ДЕТ СКОЕ ЛАГЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ
Александр Васильевич Джеус,
генеральный директор Всероссийского детского центра «Орлёнок», кандидат психологических наук
Летний лагерь — не только форма организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, но и пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Возникло несколько типов и видов учреждений, решающих эту проблему. Многие из них появились сравнительно недавно, и их деятельность регламентируется заказчиками, такими, как творческие союзы, ассоциации, общества, организации.
• пространство для оздоровления • потенциал детского отдыха
• кризис системы • зарубежный опыт • продуктивные подходы • кадры
Разнообразие учреждений детского отдыха
К ним относятся: международные и всероссийские детские центры; социально-педагогические оздоровительные детские центры и комплексы многопрофильного характера; лагеря детских и юношеских организаций; профильные лагеря; лагеря актива пионерских и других детских организаций; летние базы внешкольных учреждений; малые академии; летние школы; компьютерные лагеря; детские и юношеские туристические лагеря; лагеря юных талантов; лагеря «на воде», «на колёсах»; детские круизы; лагеря-экспедиции; семейные дома отдыха; оздоровительные площадки; разновозрастные отряды; лагеря ученических производственных бригад; летние полевые станы; летние базы школьных лесничеств. Становление новой системы организации школьных каникул предполагает
гибкую, обновляющуюся структуру поддержки изменений, которые происходят в деятельности детских лагерей и центров, региональных общественных объединений организаторов лагерного движения.
Детский оздоровительный лагерь имеет специфику, дающую ему определённые преимущества перед другими формами работы. Обстановка здесь сильно отличается от привычных условий. Это выражается в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти»1. Именно здесь ребята тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». Дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни — в естественных условиях социальной и природной среды, активно общаются с природой. Отдых, развлечения
1 Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента. СПб., 1994.
и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом2. Всё это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.
Интеграция детского лагерного движения России в мировое сообщество привела к появлению альтернативных форм организации летнего отдыха: лагерей приключений, лагерей с экстремальными видами спорта, лагерей на 30—40 детей для общения с природой, лагерей религиозных конфессий, фольклорных лагерей.
Значительный потенциал летнего отдыха составляют лагеря, направленно работающие на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей в системе здоровьесберегающих, корректирующих технологий, лагеря психологической реабилитации и коррекции, то есть детские учреждения, помогающие восстанавливать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.
Появились детские лагеря крупнейших детских и молодёжных организаций для привлечения подростков и молодёжи в члены организаций. В таких лагерях отрабатываются технологии лидерской направленности, формируется сквозное лидерское звено для выращивания будущих руководителей и политиков. В этом же направлении развиваются профилированные детские лагеря: юных инспекторов движения, учащихся кадетских школ, юных спасателей. Это способствует гражданскому воспитанию, формированию ценностей служения Отечеству.
Укрепляется фестивальное детское движение, позволяющее каждому, кто добился определённых успехов в каком-то из видов деятельности, продемонстрировать себя и заявить о себе как об одарённом человеке. Это позитивный процесс, требующий поддержки как со стороны государства, так и со стороны передовой интеллигенции, деятелей культуры, искусства, бизнеса, так как именно здесь создаётся перспектива развития отече-
2 Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства/ М.Е. Сысоева, С.С. Хансова. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. С. 5-6.
ственной культуры. Однако в этом направлении меньше всего педагогического опыта. Одарённый ребёнок требует индивидуального подхода и практически не приемлет коллективных форм воспитания.
Велико разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающей каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Множество видов деятельности, возможность их свободного выбора и индивидуальная программа в сочетании с чётким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.). Взаимодействие детей здесь носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и личной активности.
Создаётся обстановка, при которой каждый ребёнок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.
Создание условий для развития самоуправления предполагает включение
ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Участвуя в решении проблем отряда, лагеря, дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От их отношения к совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Противоречия
Ведущее социальное противоречие в организации летнего отдыха — противоречие между требованиями общества к формированию личности нового типа и отсутствием педагогического целеполагания в существующей системе организации летнего отдыха детей. С одной стороны, очевидна социально-экономическая детерминация реформирования, с другой, — государство не может обеспечить условия для использования каникулярного времени в интересах развития каждого ребёнка. Воздействие целого ряда факторов углубляет кризисное состояние системы организации летнего отдыха детей. Наиболее важные из них следующие: мировоззренческие (ценностные), историко-культурные, социально-экономические, эколого-демографические.
Зарубежный опыт
В поисках эффективных средств и форм социального воспитания трудно найти ответы, опираясь только на собственный и отечественный опыт. Важно знать и зарубежный опыт.
Личностно-ориентированный подход к организации деятельности временных детских
объединений реализуется во временных внешкольных объединениях, лагерях и загородных центрах Европы, Азии и Америки. Имея возможность обмена информацией с коллегами других стран, мы выявили, что организация многочисленных летних деревень «Юность и здоровье» (Королевство Бельгия) воспитательными задачами считает распространение здорового образа жизни среди молодёжи, развитие социальной взаимопомощи. Ведущими организационными формами являются лагеря отдыха и оздоровления, городские игровые площадки, аниматорские (вожатские) семинары. Всё это позволяет участникам приобрести опыт социального взаимодействия как в постоянных, так и во временных группах, умение устанавливать контакты с различными людьми в изменяющихся условиях.
Широкое распространение в современной Европе получили лагеря неформального лидерского образования, коммуни-кативно-тренингового характера. Всё больший интерес вызывают летние лагеря спортивно-досуговой деятельности, в работе которых сочетаются формы спортивно-тренировочных сборов по наиболее привлекательным видам спорта и хорошо организованный досуг, расширяющий кругозор участников лагеря.
Традиционными формами встреч детей США в летнее время выступают международные детские летние деревни. Их основные задачи: пропаганда равенства всех людей независимо от национальности, религиозных взглядов, социального положения; ознакомление с культурными ценностями других народов; развитие сотворчества со всеми организациями, разделяющими эти цели. Ведущие организационные формы: летние деревни, привлечение вожатых разных стран, трёхнедельные семинары для подростков 16-18 лет.
Организация жизнедеятельности детей посредством этих форм обусловливает
социальные качества и обеспечивает социально-психологическую защиту при организации жизнедеятельности временных детских объединений, обучает принятию самостоятельных решений. К примеру, программы Союза польских харцеров в период летних каникул решают следующие основные задачи: охрана окружающей среды, развитие детского творчества, оздоровление нации. Ведущие организационные формы: лесные летние лагеря, научно-технические слёты, детские экспедиции, семинары наставников.
Положительные тенденции
В условиях лета проявляются продуктивные подходы к социальному воспитанию:
1. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.
2. Создание условий для самоопределения каждого ребёнка путём выявления его интересов и способностей, помощь в выборе путей самопознания.
3. Обеспечение гарантий социальной защищённости, построение гуманных отношений в коллективе; создание условий свободного развития, раскованности в своих действиях.
4. Организация социально значимой деятельности, включение ребёнка в различные сферы деятельности, создание условий для поиска социально значимых дел.
5. Развитие ценностных ориентаций, превращение обобщённого социального опыта во внутреннюю силу, мотив, побуждающий ребёнка к социально ценной деятельности3.
6. Привлечение детей к совместному социальному творчеству, поддержка и стимулирование социально значимых инициатив ребёнка.
7. Участие подростков в реальном управлении своей жизнедеятельностью, создание
3 Битинас Б.П. Введение в философию воспитания / Б.П. Битинас. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 2000.
органов самоуправления, делегирование детям ответственности за принимаемые решения.
8. Подростковая и юношеская сензи-тивность к социальным феноменам; готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях как характеристике подросткового и юношеского возраста; психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах.
Социальное воспитание в детских лагерях при педагогически и психологически правильно выверенной их организации может быть весьма эффективным в силу открытости, демократичности, добровольности отношений. Именно кратковременные объединения детских лагерей в силу специфики их условий дают возможность повысить сенситивность к социализации подростков — приблизить естественное превращение в социально зрелую часть общества.
Наибольший педагогический потенциал детского лагеря — в его имитационном характере жизнедеятельности, при котором резко возрастает его социализирующая функция. Речь едёт о том, что в условиях временного детского объединения происходит практическое замещение мезо- и микрофак-торов4 социализации культуросообраз-ными факторами влияния самой педагогической системы на развитие личности подростка. Ему даётся возможность испытать себя вновь, в абсолютно новых условиях жизни. В этом случае именно педагогическое содержание определяет наполненность жизне-творчества подростка в условиях временного детского объединения.
4 Мудрик А.В. Психология и воспитание: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ, 2006.
Кадровая проблема
Она стала актуальной в последние годы, в условиях снижения государственной поддержки каникулярного отдыха детей. Происходят изменения и в подготовке студентов педагогических вузов страны, снижается доля педагогической практики по освоению технологий воспитательного процесса. Утрачивается традиция профессиональной подготовки вожатых и воспитателей для работы в детских лагерях страны. Решить проблему можно, только объединив усилия заинтересованных общественных организаций в создании общественно-государственной системы подготовки кадров. Причём необходимо искать такие стимулы для будущих специалистов, которые станут привлекательными для них в период формирования планов своего будущего карьерного роста. Подобный опыт есть, его надо анализировать, создавать экспериментальные площадки для воплощения в жизнь новых наработок и распространения по стране. Предпосылки к этому есть. На совещании
по летнему отдыху детей и подростков Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отмечал: «Летний отдых — это не только отдых, но и особая среда для воспитания и дополнительного образования детей, развития их способностей. И для этого важно, чтобы те, кто работает в лагерях, а это административный персонал, тренеры, психологи, вожатые, были подготовленными людьми, пусть даже это молодые люди, которые способны сделать отдых интересным, а не просто «отбывали номер». Здесь основная, конечно, опора, основной расчёт на студенческие отряды, на студентов педагогических университетов. У нас их немало, но нужно, естественно, выбирать лучших. Важно также и то, чтобы работа по организации детского отдыха носила комплексный характер и находила отражение в региональных программах социально-экономического развития».
Надеемся, что детские лагеря России будут строить праздник Детства для миллионов российских и зарубежных школьников. НО