Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты развития экономики АПК Сибири'

Стратегические приоритеты развития экономики АПК Сибири Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
230
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЭКОНОМИКА АПК СИБИРИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / УГЛУБЛЕННАЯ ПЕРЕРАБОТКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЫРЬЯ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКОЙ И ОБОРУДОВАНИЕМ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / STRATEGIC PRIORITIES / THE ECONOMY OF THE SIBERIAN AGRIBUSINESS / THE TRANSFORMATION OF CONSUMER DEMAND / THE SPECIALIZATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION / THE IN-DEPTH PROCESSING OF AGRICULTURAL RAW MATERIALS / THE PROVISION OF PRODUCTION WITH DOMESTIC MACHINERY AND EQUIPMENT / INTERREGIONAL INTEGRATION / EXPORT-ORIENTED PRODUCTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гриценко Г. М.

На основе монографического исследования работ российских ученых-аграрников, анализа макроэкономической ситуации, состояния потребительского рынка продовольствия, технико-технологического обеспечения сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, экспортного потенциала регионов Сибирского федерального округа и состояния межгосударственных связей на агропродовольственном рынке Таможенного союза и Евроазиатского экономического союза, институциональной среды сельскохозяйственного производства, в т. ч. использования земель сельскохозяйственного назначения и развития секторов экономики сельского хозяйства, и анализа развития сельских территорий занятости населения и его обеспеченности объектами социальной инфраструктуры дано обоснование следующих приоритетных направлений развития экономики АПК Сибири: адаптация аграрного производства к перспективным тенденциям развития платежеспособного потребительского спроса, преодоление технико-технологической отсталости отраслей АПК за счет развития машиностроения для пищевой и легкой промышленности и техники для сельскохозяйственного микробизнеса, трансформация институциональных основ ведения агропромышленного производства организационно-правовых форм хозяйствования и собственности (на землю и полученные доходы), адаптация экономики и управления АПК на региональном уровне и уровне отдельного предприятия к системе государственного управления, основанной на проектном планировании и финансировании, активизации использования ресурсов межгосударственной кооперации на общем агропродовольственном рынке Таможенного союза и ЕврАзЭс, снижение уровня различий между качеством жизни в городах и сельской местности, форм и методов работы по их достижению. Показаны меры поддержки бизнеса на федеральном, окружном, региональном уровнях, необходимые для реализации указанных мер. Особое внимание уделено межрегиональной кооперации, формированию территориально-сырьевых кластеров и экспортной ориентации производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on a monographic study of the work of Russian agricultural scientists, analysis of the macroeconomic situation, the state of the consumer food market, technical and technological support of agricultural production and food industry, the export potential of the regions of the Siberian Federal District and the state of interstate relations in the agro-food market of the Customs Union and the Eurasian Economic Union, the institutional environment of agricultural production, including the use of agricultural land and the development of sectors of the economy of agriculture, the analysis of the development of rural areas employment of the population and its provision with social infrastructure facilities, the following priority directions of the development of the economy of the agribusiness sector in Siberia: adaptation of agrarian production to promising trends in the development of effective consumer demand, overcoming the technical and technological backwardness of the agroindustrial complex’s industries due to the development of machine building for the food and light industry and machinery for agricultural micro-business, transformation of the institutional foundations of the conduct of agro-industrial production organizational and legal forms of management and ownership (land and revenues), adaptation of the economy and management of the agro-industrial complex at the regional level and the level of an individual enterprise to the system of public administration, based on project planning and financing, enhancing the use of resources of interstate cooperation in the common agro-food market of the Customs Union and EurAsEC, a decrease in the level of differences between the quality of life in cities and rural areas, the forms and methods of work to achieve them. The measures of business support at the federal, district, and regional levels necessary to implement these measures are shown. Particular attention is paid to interregional cooperation, the formation of territorial clusters and the export orientation of production.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты развития экономики АПК Сибири»

They conducted scientific and theoretical research, developed their own methods of observation, improved geodetic instruments. Many military surveyors were popularizers of science, were part of the local scientific community, engaged in educational work. The military department interacted with various civil state bodies: it provided cartographic material, sent specialists to accompany the geographic expeditions, carried out special works. It made a significant contribution to the study and development of the region, the formation of its economic, transport, cultural infrastructure. Disinterested service of many military science and society, patriotic feelings, high professionalism can serve as an example for the present generation of surveyors.

Keywords: science, geodesy, topography, military, history.

Список литературы

1. Павлов Н.Д. Краткий очерк топографических, геодезических, астрономических, картографических и сейсмических работ в Западной Сибири. Омск, 1916.

2. Шмидт Ю.А. Результаты степной нивелировки от г. Омска до г. Верного с ветвью к оз. Балхашу и отдельною ветвью от гор. Семипалатинска к оз. Зай-сану, исполненную в 1893, 1894 и 1895 годах // Записки ЗСОИРГО. Омск, 1902. Кн. 29. С. 1-39.

3. РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив). Ф. 1450. 0п.10. Д. 437. Л. 21 об.

4. РГВИА. Ф. 1450. Оп. 10. Д. 280. Л. 1 об, 8 об.

5. Фиалков Д.Н. Пионер точной сибирской нивелировки А.А. Александров// Геодезия и картография. 1975. № 12. С. 59-60.

6. Новокшанова-Соколовская З.Н. Картографические и геодезические работы в России в XIX -начале XX в. М., 1967.

7. ГИАОО (Исторический архив Омской области). Ф. 38. Оп. 1. Д. 100. Л. 3 об.

8. РГВИА. Ф. 1450. Оп. 10. Д. 487. Л. 69.

9. Гефнер О.В. У истоков омской геодезической науки : Никифор Демьянович Павлов // Вестн. Омс. ун-та. 2014. № 2. С. 203-205.

10. Музей истории Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. Личное дело Н.Д. Павлова. Л. 111, 116.

11. Басханов М.К. Русские военные востоковеды // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 2005. № 11. С. 317-348.

Гефнер Ольга Викторовна, канд. ист. наук, доц., Омский ГАУ, [email protected].

References

1. Pavlov N.D. Kratkij ocherk topograficheskih, geodezicheskih, astronomicheskih, kartograficheskih i sejsmicheskih rabot v Zapadnoj Sibiri. Omsk, 1916.

2. Shmidt YU.A. Rezultaty stepnoj nivelirovki ot g. Omska do g. Vernogo s vetv'yu k oz. Balhashu i otdelnoyu vetv'yu ot gor. Semipalatinska k oz. Zajsanu, ispolnennuyu v 1893, 1894 i 1895 godah // Zapiski ZSOIRGO. Omsk, 1902. Kn. 29. S. 1-39.

3. RGVIA (Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv). F. 1450. Op. 10. D. 437. L. 21 ob.

4. RGVIA. F. 1450. Op. 10. D. 280. L. 1 ob, 8 ob.

5. Fialkov D.N. Pioner tochnoj sibirskoj nivelirovki A.A. Aleksandrov // Geodeziya i kartografiya. 1975. № 12. S. 59-60.

6. Novokshanova-Sokolovskaya Z.N. Kartografich-eskie i geodezicheskie raboty v Rossii v XIX - nachale XX v. M., 1967.

7. GIAOO (Istoricheskij arhiv Omskoj oblasti). F. 38. Op. 1. D. 100. L. 3 ob.

8. RGVIA. F. 1450. Op. 10. D. 487. L. 69.

9. Gefner O.V. U istokov omskoj geodezicheskoj nauki : Nikifor Dem'yanovich Pavlov // Vestn. Oms. un-ta. 2014. № 2. S. 203-205.

10. Muzej istorii Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. P.A. Stolypina. Lichnoe delo N.D. Pavlova. L. 111, 116.

11. Baskhanov M.K. Russkie voennye vostokovedy // Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya. Omsk, 2005. № 11. S. 317-348.

Gefner Olga Viktorovna, Cand. Hist. Sci, Ass. Prof., Omsk SAU, [email protected].

УДК 338.24 Г.М. ГРИЦЕНКО

Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН, Алтайская лаборатория СибНИИЭСХ, Барнаул

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АПК СИБИРИ

На основе монографического исследования работ российских ученых-аграрников, анализа макроэкономической ситуации, состояния потребительского рынка продовольствия, технико-технологического обеспечения сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, экспортного потенциала регионов Сибирского федерального округа и состояния межгосударственных связей на агропродоволь-

© Гриценко Г.М., 2017

ственном рынке Таможенного союза и Евроазиатского экономического союза, институциональной среды сельскохозяйственного производства, в т. ч. использования земель сельскохозяйственного назначения и развития секторов экономики сельского хозяйства, и анализа развития сельских территорий - занятости населения и его обеспеченности объектами социальной инфраструктуры дано обоснование следующих приоритетных направлений развития экономики АПК Сибири: адаптация аграрного производства к перспективным тенденциям развития платежеспособного потребительского спроса, преодоление технико-технологической отсталости отраслей АПК за счет развития машиностроения для пищевой и легкой промышленности и техники для сельскохозяйственного микробизнеса, трансформация институциональных основ ведения агропромышленного производства - организационно-правовых форм хозяйствования и собственности (на землю и полученные доходы), адаптация экономики и управления АПК на региональном уровне и уровне отдельного предприятия к системе государственного управления, основанной на проектном планировании и финансировании, активизации использования ресурсов межгосударственной кооперации на общем агропродовольственном рынке Таможенного союза и ЕврАзЭс, снижение уровня различий между качеством жизни в городах и сельской местности, форм и методов работы по их достижению. Показаны меры поддержки бизнеса на федеральном, окружном, региональном уровнях, необходимые для реализации указанных мер. Особое внимание уделено межрегиональной кооперации, формированию территориально-сырьевых кластеров и экспортной ориентации производства.

Ключевые слова: стратегические приоритеты, экономика АПК Сибири, трансформация потребительского спроса, специализация сельскохозяйственного производства, углубленная переработка сельскохозяйственного сырья, обеспеченность производства отечественной техникой и оборудованием, межрегиональная интеграция, экспортоориентированное производство.

Введение

Стратегической планирование стало неотъемлемой частью процесса управления. Применительно к АПК данная функция в сложившейся системе управления принадлежит отраслевым органам, которые, как правило, основное внимание уделяют факторам и перспективам развития базовой отрасли - сельского хозяйства. Однако без развития отраслей, потребляющих сельскохозяйственное сырье, и повышения потенциала потребительского спроса на продукты питания наращивание объемов производства в нем бесперспективно. А в условиях проектного планирования, когда средства бюджета выделяются только на крупномасштабные проекты, которые усилиями одного региона реализовать практически невозможно, тем более сложно. Поэтому целью исследования стало обоснование приоритетов развития экономики АПК Сибири, обеспечивающих условия развития аграрного бизнеса и спрос на сельскохозяйственное сырье.

Материалы и методы

В процессе исследования использованы монографический метод, методы сравнительного анализа и прогноза. В качестве информационной базы - результаты исследований в данной области знаний российских, прежде всего, сибирских ученых, данные государственного комитета статистики, стратегические документы развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа, нормативно-правовые акты Таможенного союза, аналитические обзоры международных экономических форумов, прошедших в России в 2017 г., труды российских экономистов-аграрников.

Результаты исследования

Выбор стратегических приоритетов развития АПК Сибири определяется целым рядом системных факторов: состоянием потребительского спроса, сложившейся макроэкономической ситуацией, уровнем развития экономики регионов Сибирского федерального округа и самого агропромышленного комплекса Сибири, аграрной политикой Правительства Российской Федерации, определяемой в соответствии с положением страны на мировых агропродовольственных рынках, уровнем обеспечения населения продовольствием и возможностями федерального и региональных бюджетов. Предлагаются наиболее значимые приоритеты:

Адаптация аграрного производства к перспективным тенденциям развития платежеспособного потребительского спроса. К основным тенденциям, характерным

для национального продовольственного рынка, следует отнести: снижение численности населения на 9,2 % и медленный темп восстановления его покупательной способности [1; 2; 3] и государственное стимулирование покупательного спроса малоимущей части населения за счет продовольственных карт [4]. А к специфике сибирского сегмента этого рынка - привлечение рабочей силы из других регионов для строительства газопровода, который пройдет через Иркутскую область, и дальнейшая газификация сельских территорий [5]; рост туристического потока в периоды массовых отпусков и продолжительных праздничных дней за счет развития услуг в созданных туристических кластерах в ряде регионов СФО; сохранение значительной доли сельского населения в общей численности по округу; рост спроса на экологически чистую продукцию в городах.

Трансформация потребительского спроса на территории Сибирского федерального округа потребует производства продукции премиум-класса, прежде всего в виде полуфабрикатов для ресторанов, экономкласса в виде полуфабрикатов и готового функционального питания, в т. ч. детского, сбалансированного питания для социальных учреждений и социально-незащищенных категорий населения и экопродукции, учитывающих структуру доходов потребителей. Поэтому первостепенное развитие должна получить пищевая промышленность. А это определяет задачи расширения сети малых и средних предприятий по их производству, перед наукой - создания новых рецептур и технологий производства продуктов питания и как следствие перед машиностроением - оборудования для их производства.

Размещение углубленной переработки продуктов питания должно совпадать со сложившейся сельскохозяйственной специализацией регионов Сибири [7; 8].

Природно-климатические условия Сибирского федерального округа наиболее благоприятны для ведения всех видов животноводства. Здесь сосредоточено 21,5 % российского поголовья КРС мясных пород, 21,2 % - поголовья молочного стада, 21,5 % - поголовья овец и коз; производится 12,5 % зерна, 1,4 % - скота и птицы на убой, 17,2 % - молока, 11,3 % шерсти [9].

Для полной переработки продукции животноводства, помимо традиционных отраслей пищевой промышленности, требуется развития промышленной переработки непищевого сельскохозяйственного сырья - основанной на инновационных технологиях производств комбикормовых смесей, биологически активных добавок к ним, выделки кож, производства изделий из кожи [10], шерстепрядильного, ткацкого, овчинно-шубного и др., медицинских препаратов на основе эндокринно-ферментного сырья и др. Это потребует реализации крупных инвестиционных проектов и обеспечения созданных производств достаточным объемом сельскохозяйственного сырья, в т. ч. за счет ввоза из соседних регионов округа, позволяя формировать территориально-сырьевые кластеры.

Преодоление технико-технологической отсталости отраслей АПК. У Сибирского федерального округа один из самых низких показателей энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций (на 100 га посевной площади в 2016 г. приходилось 173 л. с. энергетических мощностей, в Северо-Западном - 384) [9], отсутствует машиностроение для пищевой и легкой промышленности.

Развитие заготовки и малой первичной обработки сельскохозяйственного сырья, фермерского сектора и планируемый перевод товарной части домашних хозяйств (ЛПХ) в статус индивидуальных предпринимателей потребуют развития для них отечественных техники и оборудования. Следует активнее использовать интеллектуальный и технологический потенциал имеющихся на территории округа предприятий и научных центров ОПК и опыт других стран по развитию производства техники для малого аграрного бизнеса.

Неравномерный по годам уровень влаги в почвах и рост числа аномальных разрушающих природных явлений (град, ураган, наводнение, пожар) повышают значение генетики и селекции и требует новых подходов к их целевой ориентации и организации.

Зависимость животноводства от импортных ветпрепаратов, вакцин и кормовых добавок, а кормопроизводства - от витаминно-минеральных добавок требует их производства непосредственно в Сибирском федеральном округе.

Не менее значимыми направлениями для преодоления технико-технологической отсталости АПК являются: повышение эффективности механизмов доведения результатов научных изысканий до практической реализации; подготовка молодых кадров в сфере научной деятельности, изменение подходов к сложившимся механизмам оплаты и стимулирования труда, повышение уровня технической оснащенности исследовательских лабораторий всех направлений научных исследований, характерных для аграрной науки; увеличение доли грамотных молодых специалистов в сельскохозйственном производстве.

Для обеспечения сельхозтоваропроизводителям доступа к новым технологиям разработана Федеральная научно-техническая программа до 2025 г., предусматривающая 50 %-ное увеличение количества лицензионных соглашений сельхозпредприятий с научными организациями и 30%-ный рост доли высокотехнологичных производств. Участие регионов округа в этой программе будет более эффективным, если на окружном уровне создать Межрегиональный фонд развития АПК для софинансирования научных исследований и внедрения их результатов в производство.

Основной кадровой проблемой региона является миграция: из сел в города, из городов - в европейскую часть России. Это обусловило новые задачи, помимо создания новых рабочих мест, - обеспечения подготовки востребованных специалистов. В разработанной МСХ РФ «Стратегии развития аграрного образования до 2030 г.» поставлена задача модернизации существующей системы аграрных вузов. Для этого в учебных программах подготовки технологических специалитетов, бакалавриатов и магистратур необходимо расширить блок экономических дисциплин, вернуть в аграрные вузы закрытые в течение 2014-2016 гг. экономические факультеты и аспирантуры, повысив качество подготовки в них за счет укрепления связи с научными учреждениями аграрного профиля. Учебные программы аграрных учебных заведений должны согласовываться с Министерством сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях и координироваться ими. Обучение должно проводиться в тесном взаимодействии с наукой и бизнесом. При аграрных научно-исследовательских центрах и институтах также следует открыть аспирантуры по экономическим специальностям и филиалы кафедр аграрных вузов. Довести уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава до уровня среднероссийского по прочим вузам страны.

Трансформация институциональных основ ведения агропромышленного производства - организационно-правовых форм хозяйствования и собственности (на землю и полученные доходы). Сибирский федеральный округ занимает первое место в стране по размеру сельскохозяйственных угодий - 56 677,1 тыс. га [9]. Однако во многих регионах округа они используются недостаточно эффективно, т. к. мелкие сельхозтоваропроизводители не находят рынков сбыта своей продукции. Состояние сельхозугодий продолжает ухудшаться, не получая в достаточном объеме удобрений [12], что связано в т. ч. с отсутствием средств на приобретение соответствующей техники для внесения удобрений, и отечественного производства данной техники. Много качественных земель сельхозназначения переводится в другие категории земель, что требует ужесточения мер за их неэффективное и нецелевое использование. Необходим учет размещения и специализация агропромышленного производства по зонам и регионам страны [1] и организация на учтенных землях сельскохозяйственного производства.

Наличие свободных земель сельхозназначения в Сибирском федеральном округе позволяет выращивать ряд технических культур, в т. ч. для производства био-этанола, и практически всю линейку кормовых культур, вести органическое земледелие, чему будет способствовать принятие федерального закона «О производстве и обороте органической продукции» и нового Межгосударственного стандарта СНГ по органическому земледелию [6].

Но развивать производство возможно только при наличии рынков сбыта, цен, обеспечивающих расширенное воспроизводство, и доступности кредитных ресурсов для всех категорий сельхозтоваропроизводителей.

Второй институциональной проблемой является имущественное расслоение общества. Причиной этого стала навязанная в законодательном порядке корпоративная форма объединения капитала и распределения прибыли, а следствием разрозненность социальных групп сельского сообщества, не доверяющих друг другу, и теневая экономика: нарушения в сфере социально-трудовых отношений (выдача заработных плат, минуя официальную бухгалтерию) и реализация продукции по неофициальным каналам. Поэтому следует активнее применять кооперативные принципы ведения бизнеса и организации экономики.

Для сохранения села необходимо развивать малый и микробизнес в сельском хозяйстве и пищевой промышленности - ускорить перевод товарных домашних подворий (ЛПХ) в разряд субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность, оказать им помощь в вопросах сертификации продукции и мест её производства, подключения к объектам инфраструктуры, и поддержку в развитии кооперации на районном и межрайонном уровнях, создании агротехнопарков межрегионального уровня по глубокой переработке сельхозсы-рья, произведенного на территории округа и в отдельно взятых регионах.

Адаптация экономики и управления АПК на региональном уровне к системе государственного управления, основанной на проектном планировании и финансировании. Переход к проектному финансированию означает, что бюджетные средства будут выделяться только под конкретные проекты, имеющие обоснованные сроки окупаемости. Проекты регионального уровня затрудняют создание инновационных перерабатывающих производств высокотехнологичной конкурентоспособной продукции и вывод их продукции на экспорт. В то же время Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации одной из основных задач обозначено углубление специализации регионов в производстве различных видов функционального и социального питания, а значит, и сельскохозяйственного производства [13, п. IV. 11]. Это предопределяет необходимость концентрации ресурсов сельхозтоваропроизводителей и пищевой промышленности в нескольких центрах на уровне федерального округа. В соответствии с базовыми видами сырья целесообразно создать кластеры: зерновой (возможно, не один, в зависимости от видов конечной продукции), плодоовощеводческий (также несколько), молочный, мясо-кожевенный и мясо-шерстный. И в каждом из них в качестве «ядра» или «точки роста» - организовать глубокую переработку этого сырья.

Каждый из регионов, входящих в СФО, должен стать либо центром (ядром) кластера, либо оптово-распределительным центром товарной цепочки внутри кластера, либо - периферией (донором, сырьевой зоной одного или нескольких) кластеров, т. е. одновременно участником каждого из кластеров или их большинства. Это потребует от них углубления специализации сельхозпроизводства. В зависимости от территориальной удаленности от центров глубокой переработки сложится ближняя периферия, где специализация будет глубже, будут созданы производства по первичной обработке сырья, и дальняя, где относительно конкретного кластера структура производства данного сырья существенно не изменится - большая часть продукции будет реализовываться по тем же каналам, а через кластер пройдет оставшаяся, невостребованная на иных рынках продукция.

Юг СФО, где сосредоточено основное сельхозпроизводство, - это большие территории, поэтому доля транспортных расходов в себестоимости сырья, поступающего на переработку, будет здесь значительно выше, чем в других округах. Это потребует обновления дорожного покрытия, координации транспортных потоков на уровне округа, создания информационного хаба, позволяющего контролировать и координировать организацию перевозок.

Для организации межрегионального товарообмена внутри регионов потребуется создание заготовительно-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов для заготовки сырья у микробизнеса с собственной инфраструктурой (убойные пункты, склады-холодильники, региональные транспортные компании, накопительные центры) и работоспособных отраслевых союзов (зерновой, молочный, мясной, овощекартофелеводче-ский и др.) сельхозтоваропроизводителей в целях координации деятельности по развитию производства продукции и ее реализации.

Углубление межгосударственной кооперации на общем агропродовольственном рынке Таможенного союза и Евроазиатского экономического союза. Потенциал АПК Сибири при координации межрегионального обмена и развитии глубокой переработки сельскохозяйственного сырья позволит нарастить значительный экспортный потенциал. Однако, судя по прогнозам специалистов, мировой платежеспособный спрос в перспективе до 2050 г. значительно не изменится, а основными центрами роста останутся регионы Юго-Восточной Азии и отдельные страны арабского Востока, рынки которых сегодня заняты конкурентами [14; 15].

У Сибирского федерального округа на внешнеэкономическом пространстве уже сформировалась своя ниша - в Китай, Монголию, Туркменистан, Узбекистан, Киргизию и Японию продаются зерно, мука, рапс, консервы мясные, яйца, шерсть, кожевенное сырье, пушнина и изделия из них [6; 9; 12; 15]. Министерством сельского хозяйства РФ поставлена задача к 2020 г. сравнять объем экспорта сельскохозпродукции и продовольствия с их импортом, а к 2030 г. превысить его в 1,5 раза. Для ее решения создана зона свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, подписано заявление о сопряжении развития ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», начата реализация комплексного проекта развития Северного морского пути. Значительная часть экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия России сейчас направляется в Китай. В конце 2015 г. Россия и КНР подписали протоколы о фитосанитарных требованиях к пшенице, кукурузе, рису, сое, рапсу, ожидается заключение соглашений по поставкам мяса [7].

Большой потенциал заложен в модернизации Транссибирской железнодорожной магистрали. Ее соединение с «Великим шелковым путем», который пройдет через причерноморские страны и страны Кавказа, находящиеся вдоль южных границ нашего государства, позволит вывести отечественную продукцию на новые рынки сбыта с растущим покупательским потенциалом [15].

Развитию единого рыночного пространства Таможенного союза способствовало принятие в 2011 г. его Технических регламентов и ГОСТов [16], что позволяет не только вести активную торговлю данными товарами на общем экономическом пространстве, но и выходить с совместными пулами за его пределы.

Для освоения новых перспективных рынков, создания единой товарной цепочки, основанной на эксклюзивной инновационной технологии, в применении которой будет заинтересована каждая из стран-участниц, необходимо разрабатывать такие технологии и внедрять их в производство, создавать региональный бренд «Продукты Сибири» и соответствующие маркетинговые формы продвижения продукции округа за рубеж (в т. ч. товарный знак, упаковку).

В силу удаленности от перспективных европейских и ближневосточных рынков сбыта и административного центра страны сибирским производителям сельскохозяйственного сырья и продовольствия нужна поддержка со стороны государства в виде льготных тарифов на железнодорожные перевозки, адекватных расстояниям до портовых терминалов, и создания собственного центра сертификации продукции.

Снижение уровня различий между качеством жизни в городах и сельской местности. На сельских территориях проживает 27,1 % населения Сибирского федерального округа. За последние 5 лет оно сократилось на 0,95 % [7]. Основной причиной миграции в города является отсутствие рабочих мест: в сельских поселениях проживает почти 40 % всех

российских безработных и 39 % - малоимущих, безработица в сельской местности почти составляет 57 % от средней по экономике [1; 17]. Причина - структурные изменения в сельском хозяйстве: с одной стороны, снижается численность занятых в сельхозпроизвод-стве (за последние 10 лет - более чем на 1 млн чел.), с другой стороны, растет спрос на квалифицированные кадры. И эти тенденции имеют устойчивый тренд. Это требует комплексного подхода к решению проблемы занятости, в т. ч. созданию перерабатывающих предприятий непосредственно в сельской местности, организации сбыта для микропредприятий и индивидуальных товаропроизводителей, развития сферы различных услуг в сельской местности, в т. ч. туристических, программ обучения и переобучения персонала.

Качество жизни на селе кардинально отличается от городского [18]. Для многих сельских территорий характерен энергетический голод, не позволяющий развивать ни производство, ни социальную инфраструктуру, что формирует потребность в развитии альтернативной энергетики и расширении газификации, в т. ч. на основе государственной поддержки.

В результате политики так называемой «оптимизации» значительно сократилась сеть учреждений социальной сферы села и снизилась ее территориальная доступность. Поэтому необходимо, чтобы в государственных программах развития всех отраслей экономики и ведомств проекты по развитию характерных для них объектов включали объекты, создаваемые в сельской местности, как самостоятельные разделы, и их присутствие в программах как обязательная часть была закреплена законодательно.

Но главный потенциал развития социальной инфраструктуры заложен в проживающем на этих территориях населении. Основным приоритетом развития сельских территорий должно стать вовлечение населения в решение социальных проблем - создания кооперативов собственников не только жилья, но и объектов социальной инфраструктуры, повышения уровня публичности для решения вопросов местного сообщества, создания общественных советов при подразделениях районной администрации, сообществ, объединений.

Для реализации предлагаемых направлений необходим комплекс мер, входящих в компетенцию органов управления федерального и регионального уровней.

На федеральном уровне к наиболее значимым следует отнести совершенствование механизма привлечения инвестиций и создания бизнесу гарантий стабильности, налоговое регулирование и регулирование ценовых отношений между сельским хозяйством и взаимодействующими с ним отраслями.

Вследствие падения объемов инвестирования в сельское хозяйство в 2016 г. государством предпринят ряд мер для их роста: между МСХ РФ и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) подписан Меморандум о намерениях, предусматривающий совместную работу по привлечению инвестиций в аграрный сектор, поиску инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства, что требует активизации подобной работы на уровне регионов; изменен подход к финансированию отрасли: средства будут направляться и привлекаться, прежде всего, в крупные обоснованные проекты; бизнесу предоставлена возможность предоставлять документы на получение кредитов в рамках программ поддержки непосредственно в банки; процентная ставка по кредитам определена для сельхозтоваропроизводителей не более чем под 5 %; в Госдуме подготовлены поправки о синдицирова-нии кредитов; планируется увеличение сроков специнвестконтрактов при создании крупных проектов, в т. ч. агропромпарков, до 2030 г. и др. [3; 6; 7; 14; 16, другие материалы Петербургского международного экономического форума 1-2 июня 2017 г.].

Однако все эти меры направлены на поддержку крупного бизнеса. Малый и микробизнес оказался практический исключен из системы господдержки. Для его развития нужны длинные и недорогие кредиты, особенно в молочном скотоводстве; увеличение объемов несвязанной поддержки на 1 гектар пашни, на 1 кг реализованного молока, субсидирование на 1 усл. гол. скота; ужесточение мер, направленных на повышение ответственности

представителей правоохранительных структур, включая уголовную, за незаконные действия, препятствующие предпринимательству и разрушающие бизнес и др.

В отношениях между сельским хозяйством и прочими отраслями экономики необходимо организовать взаимодействие в вопросах регулирования цен между Министерством сельского хозяйства, антимонопольной и налоговой службами и государственными сырьевыми компаниями; информировать бизнес-сообщество и население о ценах, формирующихся на рынках ресурсов для сельского хозяйства и продовольствия; привести к единому стандарту условия изъятия НДС у сельхозтоваропроизводителей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, сократив тем самым число посредников; расширить возможности допуска малого и микробизнеса к государственным закупкам продовольствия и ужесточить контроль над качеством поставляемой по ним продукции; создать инфраструктуру электронной торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, контролируемую государством в вопросах качества поставляемой продукции; внести поправку в федеральный закон «О торговле», ограничивающую процент торговой надбавки, перечень и размер сборов с поставщиков сельхозсырья и продовольствия.

На уровне федерального округа следует согласовать обоснованное размещение центров глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, сформировать структуру кластеров, создать инвестиционный фонд, средства из которого направлять регионам на развитие единой оптово-распределительной и транспортной системы при реализации проектов по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, поступающего из нескольких регионов. Основываясь на механизме синдицирования кредитов, это позволит, во-первых, собирать пул инвесторов, во-вторых, разработать единые нормативные подходы к качеству каждого из объектов, в-третьих, стандартизировать все этапы и направления работ по созданию объектов, в-четвертых, создать мультипликативный эффект от вложения бюджетных средств.

На региональном уровне при размещении крупных проектов в рамках специнвест-контрактов руководству территорий необходимо взять на себя риски расчета и сбора поступлений, затраты на создание инфраструктуры, контроль над муниципальными органами управления в вопросах создания благоприятной среды для ведения бизнеса: оказания помощи в подключении к энергоносителям, тепловым сетям, кредитования, оперативного оформления земельных участков, предоставления получателям контрактов льгот по уплате арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, в т. ч. землей, налогам на прибыль (снижение ставки до 0 %) и налогу на имущество, введения повышающего коэффициента амортизации в отношении основных средств. Продление сроков контрактов особенно важно для проектов в молочном скотоводстве [19]. На муниципальном уровне - создать условия для организации малого и микробизнеса, подключения его субъектов к объектам производственной инфраструктуры и обеспечить совместно с региональным уровнем инфраструктуру заготовки у них сельхозсырья и дикоросов.

Заключение

Стратегические приоритеты развития экономики АПК Сибири реализуются через определенные формы и методы. Основными формами адаптации аграрного производства к перспективным тенденциям развития платежеспособного потребительского спроса являются повышение покупательного спроса наименее обеспеченного слоя населения и развитие производства функционального питания для различных категорий потребителей экологически чистой продукции.

Формы преодоления технико-технологической отсталости отраслей АПК - организация производства отечественного оборудования для пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности, совместная работа вузов и научных учреждений по подготовке кадров, развитие генетики, селекции и новых технологий производства пищевых продуктов.

Формы трансформации институциональных основ ведения агропромышленного производства - переход организации ведения бизнеса преимущественно к кооперативным формам: на муниципальном и межмуниципальном - сельскохозяйственные потребительские кооперативы, на региональном и межрегиональном - агропромпарки, ассоциации и др., перевод товарных домашних хозяйств в официальные организационно-правовые формы хозяйствования.

Формы адаптации экономики и управления АПК на региональном уровне к системе государственного управления, основанной на проектном планировании и финансировании -переход к межрегиональной координации развития аграрного производства, создание территориально-сырьевых кластеров по производству продукции ориентированной на экспорт.

Формы активизации межгосударственной кооперации на общем агропродоволь-ственном рынке Таможенного союза и ЕврАзЭС - разработка новых продовольственных цепочек на основе совместного использования созданной инфраструктуры и создания нового и единого сибирского бренда.

Формы снижения уровня различий между качеством жизни в городах и сельской местности - развитие кооперации в вопросах создания и использования объектов социальной инфраструктуры, развитие на селе гражданского общества, активизации действии бизнес-сообществ.

G.M. Gritsenko

Siberian Federal Scientific Center of Agrobiotechnologies RAS, Altai Laboratory of SibRIAE, Barnaul Strategic priorities of Siberian agribusiness economy development

Based on a monographic study of the work of Russian agricultural scientists, analysis of the macroeco-nomic situation, the state of the consumer food market, technical and technological support of agricultural production and food industry, the export potential of the regions of the Siberian Federal District and the state of interstate relations in the agro-food market of the Customs Union and the Eurasian Economic Union, the institutional environment of agricultural production, including the use of agricultural land and the development of sectors of the economy of agriculture, the analysis of the development of rural areas - employment of the population and its provision with social infrastructure facilities, the following priority directions of the development of the economy of the agribusiness sector in Siberia: adaptation of agrarian production to promising trends in the development of effective consumer demand, overcoming the technical and technological backwardness of the agroindustrial complex's industries due to the development of machine building for the food and light industry and machinery for agricultural micro-business, transformation of the institutional foundations of the conduct of agro-industrial production - organizational and legal forms of management and ownership (land and revenues), adaptation of the economy and management of the agro-industrial complex at the regional level and the level of an individual enterprise to the system of public administration, based on project planning and financing, enhancing the use of resources of interstate cooperation in the common agro-food market of the Customs Union and EurAsEC, a decrease in the level of differences between the quality of life in cities and rural areas, the forms and methods of work to achieve them. The measures of business support at the federal, district, and regional levels necessary to implement these measures are shown. Particular attention is paid to interregional cooperation, the formation of territorial clusters and the export orientation of production.

Keywords: strategic priorities, the economy of the Siberian agribusiness, the transformation of consumer demand, the specialization of agricultural production, the in-depth processing of agricultural raw materials, the provision of production with domestic machinery and equipment, interregional integration, export-oriented production.

Список литературы

1. Ушачев И.Г. Об актуальных экономических проблемах развития АПК и механизмах их решения [Электронный ресурс]. URL: http://www.akkor.ru/ analitika-i-obzory-27.html (дата обращения 6.08.2017 г.).

2. Кувшинова О. Государство препятствует расширению среднего класса [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/04/11/6850

References

1. Ushachev I. G. On the current economic problems of the development of the agroindustrial complex and the mechanisms for their solution [Electronic resource]. URL : http://www. akkor. ru/analitika-i-obzory-27. html (circulation date 6.08.2017).

2. Kuvshinova O. The state prevents the expansion of the middle class [Electronic resource]. URL:

44-gosudarstvo-prepyatst-vuet-srednego-klassa (дата обращения 10.08.2017 г.).

3. Фейнберг А., Копалкина Е. Эксперты Титова назвали свои претензии к программе Кудрина [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/economics/06/06/2017/ 5936accd9a794733d559f2d5 (дата обращения 10.08.2017 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Стоимость выпуска продовольственных карточек оценили в 300 миллиардов рублей [Электронный ресурс]. URL: https://rn.lenta.ru/news/2017/04/04/ consumer/ (дата обращения 12.08.2017 г.).

5. Газпром. Сила Сибири [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/about/production/ projects/pipelines/built/ykv/ (дата обращения 12.08.2017 г.).

6. Лукьянова В. Россия может занять 10 % мирового рынка органической продукции [Электронный ресурс]. URL: http://kvedomosti.com/642101-rossiya-mozhet-zanyat- 10-mirovogo-rynka-organicheskoy-produkcii.html (дата обращения 04.06.2017 г.).

7. Першукевич П.М., Попова Л.Р., Бессонова Е.В., Утенкова Т.И. Приоритетные направления развития продуктовых подкомплексов АПК Сибири в условиях ВТО / под научн. ред. П.М. Першукевича, Л.Р. Поповой ; ГНУ СибНИИЭСХ Россельхозакадемии. Новосибирск, 2014. 56 с.

8. Тю Л., Першукевич П.М., Головатюк С.М. Социально-экономическое развитие агропромышленного производства Сибирского федерального округа // АПК: экономика, управление. 2016. № 1. С. 23-31.

9. Регионы России : стат. сб. за 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2016/region/reg-pok16.pdf.

10. Борисова О.В. Инновационные стратегии развития кожевенной промышленности Алтайского края на базе местного сельскохозяйственного сырья // Вестн. алтай. науки, 2012. № 3-2. С. 89-93.

11. Першукевич П.М., Гриценко Г.М., Стенкина М.В. Развитие агроэкономической науки и её влияние на экономику АПК Сибири // Сиб. вестн. сельскохозяйственной науки, 2014. № 5. С. 124-131.

12. Сайт государственной статистики. Региональная статистика [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

13. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/documents/ document/show/14857.19.htm.

14. Панина Т. В каких экономических условиях нам предстоит прожить ближайшие годы [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/12/06/v-kakih-ekonomicheskih-usloviiah-nam-predstoit-prozhit-blizhaj-shie-gody.html (дата обращения 06.12.2016 г.).

15. Ушачев И.Г. Тенденции мирового агропродо-вольственного комплекса и механизмы формирования интеграционных отношений в ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL: http://www.akkor.ru/statya/1573-ig-ushachev-tenden-cii-mirovogo-agroprodovolst-vennogo-kompleksa-i-mehanizmy-formirovaniya (дата обращения 09.06.2015 г.).

16. Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением КТС от 28.01.2011 № 526 (в ред. Решения Совета ЕЭК от 23.11.2012 № 102). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902262116.

17. Инновации в сельском хозяйстве и занятность в аграрном секторе: в поиске баланса. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4273445 (дата обращения 04.06.2017 г.).

http://www.vedomosti.ru/economics/articles/ 2017/04/11/ 685044-gosudarstvo-prepyatstvuet-srednego-klassa (circulation date 10.08.2017).

3. Feinberg A., Kopalkina E. Titov's experts named their claims to the Kudrin program [Electronic resource]. URL: http://www.rbc.ru/economics/06/06/2017/593 6accd9a794733d559f2d5 (circulation date 10.08.2017).

4. The cost of producing food cards was estimated at 300 billion rubles [Electronic resource]. URL: https://rn.lenta.ru/news/2017/04/04/consu-mer/ (circulation date 12.08.2017).

5. Gazprom. The power of Siberia. [Electronic resource] URL: http://www.gazprom.ru/about/production/ projects/pipelines/built/ykv/ (circulation date 12.08.2017).

6. Lukyanova V. Russia can take 10% of the world market of organic products / V. Lukyanova. [Electronic resource]. URL: http://kvedomosti.com/642101-rossiya-mozhet-zanyat-10-mirovogo-rynka-organiches-koy-produkcii.html (circulation date 04.06.2017).

7. Pershukevich P.M., Popova L.R., Bessonova E.V., Utenkova T.I. Priority directions of development of food subcomplexes of the agroindustrial complex of Siberia under WTO conditions / Under the scientific. Ed. P.M. Pershukevicha, L.R. Popova ; GNU SibNIIESH of the Russian Academy of Agricultural Sciences. Novosibirsk, 2014. 56 p.

8. Tyu L., Pershukevich P.M., Golovatyuk S.M. Socio-economic development of agro-industrial production of the Siberian Federal District // AIC: economy, management. 2016. № 1. P. 23-31.

9. Regions of Russia: stat. compendium for 2016. [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2016/region/reg-pok16.pdf.

10. Borisova O.V. Innovative strategies for the development of the leather industry of the Altai Territory on the basis of local agricultural raw materials. // Vestn. of the Altai Sci., 2012. № 3-2. P. 89-93.

11. Pershukevich P.M., Gritsenko G.M., Stenkina M.V. The development of agroeconomic science and its impact on the economy of the Siberian agribusiness // Sib. Herald of Agr. Sci., 2014. №. 5. P. 124-131.

12. Site of state statistics. Regional statistics [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru.

13. The Doctrine of Food Security of the Russian Federation / Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 №. 120. [Electronic resource] URL: http://www.mcx.ru/documents/document/ show/14857.19.htm.

14. Panina T. In what economic conditions will we have to live the next few years / T. Panina. [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2016/12/06/v-kakih-ekono-micheskih-usloviiah-nam-predstoit-prozhit-blizhaj-shie-gody.html (circulation date 06.12.2016).

15. Ushachev I.G. Trends of the world agro-food complex and mechanisms of formation of integration relations in the EAE / I.G. Ushachev. [Electronic resource]. URL: http://www.akkor.ru/statya/1573-ig-ushachev-tendencii-mirovogo-agroprodo-volstvennogo-kompleksa-i-mehanizmy-formiro-vaniya (circulation date 09.06.2015).

16. A single list of products for which mandatory requirements are established within the framework of the Customs Union approved by Decision № 526 of the CCC of 28.01.2011 (as amended by ECE Council Decision № 102 of 23 November 2012). [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902262116.

17. Innovations in agriculture and employment in the agricultural sector: in the search for balance. [Electronic resource]. URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4273445 (circulation date 04.06.2017).

18. Едренкина Н.М. Основные направления концепции социально-экономического развития сельских территорий Новосибирской области // Фундаментальные исследования. 2016. № 3, ч. 1. С. 148-158.

19. Вернигор Н.Ф. Государственная политика в отношении сельского хозяйства и сельских территорий Сибири: ретроспектива и современность // Вестн. Алт. гос. аграр. ун-та. 2014. № 1 (111). С. 182-185.

Гриценко Галина Михайловна, д-р экон. наук, проф., зав. лабораторией, Сиб. федеральный центр агробиотехнологий РАН, СибНИИ экономики сельского хозяйства, Алтайская лаборатория, [email protected].

18. Edrenkina N.M. The main directions of the concept of socio-economic development of rural areas of the Novosibirsk region // Fundamental Research. 2016. № 3, t. 1. P. 148-158.

19. Vernigor N.F. State policy with respect to agriculture and rural areas of Siberia: a retrospective and modernity // Bull. of the Altai state agrar. un-ty. 2014. №. 1 (111). P. 182-185.

Gritsenko Galina Mihaylovna, Dr. Econ. Sci., Siberian Federal Scientific Center of Agrobiotechnologies RAS, Altai Laboratory of SibRIAE, [email protected].

УДК 338.2 О.П. ЗАЙЦЕВА

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск

ПРИМЕНЕНИЕ DRC-АНАЛИЗА С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ ЭКСПОРТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Главной целью государства в АПК на сегодняшний день является формирование конкурентоспособной отрасли. Ситуация на рынке молока показывает, что большинство стран не могут удовлетворить потребность своего населения в молоке, а за счет импорта высококачественного российского молока эта проблема будет успешно решена. Молочное животноводство Омской области наиболее остро нуждается в совершенствовании мер поддержки, особенно в рамках реализации стратегии импортозамещения, где одним из основных моментов является формирование экспортного потенциала. Развитие экспорта продукции сельского хозяйства - это, прежде всего, поиск новых рынков сбыта. Чтобы понять, выгодно ли производителю выходить на внешний рынок того или иного продукта, необходимо оценить экспортный потенциал применительно к данной отрасли и сделать соответствующие выводы. С целью оценки сравнительных преимуществ молока как товара в регионе и возможности развития его экспорта, предложено применить методологию измерения стоимости ресурсов на внутреннем рынке (Domestic Resource Cost -DRC), скорректированную на региональном уровене. DRC находится как величина альтернативной стоимости внутренних факторов производства на единицу прибавочного продукта. Общественная стоимость, таким образом, соответствует выгоде, полученной от снижения импорта или увеличения экспорта при увеличении внутреннего производства. Она обусловливает эффективность производства с использованием внутренних ресурсов так, чтобы выиграть единицу обмена. Проведен расчет DRC-анализа на примере ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района Омской области. На основе расчетов сделан вывод о том, что производство молока как товара, производимого на экспорт в данном предприятии, обладает сравнительными преимуществами в регионе. Подобные вычисления могут применяться в части обоснования предоставления государственной поддержки с целью реализации стратегии политики импортоза-мещения.

Ключевые слова: ресурсы, затраты, молочное производство, агропромышленный комплекс, импорт, экспорт.

Введение

Одним из ключевых моментов государственной политики в области АПК является доведение производимой отечественной продукции до мировой конкурентоспособности по качеству и ценам реализации, предварительно проверив ее на внутреннем рынке, а также на предмет обеспеченности сырьем, запасными частями и т. д. [5]. С учетом складывающей ситуации важно выбрать наиболее оптимальное сочетание политики импортозамещения и

© Зайцева О.П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.