Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь'

Актуальные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4957
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОТРАСЛИ / РЕГИОНЫ / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / SUBJECTS OF BUSINESS / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / BRANCHES / REGIONS / МАЛЕ і СЕРЕДНє ПіДПРИєМНИЦТВО / СУБ''єКТИ ПіДПРИєМНИЦТВА / СОЦіАЛЬНО-ЕКОНОМіЧНИЙ РОЗВИТОК / ГАЛУЗі / РЕГіОНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетеринец Т. А., Чиж Д. А.

Статья посвящена анализу развития и выявления проблем в сфере малого и среднего препирательства Республики Беларусь. Цель: Анализ структурных преобразований развития малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь в современных условиях. Методы аналитический, сравнения, табличный, графический. Результаты работы: Проведен анализ и выявлены диспропорции развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь в отраслевом и региональном разрезах. Изучена институциональная среда и нормативная правовая база, регламентирующая развитие предпринимательства в Беларуси. Выявлена степень влияния различных категорий субъектов предпринимательства на формирование основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны. Определены основные проблемы в сфере развития предпринимательства. Выводы: Определены основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the analysis of development and identification of problems in the sphere of small and average altercation of the Republic of Belarus. Purpose: The analysis of structural transformations of development of small and average business of the Republic of Belarus in modern conditions. Methods analytical, comparisons, tabular, graphic. Results of work: The analysis is carried out and disproportions of development of small and average business in Republic of Belarus in branch and regional cuts are revealed. The institutional environment and the regulatory legal base regulating development of business in Belarus is studied. Extent of influence of various categories of subjects of business on formation of the main macroeconomic indicators of social and economic development of the country is revealed. The main problems in the sphere of development of business are defined. Conclusions: The main directions of development of small and average business in Belarus are defined.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь»

17.Osnovni zasoby Ukrainy 2014: statystychnyi biuleten / Derzh. kom. statystyky Ukrainy; [za red. I.S. Petrenko]. - Kyiv: vyd.-vo Derzh. stat. Ukrainy, 2015. - 19 s.

18.Kucherenko S.Yu. Metodolohichni pidkhody do otsinky mizhhaluzevoi konkurentospromozhnosti / Kucherenko S.Yu., Levaieva L.Yu., Semenenko O.H. // Ekonomichnyi chasopys-XXI. - 2016. - №162(11-12). -S.43-47. Elektron. analoh druk. vyd.: rezhym dostupu: http://soskin.info/print/ea/new/2016/162-11-12/zmist.html

ДАНН1 ПРО АВТОРА

Семененко Олена Газиавна, старший викладач кафедри пол^ичноТ економи ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький ДПУ iMeHi Григорiя Сковороди», вул. Павла Тетери - 4а, м. Переяслав-Хмельницький, 08400, УкраТна e-mail: [email protected]

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Семененко Елена Газисовна, старшый преподаватель кафедри политической экономии ГВУЗ «Переяслав-Хмельницький ГПУ имени Григория Сковороды», ул. Павла Тетери - 4а, м. Переяслав-Хмельницький, 08400, Украина e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Semenenko Elena Hazysovna, Senior Lecturer, Department of Political Economy SHEI «Pereyaslav-Khmelnitsky SPU named after Grygore Skovoroda» 4a Paul Teteri Str. Pereyaslav-Khmelnitsky, 08400, Ukraine e-mail: [email protected]

УДК 334.724

АКТУАЛЬН1 ПРОБЛЕМИ I ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ МАЛОГО ТА СЕРЕДНЬОГО П1ДПРИ6МНИЦТВА В РЕСПУБЛ1Ц1 Б1ЛОРУСЬ

Тетеринець Т.А., Чиж Д.А.

Ключов'1 слова: мале i середне пдприемництво, суб'екти пдприемництва, соцально-економ'чний розвиток, галуз, регони.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Тетеринец Т.А., Чиж Д.А.

Статья посвящена анализу развития и выявления проблем в сфере малого и среднего препирательства Республики Беларусь.

Цель: Анализ структурных преобразований развития малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь в современных условиях.

Методы - аналитический, сравнения, табличный, графический.

Результаты работы: Проведен анализ и выявлены диспропорции развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь в отраслевом и региональном разрезах. Изучена институциональная среда и нормативная правовая база, регламентирующая развитие предпринимательства в Беларуси. Выявлена степень влияния различных категорий субъектов предпринимательства на формирование основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны. Определены основные проблемы в сфере развития предпринимательства.

Выводы: Определены основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Беларуси.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, субъекты предпринимательства, социально-экономическое развитие, отрасли, регионы.

ESSENTIAL PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Tsetsiarynets T.A., Chyzh D.A.

Article is devoted to the analysis of development and identification of problems in the sphere of small and average altercation of the Republic of Belarus.

Purpose: The analysis of structural transformations of development of small and average business of the Republic of Belarus in modern conditions.

Methods - analytical, comparisons, tabular, graphic.

Results of work: The analysis is carried out and disproportions of development of small and average business in Republic of Belarus in branch and regional cuts are revealed. The institutional environment and the regulatory legal base regulating development of business in Belarus is studied. Extent of influence of various categories of subjects of business on formation of the main macroeconomic indicators of social and economic development of the country is revealed. The main problems in the sphere of development of business are defined.

Conclusions: The main directions of development of small and average business in Belarus are defined.

Keywords: small and average business, subjects of business, social and economic development, branches, regions.

Малое и среднее предпринимательство (МСП), оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает социально-ориентированной рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает повышение благосостояние населения. Оно способствует формированию конкурентной среды, препятствует монополизации рынка, активизирует сокращению безработицы. Развитие малого и среднего предпринимательства в Беларуси за последние годы стало одним из важнейших направлений экономического развития. В настоящее время предпринимательство рассматривается как основное направление структурной перестройки экономики, источник создания новых рабочих мест и формирования доходной части местных и республиканского бюджетов при одновременном сокращении расходов на поддержание существующей структуры производства и занятости.

МСП в условиях глобализации является не только важным элементом национальной экономики любой страны, но и активным участником международных экономических отношений. Субъекты МСП оперативно и гибко реагируют на изменения конъюнктуры рынка, успешно конкурируют с крупным бизнесом и активно внедряют новые технологии. Доля предприятий данного сектора в экспорте промышленно развитых стран составляет 25-40%, а с учетом участия в международной производственной кооперации с транснациональными корпорациями (ТНК) приближается к 60% [1].

В современных условиях ужесточения конкуренции весьма важным становится обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства. Реальная практика доказывает существование целого ряда факторов на макро- и микроэкономическом уровнях, препятствующих стабильному развитию этого вида деятельности, усиливающих ее региональную и отраслевую дифференциацию. В этой связи, на первый план выдвигается необходимость разработки четких определений, критериев и количественных оценок устойчивого развития МСП. Возрастает реальная потребность в раскрытии факторов обеспечения его устойчивого развития в конкурентной среде, направленных на устранение противоречий и диспропорций в развитии малого и среднего предпринимательства. Данный круг вопросов определил актуальность исследования данной темы.

Проблемы малого и среднего предпринимательства широко исследованы в зарубежной и отечественной научной экономической литературе. Классиками экономической науки (А. Смитом, Ж.-Б. Сэйем, Д. Раккардо, У. Петти) раскрыта социально-экономическая сущность предпринимательства, его природа и факторы, влияющие на его развитие. Большой вклад в современное понимание, теорию и практику предпринимательства, как особого экономического и социального явления, внесли видные зарубежные ученые Ф. Бродель, А. Маршалл, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Р. Хизрич.

Современные тенденции развития МСП и его роль в мировой экономике изучались Н.Г. Арурбашем, Е. Калинкиной; специфика современного международного предпринимательства и производственной кооперации - А.О. Блиновым, А.С. Белорусовым. Актуальные проблемы развития национальной экономики Беларуси и ее вхождения в мировую экономику, процессы интернационализации бизнеса изложены в трудах белорусских ученых А.В. Бондаря, Л.Н. Давыденко, А.Е. Дайнеко, А.В. Данильченко, А.А. Праневич, В. Руденкова, Г.Г. Санько, Г.В. Турбан, В.Н. Шимова, Г.А. Шмарловской, Ю.М. Ясинского и др.

Теоретические основы малого предпринимательства и развития инновационной деятельности этого сектора в Республике Беларусь рассмотрены в работах М.И. Балашевича, О.С. Башлакова, Т.П. Быковой, И.М. Вашко, С.В. Дадалко, Н.В. Киреенко, Т.И. Кислой, В.Н. Корягина, А.И. Лученка, С.И. Мазоля, Л.Н. Нехорошевой, Г.И Олехнович, В.Л. Симоновича, А.Н. Сенько и др.

МСП осуществляет непрерывный поиск новых рыночных ниш, активно привлекают новые технологии, стремится использовать инновации для сокращения издержек, получения конкурентных преимуществ, а потому способны значительно повлиять на преодоление инерционности развивающихся экономик и структурных диспропорций. Во многом благодаря МСП успешно решаются региональные и отраслевые задачи:

• поддержание конкурентоспособности отраслей и создание кластеров;

• стимулирование развития регионов, благодаря расширению вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

• технологическая и структурная модернизация в соответствии с уровнем развития НТП;

• ускоренное развитие национального производства потребительских товаров.

Условия ведения бизнеса в Беларуси динамично изменяются с каждым годом. В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2017 Беларусь занимает 37 позицию по легкости ведения бизнеса по сравнению с 50

позицией в рейтинге 2016 г. За год до этого Беларусь также улучшила свое положение в рейтинге на 13 позиций. В Беларуси улучшились интернет-сервисы для регистрации новых предприятий, а также увеличилось число регионов, в которых стала возможна онлайн-регистрация. Сократилось время, необходимое для государственной регистрации передачи собственности, а также были внесены изменения в трудовое законодательство. В новом рейтинге отмечено улучшение по показателям подключения к электросетям, защиты миноритарных акционеров, получение кредита, регистрации имущества, принятия решения о несостоятельности. В частности:

- упрощен процесс получения соединения электроэнергии путем создания единого окна в системе ЖКХ, которая выполняет все соединения, связанные с услугами, в том числе проектирование и строительство распределительной линии (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. №1394, дополнения и изменения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2016 г. № 350);

- усилена защита миноритарных инвесторов путем введения средств правовой защиты в тех случаях, когда операции со связанными сторонами являются вредными для компании и требуют большей корпоративной прозрачности (Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 9.12.1992, изменение и дополнение Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 308-3);

- бюро кредитных историй начало предоставлять кредитные баллы, что поспособствовало укреплению системы кредитной отчетности (Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Об установлении размеров вознаграждений за предоставление Национальным банком Республики Беларусь кредитных отчетов» от 13.02.2013 №88, с учетом изменений и дополнений от 25.05.2016 № 270);

- упрощена процедура передачи имущества за счет повышения прозрачности и надежности системы управления земельными ресурсами.

На данный момент институциональная среда деятельности МСП постоянно реформируется. Основными документами, которые регулируют законодательство в данной области, является Указ Президента № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Постановлением Совета Министров от 23 февраля 2016 г. определена государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.», которая разработана в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Беларуси. Задачами государственной программы является содействие развитию субъектов МСП, совершенствование инфраструктуры поддержки МСП, а также улучшение деловой среды. Для выполнения поставленных задач предусмотрен комплекс мер, включающий в себя внесение поправок в законодательные акты, а также сокращение количества административных процедур, оптимизация стоимости и времени их совершения, внедрение начальных процедур оценки регулирующего воздействия административных процедур для бизнеса, создание и техническая поддержка электронного реестра административных процедур и пр. Также правительство приняло постановление от 11 марта 2016 г. № 195, в котором были определены механизмы финансирования Банком Развития субъектов МСП через банки-резиденты и дочернюю компанию. Основные изменения в законодательстве последних лет направлены на облегчение процесса создания и регистрации бизнеса. Их эффективность подтверждается наличием статистически значимой положительной связи между показателем Всемирного банка «расстояние до передового рубежа» и количеством малых и микроорганизаций и занятостью в них.

Анализ тенденций социально-экономического развития предпринимательской сферы предопределяет необходимость установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу. При этом возникает необходимость четко определить конкретный сегмент рынка, к которому можно было бы применять меры стимулирования. Эти критерии должны быть достаточно простыми и удобными в применении для организации мониторинга их деятельности, бухгалтерского учета, для разработки нормативных правовых актов в области поддержки предпринимательства, налогообложения, антимонопольного регулирования. Вопрос остается актуальным для стран-участниц ЕЭП, так как их критерии отнесения к малому и среднему бизнесу существенно различаются и не вполне соответствуют международным стандартам.

Выделяют количественный, качественный и комбинированный (экономический) подходы к определению МСП. Преимуществом первого подхода является его однозначность и простота поиска информации. Он удобен при проведении статистических исследований и экономического анализа. При этом известны определения, основанные только на использовании одного критерия, например, количество занятых на предприятии, или комбинации критериев, например, численность персонала, выручка от реализации, размер активов. В качестве основных недостатков данного подхода можно указать отсутствие какой бы то ни было теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения и, в связи с этим, трудность их использования для сравнительного анализа.

Качественный подход к определению размера предприятия опирается, в основном, на субъективные суждения и опыт, но, при этом делается акцент на отличия, которые «интуитивно» известны как присущие компаниям того или иного размера. Преимуществом этого подхода является некоторая степень его теоретического обоснования и учет широкого спектра качественных критериев, таких, как «система менеджмента», «система контроля производительности», «система мотивации производительности» и т.д. Основными недостатками является сложность практического применения качественных определений,

обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации, а также достаточно широкий спектр используемых критериев.

Комбинированный подход основан на том, что используются как качественные, так и количественные критерии. Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 году в отчете Болтонского Комитета (Великобритания), в котором авторы выделили «экономическую» и «статистическую» составляющие.

ОЭСР определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитывается до 19 работников, как «малое», если - до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек. В Америке как малые определяются предприятия с числом работающих в промышленности от 1 до 50 чел., в строительстве - от 25 до 200, в торговле и услугах - от 15 до 50, в сельском хозяйстве - до 100 чел. В Болгарии малыми считаются организации с количеством работников, а средними - до 200 человек, в Венгрии - соответственно до 100 и до 500 [2].

В Республике Беларусь в соответствии с законодательством к субъектам малого предпринимательства относятся:

- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно [3-5].

В течение 2010-2015 гг. в Беларуси отмечается тенденция увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (таблица 1). Общий прирост составил 20 524 единиц субъектов хозяйствования или 23,6% по отношению к 2010 году. И в абсолютном и в относительном выражении лидерами по увеличению субъектов хозяйствования выступают микроорганизации, количество которых увеличилось на 20 194 единиц или 27,9%. Прирост малых организаций по отношению к 2010 году составил 689 единиц или 5,9%.

Количество средних организаций на протяжении всего исследуемого периода имеет тенденцию к снижению. По отношению к началу исследуемого периода в относительном выражении падение составило 13,0%, в абсолютном - 359 единиц. Данная тенденция свидетельствует о переливе капитала, в широком смысле этого слова, в наиболее мелкие организационные формы. Это свидетельствует о реструктуризации размеров МСП., т.е. сокращении средних форм, которые составляют основу малого бизнеса, при значительном росте микроорганизаций, которые по своей сути являются разветвленной веткой обслуживающего сектора МСП.

Таблица 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, единиц

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Микро-, малые и средние организации, в том числе: 86 917 91 277 99 986 111 112 114 208 107 441

средние организации 2 753 2 604 2 542 2 423 2 416 2 394

малые организации 11 674 11 677 11 762 11 831 12 424 12 363

микроорганизации 72 490 76 996 85 682 96 858 99 368 92 684

Примечание - источник [6].

В целом, несмотря на положительную динамику изменения количества субъектов малого предпринимательства, в 2015 году наметилась общая тенденция снижения их количества. В большей мере данная ситуация обусловлена вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности товаров легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), в соответствии с которым существенно ужесточаются условия ведения бизнеса в Беларуси для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Практическая реализация вышеназванного нормативного документя обострила ряд проблем, суть которых заключается в следующем:

- двойная сертификация. Новым ТР ТС 017/2011 существенно расширена область его применения посредством установления обязательных требований не только к готовым изделиям, но и к материалам.

- достаточно жесткая оценка соответствия продукции легкой промышленности. Следует отметить чрезмерное и необоснованное ужесточение форм и схем оценки (подтверждения) соответствия продукции легкой промышленности требованиям ТР ТС 017/2011 по сравнению с ранее действовавшим законодательством Республики Беларусь в сфере оценки (подтверждения) соответствия, а также с другими техническими регламентами Таможенного союза.

- недостаточное количество органов сертификации и испытательных лабораторий. В настоящее время в Беларуси имеются только 18 органов сертификации и 26 испытательных лабораторий, что является недостаточным для удовлетворения выполнения требований ТР ТС 017/2011.

Развитие сектора малого и среднего предпринимательства является важной задачей в области экономической политики, которая тесно связана с проблемой реструктуризации сектора государственных

предприятий. Выявленные тенденции обусловили сложившийся вклад предпринимательского сектора в основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Беларусь (таблица 2).

Таблица 2. Вклад сектора МСП в основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Беларусь, %__

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Валовой внутренний продукт (ВВП) 19,8 21,2 23,5 21,9 21,7 21,1

Средняя численность работников организаций 28,0 27,5 27,6 28,4 28,0 27,3

Выпуск товаров и услуг 20,0 22,2 22,6 20,8 20,9 20,6

Объем промышленного производства 15,1 17,5 19,4 15,6 16,0 15,7

Инвестиции в основной капитал 39,7 36,0 37,9 38,9 42,3 36,7

Экспорт товаров 42,9 46,1 41,3 37,3 41,5 48,1

Импорт товаров 37,4 31,1 34,7 35,7 35,0 35,5

Розничный товарооборот организаций торговли 40,9 37,6 34,5 36,1 33,3 31,7

Товарооборот общественного питания 38,1 36,0 35,7 37,4 37,3 37,7

Оптовый товарооборот организаций оптовой торговли 81,5 90,6 76,1 81,6 79,1 83,2

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 37,2 39,5 37,7 37,7 37,1 37,9

Примечание - источник [6].

На малых и средних предприятиях в 2015 г. работало 27,3% от всего занятого населения, что ниже уровня предыдущих лет. Масштабы снижения по сравнению с максимальным уровнем 2013 г. составляют 1,1 п.п. С учетом общего уменьшения числа занятых в экономике на фоне неблагоприятной демографической ситуации это означает существенное сокращение занятости в секторе МСП в абсолютном выражении. За два года число работников в секторе МСП сократилось на 8.2%. Основная часть этого сокращения произошла за счет микро организаций, занятость на которых сократилась в 2013-2015 гг. на 17%.

Падение занятости на малых предприятиях отмечается начиная с 2014 года и его масштабы значительно меньше, составляя 4%. Число работников, задействованных в сфере среднего бизнеса также имеет тенденцию к сокращению, что является частью долгосрочного тренда по уменьшению числа средних предприятий и, соответственно, занятости на них. В небольшой степени падение занятости в секторе МСП, компенсируется ростом работников, нанятых индивидуальными предпринимателями по трудовым контрактам. Такая динамика числа занятых говорит о том, что в сложившихся условиях данные предприятия снижают издержки на труд более активно, чем остальные сектора экономики. С одной стороны, это свидетельствует о большей гибкости рынка труда в секторе малого и среднего предпринимательства. В тоже время ставит под сомнение предположение, что данный сектор в текущем его состоянии может способствовать снижению напряженности на рынке труда.

Несмотря на сокращение численности, в исследуемом периоде наблюдается увеличение вклада МСП в ВВП. По сравнению с 2010 годом удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП увеличился на 1,3 п.п. до 21,1%. Это обусловлено увеличением вклада микро и малых организаций на 0,9 и 1,0 п.п. соответственно. Однако влияние среднего бизнеса на формирование основного макропоказателя в исследуемом периоде снижается на 0,6 п.п (таблица 3).

Таблица 3. Влияние категорий субъектов предпринимательства на основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь_

Изменение за В том числе за счет

Показатели период 2010- средних малых Микроорга-

2015 гг. предприятий организаций низаций

ВВП +1,3 -0,6 +1,0 +0,9

Средняя численность работников организаций -0,7 -1,4 +0,5 +0,2

Выпуск товаров и услуг +0,6 -0,3 +0,5 +0,4

Объем промышленного производства +0,6 +0,3 +0,4 -0,1

Инвестиции в основной капитал -3,0 +0,4 -2,6 -0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспорт товаров +5,2 +2,7 +0,8 +1,7

Импорт товаров -1,9 +1,4 -3,8 +0,5

Розничный товарооборот организаций торговли -9,2 -4,2 -3,1 -1,9

Товарооборот общественного питания -0,4 -3,9 +1,2 +2,3

Оптовый товарооборот организаций оптовой торговли +1,7 -0,2 +5,2 -3,3

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг +0,7 -0,4 +2,5 -1,4

Примечание - рассчитано авторами на основе [6].

Динамика вклада сектора МСП в объем выпуска товаров и услуг в общем итоге повторяет динамику вклада в ВВП, а также степень влияния масштабов предпринимательских структур на формирование этого показателя.

В целом, анализируя данные таблиц 2-3, следует отметить, что, несмотря на положительную динамику увеличения общего числа субъектов малого предпринимательства, создание благоприятных условий хозяйствования с учетом имеющихся ограничений, совершенствование нормативной правовой базы, улучшение рейтинга Беларуси Всемирного банка Doing Business, существенного прорыва в развития МСП в республике не произошло. Удельный вес данного сектора в ВВП, выпуске продукции, объеме промышленного производства и выручке от реализации продукции товаров, работ, услуг существенно не изменился. Кроме того, по ряду показателей за период 2010-2015 гг. наблюдается существенное снижение: доля розничного товарооборота сократилась на 9,2 п.п., в том числе за счет средних предприятий на 4,2 п.п., малых организаций - 3,1 п.п. и микроорганизаций на 1,9 п.п. Существенная часть данного снижения связана с ужесточением законодательства, регулирующего розничную торговлю, а также развитием крупным торговых сетей. В первую очередь от новых условий ведения бизнеса пострадали микро предприятия, существенная часть которых работает в секторе торговли и обеспечивает значимую часть торговых услуг, оказываемых сектором МСП.

Статистически выявлена существенная значимость сектора МСП в реализации инвестиционной политики республики. Его масштаб и постоянные колебания связаны с инвестиционной деятельностью малых предприятий, в частности с заказанными строительно-монтажными работами. Основная их часть приходится на сектор операций с недвижимостью и аренды, т.е. связана с предоставлением посреднических услуг в сфере строительства. Таким образом, данный показатель не отражает фактическую инвестиционную активность малого и среднего бизнеса. Несмотря на увеличение вклада средних предпринимательских структур на формирование этого показателя на 0,4 п.п., снижение степени влияния малых и микроорганизаций на 2,6 и 0,8 п.п. обусловили общее падение доли МСП в общем объеме инвестиций в основной капитал на 3,0 п.п.

В качестве положительной динамике следует отметить существенное увеличение доли экспорта при одновременном снижении импортных операций на 5,2 и 1,9 п.п. соответственно, а также рост оптового товарооборота на 1,7 п.п., в котором МСП Беларуси имеет крайне высокое значение. На них приходится более 80% всей оптовой торговли. При этом большую часть оборота обеспечивают малые предприятия (более 50% всего оптового товарооборота). Это объясняется использованием посреднических структур при осуществлении продаж, в особенности во внешней торговле. Следствием этого является и высокий удельный вес сектора МСП в экспорте и импорте товаров.

Динамика вклада сектора МСП в объем выпуска товаров и услуг позволяет оценить отраслевые различия в развитии МСП, масштабы которых были существенны. В отличие от общего тренда на снижение, за последние два года произошло увеличение доли МСП в выпуске продукции сельского хозяйства (таблица 4).

Таблица 4. Доля МСП в объеме выпуска продукции по видам экономической деятельности, в процентах к общереспубликанскому итогу__

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Всего, в том числе: 100 100 100 100 100 100

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 11,1 8,7 9,0 9,9 10,5 11,5

рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2

горнодобывающая промышленность 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

обрабатывающая промышленность 31,7 36,8 37,3 31,7 30,0 30,1

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 0,3

строительство 14,6 10,3 10,0 14,7 14,1 10,4

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 22,9 26,7 24,7 21,3 22,1 22,1

гостиницы и рестораны 1,1 0,9 0,6 1,3 1,4 1,5

транспорт и связь 6,5 5,8 5,3 6,8 7,2 7,9

финансовая деятельность 0,9 1,1 0,5 1,0 1,1 1,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8,4 7,3 10,1 10,3 10,2 11,5

потребителям

образование 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,5 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8

предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 1,7 1,5 1,5 1,7 2,1 2,1

Примечание - рассчитано авторами на основе [6].

Данным видом деятельности в секторе МСП занимаются в основном средние предприятия - 84,1% от общего объема производства сельскохозяйственной продукции. Это связано с тем, что значительная часть

сельхозпредприятий подпадает под критерий среднего предприятия. Следствием этого является менее выраженная связь между развитием сектора средних предприятий и изменением деловой и экономической среды, так как сельское хозяйство в Беларуси в большей степени зависит от государственной поддержки, чем от рыночных факторов.

Анализируя данные таблицы 4 следует отметить произошедшие существенные структурные изменения в деятельности предпринимательского сектора, направленные на развитие сферы услуг. За период 2010-2015 гг. удельный вес производственной деятельности, осуществляемой субъектами МСП, сократился на 5,2 п.п., составив в 2015 г. 52,6%. Соответственно доля сферы услуг в данном периоде составила 47,4% от общего объема.

Основными видами деятельности, в совокупности занимающими 42,0% от общего объема выпуска продукции, являются обрабатывающая промышленность; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство и строительство, на долю которых приходится 30,1, 11,5 и 10,4% соответственно. При этом динамика развития данных отраслей субъектами МСП носит разноплановый характер.

Несмотря на то, что удельные вес МСП в сельскохозяйственной отрасли практически не изменился, увеличившись лишь на 0,4 п.п. за 2010-2015 гг., следует отметить его устойчивый положительный тренд. Это объясняется существенным падением сельскохозяйственного производства в 2011 г., обусловленного изменением внешней и внутренней конъюнктурой рынка и последующим устойчивым ростом, начиная с 2012 года. Применение экономических механизмов стимулирования сельскохозяйственного производства в сфере МСП дало свои положительные результаты: за период 2011-2015 гг. увеличение составило 2,8 п.п.

Динамика развития МСП в сфере обрабатывающей промышленности носит обратный характер. В целом за исследуемый период наблюдается снижение удельного веса данного вида экономической деятельности на 1,6 п.п. Всплеск 2011-2012 гг. в большей мере вызван схемами реэкспорта нефтепродуктов. Снижение активности в данной сфере обусловлено переливом капитала в сфере услуг, характеризующуюся более высоким уровнем добавленной стоимости.

Участие МСП в сфере строительной индустрии представлено большей частью посредническими структурами в сфере строительства жилья. В целом развитие отрасли в этот период обусловлено цепочкой следующих основных внутренних и внешних макроэкономических факторов: мировой финансово-экономический кризис вызвал существенную девальвацию национальной валюты и на некоторое время подорвал доверие граждан к стабильности иностранной валюты. В этот период, наряду с увеличением потребительского спроса, население активно реинвестировало свои накопления в строительство жилья. Учитывая лаговый характер развития данной отрасли, это и обеспечило ее рост в дальнейшем.

Кроме того, проводимая активная политика государства в области кредитования жилищного строительства, также оказала положительное воздействие на развитие этой сферы. Однако сокращение данного вида государственного инвестирования при одновременном снижении уровня накопления населения вызвало обратный эффект. Показатели развитие строительной отрасли стали существенно снижаться, тем самым обусловив и уровень снижения МСП в этой сфере деятельности.

Как уже отмечалось, за последние несколько лет, произошло значительное увеличение сферы услуг в деятельности МСП. Лидирующими направлениями деятельности здесь являются торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, а также транспорт и связь. В совокупности эти отрасли составляют 41,5%, что аналогично доле ведущих отраслей производственной сферы. Последние две из вышеперечисленных имеют достаточно положительную устойчивую динамику роста. Изменение удельного веса МСП на транспорте и связи составило +1,4 п.п, а в сфере аренды и операций с недвижимостью - + 3,1 п.п.

Анализируя региональный срез социально-экономического развития субъектов МСП можно отметить, что наибольший вклад характерен для столичного региона, что обусловлено рядом внешних и внутренних факторов, таких как численность населения, наличие инфраструктуры, доступность финансовых ресурсов и т.д. (таблица 5). Второе место занимает Минская область, развитие предпринимательских структур в которой обусловлено территориальной приближенностью к столичному региону и соответственно влиянию вышеперечисленных факторов.

Наиболее прогрессивными регионами в сфере развития МСП в 2015 году являются Брестская и Могилёвская области. Вклад малого и среднего предпринимательства в формирование основных макроэкономических показателей социально-экономического развития области здесь наиболее высок: доля ВРП составляет 20,6 и 20,8% соответственно, выпуска товаров - 21,3 и 19,8%, объема промышленного производства - 17,7 и 18,2%, удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг - 30,8 и 27,9% соответственно.

Достаточно низкий уровень вклада МСП в некоторые макропоказатели в Витебской, Гомельской и Гродненской областях обусловлен отраслевой специализацией регионов. Наличие в данных областях крупных государственных валообразующих предприятий химической и нефтехимической промышленности существенно снижают вклад МСП в развитии региона. Однако, существенное увеличение инвестиций в основной капитал в данном секторе, наличие которых в Гродненской и Витебской областях составило 48,5 и 30,5% соответственно, вклад МСП в сфере оптового товарооборота организаций оптовой торговли (88,6% и 85,3%) свидетельствуют о его потенциальных тенденциях роста.

Таблица 5. Вклад сектора МСП в основные макроэкономические показатели социально-экономического развития регионов в 2015 году, в процентах по области_

Показатели Регионы

Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область г. Минск Минская область Могилевская область

Валовой региональный продукт (ВРП) 20,6 15,9 14,9 15,6 36,6 26,6 20,8

Средняя численность работников организаций 25,6 23,7 21,1 20,9 35,9 31,5 21,3

Выпуск товаров и услуг 21,3 14,7 12,5 15,2 33,9 27,5 19,8

Объем промышленного производства 17,7 9,0 6,7 12,6 23,7 24,6 18,2

Инвестиции в основной капитал 29,2 30,5 15,8 48,5 57,7 36,3 32,0

Розничный товарооборот организаций торговли 31,7 27,4 30,9 31,9 36,5 29,9 25,7

Товарооборот общественного питания 35,7 28,9 36,1 41,2 42,9 27,4 34,8

Оптовый товарооборот организаций оптовой торговли 57,4 83,5 20,7 88,6 90,0 73,2 67,1

Экспорт товаров 21,3 34,8 9,7 12,4 72,1 59,3 21,4

Импорт товаров 33,5 24,9 7,9 38,4 58,0 58,3 34,3

Выручка организаций от реализации продукции, товаров, работ, услуг 30,8 25,0 18,5 24,8 51,8 40,5 27,9

Примечание - источник [6].

Анализируя все вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- статистически отмечается устойчивый тренд сокращения средних форм предпринимательства при одновременном увеличение малых и микро структур. Это свидетельствует о структурной переориентации бизнеса в более мелкие организации, специализирующиеся в основном на обсуживающих сферах деятельности.

- темпы роста численности малых и средних предприятий серьезно замедлились, а за последние два года их вклад в ВВП несколько снизился. Аналогичным образом развивается ситуация и в сфере занятости на этих предприятиях. Такая тенденция обусловлена проблемами в белорусской экономике и тем давлением, которое эти проблемы оказывают на условия ведения бизнеса. Тем не менее, учитывая перспективы дальнейшего развития в Беларуси малого и среднего предпринимательства, а также роста его вклада в национальный ВВП, нынешняя тенденция может стать серьезной проблемой.

- сокращение удельного веса среднего бизнеса в составе МСП обусловили переориентацию сферы его деятельности и обеспечили развитие сектора услуг;

- сохраняются диспропорции в региональном развитии МСП, когда основное его сосредоточение зафиксировано в городе Минске. В этом регионе их вклад постепенно приближается к половине регионального ВВП, в то время как в остальных областях этот показатель существенно ниже. Это можно рассматривать как сигнал для более активной позиции региональных органов власти по стимулированию и поддержке предпринимательской инициативы.

- статистика свидетельствует о существенном сокращении количественного и качественного влияния субъектов среднего бизнеса на формирование основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны. Данные предпринимательские структуры составляют ядро МСП, формируя его производственный, инновационно-инвестиционный потенциал, тем самым стимулируя развитие обслуживающей сферы, сосредоточенной, в основном, в виде малых и микроорганизаций. Это актуализирует проблему укрепления потенциала среднего бизнеса и разработки мероприятий для достижения этой цели.

- проведенный анализ свидетельствует об усилении вклада малых предприятий на развитие экономики в сравнении с микроорганизациями. Отсюда можно предварительно предположить, что в

будущем акцент стимулирования МСП должен быть сделан на помощи микроорганизациям в собственном росте и расширении деятельности.

Как уже отмечалось, в республике действует государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь на 2016-2020 годы», реализация которой нацелена на устранение выявленных диспропорций в развития МСП, а также создание наиболее благоприятных условий его развития [7]. В рамках данной программы предусмотрена реализация следующих мероприятий, обеспечивающих повышений потенциала МСП:

- разработка стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года;

- сокращение количества административных процедур, оптимизация сроков их осуществления и платы за их совершение;

- внедрение основ процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении административных процедур для бизнеса;

- создание электронного реестра административных процедур, а также его актуализация, техническая поддержка и сопровождение;

- создание системы оценки эффективности деятельности руководителей республиканских и местных органов управления по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и ее ежегодное проведение;

- создание рабочей группы по выработке и внесению предложений в Совет Министров Республики Беларусь по созданию гарантийных фондов;

- активизация диалога бизнеса и государства путем перехода на системную (плановую) работу общественно-консультативных и экспертных советов (иных структур), созданных при государственных органах, по вопросам осуществления предпринимательской деятельности;

- оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также реализация программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;

- создание системы постоянного мониторинга эффективности деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- создание центров поддержки малого и среднего предпринимательства на территории районов с численностью населения свыше 30 тыс. человек;

- создание инкубаторов малого предпринимательства;

- развитие и продвижение интернет-сайтов субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также информационное обеспечение субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства путем предоставления и актуализации справочно-правовых систем;

- проведение обучающих мероприятий, семинаров и круглых столов для руководителей и специалистов субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также разработка комплекса мер по совершенствованию профессиональных навыков субъектов малого и среднего предпринимательства;

- ежегодное проведение форума по подведению итогов работы субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и определению задач на очередной год.

Реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать более прогрессивному развитию МСП в Беларуси, укреплению его потенциала, а также усилению вклада в основные макроэкономические показатели социально-экономического развития страны.

Список использованных источников

1. Отливанская Н.Е., Абражевич Д.А. Факторы повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий в условиях евроинтеграции //Молодой ученый.- 2015.- № 12-2 (27).- С. 117-121.

2. Сонина, Л.А. Обзор количественных подходов к определению среднего бизнеса // Автоматизация и управление в технических системах. - 2015. - №3 (15). - С. 190-194.

3. Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. №148-3 с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2015 г. № 344-3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 2/2339).

4. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» от 21 мая 2009 г. № 255.

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 30 декабря 2010 г. № 1911.

6. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. Статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - 2016. - 368 с.

7. Постановление Совета Министров от 23 февраля 2016 г. № 149 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы».

References

1. Otlivanskaya N.E., Abrazhevich D.A. Faktory povysheniya konkurentosposobnosti malykh i srednikh predpriyatiy v usloviyakh evrointegratsii//Molodoy uchenyy.- 2015.- №12-2 (27).- S. 117-121.

2. Sonina, L.A. Obzor kolichestvennykh podkhodov k opredeleniyu srednego biznesa // Avtomatizatsiya i upravlenie v tekhnicheskikh sistemakh. - 2015. - №3 (15). - S. 190-194.

3. Zakon Respubliki Belarus' «O podderzhke malogo i srednego predprinimatel'stva» ot 1 iyulya 2010 g. №148-Z s izmeneniyami i dopolneniyami ot 30 dekabrya 2015 g. №344-Z (Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus', 01.01.2016, 2/2339).

4. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' «O nekotorykh merakh gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatel'stva» ot 21 maya 2009 g. № 255.

5. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' «O merakh po realizatsii Zakona Respubliki Belarus' «O podderzhke malogo i srednego predprinimatel'stva» ot 30 dekabrya 2010 g. №1911.

6. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Respublike Belarus'. Statisticheskiy sbornik // Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. - 2016. - 368 s.

7. Postanovlenie Soveta Ministrov ot 23 fevralya 2016 g. №149 «O Gosudarstvennoy programme «Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Respublike Belarus'« na 2016-2020 gody».

ДАНI ПРО АВТОР1В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тетеринець Тетяна Анатолпвна, доцент кафедри економш та оргаызацп пщприемств АПК, к.е.н., доцент УО «Бторуський державний аграрний техшчний ушверситет» 220070, Республка Бторусь, м.Мшськ, пров. Клумова 11-29 e-mail: [email protected]

Чиж Дмитро Анатолшович, доцент кафедри фунтознавства i земельних шформацшних систем, к.е.н., доцент

УО «Бторуський державний ушверситет» 220030 м.Мшськ, пр.Незалежност 4 e-mail: [email protected]

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Тетеринец Татьяна Анатольевна, доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК, к.э.н., доцент

УО «Белорусский государственный аграрный технический университет» 220070, Республика Беларусь, г. Минск, пер. Клумова 11-29 e-mail: [email protected]

Чиж Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры почвоведения и земельных информационных систем, к.э.н., доцент

УО «Белорусский государственный университет» 220030 г.Минск, пр.Независимости 4 e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tsetsiarynets Tat'iana Anatol'ievna, PhD of Economics Sciences, Associate Professor of «Economics and Organization of agriculture» of Belarus State Agrarian Technical University, side str. Klumov 11-29, Minsk, Republic of Belarus, 220070 e-mail: [email protected]

Chyzh Dmitrii Anatol'ievich, PhD of Economics Sciences, Associate Professor, Belarus State University Minsk, Republic of Belarus, e-mail: [email protected]

УДК 339.5(100)

М1ЖНАРОДНА ТОРГ1ВЛЯ ПОСЛУГАМИ ТА ОСОБЛИВОСТ1 И РОЗВИТКУ В РЕСПУБЛ1Ц1 Б1ЛОРУСЬ

Турбан Г.В.

Ключов'1 слова: мжнародна торг'вля, комерцйн послуги, нацональна економка, сектор послуг, експорт, iмпорт.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Турбан Г.В.

Целью исследования являлось выявление тенденций в международной торговле коммерческими услугами и особенностей развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.