Проект
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Министерство образования Российской Федерации
и Российская академия образования)
Цели профильного обучения —
Профильное обучение
— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемствен-средство ность между общим и профессиональ-
дифференциации и индивидуализации ным образованием, в том числе более обучения, когда за счет изменений в эффективно подготовить выпускнико
структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная же шко-
школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Общественный запрос на профилизацию школы
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование
ла есть институциональная форма реали- здесь должно стать более индивидуализации этой цели, естественно, форма ос- зированным, функциональным и эффек-
новная, но не единственная. Вполне пер- тивным.
спективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированно-го учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории, предпочтение тому, чтобы «знать осно-
Переход к профильному обучению пре- вы главных дисциплин, а углубленно изу-
следует, таким образом, следующие ос- чать только те, которые выбираются, что-
новные цели: бы в них специализироваться». Иначе
— обеспечить углубленное изучение говоря, профилизация обучения в стар-
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть построено в значительной мере с возможностью реализации юношами и девушками своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70 %) отдают
отдельных дисциплин программы полного общего образования;
ших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок
создать условия для значительной большинства старшеклассников. При
дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных
программ;
— способствовать установлению рав-
этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе дисциплины (химию, физику, литературу, историю и т.д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.
К 15—16 годам ориентации на сферу
ного доступа к полноценному образова- будущей деятельности складываются у нию разным категориям обучающихся в большинства учащихся. Так, по данным
соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
социологических опросов, проведенных в 2002 г. в 22 регионах страны Центром
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
социологических исследований Миноб- гаются два варианта продолжения обра-разования РФ, «профессиональное само- зования в основной школе: «академиче-
определение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе
ский», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по и достигает своего пика в 9-м, а профес- упрощенному учебному плану, содержа-сиональное самоопределение тех, кто
намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе». При этом примерно 70—75 % учащихся в кон-
щему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю про-
це 9-го класса уже определились в выбо- филизацию, т.е. в основной школе.
ре возможной сферы профессиональной
деятельности.
В настоящее время в высшей школе
В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут вы-
сформировалось устойчивое мнение о брать три варианта профиля: академиче-
необходимости дополнительной специа- ский, общий и профессиональный, в ко-
лизированной подготовки старшекласс- тором дается предпрофессиональная
ников к сдаче вступительных экзаменов в вузы и к дальнейшему образованию в вузе. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в школе при-
подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом
вела к нарушению преемственности меж- прежде всего учитываются запросы и
ду школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.
Большинство старшеклассников считает, что существующая ныне школа не дает образования достаточного уровня и направленности для успешного построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12 % опрошенных учащихся старших классов (данные ВЦИОМа).
Зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят
пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения в старшем звене средней школы.
1. Старшие (полные) средние школы во всех развитых странах являются профильными, т.е. осуществляют профильное обучение.
2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.
3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70 %.
4. Количество направлений диффе-
сейчас в большинстве развитых стран ренциации, которые можно считать ана-мира. И важная роль в них отводится логами профилей, невелико: от двух (ака-проблеме профильной дифференциации демический и неакадемический (общий))
обучения.
В большинстве стран Европы (Фран-
в англоязычных странах до трех (естественные науки, филология, социально-
ции, Голландии, Шотландии, Англии, экономический) во Франции, (язык Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании литература и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе
искусство, социальные
науки, математика
точные науки
формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предла-
технология) в Германии.
5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко
№ 2/3,2002
1ЛЛЛЛЛЛЛЛЛПЛЛЛ ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛДДЛЛЛ/
V ^
фиксированного перечня обязательных школе относится к 1864 г. Соответству-учебных курсов (Франция, Германия) до ющий указ предусматривал организацию
семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель —
возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.
6. Количество обязательных учебных
— подготовка к поступлению в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).
Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915—1916 гг. реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П.Н. Игна-
предметов (курсов) по сравнению с ос- тьева. По предложенной структуре 4—
7-е классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарноклассическую, реальную.
В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения
новнои школой существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке: естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.
7. Как правило, старшая профильная и было разработано «Положение о еди-
цеи
школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: ли-
— во Франции, гимназия — в Германии, «высшая» школа — в США.
8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы дают чаще всего право прямого зачисления в высшие учебные заведения. Хотя
и
ной трудовой школе», предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР принимают поста-
имеются и некоторые исключения — на- новление «О структуре начальной и сред-
пример, во Франции прием в медицин- ней школы в СССР», предусматривающее
ские и военные вузы проходит на основе единый учебный план и единые учебные
вступительных экзаменов.
9. Весь послевоенный период количе-
программы школы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со
ство профилей и учебных курсов на стар- временем высветило серьезную пробле-
шей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.
Отечественный опыт профильного обучения
му: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педаго-гов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агро-номическому; социально-экономическому и гуманитарному. В целях Дальнейше-Российская школа накопила немалый го улучшения работы средней общеобра-
опыт по дифференцированному обуче- зовательной школы в 1966 г. были введению учащихся. Первая попытка осуще- ны две формы дифференциации содержа-
ствления дифференциации обучения в ния образования по интересам школьни-
I/
г
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ков: факультативные занятия в 8—10-х ние наиболее полно учесть индивидуаль-
классах и школы (классы) с углубленным ные интересы, способности, склонности
изучением предметов, которые постоян- всех старшеклассников (и сделать как
но развивались и существуют вплоть до можно большее число различных профи-
настоящего времени.
В конце 80-х — начале 90-х гг. в стране появились новые виды образователь-
лей), с другой — ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования, ных учреждений (лицеи, колледжи, гим- Среди них прежде всего следует назвать
назии), ориентированные на углубленное введение ЕГЭ, введение образовательно-
обучение школьников по избираемым го стандарта на профильном уровне, не-
ими образовательным областям в целях обходимость стабилизации федеральнодальнейшего обучения в вузе. Также мно- го перечня учебников, обеспечение про-
гие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные, коррекционные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.
Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым и отечественным тенденциям развития образования.
фильного обучения соответствующими
педагогическими кадрами и др.
Очевидно, что любая форма профи-лизации обучения будет требовать сокращения инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются более широко и глубоко, чем это предусмотрено программами общеобразовательной школы, а остальные предметы изучаются на традиционном уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непро-
Вместе с тем общеобразовательные филирующих предметов, изучаемых в учреждения углубленного образования целях завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Модель общеобразовательной школы
(гимназии, лицеи, спецшколы) пока остаются малочисленными, они во многом малодоступны для большого числа школьников. Недостаточность широкой специализированной подготовки стар-
с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций шеклассников содействует сохранению учебных курсов, которые должны обес-таких негативных явлений, как массовое печивать гибкую систему профильного репетиторство, отток старшеклассников из школ на подготовительные отделения
обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных курсов, и курсы вузов и т.п. Профилизация которые условно можно назвать базовы-обучения в старших классах школы дол- ми общеобразовательными, профильными и элективными курсами.
Базовые общеобразовательные курсы — курсы, обязательные для всех уча-
жна внести позитивныи вклад в разрешение подобных социально-образователь-ных проблем.
Возможные направления
щихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор общеобразо-
профилизации и структуры профилей вательных курсов: математика, история,
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профи-лизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремле-
русскии и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения для естествен-но-математического, технологического профилей, естествознания — для гуманитарного, социально-экономического профилей.
Профильные курсы — курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные курсы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки — в филологическом профиле; история, право, экономика и др. — в социально-экономическом профиле и т.д.
По базовым общеобразовательным и основным профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ).
Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» «поддерживает» изучение профильного курса экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социаль-но-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественно-научном профиле. Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам ЕГЭ не проводятся.
Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника — в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Ясно, что во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.
Возможные формы организации
профильного обучения
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.
Вполне реальны ситуации, когда отдельная школа, а также сеть школ и иных образовательных учреждений будет не только реализовывать содержание выбранного профиля, но и предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных курсов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования, малые академии, заочные физико-математические школы и др.). Это позволит старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений НПО и СПО. Речь, следовательно, идет о целенаправленном создании сети школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.
Таким образом, можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения.
1) Модель внутришкольной профи-лизации
Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей) или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной.
Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов позволяет школьникам — в том числе в форме многообразных учебных межклассных
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
групп
в полной мере осуществлять
Профильное обучение,
свои индивидуальные профильные обра- образовательные стандарты и ЕГЭ
зовательные программы, включая в них
те или иные профильные и элективные курсы.
2) Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Таким образом, важное новое требование, связанное с профилизацией стар-
шей школы
— отсутствующее как таковое ранее, в различных прежних формах дифференциации обучения в старших
классах,
заключается в том, что про-
филизация обучения в старшей школе должна быть прямо соотнесена с вводимым ЕГЭ.
Предпрофильная подготовка
в основной школе
Курсы по выбору
Необходимым условием создания образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, является прежде всего введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.
Для того чтобы такая работа могла быть осуществлена, необходимо:
— увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учеб-
Второй вариант о.'нован на коопера- ного плана в последнем классе основной ции школы с иными образовательными школы (до 20 % аудиторной нагрузки).
— закрепить возможность при организации обязательных занятий по выбору деления класса на необходимое чис-
учреждениями и образовательными ре-
сурсами учреждении дополнительного, высшего, среднего и начального профес-
сионального образования. В этом случае ло групп (в том числе в аспекте неболь-учащимся предоставляется право выбо- шого дополнительного финансирова-ра получения профильного образования ния);
либо в собственной школе, либо в коо- — предложить образовательным уч-перированных с ней образовательных реждениям использовать часы вариативного компонента прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.
структурах (дистанционные курсы, заочные школы, малые академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.).
Особенности организации курсов по
Предложенный подход не исключает выбору
также возможности деятельности и дальнейшего развития, во-первых, универ-
(непрофильных)
Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть, по
сов, не ориентированных на профильное возможности, значительным. Они долж-обучение, и, во-вторых, различного рода ны носить краткосрочный и чередующийся характер, представлять своего рода учебные модули. Курсы по выбору ученика необходимо вводить постепен-
специализированных образовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные
школы, школы-интернаты при крупных но. Единовременное введение целого
вузах и др.).
спектра разнообразных курсов по выбо-
№ 2/3,2002
возможностей и ответственностей».
ру может поставить ученика (семью) пе- средней школы независимой комиссией,
ред неразрешимой задачей. Необходима должны стать требования к уровню подцеленаправленная, опережающая работа готовки выпускников основной школы,
по освоению учеником самого механиз- Чтобы сделать единой организацию кон-
ма принятия решения, освоения «поля курса при приеме в профильные классы
старшей школы, целесообразно определить перечень предметов, по которым абитуриенты того или иного профиля должны проходить экзаменационные испытания.
Кроме того, важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио, «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.
Таким образом, предлагается комп-
Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу
В существующей практике нередки случаи, когда число желающих продолжить образование в старших классах определенной школы больше, чем реальные возможности приема в эти классы.
Таким образом возникает ситуация фактически конкурсного приема. Можно предположить, что такая ситуация будет лексная «внутришкольная» (итоговые
сохраняться и в будущем и станет для ряда оценки, портфолио) и «внешняя» (малый
школ особенно актуальной в условиях ЕГЭ) схема аттестации учащихся, наме-
перехода на профильное обучение. Сле- ревающихся продолжать обучение в про-
довательно, естественно возникает вопрос об открытой гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора.
Отметим при этом, что конкурсный набор в старшие классы отдельных об-
фильных школах и классах. Подобная педагогическая аттестация могла бы дополняться специальными содержательными рекомендациями школы по направленности последующего профильного
разовательных учреждений не входит в обучения каждого школьника.
противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п. 1, абз. 2 Закона РФ «Об образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном образовательном учреждении. В связи с этим
Профильная общеобразовательная подготовка в системе начального и среднего профессионального
образования
Необходимость одновременного усвоения учащимися учреждений начального и среднего профессионального об-
представляется целесообразным, наряду разования учебного материала, определя-с итоговой аттестацией выпускников ос- емого двумя стандартами (общего сред-новной школы, предусмотреть определенную форму, которую условно можно назвать «малый ЕГЭ». Это позволило бы
него и профессионального образования) приводит к перегрузкам и снижению качества как общего образования, так и
объективно оценить уровень готовности профессиональной подготовки выпуск-
учащихся к продолжению образования ников. Сохраняется жесткая видовая
по тому или иному профилю, а также структура образовательных программ,
создать основу для внедрения в массовую учащиеся-и студенты ограничены в вы-
практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу.
Основанием «малого ЕГЭ», проводи- мах начального и среднего профессио-мого по аналогии с ЕГЭ за курс полной нального образования является относи-
боре образовательной траектории.
Важной предпосылкой модернизации общеобразовательного цикла в програм-
£ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
тельная завершенность программы основной школы по большинству основных образовательных областей (например, курс естествознания должен быть доста-
курс и сдать ЕГЭ, что позволит им поступить в вуз.
Второй поток, включающий учащихся, успешно освоивших обязательные об-
точно завершенным для будущих фило- щеобразовательные модули и стремящих-
логов, а курс истории математиков).
для будущих ся к получению высшего образования,
завершает освоение профессии или спе-
Предлагается следующая модель об- циальности в рамках стандарта по сокра-
щеобразовательной составляющей обра- щенной программе, осваивая при этом
зовательной программы начального и специализацию на начальном уровне ква-
профессионального
лификации. При этом он проходит допол-
ния для выпускников 9-го класса обще- нительный общеобразовательный модуль,
образовательной школы:
ориентированный на требования ЕГЭ
Обязательные общеобразовательные (этот модуль учащиеся могут осваивать
модули:
— Основной (профессионально
как в своем образовательном учреждении, так и в близлежащей школе, по дневной
тированный) общеобразовательный мо- или вечерней форме обучения).
дуль объемом примерно 500—700 часов, в
Таким образом, общий срок обучения
рамках которого учащиеся, во-первых, по- не увеличивается, но при этом более эф-
лучают и закрепляют знания по тем предметам и разделам общего образования, которые непосредственно обеспечивают успешное усвоение специальных предметов и, во-вторых, проходят интегрированный гуманитарный курс, обеспечивающий общекультурное развитие;
— Модули общих навыков (объемом до 300 часов). Термин «общие навыки» вводится нами как рабочий для обозначения совокупности навыков, необходимых для успешной адаптации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда.
После изучения обязательных обще-
фективно используются образовательные
ресурсы за счет четкой расстановки акцентов в образовательной программе соответственно начального и среднего профессионального образования.
Подготовка, повышение квалификации и переподготовка
педагогических кадров для профильной школы
Подготовка педагогических кадров для профильной школы предполагает: — вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных обра-
образовательных модулей обучаемые де- зовательных траекторий);
лятся на два потока с учетом их собствен-
практическую ориентацию образо-
ных интересов и результатов обучения, вательного процесса с введением интер-
Образовательные программы для этих потоков структурно отличаются соотношением общего и профессионального образования.
Первый поток, основной по числен- определения старшеклассников и форми-ности, продолжает углубленное освое- рование способностей и компетентнос-
активных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
завершение профильного само-
ние профессии или специальности (повышение уровня квалификации и освоение дополнительных специализаций), что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В будущем, по мере формирования устойчивых жизненных приоритетов, часть этих выпускников могут пройти дополнительный общеобразовательный
тей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Именно поэтому при подготовке педагогических кадров профильной школы нельзя говорить только о повышении квалификации — нужна новая модель педагогического образования и профессиональной переподготовки действующих
№ 2/3,2002
vwv
±::±>к±ям
Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л
учителей. Представляется, что в перспективе к преподаванию в старшей профильной школе должны привлекаться лишь учителя, получившие степень магистра (в отличие от достаточного для начальной и
Новая видовая структура общеобразовательных учреждений
При разработке профильной старшей школы необходимо обязательно иметь в
основной школы бакалавриата — четы- виду и следующие вопросы: рехлетнего педагогического образования).
Для реализации данной задачи необ-
ходимо разработать модели структуры и — содержания подготовки специалистов ности.
— вопросы изменения видовои номенклатуры школ;
— вопросы финансирования и плат-
для профильной школы на основе современных подходов к организации педагогического образования, что должно включать опережающую проработку модели стандартов высшего педобразова-ния третьего поколения.
Новые модели высшего педагогиче-
Имеется серьезное опасение
вы-
званное как социально-психологическими, так и чисто логическими причинами, — что если название (номинация, вид) «профильная школа» будет просто добавлено к существующему неупорядоченному видовому многообразию «лице-
ского образования задают необходимую ев, гимназий и углубленок», то мера за-средне- и долгосрочную перспективу.
Однако ясно, что в ближайшие несколь-
ко лет основной объем преподавательской работы в профильной школе будет вести действующий педагогический корпус. В этой связи для обеспечения
путанности ситуации превысит разумные пределы.
Определенное Концепцией модернизации российского образования введение профильного обучения требует пересмотра набора различных видов школ
необходимого уровня профессиональ- (общеобразовательных учреждений).
ной подготовки учителеи при переходе на профильную школу предлагается: в 2002—2007 гг. (переходный период) всем учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти профессиональную переподготовку и получить свидетельство государственного образца с правом занятия должно-
При этом представляются необходимыми четкая фиксация и реализация еле-
дующей логики.
— Все школы («обычные», а также нынешние «углубленки», гимназии и лицеи) из бюджета финансируются по единому нормативу, точнее — финансируются из местных и региональных бюдже-сти «педагог профильной школы» (не тов на уровне, не ниже единого федераль-
менее 500 часов обучения). При этом Министерству образования следует инициировать вопрос о возможности аттестации педагогов профильной школы по
ного норматива.
— Никаких особых государственных стандартов для гимназий, лицеев и всех разновидностей школ с углубленным изу-
15-му разряду ЕТС (прошедших соответ- чением отдельных предметов не прини-ствующую переподготовку либо полу- мается, соответственно не вводится ни-
чивших соответствующее высшее педагогическое образование).
в том
Важным представляется начиная с 2004—2005 гг. организовать на базе педагогических вузов и классических университетов массовую профессиональную подготовку всех учителей профильных школ на степень «магистр педагогических наук». Обязательность данного процесса должна к 2010 г. нормативно закрепить ситуацию, когда в профильной пени полного общего среднего образова-
школе все преподаватели должны будут ния и, соответственно, новая структура
иметь степень магистра. видов общеобразовательных учреждений.
каких повышенных федеральных нормативов финансирования.
— Все сегодняшние нормативные акты о гимназиях, лицеях и т.п. числе на ступени основного и начального общего образования — пересматриваются; вносятся изменения в Типовое положение об общеобразовательном учреждении, определяются новая типология и система видов профильных учреждений сту-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ I
Временные ориентиры введения
профильного обучения
При планировании введения профильного обучения необходимо принять во внимание объективную инерционность любой системной перестройки школы, вызванную относительно длительными сроками всей необходимой подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.). Но при этом работа по модернизации школы не может излишне затягиваться, что вызвано рядом планируемых общесистемных и необходимых нововведений в образовании (в частности, введение ЕГЭ). С учетом реально складывающейся ситуации предлагается следующее.
— Широкий переход на модель профильного обучения следует начать с сентября 2004 г. До 2006 г. возникает своеобразный переходный период (в отношении профильного обучения), когда обучение будет проходить по переходным учебным планам, программам и учебникам. На переходный период, включая подготовку и издание обновленных учебников и проведение массовой переподготовки кадров, отводится около двух лет (со 2-го квартала 2002 г. по 2-й квартал 2004 г.). При этом переходный «БУП 10—11» должен быть утвержден не позднее 1-го квартала 2004 г. А расчетный ориентировочный учебный план — как документ, задающий основу для доработки переходных учебных программ и для опережающего ком-
плексного эксперимента (включающего весь комплекс вопросов перехода, в том числе и апробации нормативной базы профильной школы, отбора, «малого ЕГЭ» и проч.), который целесообразно провести в 5—7 регионах и для относительно небольшого числа районов и школ, — не позднее весны 2003 г.
— Уже с начала 2003 г. должна быть развернута активная работа по подготовке стандарта 2-го поколения (для 12-летки). Основные мероприятия (конкурс и др.) по подготовке новых учебников должны быть ориентированы именно на данные сроки и стандарты 2-го поколения. Основные шаги по принятию этого нового стандарта придутся на 2005 г., причем к первой половине 2005 г. должна быть завершена вся методическая и организационная подготовка (вплоть до издания новых учебников) перехода на 12-летку.
— Фактический переход массовой школы на 12-летку (стандарт-2) начинается в 2006 г. При этом новый класс не «добавляется сверху», как 12-й, а по существу им становится 10-й класс основной школы. Это очень важный класс, в котором значительная часть времени должна пойти на предпрофильную ориентацию и на подготовку школьников к ответственному выбору дальнейшего образовательного пути. При этом для того чтобы избежать отсутствия выпуска из полной средней школы через 2 года (т.е. в 2008 г.), на обучение по новым стандартам (12-летки) придется переводить лишь часть (около 50 %) выпускников основной школы: остальные будут учиться по стандарту 11-летки и составят выпуск полной средней школы в 2008 г.
№ 2/3, 2002
і
з
4
5
7
8
10
11
12
13
14
Таблица 1
Примерный план-график на 2002—2004 гг.
Проведение Всероссийского совещания по проблемам профильного обучения
Апрель 2002
__ «
2 Рассмотрение проекта концепции профильного обучения на ФКС
Публикация проекта концепции для широкого обсуждения в субъектах Российской Федерации, в СМИ
Формирование авторских коллективов по разработке (доработке) программ, учебников для профильной школы, пособий для учителей Обсуждение проекта концепции на августовских совещаниях работников образования
II квартал 2002 Май 2002
Июнь 2002
Август 2002
6 Доработка концепции профильной школы в соответствии с замечаниями, Сентябрь 2002
Ноябрь 2002
полученными от субъектов федерации и от общественности Обсуждение на коллегии Минобразования России концепции профильной школы и проекта комплексного эксперимента по переходу на профильное обучение
Разработка федерального компонента стандартов и примерных программ II—IV квартал 2002 для профильной школы
9 Подготовка методических рекомендаций по организации комплексного эксперимента по переходу на профильное обучение для руководителей
I квартал 2003
органов управления образованием, для учителей и руководителей образовательных учреждений
Составление программ и всего комплекса нормативного и методического 2-я пол. 2002 обеспечения по подготовке и переподготовке педагогических кадров. 1-я пол. 2004
Организация подготовки и переподготовки педкадров для работы в условиях профильного обучения в старшей школе
Начало комплексного эксперимента по переходу на профильное обучение Сентябрь 2003 (по переходным учебным планам, программам и учебникам, со всем па-
кетом нормативной документации, в том числе по новым правилам приема учащихся в профильные старшие классы, новой формой итоговой аттестации выпускников основной школы, изменениями в типовых штатных расписаниях и механизмах финансирования школы и др.) Подведение промежуточных итогов комплексного эксперимента (по запуску профильного обучения в экспериментальных школах и районах). Доработка необходимой документации
Проведение коллегии Минобразования «О переходе на профильное обучение в общеобразовательных учреждениях РФ»
Подготовка и внесение в Правительство РФ проекта постановления «О переходе на профильное обучение в общеобразовательных учреждениях РФ»
15 Подготовка рекомендаций по организации и содержанию профильного обучения в начальном и среднем профессиональном образовании
16 Начало широкого перехода на профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ
Декабрь 2003 -февраль 2004
Февраль 2004
Март 2004
Март 2004
Сентябрь 2004
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Приложение
Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей
Естественно-математический профиль
Таблица 1
Учебные курсы * Число недельных учебных часов за 2 года обучения
I. Базовые общеобразовательные курсы
Русский язык и литература 6
Иностранный язык 6
История 4
Обществоведение 4
Физическая культура 6
И. Профильные курсы
Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы) 12
Физика 8
Химия 6
География 4
Биология 6
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)
5—6 курсов, предлагаемых школой Всего 12
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность Не менее 70 учебных часов
за 2 года обучения
Таблица 2
Социально-экономический профиль
Учебные курсы Число недельных учебных часов
за 2 года обучения
I. Базовые общеобразовательные курсы
Русский язык и литература 6
Иностранный язык 6
Естествознание 6
Математика 8
Физическая культура 6
II. Профильные курсы
История (базовый общеобразовательный и профильный курсы) 10
Экономика 6
Право 6
Экономическая и социальная география 4
Биология 4
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)
5—6 курсов, предлагаемых школой Всего 12
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность Не менее 70 учебных часов
за 2 года обучения
Таблица 3
Гуманитарный профиль
Учебные курсы Число недельных учебных часов
за 2 года обучения
I. Базовые общеобразовательные курсы
Математика 6
Естествознание 6
Физическая культура 6
II. Профильные курсы
Русский язык и литература (базовый общеобразовательный и профильный курсы)
Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы)
История (базовый общеобразовательный и профильный курсы) Обществоведение (базовый общеобразовательный и профильный курсы)
Искусство
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)
5—6 курсов, предлагаемых школой
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность
12
10
8
8
6
Всего 12 Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения
№ 2/3, 2002
Таблица 4
Технологический профиль (специализация — информационные технологии)
Учебные курсы Число недельных учебных часов за 2 года обучения
I. Базовые общеобразовательные курсы
Русский язык и литература 6
История и обществоведение 8
Естествознание 6
Физическая культура II. Профильные курсы 6
Информатика и ИКТ 10
Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы) 10
Физика 6
Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы) 8 III. Элективные курсы (3 курса на выбор)
5 6 курсов, предлагаемых школой Всего 24
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения Таблица 5
Примерный учебный план для универсального обучения
(непрофильные школы и классы)
Учебные курсы Число недельных учебных часов за 2 года обучения
I. Базовые общеобразовательные курсы
Русский язык и литература 8
Математика 8
Иностранный язык 6
История 4
Обществоведение (включая экономику и право) 8
Естествознание 10
Физическая культура 6
Информатика 4
Технология 4
II. Элективные курсы (4 курса на выбор и/или часы на углубление базовых курсов)
5—6 курсов, предлагаемых школой Всего 16
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность Не менее 70 учебных часов
за 2 года обучения
Руководители проекта:
А. Кузнецов, А. Пинский Авторский коллектив:
М. Агранович, А. Баранников, А. Бодянский, А. Каспржак, А. Лейбович, О. Логинова, А. Лубков, Е. Рачевский, В. Рубцов, М. Рыжаков, И. Чечель