DOI: 10.24411/0235-2451-2019-11001 УДК631.15:631.145:338.43
Проблемы и перспективы развития зерновой отрасли и рынка зерна в Сибирском федеральном округе
П. М. ПЕРШУКЕВИЧ, Л. В. ТЮ, Г. М. ГРИЦЕНКО
Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Сибирского федерального научного центра агробио-технологий РАН, р. п. Краснообск, Новосибирская обл., 630501, Российская Федерация
Резюме. Сибирский федеральный округ (СФО) - крупный производитель зерна в России. В среднем за 2014-2018 гг. в регионе ежегодно выращивали 14,5 млн т зерна. На сегодняшний день зерновое хозяйство округа характеризуется нестабильностью производства, ухудшением качества зерна, снижением уровня интенсивности и эффективности отрасли. Цель исследования - основываясь на анализе состояния производства, переработки, транспортировки, хранения и экспорта зерна, определить наиболее значимые задачи, направления и механизмы, позволяющие разработать межрегиональную программу развития рынка зерна СФО на период до 2025 г. В округе имеется возможность увеличения объема производства зерна с целью полного удовлетворения внутренних потребностей региона с учетом развития животноводства, а также наращивания его экспортного потенциала. Разработан прогноз производства зерна в сФо до 2025 г., он представлен в двух вариантах - инновационном и программно-целевом. Для решения стратегических задач, стоящих перед зерновым хозяйством округа, необходима реализация программно-целевого сценария, который потребует значительного роста инвестиций в отрасль. В этом случае валовой сбор зерновых и зернобобовых к 2025 г должен достичь 21 млн т, объем вывоза зерна - 5,9 млн т, в том числе на экспорт - 2,7 млн т. Основные направления развития зерновой отрасли и рынка зерна: формирование на территории округа специализированных зон производства определенных видов зерна, создание межрегионального стабилизационного фонда, формирование логистических центров для перемещения зерна, организация единого информационно-маркетингового центра, переориентация экспорта на вывоз зернопродуктов с высокой добавленной стоимостью, формирование в округе кластеров по производству востребованной на мировом рынке экологически безопасной качественной зернопродукции и др. Для развития зернового рынка СФО необходимо разработать межрегиональную программу, реализация которой должна осуществляться на основе проектного управления, а финансирование проектов - на основе государственно-частного партнерства. Ключевые слова: сельское хозяйство, АПК, зерновая отрасль, рынок зерна и зернопродуктов, приоритетные направления, экспорт зерна.
Сведения об авторах: П. М. Першукевич, академик РАН, руководитель (e-mail: [email protected]); Л. В. Тю, доктор экономических наук, главный научный сотрудник; Г. М. Гриценко, доктор экономических наук, главный научный сотрудник. Для цитирования: Першукевич П. М., Тю Л. В., Гриценко Г. М. Проблемы и перспективы развития зерновой отрасли и рынка зерна в Сибирском федеральном округе // Достижения науки и техники АПК. 2019. Т 33. № 10. С. 5-8. DOI: 10.24411/0235-2451-2019-11001.
Problems and Prospects for the Development of the Grain Industry and the Grain Market in the Siberian Federal District
P. M. Pershukevich, L. V. Tyu, G. M. Gritsenko
Siberian Research Institute of Agricultural Economics, Siberian Federal Research Center of Agricultural Biotechnology, r. p. Krasnoobsk, Novosibirskaya obl., 630501, Russian Federation
Abstract. Siberian Federal District (SFD) is a major grain producer in Russia. On average for 2014-2018, 14.5 million tons of grain were grown annually in the region. Today, the district's grain economy is characterized by production instability, deterioration of grain quality, and a decrease in the level of intensity and efficiency of the industry. The purpose of the study was to determine the most significant tasks, directions, and mechanisms that allow developing an interregional program for developing the Siberian Federal District grain market for the period up to 2025 based on an analysis of the state of production, processing, transportation, storage, and export of grain. Taking into account the development of cattle breeding, grain production in the district can be increased to meet its domestic needs and to increase its export potential. A forecast for grain production in the Siberian Federal District until 2025 was presented in innovative and target-oriented versions. To solve the strategic tasks faced by the grain sector of the district, it is necessary to implement a special-purpose program that will require a significant increase in investment in the industry. In this case, the gross harvest of grain and leguminous plants should reach 21 million tons by 2025; the volume of grain export should reach 5.9 million tons, including 2.7 million tons for export. The main growth options for the grain industry and the grain market are formation of specialized areas for the production of certain types of grain in the district, creation of an inter-regional stabilization fund, formation of logistics centers for the grain transportation, organization of a single information and marketing center, reorientation to the export of grain products with a high added value, formation of the district clusters for the production of environmentally safe and qualitative grain demanded in the world market, etc. To develop the grain market of SFD, it is necessary to elaborate an inter-regional program, the implementation of which should be based on project management, whereas project financing should be based on public-private partnership. Keywords: agriculture; agribusiness; grain industry; grain and grain products market; priority areas; grain export.
Author Details: P. M. Pershukevich, member of the RAS, director (e-mail: [email protected]); L. V. Tyu, D. Sc. (Econ.), chief research fellow; G. M. Gritsenko, D. Sc. (Econ.), chief research fellow.
For citation: Pershukevich P M., Tyu L. V , Gritsenko G. M. Problems and Prospects for the Development of the Grain Industry and the Grain Market in the Siberian Federal District. DostizheniyanaukiitekhnikiAPK. 2019. Vol. 33. No. 10. Pp. 5-8 (in Russ.). DOI: 10.24411/0235-2451-2019-11001.
В современных условиях зерновое хозяйство России, в том числе Сибири, существует на фоне резкого обострения конкуренции на мировом продовольственном рынке, усиления процессов глобализации и интеграции мировой экономики, происходящих климатических изменений и связанных с ними изменений в аграрной политике государства [1, 2, 3].
На сегодняшний день зерновое хозяйство СФО претерпевает серьезные изменения, связанные с сокращением производства, ухудшением качества продукции, снижением уровня интенсивности и эффективности отрасли. Начиная с 1991 г., в округе происходит постоянное сокращение по-
севных площадей зерновых культур и валового сбора зерна. Так, в 2014-2018 гг., по сравнению с 1986-1990 гг., они уменьшились на 3,9 млн га (28,7 %), валовое производство зерна снизилось на 3,0 млн т (17,2 %), а в расчете на одного жителя - на 73 кг (8,8 %). Сложившаяся специализация зернового хозяйства в Сибирском федеральном округе (СФО) не соответствует структуре потребительского спроса, основной зерновой культурой стала пшеница, что связано с реакцией сельхозтоваропроизводителей на произошедшие конъюнктурные изменения [4, 5].
Наличие проблем в развитии зерновой отрасли, объективная необходимость её адаптации к новым экономиче-
ским условиям обусловливают необходимость разработки перспективных направлений функционирования зерно-продуктового подкомплекса, обоснования мероприятий, поддерживающих развитие инфраструктуры рынка зерна, смежных отраслей, внешнеэкономических связей, способных принести дополнительные доходы участникам рынка, а также в бюджет.
Цель исследования - основываясь на анализе состояния производства, переработки, транспортировки, хранения и экспорта зерна, определить наиболее значимые задачи, направления и механизмы, позволяющие разработать межрегиональную программу развития рынка зерна СФО на период до 2025 г.
Исследование основано на статистических данных, предоставленных министерствами сельского хозяйства регионов Сибирского федерального округа, открытых источников и результатов исследований специализированных подразделений СФНЦА РАН. При сборе и обработке данных использовали монографический, статистический, абстрактно-логический методы, обобщение.
Анализ развития зерновой отрасли СФО свидетельствует о сохранении диспропорции между потребностями и производством зерна сильных и твердых пшениц, ржи, гречихи, проса и зернобобовых культур. Остается высоким дефицит белка в зерновых кормах. Не удовлетворяется потребность в семенах отдельных культур, особенно ранне- и среднеспелых сортов, замедлены темпы сортосмены, что не позволяет в полной мере использовать достижения селекции в повышении урожайности зерновых культур.
Урожаи зерна формируются в основном благодаря естественному плодородию почв, поскольку вносится недостаточно минеральных и органических удобрений: в 2018 г только 11 кг д.в./га минеральных удобрений и 0,5 т/га органических.
Обеспеченность тракторами сельхотоваропроиз-водителей в СФО снижается, что обусловливает рост нагрузки на один трактор до 450 га пашни, на один зерноуборочный комбайн - до 459 га посевов зерновых культур. Энергетические мощности в расчете на 100 га посевной площади снизились до 174 л.с.
Современное состояние рынка зерна во многом зависит от развития перерабатывающей промышленности. На территории СФО создан и действует мощный комплекс по переработке зерна с общим объемом производства 8,4 млн т, в том числе муки - 3,0 млн т, крупы - 0,98 млн т и комбикормов - 4,2 млн т. Однако имеющиеся мощности не загружены, коэффициент их использования составляет соответственно 53,5 %, 46,9 % и 57,8 % [6]. Из-за несовершенства структуры рынка зернового сырья недостаточно производится сортовой пшеничной муки, особенно высших сортов. Острый дефицит ощущается в сырье для макаронной промышленности.
Существуют проблемы с хранением зерна непосредственно у товаропроизводителей, большинство хранилищ которых имеют высокую степень износа. Территориальное размещение мощностей хранения не в полной мере соответствует потребностям зернопроизводителей. Это, в свою очередь, приводит к росту транспортных издержек, снижению качества и удорожанию зерна.
Несмотря на всю сложность ведения отрасли, рынок зерна позволяет не только полностью обеспечивать хлебо-фуражные потребности СФО, но и иметь свободные ресурсы, которые вывозят в другие регионы страны и за рубеж. Географическая близость субъектов СФО с рядом государств, предопределяет широкие и устойчивые перспективы развития торговли зерном, прежде всего с Китаем, Монголией, Южной Кореей. Однако экспорт зерна
и зернопродуктов в округе развит недостаточно. Так, по данным «Россельхознадзора», в 2017 г. из округа было экспортировано в страны Дальнего и Ближнего зарубежья 370 тыс. т зерна, 83 тыс. т муки и 79 тыс. т крупы. С учетом перевода продукции в условное зерно экспорт составил 558 тыс. т, или 30.. .33 % имеющихся свободных ресурсов.
К основным факторам, препятствующим расширению зернового рынка и экспорта зерна, следует отнести отсутствие стратегии развития зернового экспорта СФО; инфраструктурные ограничения, связанные с недостатком специализированных железнодорожных вагонов, особенно грузоподъемностью 90.110 т, современных элеваторов и зерновых терминалов, с неразвитостью портовой инфраструктуры; высокие тарифы на перевозку; недостаточный уровень государственной поддержки экспорта.
Еще сильнее проблемы с реализацией зерна обостряются в урожайные годы. Вследствие того, что существующий механизм интервенций не совершенен, цены на него в такие годы падают и зернопроизводи-тели несут убытки, что негативно сказывается на дальнейшем функционировании зернового рынка.
Для развития зернового рынка СФО необходимо создание благоприятных условий для формирования высокоэффективной, конкурентоспособной и сбалансированной системы производства, переработки и реализации зерна и зернопродуктов, полностью обеспечивающей внутренние потребности региона и создающей экспортный потенциал на основе эффективного использования ресурсов территории.
Исходя из этого, основные задачи, стоящие перед сельским хозяйством, заключаются в увеличении валового сбора и повышении качества зерна путем наращивания технологичности и урожайности, формирования эффективного землепользования; диверсификации структуры производства зерновых культур, исходя из перспективных потребностей рынка; совершенствовании размещения и специализации производства зерна по субъектам СФО с целью развития производства фуражных культур для более полного обеспечения концентрированными кормами животноводства.
В пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо внедрять перспективные технологии переработки зерна для создания новых подотраслей промышленности в целях развития экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и расширения рынка сбыта. Вопросы глубокой переработки зерна имеют стратегическое значение, так как реализация, а тем более экспорт его в качестве сырья приводит к кратному снижению эффективности производства зерна, доходов бюджетов всех уровней, темпов развития агробизнеса и, как результат, к сокращению занятости и доходов населения сельских территорий.
Развитие рыночной инфраструктуры должно обеспечить оптимизацию транзакционных и снижение транспортно-логистическихиздержекпутем развития мощностей для хранения зерна, снижения расходов при перемещении зерна.
Зерновое производство в СФО должно быть ориентировано на удовлетворение не только внутренних потребностей продовольственного рынка региона, но и на создание экспортного потенциала, позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке. Развитие экспорта зерна следует рассматривать как способ стимулирования реализации природно-экономического потенциала зерноо-риентированных регионов округа.
Для развития зернового рынка в СФО необходимо следующее:
формирование специализированных зон товарного производства определенных видов зерновой продукции,
где для этого имеются наиболее благоприятные природные условия и обеспечивается максимально целесообразный их выход с единицы площади, при наименьших затратах и высоком качестве продукции. В этих зонах необходимо увеличить закупки зерна для обеспечения регионов СФО с обязательным авансированием зернопроизводителей;
создание межрегионального стабилизационного фонда зерна, позволяющего осуществлять товарные интервенции на рынке;
формирование логистических центров по рациональному управлению использования транспортных средств и перемещения экспортных партий зерна для сокращения издержек, ускорения продвижения товарных потоков, оперативного решения различных вопросов взаимодействия на межрегиональных и межгосударственных уровнях [7];
организация Сибирского информационно-маркетингового центра по экспорту зерна, оказанию маркетинговых услуг, поиску новых партнеров, установлению торговых отношений между сибирскими регионами и зарубежными странами;
развитие и улучшения межгосударственных и межрегиональных связей в обеспечении населения зерно-продуктами высокого качества по доступным ценам не только с регионами Дальнего Востока и европейской части РФ, но и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Монголия и др.);
переориентация экспорта зерна на вывоз муки и других зернопродуктов, с тем, чтобы полнее использовать мощности перерабатывающих предприятий и повышать экономическую эффективность экспортной деятельности;
формирование в регионах округа территориальных кластеров по производству востребованной на мировом рынке экологически безопасной качественной зерновой продукции [7];
урегулирование железнодорожных тарифов на перевозки зерновых грузов (включая введения понижающих коэффициентов);
согласование существующих отечественных стандартов на зерно и продукты его переработки с мировыми требованиями.
Управление социально-экономическими процессами в АПК в целом и зерновом комплексе в частности, должно основываться на долгосрочном индикативном планировании развития производства. Одно из основных его условий - долгосрочное прогнозирование.
[9]. По первому варианту производство зерна на душу населения в СФО составит 908 кг, по второму - 1089 кг.
Намечаемые объемы производства позволят полностью удовлетворить потребности СФО в зерне, включая использование его на цели восстановления животноводства, пищевые и технические потребности, поставки по межрегиональным связям и на мировой рынок. По первому варианту прогноза объем вывоза зерна в целом по СФО составит 4,5 млн т, в том числе на экспорт - 2,1 млн т, по второму - 5,9 млн т и 2,7 млн т соответственно. Однако реализация оптимистичного варианта возможна только в том случае, если на территории округа будут сформированы межрегиональные кластеры, ресурсной зоной каждого из которых станут несколько регионов [10].
Следует отметить, что экспорт зерна для нашей страны - больше вынужденная модель ведения экономики, сложившаяся в силу низкой покупательской способности населения и инвестиционных возможностей отечественного бизнеса. Его избыточное стимулирование может негативно повлиять на развитие, в частности животноводства и птицеводства, и в целом привести к снижению продовольственной безопасности. Для того чтобы экспорт был эффективен, необходимо использовать опыт продвижения продукции, наработанный транснациональными компаниями, а это значит, что на уровне СФО целесообразно создавать аналогичные объединения на кластерной основе. Сегодня ни один отдельно взятый сибирский регион не обладает одновременно достаточным количеством сырьевых, природных и финансовых ресурсов.
Эффективное развитие и функционирование зернового рынка СФО невозможно без отлаженной системы маркетинга. Для создания цивилизованного рынка необходимо формирование маркетингового мышления, которое должно стать преобладающим в деятельности субъектов, что позволит увеличивать объемы продаж и осваивать новые рынки.
Наиболее близкая к оптимальной форма регулирования зернового рынка базируется на программно-целевом подходе, которая выступает как важнейший способ решения сложных комплексных проблем, носящих межведомственный характер. Регулирование на основе целевой программы позволит обеспечить комплексность системность решения проблем, стоящих перед зерновым рынком СФО, что обусловливает актуальность её разработки. Реализация межрегиональной программы развития зернового рынка должна осуществляться на основе проектного управления, а финансирование проектов - на основе государственно-
Таблица. Целевые индикаторы развития зернового рынка в СФО до 2025 г.1
Показатель Факт (20142018 гг.) 2025 г.
I вариант II вариант
Валовой сбор зерновых и зернобобовых, млн т 14,5 ' 17,5 21,0
Урожайность зерновых и зернобобовых, ц/га 15,5 17,5 18,5
Объем внутреннего потребления, млн т 12,5 13,0 15,1
Производство зерна на душу населения, кг 735 908 1089
Вывоз зерна и зернопродуктов в пересчете на зерно всего, млн т 1,7 4,5 5,9
в том числе на экспорт, млн т 0,55 2,1 2,7
Прирост мощностей единовременного хранения зерновых и зернобобо-
вых культур, % 0,4 1,4 1,5
Рентабельность реализации зерна сельхозтоваропроизводителями, % 27,1 27,8 31,1
Посевные площади под зерновыми и зернобобовыми культурами, млн га 9,8 10,3 11,6
Целевой объем федерального интервенционного фонда, млн т 1,7 1,7 1,7
'с учетом Республики Бурятия, Забайкальского края
Сотрудники СибНИИЭСХ СФНЦА РАН разработали прогноз производства зерна до 2025 г. в двух вариантах -инновационном и программно-целевом [8]. Исходя из этого, рассчитаны индикаторы развития зернового рынка СФО (см. табл.), соответствующие перечню основных индикаторов долгосрочной стратегии развития зернового комплекса РФ на 2016-2025 гг. и на перспективу до 2030 г.
частного партнерства. Это потребует пересмотра региональных программ развития зернового производства регионов-участников того или иного проекта, что особенно важно сегодня, когда стратегическое планирование в отдельных субъектах Федерации, несмотря на наличие каче-ственныхпланово-прогнозныхдокументов, осуществляется с перспективой на 1.2 года.
Выводы. Несмотря на благоприятные природно-климатические условия юга Сибири, посевные площади зерновых культур и их валовой сбор постоянно сокращаются, а под воздействием макроэкономической политики и конъюнктуры мировыхрынков сложившаяся специализация зернового хозяйства перестала соответствовать структуре потребительского спроса - сложился дефицит зерна сильных и твердых пшениц, ржи, гречихи, проса и зернобобовых культур. Как следствие, сократилось содержание белка в зерновых кормах для животноводства и пшеничной муки высших сортов - для пищевой промышленности, мощности которой загружены на 53,5.. ..57,8 %. Зернопроизводители не имеют достаточных мощностей для хранения продукции, их фонды изношены, размещение не соответствует сложившимся потребностям. На экспорт поставляется практически только зерно, что лишает территориальные и федеральный бюджеты доходов от реализации продукции с высокой добавленной стоимостью. Не сложилась инфрастуктура экспорта - нет специализированных железнодорожных вагонов, современных элеваторов и зерновых терминалов, стратегии развития зернового экспорта СФО и его государственной поддержки. К наиболее значимым задачам, стоящим в связи с этим перед сельским хозяйством, следует отнести наращивания объемов производства зерна, диверсификацию структуры производства зерновых
культур, совершенствование размещения и специализации производства зерна по субъектам СФО; перед пищевой промышленностью - развитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью, перед логистикой -обеспечение оптимизации транзакционных и снижение транспортно-логистических издержек. К основным направлениям решения этих задач относятся формирование на территории округа специализированных зон производства определенных видов зерна, создание межрегионального стабилизационного фонда, формирование логистических центров для перемещения зерна, организация единого информационно-маркетингового центра, переориентация экспорта на зернопродукты с высокой добавленной стоимостью, формирование в округе кластеров по производству востребованной на мировом рынке экологически безопасной качественной зернопродукции и др. Решение этих задач должно быть основано на программно-целевом подходе, разработке межрегиональной целевой программы развития зернового рынка, её реализация - на основе проектного управления, а финансирование проектов - на основе государственно-частного партнерства. Согласно расчетам, при соблюдении перечисленных условий валовой сбор зерновых и зернобобовых к 2025 г. должен достичь 21 млн т, объем вывоза зерна - 5,9 млн т, в том числе на экспорт - 2,7 млн т.
Литература.
1. Коршунов Л. А., Роговский Е. И., Бугай Ю. А. Роль аграрно ориентированных территорий в формировании продовольственной безопасности РФ // Экономика региона. 2014. № 4 (40). С. 215-226.
2. BogovizA. V., Lobova S. V., Bugai Y. A. Effective import substitution in the agro-industrial Complex: Competition or Monopoly?// Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 30-36.
3. Wireless Future оf the Agrarian Market as a Basis of Food Security Provision / S. V. Lobova, A. N. Alekseev, A. V. Bogoviz, etc. // Studies in mmputationalIntelligence. 2019. Vol. 826. Рp. 975-981.
4. Актуальные направления совершенствования аграрной политики России/И. Ушачев, А. Серков, В. Маслов идр.//АПК: экономика, управление. 2019. № 3. С. 4-16.
5. Перспективы развития сельскохозяйственного производства Сибирского федерального округа / П. М. Першукевич, Л. В. Тю, Е. В. Афанасьев идр. //АПК: экономика, управление.2017. № 12. С. 34-44.
6. Основные проблемы и пути их решения в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в Сибирском федеральном округе / Е. В. Афанасьев, Е. В. Рудой, Л. В. Тю идр. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 12. С. 20-24.
7. Алтухов А. И. Зерновой рынок Евразийского экономического союза: проблемы и основные пути их решения // Вестник Курской государственной с.-х. академии. 2017. №4. С. 44-51.
8. Стратегия социально-экономического развития АПКСибирского федерального округа до 2035года: региональный аспект: монография / П. М. Першукевич, Н. И. Кашеваров и др.; под ред. П. М. Першукевича, Л. В. Тю. Новосибирск, 2018. 108 с.
9. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса РФ на 2016-2025годы и на перспективу до 2030года: проект [Электронный ресурс]. М., 2016. 73 с. URL: http://docplayer.ru/27603041-Proekt-dolgosrochnaya-strategiya-razvitiya-zernovogo-kompleksa-rossiyskoy-federacii-na-gody-i-na-perspektivu-do-2030-goda.html (дата обращения: 25.08.2019).
10. Межрегиональная схема размещения и специализации сельскохозяйственного производства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа/А. С. Донченко, В. К. Каличкин, Р. П. Митякова и др.; под ред. А. С. Донченко, проф. В. К. Каличкина, проф. А. С. Денисова. Новосибирск: СибНСХБ, 2016. 255 с.
References
1. Korshunov LA, Rogovskii EI, Bugai YuA. [The role of agrarian-oriented territories in the formation of food security of the Russian Federation]. Ekonomika regiona. 2014;4(40):215-26. Russian.
2. Bogoviz AV Lobova Sv, Bugai YA. Effective import substitution in the agro-industrial Complex: Competition or Monopoly? Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018;622:30-6.
3. Lobova SV, Alekseev AN, BogovizAV, etal. Wireless future of the agrarian marketas a basis offood security provision. Studies in computational intelligence. 2019;826:975-81.
4. UshachevI, SerkovA, MaslovV, etal. [Actual directions of improving the agricultural policy of Russia]. APK: ekonomika, upravlenie. 2019;3:4-16. Russian.
5. Pershukevich PM, Tyu LV, Afanas 'ev EV, et al. [Prospects for the development of agricultural production in the Siberian Federal District]. APK: ekonomika, upravlenie. 2017;12:34-44. Russian.
6. Afanas'ev EV, Rudoi EV, Tyu LV, et al. ¡The main problems and their solutions in the development of the food and processing industry in the Siberian Federal District]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii. 2018;12:20-4. Russian.
7. AltukhovAI. [The grain market of the Eurasian Economic Union: problems and main solutions]. Vestnik kurskoi gosudarstvennoi s.-kh. akademii. 2017;4:44-51. Russian.
8. Pershukevich PM, Kashevarov NI, et al. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya APK Sibirskogo fe-deral'nogo okruga do 2035 goda: regional'nyi aspect [The strategy of socio-economic development of the agro-industrial complex of the Siberian Federal District until2035: a regional aspect]. Pershukevich PM, Tyu LV, editors. Novosibirsk (Russia); 2018. 108 p. Russian.
9. Docplayer [Internet]; 2019. Dolgosrochnaya strategiya razvitiya zernovogo kompleksa RF na 2016-2025 gody i na perspektivu do 2030 goda: proekt [Long-term development strategy of the grain complex of the Russian Federation for2016-2025and for the future until2030: project] [cited2019 Aug 25]. Available from: http://docplayer.ru/27603041-Proekt-dolgosrochnaya-strategiya-razvitiya-zernovogo-kompleksa-rossiyskoy-federacii-na-gody-i-na-perspektivu-do-2030-goda.html(data obrashcheniya: 25.08.2019). Russian.
10. Donchenko AS, Kalichkin VK, Mityakova RP, et al. Mezhregional'naya skhema razmeshcheniya i spetsializatsii sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva vsub"ektakh Rossiiskoi Federatsii Sibirskogo federal'nogo okruga [Interregional allocation and specialization of agricultural production in the constituent entities of the Russian Federation of the Siberian Federal District]. Donchenko AS, Kalichkin VK, Denisov AS, et al. Novosibirsk (Russia): SibNSKhB; 2016. 255p. Russian.