УДК 338.22
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
С.В. ГУДКОВ, кандидат экономических наук, доцент, докторант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
PROBLEMS AND PERSPEKTIVES OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS
S.V. GUDKOV, Candidate of Economics, associate professor The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье проведен анализ основ- The main economic indicators of
ных экономических показателей дея- small and medium enterprises in the тельности субъектов малого и сред- Republic of Belarus 2007-2011 are него предпринимательства в Респуб- analyzed in the article. Separate figures лике Беларусь за 2007-2011 гг. От- are compared with those of developed дельные показатели сравниваются с countries of the world. Based on the аналогичными по развитым странам data of the study identified the main мира. На основании данных проведен- problems of effective development of ного исследования определены основ- small and medium enterprises, ные проблемы эффективного разви- inhibiting its development, are defined. тия субъектов малого и среднего предпринимательства, тормозящие его развитие.
Введение. Развитие малого и среднего предпринимательства всегда играет положительную роль. Предприятия малого и среднего бизнеса ориентированы на рынок, являются гибкими хозяйственными структурами и создаются в целях развития рыночной инфраструктуры, создания новых рабочих мест. На практике к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: малые предприятия, хозяйственные товарищества и общества, совместные предприятия. Анализ управления малым и средним бизнесом показывает, что в краткосрочном плане отдельные его элементы прорабатываются в прогнозах социально-экономического развития, инвестиционных программах, бюджетах. На длительный период развитие малых и средних форм предпринимательства и создание материальных, информативно-правовых основ предпринимательской деятельности определены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в которой отмечено, что динамичность развития экономики всей страны зависит от предпринимательской
активности и инициативы. В этом приоритете заложен принцип полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов хозяйствования - государственных и частных, отечественных и иностранных, и в конечном итоге - созданием безбарьерной деловой среды. Предпринимательство должно стать основой развития экономики, представляющей собой наиболее гибкую, инновационно активную, быстро реагирующую на изменения внешних факторов ее составляющую [5, 6]. Поэтому современные проблемы малого и среднего предпринимательства как в теоретическом аспекте, так и с практической точки зрения являются актуальными, масштабными.
Основная часть. Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы развитие белорусской экономики должно базироваться на активности не только крупных государственных предприятий, но и на деятельности средних и малых предпринимателей. Основной задачей в сфере предпринимательства является создание условий для его динамичного развития, а именно:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, устранение административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса;
- упрощение бухгалтерского учета и налогового администрирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение налоговой нагрузки;
- создание благоприятных условий для повышения доступности кредитно-финансовых, материально-технических, земельных ресурсов и недвижимости субъектам предпринимательства;
- активизация производственной, инновационной и внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства посредством создания дополнительных стимулов для осуществления бизнеса в этих сферах;
- организация взаимодействия малых и средних предприятий с крупными путем развития кооперационных связей, аутсорсинга и субконтрактации;
- проведение целенаправленной и широкомасштабной работы по формированию позитивного отношения общества к предпринимательству как неотъемлемому элементу современной рыночной системы, источнику роста общественного благосостояния, обеспечения занятости населения, социальной и политической стабильности [6].
Данные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы демонстрируют позитивное
отношение государства к предпринимательству, формируют благо приятный климат и среду для его эффективного развития в современных экономических условиях. Рассматривая динамику развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, следует проанализировать изменение его основных экономических показателей за последние годы (табл.).
Таблица - Основные показатели экономического развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Показатели Год
2007 2008 2009 2010 2011
ВВП, производимый субъектами малого и среднего предпринимательства (МП, СП), в % к ВВП страны 17,3 18,0 18,8 19,8 22,9
В том числе: субъектами МП 10,5 11,2 11,4 12,3 15,7
из них: микроорганизациями н/д н/д 3,9 4,3 5,4
малыми организациями н/д н/д 7,5 8,0 10,3
субъектами СП 6,8 6,8 7,4 7,5 7,2
Списочная численность работников в среднем за год, тыс. чел. - всего 1041,3 1150,1 1136,7 1132,6 1223,3
В том числе: работающих в МП 572,8 694,1 691,1 695,3 794,7
из них в сельском хозяйстве н/д 21,1 19,8 18,5 22,3
работающих в СП 468,5 456,0 445,6 437,3 428,8
из них в сельском хозяйстве н/д 149,1 136,1 129,3 132,3
Объем производства продукции (товаров, услуг), трлн руб. - всего 36,7 51,3 56,6 71,7 149,5
В том числе: субъектов МП 21,6 30,9 33,9 43,7 99,0
из них: микроорганизациий н/д н/д 10,6 14,2 30,6
малых организаций н/д н/д 23,3 29,5 68,4
субъектов СП 15,1 20,4 22,7 28,0 50,5
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), трлн руб. 89,9 126,3 132,9 169,3 358,9
В том числе: субъектов МП 67,3 95,8 99,7 127,0 267,2
субъектов СП 22,6 30,5 33,2 42,3 91,7
Чистая прибыль, трлн руб. 2,9 4,9 4,1 6,1 16,7
В том числе: субъектов МП 1,9 3,4 2,8 4,3 11,9
субъектов СП 1,0 1,5 1,3 1,8 4,8
Показатели Год
2007 2008 2009 2010 2011
Рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг), % 10,5 14,3 12,0 13,3 11,5
В том числе: субъектов МП 11,7 16,7 13,5 15,7 12,5
субъектов СП 8,4 9,9 8,9 8,8 10,5
Удельный вес убыточных организаций, % 22,7 21,1 22,7 20,4 19,9
В том числе: субъектов МП 24,0 21,8 23,4 21,0 20,3
субъектов СП 6,5 5,4 7,5 6,6 6,1
Примечание: Разработано автором на основании изучения источников [2, 7, 8].
Как показывают результаты исследований, основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за 20072011 гг. улучшаются с каждым годом. Особо значимыми для развития экономики Республики Беларусь являются увеличение доли ВВП, произведенного данными субъектами, которая достигла почти 23 % значения, в том числе 5,4 % приходится на долю микроорганизаций, 10,3 - на долю малых организаций и 7,2 % - на долю средних, а также сокращение численности убыточных организаций, часть которых составила к концу 2011 г. около 19,9 % в среднем, а по субъектам малого предпринимательства - 20,3 % и среднего - всего 6,1 %. При этом следует отметить, что в основном данные субъекты хозяйствования находятся полностью на самофинансировании и самообеспечении. Рентабельность продаж колеблется из года в год, и в 2011 г. незначительно снизилась - до 11,5 %, причем данный показатель несколько выше у субъектов малого предпринимательства, чем у среднего - 12,5 и 10,5 % соответственно. Численность работников, занятых в малом и среднем бизнесе, в основном увеличивается с каждым годом и в 2011 г. составила 1223,3 тыс. чел., в том числе 794,7 тыс. чел. работали на малых предприятиях. При исследовании отраслевого назначения малого и среднего предпринимательства следует отметить, что в 2011 г. большинство малых субъектов хозяйствования занято в торговле, ремонте автомобилей (41,5 %) и обрабатывающей промышленности (15,5), а средних - в сельском, лесном хозяйстве (29,1) и обрабатывающей промышленности (22,6 %) [2]. В отношении организационно-правовых форм на первом месте находятся унитарные предприятия, как среди малых субъектов предпринимательства (49,9 %), так и средних (39,3 %) [2].
Таким образом, вклад в экономику страны малого и среднего предпринимательства очевиден и имеет тенденцию дальнейшего развития. Такие положительные в большинстве случаев показатели развития малого и среднего предпринимательства были достигнуты благодаря проводимой в Республике Беларусь эффективной политике государственного регулирования и поддержки данных субъектов хозяйствования.
Однако, если рассматривать развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь в сравнении с мировым масштабом, на фоне с развитыми странами, то Беларусь отстает по многим показателям. Так, в мировой практике общепринятым критерием развития малого предпринимательства является динамика следующих показателей: «доля в ВВП страны», «численность занятого населения», «количество активных субъектов на 1000 жителей страны» [1]. В большинстве развитых стран доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте составляет 50 % и выше. В Беларуси на конец 2011 г. данный показатель составил около 23 %, но при этом его значение с каждым годом растет. Если сравнивать численность занятого населения, то в мировом масштабе значение данного показателя колеблется начиная от 55 % в США и до 80 % в Италии. В Беларуси на конец 2011 г. численность занятого населения составила 4654,5 тыс. чел., что означает его долю в малом и среднем предпринимательстве на уровне 28-30 %. Значение следующего показателя - «количество активных субъектов на 1000 жителей страны» - в таких развитых странах, как Япония, Германия, Франция, Бельгия, Италия и др., находится на уровне 45-50 предприятий, в США - около 75. Так как в Республике Беларусь на конец 2011 г. осуществляло деятельность 5527 микроорганизаций, 880 малых и 270 средних организаций, то это означает, что на 1000 жителей страны приходится менее 1 организации. Таким образом, значения вышеприведенных показателей по развитым странам превосходят показатели Республики Беларусь в основном в 2-3 раза, а по некоторым - и выше. Это означает, что развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране происходит постепенно, без каких-либо скачков, выбирая при этом наиболее оптимальный вариант для перехода на рыночные отношения во всех отраслях экономики. Базируясь на осмыслении сущности и роли малого предпринимательства в развитии экономик многих развитых стран мира, следует отметить, что и для Беларуси необходим такой тип реформирования, который позволил бы перейти к предпринимательской экономике.
Наряду с положительными моментами деятельности данных субъектов хозяйствования в Республике Беларусь существует множество нерешенных проблем, которые препятствуют дальнейшему эффективному
их развитию. Так, структурная «замороженность» белорусского среднего бизнеса объясняется как сложностью и «суровостью» бизнес-климата (высокие штрафные санкции на фоне общей законодательной за-регулированности, высокие налоги, необходимость получения множества разрешений), так и такими институциональными особенностями, которые приводят к росту производственных и непроизводственных издержек (высокие налоги на фонд оплаты труда на фоне постоянно растущей зарплаты в госсекторе, высокие арендные ставки, нехватка производственных помещений и др.), что делает производство в стране не в полной мере конкурентоспособным.
Заключение. На основании проведенного исследования установлено, что развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь происходит постепенно, выбирая при этом наиболее оптимальный вариант для перехода на рыночные отношения во всех отраслях экономики. Значения основных показателей его развития в целом по стране имеют положительную тенденцию в сторону улучшения, что еще раз подчеркивает создание благоприятных условий для дальнейшего развития, однако являются по-прежнему низкими по сравнению с развитыми странами. Данное обстоятельство в свою очередь означает наличие определенных нерешенных проблем, которые препятствуют дальнейшему эффективному их развитию и требуют незамедлительного решения, особенно в сложившейся экономической ситуации в Республике Беларусь в настоящее время.
Список литературы
1. Байнеева, П. Т. Приоритеты развития и механизмы управления малым предпринимательством Республики Казахстан / П. Т. Байнеева, А. А. Хакимова // Проблемы экономики: сб. науч. тр. / БГСХА. - Минск, 2012. - Вып. 1(14). - С. 3-12.
2. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2012. - 483 с.
3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.
4. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?start=1&RN=H11000148. - Дата доступа: 08.04.2011.
5. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №№ 4 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P01000004. - Дата доступа: 28.08.2011.
6. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law.sb.by/1002. - Дата доступа: 30.10.2012.
7. Республика Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. -Минск, 2012. - 715 с.
8. Труд и занятость в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2012. - 277 с.
Информация об авторе
Гудков Сергей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 5-94-21. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 06.11.2012 г.