ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191044 2019, № 6 (июнь) УДК 378.1
Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования
Ходырева Елена Анатольевна1
Университет Иннополис, Иннополис, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения качества профессионального образования, в том числе и качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования как инновационных форм осуществления образовательного процесса. Анализ публикаций и опыта оценки качества реализации сетевых образовательных программ показывает, что данный вопрос рассматривается как российскими, так и зарубежными исследователями достаточно системно: представлены характеристики и особенности оценки, предложены критерии и показатели, обоснованы методы и соответствующий диагностический инструментарий. Однако в связи с необходимостью разработки и реализации вузами основных профессиональных образовательных программ на основе актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в совершенствовании нуждаются методология и процедуры оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования. Цель статьи - выявить особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Для решения задач исследования использованы методы анализа нормативных правовых документов, педагогическое моделирование и проектирование; изучение и обобщение педагогического опыта разработки вузами локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ; изучение заключений по итогам аккредитационных экспертиз образовательных программ, содержащих информацию о результатах оценки качества реализации сетевых образовательных программ. Установлено, что особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования обусловлены как спецификой сетевой формы, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, так и выбранной образовательной организацией моделью реализации сетевых образовательных программ. Результаты исследования могут использоваться при разработке вузами локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ; при определении образовательными организациями направлений совершенствования взаимодействия с образовательными и иными организациями, ресурсы которых могут быть использованы для повышения качества профессионального образования.
Ключевые слова: сетевая форма реализации образовательных программ, сетевые образовательные программы высшего образования, оценка качества реализации образовательных программ, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.
Поступила в редакцию Received 11.04.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.05.2019
Принята к публикации Accepted for publication 13.05.2019 Опубликована Published 30.06.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Ходырева Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, проректор по качеству образования АНО ВО «Университет Иннополис», г. Иннополис, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия
Введение
Важнейшей особенностью современного профессионального образования является использование инновационных форм реализации образовательных программ, обеспечивающих качество образования, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС ВО). Все большее распространение получает такая инновационная форма, как сетевая форма реализации образовательных программ, которая дает возможность:
1) освоить образовательные программы с использованием ресурсов нескольких организаций, которые осуществляют образовательную деятельность;
2) использовать материально-технические, кадровые, информационные и иные ресурсы других организаций, необходимые для организации обучения, проведения практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.
Вместе с тем следует констатировать наличие у образовательных организаций высшего образования комплекса проблем, связанных не только с проектированием и реализацией сетевых образовательных программ, но и с оценкой их качества. Именно это обстоятельство обусловило необходимость выявления общего и особенного в содержании и процедурах оценки качества реализации сетевых образовательных программ, которое является значимым как в рамках системы внутренней оценки качества, так и в системе внешней оценки.
Постановка цели и задачи исследования
Цель исследования - выявление особенностей оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования в контексте требований ФГОС ВО.
Задачи исследования:
1) определить требования законодательства об образовании и ФГОС ВО в части оценки качества реализации сетевых образовательных программ;
2) осуществить анализ результатов оценки качества реализации сетевых образовательных программ образовательными организациями высшего образования на основе материалов экспертных заключений по результатам аккредитационных экспертиз и мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля качества образования;
3) обосновать особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования и подготовить рекомендации для их совершенствования.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Как показывает анализ литературы, вопрос оценки качества реализации образовательных программ высшего образования рассматривается как российскими, так и зарубежными исследователями достаточно системно. Определяя ее значение, С. А. Горовой и Р. А. Шичиях особо подчеркивают ее роль в обеспечении качества профессионального образования в целом, а также в повышении конкурентоспособности конкретной образовательной программы [1].
Оценка качества реализации образовательных программ высшего образования как категория раскрывается в работах О. П. Денисовой, В. И. Звонникова, М. Б. Челы-шева как деятельность субъектов образования, направленная на определение соответствия целей, содержания, условий, созданных в вузе для освоения ООП и ее результатов, многообразным потребностям внешних и внутренних заинтересованных сторон [2, 3]. Э. Ю. Огородникова связывает процедуру оценки с деятельностью, обеспечивающей доказательство, что требования к качеству образования выполнены [4].
В работах Е. В. Сергеевой и М. Ю. Чандра отмечается многоаспектность критериев оценки качества реализации образовательных программ, содержащих такие характеристики, как учет требований к качеству образовательной программы всех заинтересованных субъектов профессионального образования в лице государства, декларирующего требования к качеству профессионального образования в ФГОС ВО; работодателей как потенциальных потребителей образовательных услуг; обучающихся как заказчиков услуги; самих образовательных организаций, имеющих уникальную миссию и политику в том числе в области качества); соответствие содержания и технологий реализации образовательной программы ее цели и результатам, выраженным в совокупности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; соответствие качества условий реализации образовательной программы установкам всех заинтересованных сторон; соответствия уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, требованиям будущей профессиональной деятельности [5].
Значимой для решения задач нашего исследования является идея необходимости обратной связи со стороны основных субъектов образования при использовании методов оценки качества образовательных программ, представленная М. Б. Семочкиной [6]. Исследователи М. Б. Балова, И. А. Дьяконова, К. М. Холостов, Р. М. Лемех, М. А. Гаранин, В. В. Бо-логова конкретизируют данное утверждение, рассматривая методы оценки образовательных программ, среди которых существенное место занимают методы экспертной оценки, опросные методы (в том числе опросы работодателей, обучающихся и преподавателей, задействованных в реализации образовательной программы) [7-9].
Ю. А. Бурдельная, В. П. Демкин, Г. С. Джарасова, Н. А. Испулов и другие рассматривают вопросы реализации сетевых образовательных программ как эффективной инновационной формы взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающей достижение нового уровня качества профессионального образования прежде всего за счет усиления ресурсообеспеченности образовательных программ [10, 11]. Исследователи Т. Ю. Медведева, О. А. Чехова отмечают потенциал сетевого взаимодействия для обеспечения практико-ориентированности профессиональных образовательных программ [12].
Выделяя и подробно описывая три базовые модели сетевых образовательных программ - программ двойных дипломов, совместных программ и программ включенного обучения, А. Б. Соболев отмечает их значимость для модернизации системы высшего образования и указывает, что качество сетевых образовательных программ прежде всего обусловлено концентрацией ресурсов организаций, участвующих в их реализации [13].
Особое внимание заслуживают представленные в работе А. И. Гусевой, Е. Б. Весны, Д. Ю. Правник подходы к комплексной оценке сетевых образовательных программ, включающих такие процедуры и оценочные средства, которые позволяют определить ее качество всеми заинтересованными сторонами, выявить ее влияние на финансовые показатели вузов, удовлетворенность потребителей, качество подготовки обучающихся [14].
Зарубежные исследователи Ч. Рисли-Кертис, С. Л. Макмерти, Ш. Лорен, изучая вопросы оценки качества реализации сетевых образовательных программ в сфере общего образования, указывают в качестве критериев обеспечение практико-ориенти-рованности подготовки обучающихся [15]. При рассмотрении проблем оценки качества реализации сетевых образовательных программ в сфере профессионального об-
разования ученые М. Харари, В. Майорова, О. Жданович, М. Руан обращают внимание на оценку возможностей данных программ в части объединения материально-технических, кадровых и иных ресурсов организаций, в том числе и иностранных [1618]; С. Вилкинс, М. М. Батт, Д. Краточвил, М. С. Балакришнан указывают на оценку инновационного потенциала организаций [19]; Дж. Мохр, Р. Спекман - на необходимость учета уровня партнерских отношений как основы качественной реализации образовательных программ [20].
Таким образом, в исследованиях представлена характеристика сущности и особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ, предложены критерии и показатели оценки, обоснованы методы и соответствующий диагностический инструментарий. Однако в связи с необходимостью разработки и реализации вузами основных профессиональных образовательных программ на основе актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в совершенствовании нуждается методология и процедуры оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования.
Методологическая база исследования
Ведущими методами исследования данной проблемы выступают:
- теоретические: анализ нормативных правовых документов, позволивший выявить требования к реализации сетевых образовательных программ высшего образования; педагогическое моделирование и проектирование, которые использовались при определении особенностей совершенствования оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования;
- эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта разработки и реализации вузами сетевых образовательных программ высшего образования; изучение документации (заключений по аккредитационным экспертизам образовательных программ, информации по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Рособрнадзором в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), представленных на официальном сайте Рособрнадзора, которое позволило выявить наиболее часто встречающиеся несоответствия реализации сетевых образовательных программ требованиям ФГОС ВО.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе осуществлялся анализ требований законодательства об образовании и ФГОС ВО в части оценки качества реализации сетевых образовательных программ.
На втором этапе была организована работа по анализу результатов оценки качества реализации сетевых образовательных программ образовательными организациями высшего образования на основе материалов экспертных заключений по результатам аккредитационных экспертиз и мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля качества образования.
На третьем этапе осуществлялось обоснование особенностей оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования и подготовка рекомендаций для их совершенствования.
Результаты исследования
Анализ требований законодательства об образовании и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части сетевой формы
реализации образовательных программ позволяет констатировать наличие нормативной регламентации указанной инновационной формы. Возможность реализации образовательных программ в сетевом формате установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [21]. Определена сущность сетевой формы реализации образовательных программ и ее возможности, связанные с обеспечением возможности использовать при освоении образовательной программы ресурсы как нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных, так и иных (научных, медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных) организаций. Главное условие применения сетевой формы - наличие в них комплекса условий для осуществления обучения, проведения учебных и производственных практик, реализации иных видов учебной деятельности, определенных образовательной программой, которые бы обеспечивали требуемое ФГОС ВО качество подготовки специалистов. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» уточняется, что базовым основанием для обеспечения качества данных образовательных программ является договор о сетевой форме реализации образовательных программ. В договоре, согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в обязательном порядке устанавливаются следующие позиции:
- вид, уровень и/или направленность сетевой образовательной программы;
- статус обучающихся в организациях, которые участвуют в реализации сетевой образовательной программы; порядок организации и осуществления академической мобильности обучающихся по данной программе;
- порядок организации образовательной деятельности по сетевой образовательной программе, обязанности организаций - участниц сетевого взаимодействия, используемые для реализации данной программы ресурсы;
- вид документа об образовании и/или о квалификации, который получит обучающийся после освоения сетевой образовательной программы;
- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Наличие указанных выше позиций договора о сетевой форме реализации образовательных программ выступает базовым основанием для оценки качества реализации сетевых образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и актуализированные ФГОС ВО содержат информацию о возможности реализации образовательных программ бакалавриата, программ магистратуры и программ подготовки кадров высшей квалификации в сетевом формате. Так, пункт 3.5 ФГОС ВО [22] определяет, что реализация программы «возможна с использованием сетевой формы», а пункт 1.6 актуализированных ФГОС ВО [23] устанавливает, что реализация программы «осуществляется организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы».
Отметим, что общие характеристики сетевой формы реализации образовательных программ высшего образования, несомненно, имеют существенное значение при разработке содержания и процедур оценки их качества.
Однако требуется их конкретизация, позволяющая учесть в ходе оценки качества особенности сетевого взаимодействия, специфику организаций-участников, характер ресурсов, которые используются организациями в реализации образовательной программы.
На основе анализа официальных сайтов 25 образовательных организаций высшего образования (подраздел «Образование» специального раздела «Сведения об образовательной организации») в исследовании установлено, что в практике деятельности образовательных организаций высшего образования присутствуют две базовые модели реализации образовательных программ в сетевой форме (основание для классификации - специфика организаций - участников сетевого взаимодействия):
1) с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций;
2) с использованием ресурсов иных организаций.
Первая модель предполагает наличие у каждой образовательной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по данному направлению подготовки.
Базовыми критериями для оценки качества реализации сетевой образовательной программы являются:
1. Наличие договора о сетевой форме в соответствии с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации.
2. Наличие образовательной программы, совместно разработанной и утвержденной образовательными организациями. Следует отметить, что совместная образовательная программа предполагает синхронизацию учебных планов и календарных учебных графиков, а также регламентирует ответственность каждой из образовательных организаций за те ресурсы, которые она предоставляет в ходе реализации программы.
3. Обеспечение реализации образовательной программы в местах осуществления образовательной деятельности, которые указаны в приложениях к лицензиям образовательных организаций.
4. Наличие кадровых, материально-технических, информационных и других ресурсов, которые бы обеспечивали соответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС ВО.
5. Наличие письменных согласий обучающихся на обучение по данной образовательной программе.
6. Обеспечение регламентации зачета результатов освоения образовательной программы в каждой из образовательных организаций, участвующих в данном взаимодействии [24].
7. Обеспечение возможности перевода обучающихся на сетевой программе из одной образовательной организации в другую для освоения ими части образовательной программы без отчисления их из образовательной организации, в которую они поступали [25].
8. Обеспечение выдачи документа об образовании и/или квалификации обучающимся по данным образовательным программам в соответствии с договором.
Вторая модель предполагает, что образовательная программа реализуется одной образовательной организацией, являющейся базовой организацией, но с использованием ресурсов организаций-партнёров. Базовыми критериями для оценки качества реализации сетевой образовательной программы в данном случае являются:
1. Наличие договора о сетевой форме реализации образовательной программы.
2. Наличие совместно разработанной и утвержденной образовательной программы.
3. Обеспечение реализации образовательной программы базовой организацией на основании ее лицензии, при этом места осуществления образовательной деятельности в организации-партнере должны содержаться в лицензии базовой организации.
4. Обеспечение привлечения базовой организацией кадровых, материально-технических и других ресурсов организации-партнера, задействованных в реализации
образовательной программы, в полном соответствии с требованиями законодательства в сфере образования.
5. Наличие письменных согласий обучающихся на обучение по сетевой форме реализации образовательной программы.
6. Обеспечение приема обучающихся в базовую организацию, в которой они обучаются и, в случае успешного прохождения итоговой аттестации, получают документ об образовании и/ или квалификации.
Однако в практике деятельности образовательных организаций указанные выше особенности реализации образовательных программ в сетевой форме учитываются не в полной мере, о чем свидетельствует оценка их качества. Анализ заключений по итогам аккредитационных экспертиз основных профессиональных образовательных программ высшего образования, а также изучение результатов контрольно-надзорных мероприятий, представленных на официальном сайте Рособрнадзора [26], констатируют наличие несоответствий/нарушений в области качества реализации сетевых образовательных программ, среди которых можно выделить типовые. В таблице представлен рейтинг несоответствий/нарушений в области качества реализации сетевых образовательных программ.
Рейтинг несоответствий/нарушений в области качества реализации сетевых образовательных программ
Вид несоответствий/нарушений в области качества реализации сетевых образовательных программ Рейтинговая позиция (на основе анализа данных, представленных на официальном сайте Рособрнадзора)
Материально-техническое обеспечение сетевой образовательной программы не соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта 1
Кадровое обеспечение сетевой образовательной программы не соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта 2
Учебно-методическое обеспечение сетевой образовательной программы не соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта 3
Образовательной организацией не определен порядок и не осуществлен учет результатов освоения образовательной программы в организации-партнере 4
Отсутствуют письменные согласия обучающихся на обучение по основной образовательной программе с использованием сетевой формы 5
Отсутствует сетевая образовательная программа, совместно разработанная и утвержденная организациями 6
Образовательной организацией не установлены сроки проведения перевода лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования с использованием сетевой формы их реализации, из образовательной организации в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в том числе сроки приема документов, необходимых для перевода 7
Следовательно, при оценке качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования необходимо учитывать как специфику сетевой формы,
которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, так и выбранной образовательной организацией модели реализации сетевых образовательных программ. Особо отметим, что оценка качества освоения образовательной программы в сетевой форме проводится с учетом наличия условий и ресурсов всех организаций, участвующих в их реализации.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования выявлены общие требования законодательства Российской Федерации об образовании и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части оценки качества реализации сетевых образовательных программ, требующих учета таких критериев, как наличие совместно разработанной образовательной программы, договора о сетевой форме реализации образовательной программе; соответствие совокупности кадровых условий, а также совокупности материально-технических и учебно-методических ресурсов организации требованиям ФГОС ВО.
В процессе осуществления анализа результатов оценки качества реализации образовательных программ образовательными организациями высшего образования (по материалам экспертных заключений по результатам аккредитационных экспертиз и мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля качества образования) выявлены типовые несоответствия в области качества реализации сетевых образовательных программ.
В исследовании установлено, что особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования обусловлены как спецификой сетевой формы их реализации, так и моделью сетевого взаимодействия, которую выбирает образовательная организация.
Ссылки на источники
1. Горовой С. А., Шичиях Р. А. Оценка качества реализации образовательных программ в сборнике: качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза // Сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. - 2016. - С. 124-125. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26199490_88609597.pdf.
2. Денисова О. П. Общетеоретические и методологические предпосылки к подготовке работников вуза к экспертизе качества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - № 7 (11). - С. 78-86.
3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов высшего образования в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 4. - С. 109-114. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26199490_15664498.pdf.
4. Огородникова Э. Ю. Тестовые технологии в оценке качества реализации образовательных программ в медицинском вузе // Современное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 32-35. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26290276_60819680.pdf.
5. Сергеева Е. В., Чандра М. Ю. Качество проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе как объект оценки // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2013. - Т. 13. - № 9 (112). - С. 126-131. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_19318545_84970376.pdf.
6. Семочкина М. Б. Реализация образовательной программы: оценка качества обучения через обратную связь // Образовательные инновации и практики карьеры: сб. метод. материалов и ст. / Институт организационного развития и стратегических инициатив Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2015. - С. 32-37.
7. Балова М. Б., Дьяконова И. А. Участие работодателей в проектировании, реализации и оценке качества образовательных программ как важное условие подготовки квалифицированных кадров // Российский и европейский опыт в обеспечении качества высшего образования: на пути к интеграции: сб. материалов по итогам семинаров по оценке качества профессионального образования. - 2016. - С. 133-140. - URL: http://www.nica.ru/media/default/documents/obespkachestvo_v1.7_(%d0%b7%d0%b0%d1%88%d0%b8%d1%8 4%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd).pdf.
8. Холостов К. М., Лемех Р. М. Метод экспертной оценки качества реализации образовательных программ // Вестник воронежского института ФСИН России. - 2017. - № 1. - С. 114-120. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29866210_87137429.pdf.
9. Гаранин М. А., Болгова В. В. Модель оценки качества работы преподавателя в механизме контроля качества реализации основой профессиональной образовательной программы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 63-67. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35326123_62784860.pdf.
10. Бурдельная Ю. А. Сетевое взаимодействие обеспечит эффективную реализацию образовательных программ // Народное образование. - 2015. - № 6. - С. 106-108.
11. Демкин В. П., Джарасова Г. С., Испулов Н. А. и др. Сетевое взаимодействие вузов как фактор повышения качества образовательных программ // Открытое и дистанционное образование. - 2014. - № 4. - С. 40-44.
12. Медведева Т. Ю., Чехова О. А. Потенциал сетевого взаимодействия в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия». - Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2015. - С. 330-332.
13. Соболев А. Б. Сетевая форма реализации образовательных программ: различия и типология // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 3-4. - С. 3-11. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24093101_19202096.pdf.
14. Гусева А. И., Весна Е. Б., Правник Д. Ю. Оценка результативности и эффективности сетевых образовательных программ // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2014. - № 1. - С. 72-73. - URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=77.
15. Risley-Curtiss Ch., McMurtry S. L., Loren Sh. Developing collaborative child welfare educational programs // Public Welfare. - 1997. - Vol. 55. - № 2. - Р. 29-36.
16. Harari M. Internationalizing Education. - Long beach, CA: California state university: center for international education, 1972. - Р. 17.
17. Mayorova V., Zhdanovich O. Innovative collaborative educational programs for space systems engineers // Proceedings of the International Astronautical Congress, IAC 67, Making Space Accessible and Affordable to All Countries: "IAC 2016 - 67th International Astronautical Congress: Making Space Accessible and Affordable to All Countries" 2016. - Р. 9887-9893.
18. Ruane M. Action learning in postgraduate executive management education: an account of practice // Action Learning: Research and Practice. - 2016. - Vol. 13. - № 3. - P. 272-280.
19. Wilkins S., Butt M. M., Kratochvil D., Balakrishnan M. S. The effects of social identification and organizational identification on student commitment, achievement and satisfaction in higher education // Studies in Higher Education. - 2015. - Vol. 41. - № 12. - P. 2232-2252.
20. Mohr J., Spekman R. Characteristics of partnership success: partnership attributes, communication behavior, and conflict resolution techniques // Strategic management journal. - 1994. - 15 (2). - Р. 135-152.
21. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. - № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
22. Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.
23. Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24.
24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/#ixzz5eBdntV36.
25. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.02.2017 № 124 «Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71571088.
26. Официальный сайт Рособрнадзора. - URL: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru.
Elena A. Khodyreva,
Doctor of Pedagogical Sciences, Pro-rector for the quality of education at the «University of Innopolis», Innopolis city,
Professor, Pedagogy Chair, Vyatka State University, Kirov
Assessment features of the quality of network educational programs implementation in higher education system Abstract. The relevance of the study is due to the need to ensure the quality of vocational education. The quality of network educational programs implementation as innovative forms of the educational process in higher education system is of particular importance. The analysis of articles and experience in assessing the quality of the implementation of network educational programs shows that this issue is considered quite systematically. The characteristics and features of the quality assessment of network educational programs implementation are presented, criteria and indicators are proposed, methods and diagnostic tools are justified. However, due to the need for universities to develop and implement basic vocational educational programs based on updated federal state educational standards for higher education, the methodology and procedures for assessing the quality of networked educational programs implementation in higher education need to be improved. The purpose of the article is to identify the features of the quality assessment of network-based educational programs implementation in higher education in the context of federal state educational standards requirements for higher education. To solve the problems of the research, the following methods were used: analysis of legal documents, pedagogical modeling and design; study of the universities' experience of the local acts development concerning the implementation of network educational programs; study of the conclusions of expert groups containing information on the results of assessing the quality of network educational programs implementation. It was found that the features of assessing the quality of network educational programs implementation in higher education depend on the specifics of the network form, which provides the opportunity for students to master the educational program using the resources of several organizations, as well as the model of network educational programs chosen by the educational organization. The results of the research may be used for the development of local acts by universities, regulating the implementation of network educational programs; they can help universities determine the ways of improving interaction with organizations which resources may be used to increase the quality of vocational education.
Key words: network form of educational programs implementation, network educational programs in higher education, assessment of the quality of educational programs implementation, federal state educational standards of higher education.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Ходырева Е. А. Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 6 (июнь). - С. 57-66. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191044.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11044
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Ходырева Е. А., 2019
ISSN 2304-120Х
6
П1 JU4 1 20 1 971
www.e-koncept.ru