ДЕТ СКИЙ ЦЕНТР: ОБРАЗОВАНИЕ в опережающем режиме
Лариса Рафиковна Сайфутдинова,
начальник управления образовательных программ ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», кандидат педагогических наук
Не так давно при выборе места отдыха ребёнка у родителей доминировал принцип комфортности: чтобы в комнате проживало 2—3 человека, чтобы был санитарный блок, кондиционер в корпусе и пр. Нельзя сказать, что сегодня эти требования не актуальны, но всё чаще приоритет отдаётся образовательной программе, и случается, что в лагерь с не самыми комфортными условиями за месяц до начала сезона уже не купишь путёвку. Это закономерно. На первое место выходят требования безопасности детей и их занятости. И здесь запросы родителей по отношению к организованному отдыху детей созвучны с требованиями государства.
• государственный заказ • заказ родителей • образовательные программы
• лаборатория социального воспитания
н
а всех совещаниях по вопросам организации летнего отдыха при первых лицах страны всегда поднимается вопрос о воспитательной программе, о содержании занятости детей. Другой вопрос, что нет чётких требований и критериев к содержанию программы детского лагеря. Нет ни одного показателя, на основании которого программу могут допустить или не рекомендовать к реализации. Да и кто будет это делать? Вопрос по определению содержания летнего отдыха вне ведомств и вне нормативных актов.
Вместе с тем учёные-исследователи при описании требований к программе детского отдыха настаивают, что авторы всегда должны учитывать и соотносить три источника требований: интересы ребёнка, мнение родителей и задачи государства. Если с первыми двумя заинтересованными сторонами вопросов
возникает меньше всего — их требования вполне ясны, то государственные требования — самый загадочный аспект. Чаще всего исследователи их интерпретируют в зависимости от задач исследования, относя сферу деятельности детского лагеря то к вопросам дополнительного образования, то к молодёжной политике, то к санаторно-курортной сфере.
Новые федеральные документы — Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа развития образования до 2020 года также не определяют, к какому типу образовательных организаций должен относиться детский лагерь. Поэтому данный вопрос остаётся сферой самоопределения детского учреждения, который фиксируется в его уставных документах.
Народное образование 2'2015
Л.Р. Сайфутдинова. Детский центр: образование в опережающем режиме
Статус Всероссийского детского центра «Орлёнок» — организация дополнительного образования детей федерального уровня. Специфика статуса связана с тем, что центр встроен в систему непрерывного образования и занимает в нём место учреждения, миссия которого — осуществлять образовательную деятельность в опережающем режиме. С чем это связано?
В современном мире очень трудно предугадать, какие компетенции понадобятся подростку завтра. Уклад общества становится всё более технологичным, информационно насыщенным. Научно-технологический прогресс создаёт новые средства и технологии, которые повышают интеллектуальные и физические возможности человека. Однако для использования этих возможностей человек должен сам обладать адекватными знаниями и умениями. Именно поэтому актуальным вопросом стало воспитание человека, обладающего качествами для успешной социальной адаптации, способного обучаться в непрерывном режиме, творчески перерабатывать информацию и принимать ответственные решения в ситуации неопределённости.
Эта задача исторически закрепилась центром — аккумулировать новейшие технологии, объединять достижения науки и практики для воспитания успешных, одарённых и талантливых детей. Безусловными факторами развития и функционирования Центра являются:
• организация содержательного взаимодействия науки, образования и педагогического процесса;
• ориентация на раннюю профориентацию, допрофессиональную подготовку подростков, а также на их дальнейшее самостоятельное развитие, социальную мобильность;
• получение таких компетенций, которые позволяют человеку адаптироваться в новой социальной и информационной среде, а также изменять её;
• формирование таких качеств, как креативность, универсальность мышления, развитие высокой мотивации на обучение, высокий уровень культуры;
• ориентация на формирование российской идентичности, в центре которой — отношения с миром, межкультурный диалог
и практика межнациональных отношений;
• формирование культуры здоровья, приобщение ребёнка к культуре быта, питания как жизненно важных составляющих профессионального успеха современного человека.
Именно в этих содержательных аспектах и организовано программное обеспечение деятельности «Орлёнка».
В центре образовательной политики — ребёнок, а в основе этой политики — мета-предметная деятельность детей и взрослых, в результате которой и происходит процесс развития ребёнка.
Программы «Орлёнка» — лаборатория социального воспитания ребёнка, позволяющая ему в интенсивном режиме не просто осваивать опыт, получать новые знания в разных сферах деятельности, но и пробовать себя в разных социальных ролях, посредством которых будет происходить самоопределение дальнейшего развития.
Тематические проекты и программы, реализуемые в детских лагерях ВДЦ «Орлёнок», разрабатываются с учётом современных образовательных технологий: проектной деятельности, социального проектирования, практико-ориентированных педагогических технологий, дистанционных технологий обучения, здоровьесберегающих, модульных технологий и пр.
Часть наших проектов социально-педагогического и естественно-научного профиля сегодня могут конкурировать с лучшими образцами отечественного образования, поскольку ориентированы на интеграцию фактических знаний, на их применение и приобретение новых, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека, формирует лидерский тип личности. Это такие проекты, как: «Профессиональные старты», «Школа Росатома», «Твой след на плане-
4ародное образование 2'2015
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
те», «Уроки техносферы ВДЦ «Орлёнок», «Лига добровольцев», «Школа юных предпринимателей».
Основой и принципами обеспечения актуального программного подхода являются:
• профессионализм и педагогическая культура педагогов;
• высокотехнологичная инфраструктура обеспечения образовательно-оздоровительного процесса, быта и питания детей;
• мониторинг современного детства как фактор и условие поиска современных опережающих педагогических технологий образования, воспитания и оздоровления детей;
• государственно-общественная поддержка идей функционирования и развития центра;
• межпрофессиональное взаимодействие с субъектами образовательно-оздоровительного процесса (партнёры центра по реализации программ, органы исполнительной власти субъектов РФ)
в интересах развития ребёнка, его поддержки в период последействия программ Центра;
• привлечение лучших специалистов России для работы с детьми.
В качестве примера может послужить программа «Объединённые космосом», в работе которой принимают участие космонавты России и астронавты Соединённых Штатов Америки. Экипаж МКС проводит уроки из космоса для всех детей «Орлёнка». Или, например, программа «Юные математики», которая в 2013 году объединила детей всех лагерей центра в проекте «Картоноград».
В ближайшем будущем предполагается создание технопарков различной направленности, где подростки будут знакомиться с новейшими достижениями науки и техники. Сейчас завершаются переговоры по созданию технопарка IT-технологий совместно с корпорацией Hewlett-Packard.
Особый подход в данном направлении необходим для организации и проведения всероссийских интеллектуальных, творческих состязаний и олимпиад, реализации профильных программ федерального уровня для одарённых детей по различным направлениям науки, техники, искусства и спорта в партнёрстве с ведущими вузами, инновационными центрами России.
В перспективе создание на базе центра профильной интерактивной экспериментальной площадки для развития одарённых детей и их творческого мышления по типу «Эксплораториума» — знакомство с физическими, химическими, природными явлениями, возможность испытать видео- и аудиоэффекты, прикоснуться к тайнам мира.
В рамках реализации программы «Техносфера» дети знакомятся с современными технологиями очистки сточных вод, энергосберегающими технологиями получения тепла, отопления. В Краснодарском технологическом и Кубанском аграрном университетах ребята знакомятся с миром инженерных и технических профессий, с современными научными разработками учёных, преподавателей и студентов этих университетов. На предприятиях Краснодарского края подростки наблюдают реальные процессы производства продуктов питания, сельскохозяйственной и другой техники.
Ведутся переговоры с предприятиями высокотехнологичного производства (военно-промышленный комплекс) по созданию интерактивных выставок, знакомящих детей с современными достижениями и производствами, ориентирующие их на выбор инженерных и технических профессий.
Приезжая в Центр, подросток попадает в ситуацию социального выбора, где максимально проявляются характеристики его личности, где необходимо заявить и утвердить свою социальную роль, где сама обстановка заставляет действовать и демонстрировать себя. И все те условия, в которых он живёт и действует, становятся для развивающейся личности факторами воспитания и развития, а инструментом поддержки этого развития служит содержание деятельности временного детского объединения. Важным для современного федерального центра становится многообразие содержания, видов и средств педагогической деятельности. НО