ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ современных детских лагерей
Алексей Алексеевич Зубахин,
заместитель генерального директора ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью, кандидат педагогических наук
Внимание государства к организации отдыха и оздоровления детей, оказываемое в последние годы, значительно повлияло на совершенствование этой работы с детьми и молодёжью, привело к системным изменениям, которые позволяют не просто качественно осуществлять эту деятельность, а значительно усиливают образовательную составляющую каникулярного отдыха детей.
• образовательная составляющая в детском лагере • социально-культурная проба • модели неформального образования • Национальная стратегия действий в интересах детей
А
.о.
нализ прошлой летней кампании свидетельствует об усилении внимания организаторов детского отдыха к содержанию воспитания в лагерях всех видов. Ставка на организацию детских развлечений, анимационный характер деятельности лагерей уходит в прошлое, неуклонно растёт число программ, создающих условия для:
• органичного слияния познавательной и практической деятельности детей;
• включения детей в систему социально ориентированных дел;
• приобретения и развития коммуникативных навыков подростков
во временных детских коллективах.
Детский лагерь, безусловно, — средство отдыха и оздоровления детей, но он должен становиться и средством их социального развития и воспитания. Лагерь — активный субъект реализации государственной политики в области воспитания детей и молодёжи.
Пребывание в детском лагере — социокультурная проба для ребёнка, в ходе которой демонстрируются новые жизненные стили, создаются новые смысловые связи, формируются новые социальные контексты. Работая круглый год с детьми из всех регионов страны, анализируя их интересы и потребности в дополнительном образовании, организованном досуге и оздоровлении, получая обратную связь от родителей, мы осознаём, что на результативность педагогических программ влияют не только условия пребывания ребёнка в центре. Детский лагерь влияет на воспитанность и образованность ребёнка, которые пригодятся ему для профессионального выбора в будущем.
В 2012 году появилась Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017 года. В IV разделе этого документа имеется 5-й пункт, по-свящённый детскому отдыху и оздоровлению.
4ародное образование 2'2015
А.А. Зубахин. Проблемы и перспективы развития современных детских лагерей
Какие шаги нужно сделать, чтобы качественно изменить ситуацию, связанную с повышением потенциала детского отдыха, в том числе воспитательного и образовательного?
Во-первых, необходимо создание не только государственной, но и общественной системы менеджмента и оценки качества образовательных услуг, предоставляемых в детских лагерях на основе консолидации усилий, прежде всего в области обеспечения выполнения утверждённого ещё в 2009 году Национального стандарта «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления». Пока он носит рамочный характер и практически не используется в работе.
Каковы интегральные показатели хорошего детского отдыха? Какие позитивные изменения должны произойти с ребёнком после лагерной смены? Каким образом оценивать эффективность и качество оказываемых детским лагерем образовательных услуг?
На наш взгляд, сегодня важно объединить усилия профессионального сообщества организаторов отдыха и оздоровления детей в единую национальную ассоциацию, которая будет отстаивать интересы на государственном уровне, представлять опыт на международном уровне, обеспечивая тем самым принцип общественно-государственного управления сферой детского отдыха и оздоровления детей и молодёжи.
Общественный характер организации — безусловная наша ценность. Мы видим, что привлечение общественности к разрешению проблем реформируемой России становится приоритетом в деятельности современного государства. Создание национальной ассоциации лагерного движения России, привлечение её членов к осуществлению национальных проектов, модельной программы развития сферы отдыха и оздоровления детей в субъектах России — всё это усилит наши международные позиции, позволит консолидировать передовой опыт работы
с детьми. Возможно, благодаря этому мы сможем решить хотя бы часть наших проблем, о которых постоянно говорим на рабочих совещаниях, конференциях, на круглых и проблемных столах в различных государственных органах.
Коммерциализация детского отдыха и оздоровления оказывает в настоящее время огромное влияние на развитие детского лагерного движения в России. Показателем эффективности детских лагерей становится комплекс образовательных, досуговых, медицинских, психологических, физкультурно-спортивных, бытовых и других услуг, способных привлечь внимание клиента (родителей, самих ребят) к конкретному детскому лагерю. Другими словами, появился и будет с каждым годом увеличиваться рынок организованного детского отдыха и оздоровления.
Отнесение детских оздоровительных комплексов, лагерей и центров к системе дополнительного образования детей будет стимулировать появление профильных лагерей по предметным направлениям образования школьников: компьютерных, математических, литературных, языковых.
Значительный потенциал летнего отдыха составят лагеря, направленно работающие на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей в системе здоровьесберега-ющих, корректирующих технологий, лагеря психологической реабилитации и коррекции, то есть детские учреждения, помогающие восстанавливать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.
В ближайшие годы начнут появляться детские лагеря крупнейших детских и молодёжных организаций, финансируемые политическими партиями и движениями, для привлечения в будущем подростков и молодёжи в ряды этих организаций. В подобных лагерях будут отрабатываться, прежде всего, технологии лидерской направленности, формироваться сквозное лидерское звено для выращивания будущих руководителей и политиков государства.
4ародное образование 2'2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Эта специфика задаёт комплекс функций детских лагерей и центров, являющихся ответом на вызовы развития российского общества и развития образования:
• организация взаимодействия науки и педагогической практики, направленного на формирование людей нового лидерского уклада;
• организация жизненного самоопределения детей по отношению к перспективным типам будущей профессиональной деятельности;
• формирование базовых способностей и ком-петентностей детей (прежде всего способностей коммуникации и действия);
• формирование способности социального действия, социального творчества детей как условия позитивной социализации;
• формирование российской идентичности при способности общаться со всем миром, способности межкультурного диалога и практики межнациональных отношений;
• освоение аксиологической основы сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых, со-бытийный характер совместных дел.
Оценивая эти тенденции, мы разработали и внедряем в жизнь Стратегию образовательно-оздоровительной деятельности Всероссийского детского центра «Орлёнок» до 2020 года, создаём новое педагогическое и методическое сопровождение её реализации.
Отсутствие единых подходов к подготовке вожатых, работающих с детьми в детском лагере, размытые требования к уровню их профессиональных компетенций напрямую отражаются на качестве оказываемых услуг в сфере отдыха и оздоровления детей.
Одна из самых трудных проблем в деятельности детского лагеря — подбор квалифицированных и профессионально подготовленных педагогических кадров. Руководство детских лагерей и центров решает эту проблему по-разному. Мы считаем, что необходимо создать на базе федеральных округов ресурсные центры, в которых будет вестись планомерная работа по отбору и подготовке специалистов
именно для работы в интенсивной модели детского лагеря, где за 21 день необходимо решать массу педагогических, психологических и бытовых проблем, обеспечивая при этом полноценное содержание работы с ребёнком.
Финансирование организаций отдыха детей и их оздоровления во всех формах (субсидирование, закупка путёвок, предоставление налоговых льгот и др.) из бюджетов всех уровней должно осуществляться не только при условии создания благоприятной и безопасной окружающей среды при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований, а, главным образом, при условии реализации приоритетных профильных программ, особенно в части работы с детьми и молодёжью. Эти программы должны выполняться персоналом, прошедшим подготовку на базе ресурсных кадровых центров.
Более 50 лет в «Орлёнке» формировался уникальный педагогический опыт профессиональной подготовки молодых специалистов-педагогов. Культурно-образовательное пространство центра, накопленный научно-педагогический, методический потенциал в сочетании с опытными специалистами центра формируют необходимую информационную среду персонифицированной системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
Разработанная и успешно реализуемая программа непрерывной профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей детских лагерей в ВДЦ «Орлёнок» в своей инвариантной части отражает теоретические и практические основы работы педагога с временным детским коллективом в условиях детского лагеря и может стать основой единого образовательного стандарта подготовки вожатых детских лагерей. НО
Кому мы доверяем жизнь и здоровье детей?