО соединены в одной ст. 25, что, видимо, объясняется позицией законодателя, усматривающего взаимосвязь этих прав.
Конституция РЮО в отличие от Конституции РФ гарантирует каждому право на квалифицированную медицинскую помощь.
Вместо российской формулы о праве на "благоприятную окружающую среду" (ст. 42), Конституция РЮО формулирует право на "безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду" (ч. 2 ст. 25).
Вместо права на социальное обеспечение, устанавливаемое Конституцией РФ (ст. 39), Конституция РЮО закрепляет право на социальную защиту, включающее право на пенсионное обеспечение по возрасту, а также в связи с утратой трудоспособности, потерей кормильца и в иных установленных законом случаях (ч. 1 ст. 26). Государство развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи и благотворительности (ч. 2 ст. 26).
Право на жилище в Конституции РЮО объединено в одной статье с правом на неприкосновенность жилища (ст. 27), что противоречит правовой и научной классификации основных прав и свобод, поскольку право на жилище относится к категории социальноэкономических прав, в то время как право неприкосновенности жилища - к категории личных.
После социально-экономических в Конституции РЮО приводится список социальнокультурных прав и свобод.
Конституция РЮО, в отличие от российской, закрепляет не только право на образование, но и выбор форм его получения (ч. 1 ст. 28). Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионально-технического и высшего образования в государственных образовательных учреждениях (ч. 2 ст. 28).
Каждому предоставляется право на конкурсной основе бесплатно получить не только высшее, но и среднее специальное образование в государственных учебных заведениях (ч. 3 ст. 28 Конституции РЮО). Муниципальные учебные заведения при этом не называются. В Республике Южная Осетия поддерживаются различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 28 Конституции).
______________________________________98
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)
Конституция РЮО гарантирует каждому свободу литературного, технического, научного и других видов творчества (ст. 29), при этом свобода преподавания, закрепленная в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, не упоминается. Кроме охраны интеллектуальной собственности, Конституция в числе объектов охраны называет художественное наследие и культурные ценности граждан (ч. 2 ст. 29).
Право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям в Конституции Республики Южная Осетия раскрывается через категорию национальной культуры: "Республика Южная Осетия создает условия для сохранения и развития национальной культуры и искусства своего народа" (ч. 3 ст. 29).
В части 4 статьи 29 Конституции устанавливается, что "этнические общности имеют право создавать свои объединения в целях сохранения и развития национально-культурных традиций и обычаев". По существу речь здесь идет о национально-культурной автономии, субъектами которой выступают не индивидуумы, а этнические общности. Нахождение этой нормы в главе, посвященной статусу личности, поэтому представляется не убедительным.
Схема расположения личных и политических прав в гл.2 Конституции Республики Южная Осетия выдает полное непонимание конституционным законодателем классификации института основных прав и свобод.
После изложения права на свободный труд, на отдых, на имущество Конституция РЮО называет избирательные права (ст. 23), относимые к категории политических, право свободного передвижения, выбора места жительства, свободного выезда и въезда (ст. 24), относимых к категории личных. Вслед за этим идет право на охрану здоровья и другие социальноэкономические права, о которых говорилось выше. Затем следуют - право на обращение в государственные органы, общественные и иные организации (политическое право); свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (смешение личных (свобода слова, печати) и политических (свобода митингов и т. п.) прав); тайна переписки, телеграфных переговоров, телефонных и других сообщений (личные); право на объединение (политическое); свобода совести (личное).
Что касается содержательной стороны вопроса, то обращается внимание на то, что Конституция Республики Южная Осетия однозначно запрещает цензуру (" цензура в Республике Южная Осетия запрещается" (ч. 3 ст. 31 Конституции)), что идет дальше Конституции РФ, которая запрет цензуры связывает с
массовой информацией (ч. 5 ст. 29).
Характеризуя свободу совести, и вероисповедания, включающую право исповедовать любую религию в соответствии с законом, либо не исповедовать никакой, Конституция республики устанавливает, что православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа (ч. 2 ст. 33).
Принцип неприкосновенности личности не получил последовательного конституционного признания. Конституция допускает временное лишение свободы в административном порядке ("никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора" (ч. 2 ст. 35).
Конституция РЮО формулирует право на личное достоинство, устанавливая, что честь и достоинство личности охраняются законом. Никто не может быть подвергнут насилию, пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению и наказанию, подвергаться медицинским, научным или иным опытам без его добровольного согласия (ч. 1 и 3 ст. 35).
Избирательные права постулируются аналогично российской конституционной редакции. Согласно Конституции граждане Республики Южная Осетия имеют право избирать и быть избранными, участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу (ст. 23).
Формулируя право вносить в государственные органы, общественные и иные организации предложения об улучшении их деятельности и критиковать недостатки в работе, Конституция устанавливает, что лица, преследующие граждан за критику, привлекаются к ответственности (ч. 2 ст. 30).
Список личных и политических прав и свобод, записанных в Конституции Республики Южная Осетия в сравнении с российской Конституцией и международными актами выглядит ограниченным. В Конституции РЮО отсутствуют такие значимые права, как право на жизнь, право свободно определять свою национальную принадлежность, право участвовать в управлении делами государства, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия.
Отдельным списком в Конституции РЮО фигурируют конституционные обязанности. При
99
гражданскую службу.
Участие в правосудии, в отличие от российской Конституции, конституируется в качестве не права, а обязанности гражданина - "Гражданин Республики Южная Осетия в соответствии с законом несет гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосудия в качестве народного или присяжного заседателя" (ст. 43), что, заметим, не противоречит природе этого участия.
Каждый обязан беречь природу, охранять ее богатства, заботиться о сохранении исторического, национального и культурного наследия (ст. 44 Конституции РЮО).
Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы (ст. 45 Конституции РЮО). Это более корректная формулировка, нежели российская - "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст. 57 Конституции РФ), потребовавшая официального разъяснения Конституционного Суда РФ.
_________________________________________100
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)
этом устанавливается важное правило, отсутствующее в российской Конституции, о том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей (ч. 1 ст. 41), которое формулирует базовый принцип правового статуса личности - единство прав и обязанностей. Эта норма имеет своим источником международное право, устанавливающее, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом" (п. 1 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).
Весьма своеобразно формулируется воинская обязанность: "Защита Отечества - священный долг каждого гражданина Республики Южная Осетия. Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.
Гражданин Республики Южная Осетия обязан защищать интересы государства, способствовать укреплению его обороноспособности" (ч. 1-2 ст.42).
В то же время основной закон Южной Осетии не устанавливает права на альтернативную