nie-pravitelstva-rf-ot-15-04-2014-n-295-ob-utver.pdf (03.05.2015).
2. Иркутская область: официальный портал // ИР-КОБЛ [Электронный ресурс]. URL: http://www. i rkobl. ru/sites/soci ety/news/detai l.php?ID=15 8049&sphrase_id=656697 (03.05.2015).
3. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации // Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL:
http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/list.php7SECTI ОМ_Ю=59536 (03.05.2015).
4. Пуляевская О.В., Дзятковская Е.Н. Развитие психических функций дошкольников на музыкальных занятиях: монография. М.: Центр «Образование и экология», 2005. 184 с.
5. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура: монография. М.: Советский композитор, 1975. 202 с.
6. Чепурова К.И. Музыка в структуре социального пространства. Социологический анализ: дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.06. Саратов, 2005. 199 с.
УДК 377.031; 378.147
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 о о
© Ж.Г. Тимергалеева1, Р.М. Тимергалеев2, О.В. Пуляевская3
1Иркутский региональный колледж педагогического образования, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. 5-я Железнодорожная, 53. 2,3Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Дано нормативно-правовое обоснование возможности организации сетевых форм реализации образовательных программ профессионального образования. Представлены вариативные модели взаимодействия различных организаций по реализации образовательных программ профессионального образования. Раскрыты основные подходы к организации сетевого образования по реализации компетентностно-ориентированных, инновационных и отраслевых образовательных программ профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование; сетевая форма реализации образовательной программы; модели сетевого образования.
PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF NETWORK IMPLEMENTATION FORMS OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF VOCATIONAL EDUCATION Zh.G. Timergaleeva, R.M. Temergaleev, O.V. Pulyaevskaya
Irkutsk Regional College of Pedagogical Education, 53 5th Zheleznodorozhnaya St., Irkutsk, 664074, Russia. Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article provides a regulatory basis of the possibility to organize network implementation forms of educational programs of vocational education. Variative models of interaction between different organizations on implementation of educational programs of vocational education are introduced. The main approaches to the organization of network education on the implementation of competence-oriented, innovative, and industry-specific educational programs of vocational education are described.
Keywords: vocational education; network form of educational program implementation; models of network education.
1Тимергалеева Жанна Георгиевна, кандидат технических наук, зам. директора по общеобразовательной деятельности, тел.: 89025662231, e-mail: [email protected]
Timergaleeva Zhanna, Candidate of technical sciences, Deputy Director on General Educational Work, tel.: 89025662231, e-mail: [email protected]
2Тимергалеев Роман Михайлович, студент, тел.: 89087784067, e-mail: [email protected] Timergaleev Roman, Student, tel.: 89087784067, e-mail: [email protected]
3Пуляевская Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, тел.: 89148720592, e-mail: [email protected]
Pulyaevskaya Olga, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Psychology Department, tel.: 89148720592, e-mail: [email protected]
Сегодня образовательная политика на уровне региона диктует свои законы и правила. Одним из вызовов, точнее сказать, трендом развития профессионального образования выступает сетевое взаимодействие в области профессионального образования. Данная тенденция обусловлена увеличением потребности в квалифицированных кадрах, миграции молодежи в крупные города, а также демографической ситуацией, увеличением потребности в инновационном развитии, изменением государственного финансирования, усилением конкуренции за ресурсы, в том числе кадровые, интенсивным развитием техники и технологий. Выход из сложившейся ситуации представляется во внедрении системы непрерывного образования, в поиске новых механизмов «подстроек» под рынок труда, а именно, в изменении сети профессионального образования, применении новых правовых и финансовых условий развития образовательной сети, поиске новых форм взаимодействия образования и бизнеса, новых форм получения образования для студентов [4, 5].
Стратегия подготовки высококвалифицированных кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации затрагивает вопросы обеспечения соответствия квалификации выпускников потребностям экономики, предусматривает консолидацию ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы, создании и обеспечении широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности, создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации студентов [4, 5].
Идея о сетевой реализации образовательных программ, выраженная в форме совместной реализации образовательных программ несколькими образовательными организациями, обсуждается в течение последних 10 лет. Возможность применения сетевой формы реализации образователь-
ных программ закреплена законодательно только в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (далее - Закон об образовании) [3].
В соответствии с Законом об образовании сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также с использованием при необходимости ресурсов иных организаций [3].
Согласно ст. 13 Закона об образовании, регулирующей общие требования к реализации образовательных программ, «образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации». При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В ст. 15 Закона об образовании предусмотрены базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ и даны сведения, необходимые для включения в договор о сетевой форме реализации образовательных программ [3].
Сетевая форма реализации образовательной программы предполагает два типа организации [1, 2]:
а) реализация программы одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организаций, то есть образовательная программа разрабатывается и утверждается непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует свою образовательную программу с использованием ресурсов других организаций. В этом случае образовательную деятельность ведет организация, имеющая лицензию на право осуществления такой деятельности, иные же организации могут не иметь лицензии, поскольку просто предоставляют
некоторые нужные для организации такой деятельности ресурсы и непосредственно образовательной деятельностью не занимаются;
б) реализация образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В этом случае образовательная программа разрабатывается и утверждается этими организациями совместно. При этом каждая из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно реализует определенную договором часть образовательной программы. Наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности должны иметь все организации, которые реализуют образовательные программы.
В сетевой форме реализации образовательных программ помимо организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут также участвовать научные организации, медицинские, физ-культурно-спортивные, организации культуры и иные, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практик и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Среди перечисленных могут быть как российские, так и иностранные организации. В ст. 105 Закона об образовании участие в сетевой форме реализации образовательных программ выделяется как отдельное направление. Более того, допускается реализация образовательной программы на иностранном языке [3].
Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, также учитывают особенности осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ.
Особенности сетевой формы реализации образовательной программы должны учитываться органами государственной
власти субъектов РФ при определении нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования. Также необходимо предусмотреть возможность выдачи нескольких документов об образовании и (или) о квалификации или документов об обучении.
Сетевая форма реализации образовательных программ может быть введена путем использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, свободны в использовании и совершенствовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при осуществлении ими образовательной деятельности, если иное не предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами, подзаконными нормативными актами. Однако необходимо учесть, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии формами обучения не являются [3].
Руководствуясь понятием образовательная программа, использование организацией, осуществляющей образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности следует отражать в учебных планах, календарных учебных графиках, рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и (или) иных документах, регламентирующих организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Основными характеристиками сетевой формы обучения являются:
- организация образовательной деятельности преимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки квалифицированных кадров;
- возможность формирования уникальных компетенций, востребованных, прежде всего, в быстроразвивающихся от-
раслях экономики;
- обеспечение возможности использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами образовательных организаций материальных и кадровых ресурсов иных организаций: научных, производственных, медицинских, организаций культуры и др.
Задачами сетевого обучения являются:
- подготовка специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, востребованных на рынке труда приоритетных направлений экономики;
- повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям экономики в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами;
- внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс для развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.
В сетевой форме реализации образовательных программ могут участвовать: образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, иные (ресурсные) организации, обладающие необходимыми ресурсами для реализации обучения, практики и т.д.
На основании вышесказанного можно рассмотреть следующие модели сетевой формы реализации образовательных программ [1, 2]:
- образовательная организация -образовательная организация: когда обе имеют лицензии на реализацию образовательных программ;
- образовательная организация -организация, осуществляющая обучение: в этом случае для второй организации образовательная деятельность не является основным видом деятельности;
- образовательная организация -ресурсная организация, не имеющая лицензии на реализацию образовательных программ.
Для реализации сетевых образова-
тельных программ в самой организации, осуществляющей образовательную деятельность, заключающей партнерские соглашения, расширяется функционал и структура. Создаются инновационные образовательные центры и подразделения, в том числе центры повышения квалификации, учебно-методические советы, центры компетенций, службы маркетинга и трудоустройства выпускников. Расширяется направленность образовательных программ, начиная от основных общеобразовательных программ и заканчивая программами прикладного бакалавриата [6].
По своей направленности сетевые образовательные программы могут быть:
- компетентностно-ориентирован-ными, направленными на формирование уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов экономики и рынка труда;
- инновационными, ориентированными на развитие прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона;
- отраслевыми, предназначенными для подготовки высококвалифицированных кадров для какой-либо конкретной отрасли экономики.
В случае создания компетентностно-ориентированных сетевых образовательных программ партнерские структуры расширяются центрами профориентации, профильными учебными классами и кабинетами для того, чтобы начинать формирование уникальных компетенций как можно раньше.
В случае инновационных сетевых образовательных программ очень важна создаваемая инновационная инфраструктура, когда ресурсы одной организации объединяются с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и бизнес-инкубаторов.
Сетевая форма реализации образовательных программ допустима для всех уровней образования. Наибольшие возможности для сетевой формы предостав-
ляются на уровне реализации дополнительных профессиональных программ, получения совместных и двойных дипломов, выдаваемых организациями профессионального образования [1, 2].
В международной практике существует понятие совместный диплом. Наиболее распространенным является определение совместного диплома о высшем образовании (квалификации, степени) как документа, выданного двумя или более профессиональными образовательными организациями на основе совместно реализованной образовательной программы. Совместный диплом может выдаваться в виде:
- отдельного документа в дополнение к основному диплому;
- общего документа, выданного профессиональными образовательными организациями, осуществлявшими образовательную деятельность по данной образовательной программе, не сопровождаемого выдачей дополнительных национальных дипломов;
- одного или более национальных дипломов, выдаваемых параллельно и одновременно в подтверждение полученной квалификации.
Как правило, образовательные программы могут быть междисциплинарными, основанными на принципах интеграции содержания образования в различных предметных областях, профилях, направлениях подготовки, находящихся на стыке отраслей знаний. Такие образовательные программы называются одноуровневыми двойными (или более). Они реализуются как две образовательные программы разных направлений на одном уровне подготовки, при этом присваивается две степени по разным направлениям подготовки. В этом случае формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины удовлетворяют обоим направлениям подготовки и являются взаимозаменяемыми (взаимозачитываемыми). Вариативные дисциплины позволяют разработать гибкие программы подготовки по двум направле-
ниям одновременно.
Привлекательность одноуровневых двойных программ по сравнению с последовательным обучением по двум разным программам состоит в экономии времени обучения, углублении универсальных компетенций (общенаучных, инструментальных) за счет увеличения объема фундаментальной подготовки, расширении профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности, а также в снижении финансовых затрат на обучение.
При сетевой форме реализации образовательных программ с учетом типов взаимодействующих организаций и наличия у них лицензий можно выделить следующие виды учебной деятельности, которые могут реализовываться совместно: теоретическое обучение, научно-исследовательская работа, обучение в виде стажировки, практика в виде стажировки, научно-исследовательская работа в виде стажировки.
Существуют несколько моделей организации сетевого взаимодействия: горизонтальная, вертикальная и смешанная.
Горизонтальная - с участием образовательных организаций одного уровня образования.
Вертикальная - организация совместной деятельности образовательных организаций различных уровней, в том числе общеобразовательных организаций.
Смешанная - образовательные организации высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, общеобразовательные организации при освоении образовательных программ основного и среднего общего образования, научные организации, территориально-отраслевые кластеры и др.
Рассмотрим формы реализации сетевого образования [1, 2].
Формирование единой поддерживающей инфраструктуры: ресурсные центры / центры коллективного пользования / технопарки / бизнес-инкубаторы / малые инновационные предприятия / базовые кафедры /
совместные базы практик.
Создание общих сервисов профориентации: набор студентов / трудоустройство / отслеживание карьеры выпускников / повышение квалификации педагогических и управленческих кадров / базы данных по региональным рынкам труда / информационный портал / единая библиотечная система / коллективно используемые спортивные сооружения / медицинские учреждения / комбинаты питания и пр.
Разработка сетевых образовательных программ и программ академической мобильности: обмен студентами / прикладной бакалавриат / технологическая практика / стажировки.
Подходы к реализации сетевых образовательных программ:
1. Сетевая образовательная программа как часть большого сетевого проекта - интеграция кадров, интеграция обучения и исследований, интеграция обучения и стажировок.
2. Сетевая образовательная программа как следствие создания сетевой инфраструктуры.
3. Сетевая образовательная программа как отдельный сетевой проект - интеграция на уровне потребителей программы.
4. Совместные международные образовательные программы, включая программы двух и трех дипломов.
5. Стажировки и практика студентов и преподавателей в организациях-партнерах, привлечение профессорско-преподавательского состава других организаций для реализации образовательных программ.
Преимущества реализации сетевого взаимодействия:
- динамичное изменение структуры образовательной деятельности в соответствии с изменениями спроса на рынке образовательных услуг;
- расширение номенклатуры образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными орга-
низациями, повышение их доступности;
- обеспечение гибкости организации обучения за счет реализации получения образования по индивидуальным учебным планам;
- повышение качества подготовки выпускников образовательных организаций;
- дополнительный стимул для развития системы непрерывного образования;
- снижение издержек и затрат за счет более эффективного использования образовательных ресурсов нескольких организаций.
В то же время наряду с преимуществами реализации такого рода программ существуют и проблемы развития сетевого взаимодействия. Среди них можно выделить, на наш взгляд, наиболее существенные:
1) отсутствие взаимодействия в по-слепроектный период, вследствие чего потенциальный синергетический эффект, ожидаемый и предсказываемый в качестве основного результата проекта, впоследствии оказывается нереализованным или неподдерживаемым;
2) отсутствие системных механизмов координации деятельности образовательных организаций, а также механизмов контроля за их совместной деятельностью и ее оценки;
3) слабая информационная поддержка сетевого взаимодействия и, как следствие, низкий уровень понимания основных целей данного процесса и распространения результатов сотрудничества;
4) ограниченное включение в реализацию проектов собственных ресурсов образовательных организаций (финансовых, кадровых, инфраструктурных);
5) не урегулирована финансовая составляющая и нормативно-правовая база по реализации образовательных программ с использованием сетевой формы реализации образовательных программ образовательными организациями.
Статья поступила 15.06.2015 г.
1. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования: электронный науч. журнал. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/113-10934 (14.12.2014).
2. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации / М.Б. Гитман, А.Н. Данилов, В.Ю. Столбов, А.А. Южаков // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 69-73.
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 декабря. Федеральный выпуск № 5976.
кии список
4. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 // Российская газета. 2013. 28 августа. Федеральный выпуск № 6166.
5. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 // Российская газета. 2012. 9 мая. Столичный выпуск № 5775.
6. Пат. № 2355038, Российская Федерация. Способ обучения / О.В. Пуляевская, Л.В. Хмеленкова. Заявл. 09.11.2007; опубл. 10.05.2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.freepatent.ru/pa-tents/2355038 (12.05.2015).