Проблемы и перспективы развития технологического образования
Учитывая высокий исследовательский потенциал костромской научной школы языковедов (руководители - проф. А. М. Мелерович, проф. Н. С. Ганцовская), присутствующие на конференции представители Международного комитета славистов (В. М. Мокиенко, Х. Вальтер, Ж. Финк) включили проф. А. М. Мелерович в состав Фразеологической комиссии. Свидетельством усиления международных научных контактов стало приглашение костромских коллег на конференцию «Славянская фразеология
и прагматика», которая состоится 17-19 сентября 2006 года в Хорватии на острове Раб.
В целом конференция прошла успешно, была четко организована ее работа, содержательная сторона научного собрания полно отразила новые тенденции современной лингвистики. Осмысление результатов конференции позволило наметить перспективы будущих исследовательских проектов, интенсифицировать научный поиск, опираясь на партнерское взаимодействие отечественных и зарубежных коллег.
В. М. Баженов
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На базе индустриально-педагогического факультета Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова 24 марта прошла VII межвузовская научно-практическая конференция по проблемам развития технологического образования в Российской Федерации. На конференции обсуждались вопросы, связанные с проблемами качества подготовки учителя технологии и предпринимательства, формированием его технологической культуры в условиях профилизации общеобразовательной школы, формированием технологического мировоззрения учащихся, развитием профильного обучения по технологическому направлению.
В конференции приняли участие ученые из Москвы, Костромы, Ярославля, Шуи. С приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по научной работе Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова проф. А. Г. Кирпичник. В своем выступлении он указал на важность формирования технологической культуры молодежи, в том числе будущего специалиста, в современном информационно-технологическом обществе.
Заведующий кафедрой технологии КГУ им.
Н. А. Некрасова, канд. пед. наук, доцент В. М. Баженов свой доклад посвятил вопросам, связанным с теоретико-методологическими подходами к формированию технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства. При этом он отметил, что связующим звеном в процессе формирования техно-
логической культуры является интегративно-культурологический подход, под которым он понимает синтез таких подходов, как культурологический, аксиологический, системный, задач-ный, этнодидактичекий, контекстный и др. Проектированию содержания образовательной области «Технология» посвятил свое выступление профессор Шуйского государственного педагогического университета Е. М. Муравьев. Теоретические подходы к реализации технологического образования в условиях профилизации общеобразовательной школы рассмотрел зав. кафедрой экономики и технологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского проф. Л. Н. Серебреннико.
На круглых столах обсуждались вопросы, связанные с подготовкой учителей технологии и предпринимательства, с направлениями реализации профильного и предпрофильного обучения в общеобразовательной школе.
Проведение конференции позволило ее участникам обменяться опытом научной и практической работы. В рамках конференции проведено два «круглых стола» по теории и методике технологического образования учителей технического и обслуживающего труда, технологической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений. Участники конференции единогласно поддерживают решения международных конференций по проблемам технологического образования в школе и вузе, состоявшихся на базе Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского 13-15 декабря
© В. М. Баженов, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006
203
ЧТО. ГДЕ. КОГДА.
2005 г. и Московского педагогического государственного университета 30-31 января 2006 г. и на региональном уровне акцентируют внимание на следующих положениях.
Конференция констатирует:
1. В условиях развития информационно-технологического общества повышается роль технологического образования молодежи как стратегического фактора подъема экономики и гармонизации отношений между человеком, природой и техносферой. Технологизация является одной из ведущих тенденций современного мирового образовательного процесса, позволяющего России более успешно войти в Европейское образовательное пространство в контексте Бо-лонских соглашений.
2. Целью технологического образования является творческое овладение обучающимися технологической культурой, достигнутым уровнем преобразовательной деятельности человека и обществом в целом, формирование у молодежи готовности к успешной профессиональной деятельности в одной из сфер общественного производства.
Конференция рекомендует:
1. Основной задачей считать перевод технологического образования учителей и школьников в новое качество путем обновления учебных программ, расширения технологических курсов.
2. Активно включиться в разработку электронных учебно-методических комплексов, электронных учебных пособий и других образовательных ресурсов по технологии.
3. Шире внедрять в учебный процесс активные развивающие формы, методы и средства обучения: творческие проекты с разработкой электронной презентации, деловые игры, олимпиады, конкурсы; осуществлять более широкую и тесную интеграцию технологии с другими общеобразовательными предметами.
4. Активнее разрабатывать и внедрять краткосрочные технологические курсы для учащихся 9 классов как компонента их предпрофиль-ной подготовки с повсеместным внедрением курсов по профессиональному самоопределению с выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор».
5. Содействовать созданию технологических профилей для обучения старшеклассников с осуществлением их первоначальной профессиональной подготовки.
Конференция обращается:
1. К Министерству образования и науки Российской Федерации:
- считать образовательную область «Технология» одной из основных школьных дисциплин и сохранить ее изучение на уровне базисного учебного плана 1998 г., обеспечивая тем самым непрерывность технологической подготовки школьников с 5 по 11 класс в объеме не менее двух часов в неделю; сохранить графическую подготовку в объеме 1 часа в неделю дополнительно в 9 классе;
- для предпрофильной подготовки выделить часы из школьного компонента, поскольку именно эта подготовка должна опираться на региональные особенности;
- при создании профильной школы обратить особое внимание на реализацию технологических профилей;
- ввести технологию в состав ЕГЭ, провести разработку ЕГЭ по технологии и эксперимент по его использованию в школе;
- ввести технологию в качестве вступительного экзамена на специальность «Технология и предпринимательство» педвузов.
2. К региональным и муниципальным органам управления образования:
- обратить особое внимание на важность технологически подготовки сельских школьников как одного из существенных условий самореализации молодежи в аграрном секторе производства с целью обеспечения трудовыми кадрами экономического развития региона и страны в целом;
- сохранить и расширить сеть межшкольных учебных комбинатов как важного средства технологической предпрофильной и профильной подготовки школьников;
- оказать финансовую поддержку разработке учебно-методических пособий, дидактических материалов средств по технологической подготовке молодежи в системе непрерывного начального профессионального и общего образования;
- обеспечить приоритетное финансирование образовательных учреждений, участвующих в опытно-экспериментальной работе по реализации технологических профилей и создание условий для более широкого введения в учебный процесс образовательной области «Технология» творческих проектов с экологическим содержанием.
204
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006