Научная статья на тему 'Информационные технологии как инструмент формирования эффективной оптовой товаропроводящей сети (на примере отрасли цветоводства Республики Беларусь)'

Информационные технологии как инструмент формирования эффективной оптовой товаропроводящей сети (на примере отрасли цветоводства Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л В. Пакуш, Е Н. Качановская

В статье рассмотрены перспективные направления развития рынка цветов и декоративных растений, основными из которых являются внедрение передовых информационных технологий, а также создание открытого аукциона в электронной форме. Выявлены факторы, сдерживающие внедрение предложенных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES OF FORMATION INSTRUMENT OF EFFECTIVE WHOLESALE COMMODY DISTRIBUTION NETWORK (ON THE EXAMPLE OF BELARUSIAN FLORICULTURE)

The article describes perspective directions of floriculture market development: introduction of advanced information technologies and open auction in electronic form creation. Factors constraining the introduction of the offered measure are revealed.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как инструмент формирования эффективной оптовой товаропроводящей сети (на примере отрасли цветоводства Республики Беларусь)»

УДК 339.18:635.9(476)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОПТОВОЙ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ ЦВЕТОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ) Л.В. ПАКУШ, доктор экономических наук, профессор Е.Н. КАЧАНОВСКАЯ, магистр экономических наук, аспирантка УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

INFORMATION TECHNOLOGIES OF FORMATION INSTRUMENT OF EFFECTIVE WHOLESALE COMMODY DISTRIBUTION NETWORK (ON THE EXAMPLE OF BELARUSIAN FLORICULTURE) L.V PAKUSH, Doctor of Economics, professor E.N. KACHANOVSKAYA, Magister of Economics, postgraduate student The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»

В статье рассмотрены перспективные направления развития рынка цветов и декоративных растений, основными из которых являются внедрение передовых информационных технологий, а также создание открытого аукциона в электронной форме. Выявлены факторы, сдерживающие внедрение предложенныхме-роприятий.

The article describes perspective directions of floriculture market development: introduction of advanced information technologies and open auction in electronic form creation. Factors constraining the introduction of the offered measure are revealed.

Введение. Наиболее характерными признаками развитого рынка и особенно сельскохозяйственного являются:

> удовлетворенный спрос и активизация его у потребителей; >наличие и гибкость системы экономических отношений в цепочке «производство - распределение - потребление»;

^сочетание государственного регулирования и саморегулирования рынка на всех уровнях;

>наличие адекватной условиям рыночных отношений нормативно-правовой базы, опирающейся на комплексную систему правовых, экономических, организационных и административных мер.

Если исходить из учета этих основных признаков, то в Республике Беларусь рынок цветов и декоративных растений как целостная система экономических отношений по всей воспроизводственной цепи «производство - распределение - потребление» отсутствует. Имеются лишь отдельные элементы этой системы, которые пока не позволяют выйти из хаотичности отношений, сложившихся на анализируемом рынке.

Результаты функционирования цветоводческих предприятий Беларуси в условиях развития рыночных отношений показывают, что наиболее кризисной областью управления является система распределения продукции. Роль последней, которая за рубежом занимает ключевую позицию в формировании и функционировании цветочного рынка, отечественными производителями явно недооценивается.

Рассматривая в целом систему реализации отечественной цветочно-декоративной продукции в Республике Беларусь, отметим, что данная продукция реализуется по прямым поставкам от производителя к потребителю. Однако прямые связи выгодны и приемлемы лишь тогда, когда производитель находится в некоторой территориальной близости от потребителя. Данный факт является определяющим в планировании сбытовой деятельности отечественных производителей. Так, цветоводческие предприятия реализуют выращенную продукцию лишь в радиусе непосредственного расположения предприятия. Промышленное производство цветов в Республики Беларусь сосредоточено в основном в областных и районных центрах. В связи с этим основными потребителями произведенной в стране продукции являются непосредственно жители данных населенных пунктов. Таким образом, остальное население республики не имеет возможности приобретать отечественные цветы, а предприятия-производители в силу ряда причин не могут реализовать всю массу выращенной продукции.

Все вышеперечисленное отражается в периодическом затоваривании, что приводит из-за длительного хранения цветов к потере ими товарного вида и необходимости значительного снижения цен или последующего списания. Таким образом, продукция реализуется, как правило, по ценам ниже их реальной себестоимости. Так, по итогам работы 2009 г. треть предприятий коммунальной формы собственности, специализирующихся на выращивании и реализации цветочно-декоративной продукции, нерентабельны.

Для преодоления выявленных проблем нами предлагается рассмотреть в данной работе возможность внедрения передовых информационных технологий в отрасли цветоводства Республики Беларусь с учетом кардинальных изменений в национальной и мировой экономике за последние десятилетия.

Информационной базой исследования явились данные официальной статистики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, нормативно-правовые акты, личные исследования, наблюдения и расчеты авторов.

В качестве методов исследования применялись общелогические приемы познания (анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия), методы эмпирического и конкретно-экономического анализа.

Основная часть. В настоящее время конкурентоспособность отечественного цветоводства обусловлена уровнем ее технологического развития, способностью воспринимать, создавать и использовать в практической жизни новейшие научные достижения. При этом одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на эффективность ведения цветочно-декоративного бизнеса в стране, являются информационные технологии. В связи с этим нами предлагается рассмотреть один из возможных, на наш взгляд, вариантов формирования эффективной товаропроводящей сети в Республике Беларусь. В качестве организационной основы предлагается система виртуального оптового внутреннего рынка, соответствующего тенденциям развития мирового рынка цветов и декоративных растений.

Виртуальный (электронный) оптовый рынок цветочно-декоративной продукции - сфера обращения срезанных цветов, горшечной продукции, рассады, саженцев декоративных деревьев и кустарников, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

Необходимость создания подобного формирования подтверждена рядом концептуальных документов: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, Директива Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [1, 2, 3, 4] и др. Организационно-правовые основы осуществления электронной оптовой торговли определены следующими нормативно-правовыми актами: Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», Законом Республики Беларусь «О товарных биржах», Законом Республики Беларусь «О торговле», Законом Республики Беларусь «Об электронном

документе и электронной цифровой подписи», Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)», постановлением Совета министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О товарных биржах», постановлением Совета министров Республики Беларусь «Об оптовой торговле, осуществляемой в форме электронной торговли» [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12] и др.

Как показывают наши исследования, виртуальный бизнес в сфере оптовой торговли - одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Кроме того, веб-коммерция требует относительно малого штата специалистов, ее можно легко масштабировать и вести по всей республике, выводить в другие страны, на общемировой рынок. При этом электронный бизнес подчиняется тем же экономическим законам, что и традиционный, оффлайновый бизнес. Термин «электронный» лишь отражает его технологические особенности. Современные технологии добавляют в реальный бизнес преимущества виртуальной среды: интерактивность, мгновенность реакции, полнота информации и доступность.

На рисунке 1 представлена общая схема функционирования виртуального оптового рынка цветочно-декоративной продукции в Республике Беларусь.

Сфера виртуального оптового рынка включает:

^создание спроса на цветочно-декоративную продукцию;

> взаимодействие между деловыми партнерами;

>деловые операции, связанные с оптовой куплей-продажей товаров;

> предложение послепродажной поддержки и обслуживания клиентов и др. [13, с. 16].

Кроме того, система виртуального оптового рынка в Интернете способствуют индивидуализации отношений между поставщиками и заказчиками, обеспечивая следующие преимущества: гибкость, принципиально новые возможности бизнеса, расширение рынка, гарантия развития предпринимательства, более тесные связи с потребителями и поставщиками, уменьшение времени коммерческого цикла, снижение затрат дистрибуции и др.

При этом необходимым и первоочередным условием формирования эффективного виртуального оптового рынка цветочно-декоративной продукции является развитие инфраструктуры и соответствующего механизма регулирования и контроля, обеспечивающего стабильность оптового рынка.

Таким образом, виртуальный оптовый рынок должен отвечать всем необходимым требованиям, которым подлежит оборот потребительс-

\ ! Законодатель- \ \ Государствен

но-правовые ' 'ные финансовые I

. дарственной

власти и управ-, ,, , „„,,„,„„.

| ¡¡ения I °Рганы власти \ \ институты

Местные

\' А дминистрация'

органы власти '1 виртуального ■ 11 оптового рынка I

Контроль и регулирование

Инфраструктура

,-------------1(------^ > ,--------N

Транспортная \ Страховая \ \ Банковская 1 I Телекоммуникационная ( | Прочая 1 ________ч_____/V______1 V_____________ V________1

Рисунок 1- Общая схема функционирования виртуального оптового рынка цветочно-декоративной продукции

Примечание. Разработано авторами.

42

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОВЕДЕНИЕ ТОРГОВ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ЭЦП1 Аккредитация Заявка на участие

Продавец

Получение ЭЦП 17 Прохождение аккредитации ¿7 Заявка на продажу ¡7 Подписание контракта ¡7

к

Электронная торговая площадка 1 Г

Аккредитация 17 —► Внесение сведении в реестр С7 Извещение о проведении аукциона с? Регистрация участников торгов /7 Проведение торгов /7 Формирование протокола итога торгов ¡7

Покупатель Г >

Получение ЭЦП 17 Прохождение аккредитации ¡7 Ознакомление 17 Заявка на участие в торгах Подача хреновых предложении 17 Подписание контракта С7

Рисунок 2. - Алгоритм проведения открытого аукциона в электронной форме по реализации

цветочно-декоративной продукции Примечания. Разработано авторами; 1 ЭЦП - электронная цифровая подпись.

кой сельскохозяйственной продукции, и посему должен регулироваться и контролироваться государственными и местными органами власти.

Оптовая виртуальная торговля может проявляться в разнообразных формах. Например, исходя из количественного содержания предмета оптовой торговли она может быть мелкооптовой и крупнооптовой. Если же принимать во внимание процедурные формы оптовой торговли, то наиболее приемлемой, на наш взгляд, является оптовая торговля в форме открытого аукциона в электронной форме (открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет).

Нами разработан алгоритм открытого аукциона в электронной форме, который включает три основных этапа: подготовительный, проведение торгов, подведение итогов (рис. 2).

Рисунок 2 подтверждает тот факт, что открытый аукцион в электронной форме это не столько способ заключения договора (из чего исходит Государственный кодекс Республики Беларусь [5, ст. 417]), сколько субъект, занимающийся (на постоянной основе) деятельностью по сведению контрагентов для заключения между ними сделки по наивысшей цене. Кроме того, это сложный процесс, состоящий из четко регламентированных операций разной степени сложности: получение сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи; аккредитация на электронной торговой площадке (предоставление прав на выполнение некоторых действий путем проверки представленных данных и документов); аукционное приглашение (содержит наименование товара, его количество, стартовую цену, шаг торгов, качественные характеристики товара и другие оговоренные условия); аукционные предложения; заключение договора (в форме электронного документа, удостоверенного электронными цифровыми подписями контрагентов сделки).

Эти операции считаются базовыми, позднее при проведении торгов могут быть определены и другие дополнительные операции. При этом каждая из перечисленных выше операций включает в себя:

- некоторое число организаций, выполняющих торговую функцию.

- набор торговых обменов (каждый торговый обмен включает в себя обмен данными между торговыми ролями в форме набора торговых компонентов).

Определены следующие торговые роли.

Участник электронной оптовой торговли (лицо, зарегистрированное в информационной торговой системе):

- покупатель - лицо, которое получает товар и платит за это;

- продавец - лицо, у которого приобретается товар, и которое официально отвечает за его предоставление, извлекая выгоду в результате платежа.

Оператор платежей - субъект, который получает платеж от потребителя в пользу торговой фирмы или физического лица.

Оператор доставки - субъект, который доставляет товар или предоставляет услугу потребителю от торговой фирмы или лица.

Организатор электронной оптовой торговли - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие электронной торговой площадкой и предоставляющие участникам электронной оптовой торговли ряд сопутствующих услуг.

Заметим, что в данной спецификации подразумевается торговая роль, а не конкретная организация, так как любой конкретный субъект торгового процесса может выполнять множество ролей. Например, участник электронной торговли (продавец) может оформлять покупку, принимать платеж, доставлять товар и осуществлять обслуживание покупателя.

Основными особенностями открытого аукциона в электронной форме являются: простота и доступность участия в торгах; удаленный режим работы в системе через Интернет; значение цены (единственный критерий выбора победителя); многократная подача ценовых предложений; анонимная подача ценовых предложений; закрепление юридических обязательств на основе механизма электронной цифровой подписи.

Заключение. В заключении отметим, что развитие виртуального оптового рынка цветочно-декоративной продукции является одним из приоритетных и важных практических шагов в направлении формирования эффективной системы товародвижения. Информационные технологии позволяют выровнять условия ведения бизнеса для крупных и мелких компаний. Кроме того, они обладают огромными потенциальными возможностями для формирования заинтересованного сообщества коммерческих организаций (типа «бизнес-бизнес»), позволяя объединить стратегических партнеров в единую информационную систему, обеспечивающую более оперативный и простой способ совместного ведения бизнеса. Однако, как показывает практика, проникновение информационных технологий и возможность их адаптации к местным условиям ведения бизнеса в Республике Беларусь происходит неравномерно и достаточно сложно. Так, основные проблемы, сдерживающие внедрение предложенных мероприятий, можно разделить на четыре блока: технические, экономические, правовые, психологические.

Технические проблем - отсутствие необходимых достаточно развитых инфраструктур (в первую очередь телекоммуникационных); сравнительная сложность и непривычность технических решений; невысокие качественные характеристики технической базы субъектов рынка.

Экономические проблемы - относительная дороговизна некоторых технических решений; дефицит надежных систем доставки товаров; сложность перевода всего процесса осуществления расчетов в онлайн; отсутствие государственных льгот и преференций предприятиям, внедряющим инструменты электронной торговли.

Правовые проблемы - описанная форма интернет-коммерции наименее урегулирована национальным законодательством; сложности в применении традиционных конструкций и гарантий гражданского права (рассматриваемый нами вид аукционов не совсем соответствует тому понятию торгов, которое содержит в национальном законодательстве; сложности бухгалтерского учета из-за отсутствия бумажных документов [5, ст. 417-419]).

Психологические проблемы - предубеждение белорусского населения в отношении Интернет-технологий; неподготовленность большинства работников (особенно руководства) к использованию новых технологий.

Список литературы

1. Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 нояб. 2006 г., № 1475: с изм. и доп. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] - 2003-2011. - Режим доступа: М1р://ргауо.Ъу/%геЪпраЛех1.а8р?КМ=С20601475. -Дата доступа: 01.03.2011.

2. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы // Рэспублжа. - 2010. - 11 лкт. 2010. - С. 5-8.

3. О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 августа 2010 г., № 1174 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] - 2003-2011. -Режим доступа: Шр://ргауо.Ьу/%геЬпраЛех1а8р?КМ=С21001174. -Дата доступа: 25.02.2011.

4. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь, 31 дек. 2010, № 4 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] - 2003-2011. - Режим доступа: М1р://ргауо.Ъу/%геЪпра/ 1ех1а8р?ЯК=Р01000004. -Дата доступа: 20.02.2011.

5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [ Электронный ресурс] - 20032011. - Режим доступа: ЬИр://ргауо.Ъу/%геЪпра/1ех1.а8р?КМ=НК9800218. -Дата доступа: 10.01.2011.

6. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З // Нац. правовой интернет-портал Респ.

Беларусь [Электронный ресурс] - 2003-2011. - Режим доступа: http://pravo.by/ %'еЪпраЛех!а8р?:Ш=Н10800455. -Дата доступа: 07.02.2011.

7. О товарных биржах: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2009 г., № 10-З // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] - 2003-2011. -Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10900010. -Дата доступа: 12.03.2011.

8. О торговле: Закон Респ. Беларусь, 28 июля 2003 г., № 231-3: с изм. и доп. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [ Электронный ресурс] - 20032011. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10300231. -Дата доступа: 10.03.2011.

9. Об электронном документе и электронной цифровой подписи: Закон Респ. Беларусь, 28 дек. 2009?г., № 113-3 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] - 2003-2011. - Режим доступа: http://pravo.by/ webnpa/text.asp?RN=H10900113. -Дата доступа: 11.02.2011.

10. О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов): Указ Президента Республики Беларусь, 5 мая 2009 г., № 232 // Нац. правовой интернет-портал Рес. Беларусь [Электронный ресурс] - 2003-2011. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P30900232. -Дата доступа: 20.02.2011.

11. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О товарных биржах»: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 6 авг. 2009 г., № 1039: с изм. и доп. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] - 2003-2011. - Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/ text.asp?RN=c20901039. -Дата доступа: 10.03.2011.

12. Об оптовой торговле, осуществляемой в форме электронной торговли: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 июля 2007 г., № 924: с изм. и доп. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [ Электронный ресурс] -2003-2011. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20700924. -Дата доступа: 10.03.2011.

13. Паньшин, Б.Н. Влияние глобализации. Электронная торговля - движущая сила экономической интеграции стран СНГ / Б.Н. Паньшин // Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах: материалы VII Междунар. науч. конф., Минск, 9 ноября 2005 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Б.Н. Паньшин [и др.]. - Минск, 2006. - С. 9-19.

Информация об авторах

Пакуш Лариса Владимировна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и МЭО в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233) 5-94-30.

Качановская Екатерина Николаевна - магистр экономических наук, аспирантка кафедры экономики и МЭО в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029) 525-01-01.

Дата поступления статьи - 15 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.