Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)'

Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS ACTIVITY / SMALL AND MEDIUM-SCALE BUSINESS SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппов Дмитрий Васильевич

Анализируется современное состояние малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Показаны проблемы в развитии предпринимательства, проведены расчеты и анализ проблемы возрастающей налоговой нагрузки на малый бизнес. Представляет интерес для региональных органов исполнительной власти, ответственных за развитие малого предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса, общественных организаций и предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филиппов Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of small-scale business in The Republic of Sakha (Yakutia) is analyzed. The problems in business development are revealed. The calculations and the analysis of a problem of tax loading increase on small-scale business are carried out. The results are interesting for the regional authorities responsible for the development of small-scale business, the organizations of small-scale business support infrastructure, public organizations and businessmen.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2011, №4

НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ УЧЕНЫЕ

УДК 334

Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)

Д.В. Филиппов

Анализируется современное состояние малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Показаны проблемы в развитии предпринимательства, проведены расчеты и анализ проблемы возрастающей налоговой нагрузки на малый бизнес. Представляет интерес для региональных органов исполнительной власти, ответственных за развитие малого предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса, общественных организаций и предпринимателей.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, субъекты малого и среднего предпринимательства.

The current state of small-scale business in The Republic of Sakha (Yakutia) is analyzed. The problems in business development are revealed. The calculations and the analysis of a problem of tax loading increase on small-scale business are carried out. The results are interesting for the regional authorities responsible for the development of small-scale business, the organizations of small-scale business support infrastructure, public organizations and businessmen.

Key words: entrepreneurship, business activity, small and medium-scale business subjects.

На территории Республики Саха (Якутия) малый бизнес оказывает заметное влияние на социально-экономическое развитие. По итогам 2009 г. наблюдалось снижение некоторых показателей по причине системного экономического кризиса в стране. Однако с 2010 г. наблюдается позитивная динамика развития малого и среднего предпринимательства. В целом же за 2008-2010 гг. основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствуют о стабильном положении и росте данного сектора экономики. Основным индикатором роста является показатель числа субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающий позитивное влияние на изменение ряда других социально-экономических составляющих деятельности малого и среднего бизнеса, таких как: оборот организаций, оборот розничной торговли, численность занятых в малом бизнесе, средняя заработная плата работников и др. (табл. 1).

В долгосрочном плане, к примеру, по показателям численности организаций малого бизнеса и доле занятых в малом бизнесе от общего числа занятых в экономике явно наблюдаются позитивные сдвиги (табл.2).

ФИЛИППОВ Дмитрий Васильевич - ст. преподаватель ФЭИ СВФУ [email protected].

Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (рис. 1-2) оказал позитивное влияние на изменение ряда других социально-экономических составляющих деятельности малого и среднего бизнеса в республике. Так, значительно возрос объем оборотов субъектов малого и среднего предпринимательства. Динамика в 2010 г. по сравнению с 2008 г. составила 124%. Обороты в сфере малого и среднего предпринимательства в основном обеспечивают предприятия оптовой и розничной торговли, строительного комплекса, обрабатывающих производств, транспорта и связи.

Прокомментируем еще один важный показатель - среднемесячную начисленную заработную плату одного работника малого предприятия. На сегодняшний день ее уровень составляет 23000 руб. (в 2009 г. - 20000 руб.). С абсолютной точки зрения немного, однако данный показатель стабильно занимает пятое место в Дальневосточном федеральном округе.

Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства традиционно сосредоточено в Якутске.

Основные проблемы

Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, все же имеется ряд проблем, многие из которых носят уже исторический, традиционный

Т а б л и ц а 1

Показатели состояния и деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за 2008-2010 гг.*

Показатель 2008 г. 2009 г. Оценка 2010 г. Изменение, %

2009/2008 2010/2009 2010/2008

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц, в том числе: 40330 45107 48000 112 106 119

малые и средние предприятия 4456 5067 5300 114 105 119

индивидуальные предприниматели 35874 40040 42700 112 107 119

Оборот СМиСП, млн. руб., 67214 77999 83500 116 107 124

Доля в общем обороте организаций, % 20 23 24 115 104 120

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий,чел. 49600 58556 60900** 118 104 123

Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике, % 35 39 41 111 105 117

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 1928 3232 4400 168 136 228

Налоги со специальным налоговым режимом, млн. руб. 1479 1499 1600 101 107 108

* По данным Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я).

** Расчетные данные т а б л и ц а 2

Динамика показателей развития предпринимательства за 1999-2010 гг.

Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства 17033 21231 25425 30576 44076 27032

Индивидуальные предприниматели, ед. 13492 18538 23140 28219 41614 24457

Малые предприятия, ед. 3541 2693 2285 2357 2462 2575

Доля занятых в МБ от общего числа занятых в экономике, % 10,0 12,3 14,0 17,5 17,6 20,8

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. (оц.)

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства 30935 33992 36884 40330 45107 48000

Индивидуальные предприниматели, ед. 28358 31045 33589 35874 40040 42700

Малые предприятия, ед. 2577 2947 3295 4456 5067 5300

Доля занятых в МБ от общего числа занятых в экономике, % 24,4 26 28,2 35 39 41

□ Индивидуальные предприниматели □ Малые предприятия

Рис. 1. Количество субъектов малого предпринимательства

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Годы (оц)

Рис. 2. Доля занятых в малом бизнесе от общего числа занятых в экономике

характер. Наиболее острыми для малого и среднего бизнеса являются следующие проблемы:

1. Высокая степень монополизированности реального сектора экономики крупными горнодобывающими компаниями, которые находятся в заведомо более выгодных условиях.

2. Проблема доступа к кредитным ресурсам, обусловленная высокими процентными ставками требуемым банками залоговым обеспечением, что является неприемлемым для малого бизнеса, особенно для стартующего.

3. Административные барьеры, продолжающие оставаться существенным препятствием в развитии предпринимательства. Значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры оформления и регистрации прав на недвижимость, обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и «неналоговые платежи», взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок.

4. Недостаток производственных площадей, характеризующийся в основном высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы.

5. Высокая себестоимость местной продукции и ее низкая конкурентоспособность, вызывающие опережающее развитие сектора торговли, сдерживая при этом развитие местного производства. Среди основных причин высокой себестоимости можно выделить отдаленность поставщиков сырья при слабой развитости республиканской сырьевой базы, высокая стоимость труда и высокие тарифы, ограниченный рынок сбыта при низкой производительности труда. Отдаленность и труд-нодоступность большей части территории Республики Саха (Якутия) приводят к значительному влиянию транспортной составляющей на конечную цену продукта.

6. Высокая налоговая нагрузка, обусловленная главным образом, переходом к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, вышеперечисленные острые проблемы усугубляются: во-первых, низким уровнем информированности, нехваткой знаний в области финансов, маркетинга, менеджмента, особенно в сельской местности, во-вторых, разобщенностью самих предпринимателей.

Анализ данных шести основных проблем показывает, что только две из них (высокая себестоимость, недостаток площадей) имеют субъективный характер, а главные четыре - системный институциональный характер, т.е. предприниматели собственными силами изменить положение дел не в состоянии (рис. 3).

Ранжирование показывает, что проблемы системного порядка можно условно сгруппировать по двум признакам: проблемы высшего уровня и проблемы регионального уровня. Это означает, что трудности, связанные с недоступностью кредитов, административными барьерами, могут быть преодолены на локально-региональном уровне (рис. 4).

Пути решения ряда проблем на региональном уровне находятся в двух плоскостях:

• во-первых, это реализация государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса со стороны республиканских властей (выражается в принятии законодательных, нормативно-правовых актов, программ развития малого бизнеса, инфраструктурной, имущественной, финансовой и моральной поддержке);

• во-вторых, инициативность и активная гражданская позиция самих предпринимателей, выраженная в объединении и совместном решении проблем и достижении поставленных целей.

При этом достижение конечного результата становится возможным только при условии взаимодействия, делового и социального партнерства государства и бизнеса.

Монополизированность (монопрофильность) экономики

Недоступность кредитов

Административные барьеры

Недостаток производственных площадей

Нехватка знаний, недостаточная информированность

Высокая себестоимость товаров и услуг

Разобщенность предпринимателей

Высокая налоговая нагрузка

Рис. 3. Основные проблемы, испытываемые предпринимателями

Рис. 4. Ранжирование проблем

Однако, как показывает действительность, фундамент для партнерских отношений все еще не создан. Остановимся на главной проблеме, которая сегодня волнует практически каждую функционирующую бизнес-единицу Российской Федерации независимо от ее размера, организационно-правовой формы и формы собственности.

Современные проблемы в налогообложении

В целях изучения влияния изменений на показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия) необходимо провести некоторые расчеты (табл. 3). Основными расчетными параметрами являются:

• численность занятых в малом и среднем биз-

несе с разбивкой по категориям (индивидуальные предприниматели и малые и средние предприятия),

• средняя заработная плата работника.

По самым скромным подсчетам, сумма отчислений по планируемым изменениям составит не менее 0,5 млрд. руб., что является неприемлемым для развития малого и среднего бизнеса (табл. 4).

Рассмотрим показатель инвестиций в основной капитал.

Таким образом, прирост чистых инвестиций будет в значительной степени нивелирован приростом налоговых отчислений (табл. 5). Во-первых, рост налоговой нагрузки на сектор малого и среднего бизнеса окажет негативное влияние на развитие предпринимательской деятельности в целом. Во-вторых, внутреннее перераспределение денежного потока потенциального внеоборотного капитала в сторону уплаты возросшей налоговой нагрузки станет фактором замедления темпов экономического роста и стагнации в секторе малого и среднего бизнеса. В-третьих, в условиях потребности в обеспечении текущего уровня бизнеса в целом и качественно-количественного состава средств производства, в частности, предприниматели будут вынуждены вернуться к так называемой оптимизации налогообложения и использованию «серых» зарплатных схем, от которых начали уходить в первой половине - середине 2000-х годов. В-четвертых, с увеличением размера отчислений у работодателей пропадут стимулы к повышению мотивации наемных работников и улучшению условий их труда через рост их заработной платы, выплату денежных поощрений, премий и т.д., что, в свою очередь, грозит перерасти в проблему социальную.

Перспективные направления развития

Основные перспективы развития субъектов малого предпринимательства связаны с планами реализации крупных инвестиционных проектов и программ (рис. 5), в первую очередь связанных с развитием нефте- и газодобычи (комплексное освоение месторождений углеводородного сырья на юго-западе Якутии), транспортной инфраструктуры (железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск, нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан, автомобильные дороги).

Необходимо отдельно выделить Арктический экономический район - часть территории Якутии, примыкающую к Северному Ледовитому океану, характеризующийся очаговым развитием промышленного производства, проживанием коренных малочисленных народов Севера, отсутствием системы надежного энергетического и транспортного обеспечения. Здесь планируется активное внедрение высоких технологий в коммуникациях, энергосбережении, предоставлении услуг образо-

Т а б л и ц а 3

Анализируемые показатели

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. (оценка)

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц, в том числе: 40330 45107 48000

малые и средние предприятия 4456 5067 5300

индивидуальные предприниматели 35874 40040 42700

Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике, % 35 39 41

Численность занятых в МСБ, тыс. чел. 169,4 188,0 197,6

Численность работников МСП, тыс. чел. 49,6 58,5 60,9

Численность работников ИП, тыс. чел. 119,8 129,4 136,7

Средняя заработная плата работника МСП, руб. 23000

Средняя заработная плата работника ИП, руб. 17000

Т а б л и ц а 4 Оценка уровня отчислений

Показатель 2010 г. (оценка) 2011 г. (расчет-прогноз) Изменение

ФОТ работников МСП, млн. руб. 1400,7 1400,7 0

ФОТ работников ИП, млн. руб. 2324,7 2324,7 0

Ставка налогообложения для МСП, % 26,20 34 +7,80

Ставка налогообложения для ИП, % 14,20 26,2, 34 +11,8, +19,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма ЕСН / отчислений по МСП, млн. руб. 367,0 476,2 +109,3

Сумма взносов / отчислений по ИП, млн. руб. 330,1 736,0 +405,9

Всего по ИП и МСП, млн. руб. 697,1 1212,2 +515,1

Изменение, % 73,9

Т а б л и ц а 5 Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Инвестиции в основной капитал 1928,0 3232,0 4400,0

Инвестиции в основной капитал нарастающим 1928,0 5160,0 9560,0

в том числе фактор амортизации 192,8 323,2 440,0

Накопленная амортизация 192,8 516,0 956,0

Условно чистые инвестиции 2716 3444

Прирост чистых инвестиций 728

вания, здравоохранения, управления. Регион позиционируется как экологический резерват для развития традиционных видов природопользования и экологического туризма.

Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) определены отрасли, где присутствие малого и среднего бизнеса должно быть увеличе-

Рис. 5. Зоны опережающего развития и инвестиционные проекты РС(Я. ) Источник: Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 20112020 гг., одобренная III съездом представителей СМСП РС(Я) 07.10.2010

но - это транспорт, связанное с ним сервисное и логистическое обслуживание, ремонт и содержание дорог, строительство и промышленность строительных материалов, жилищно-коммунальное хозяйство, связь, туризм, гостиничный бизнес, предпринимательство в социальной сфере, бизнес-услуги, консалтинг, ремесленничество, деревообрабатывающая промышленность, разработка и внедрение новых технологий, инновационное предпринимательство.

Во многих районах республики есть предпосылки для развития прибыльных фермерских хозяйств со специализацией на животноводстве, звероводстве и других видах сельхозпроизводства.

Особая сфера приложения сил для малого и среднего предпринимательства - участие в разработке полезных ископаемых и их переработке на тех месторождениях, которые по тем или иным причинам выпадают из интересов крупных горнодобывающих предприятий.

Немаловажное значение в развитии экономики отводится транспортной инфраструктуре, в частности, железной и автомобильной дорогам. У малого и среднего предпринимательства, осуществляющего свою деятельность в зоне тяготения к железной дороге, имеются значительные перспективы по развитию производства, торговли, услуг, общепита и разнообразного сервиса.

Источники

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N° 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г).

Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

Проект Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия). Стратегические перспективы до 2025 года и основные направления до 2030 года.

Стратегия поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу, утвержденная на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) (протокол №1 от 9 июня 2008 г.).

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2011-2020 годы, одобренная III съездом представителей СМСП РС(Я) 07.10.2010.

Статистический бюллетень №76/135 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутии) за январь-декабрь 2010 года». Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

Официальный сайт Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) - http://www.sakha.gov.ru/minpred.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.