УДК 336.581
Модернизация механизма финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства
Рассматриваются направления совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства - закрепление в бюджетах всех уровней минимальных лимитов средств, выделяемых на господдержку бизнеса, в том числе долгосрочное планирование; финансовая поддержка программ поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях; обеспечение прозрачности решений об инвестировании бюджетных средств.
Ключевые слова: региональная экономика; малое предпринимательство; государственная поддержка; механизм финансово-кредитной поддержки.
шШгЩ. Аликаева Мадина
ж^ .-Ж Валентиновна
Ж ^ д-р экон. наук, профессор
Шк — Шк кафедры экономики
и финансов Кабардино-
Балкарского государственного
университета
им. Х.М. Бербекова
i il E-mail: [email protected]
Налчаджи Татьяна Александровна
канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова E-mail: [email protected]
КсанаеваМадина Башировна
канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова E-mail: [email protected]
The article reviews and substantiates the ways to improve the state support of small business development. The authors find it necessary to determine the minimum amount of funding allocated the state support of business including long-term planning in the budgets of all levels; provide financial assistance to programs for small and medium business development in the municipalities; ensure the transparency of the decisions on budget funding.
Keywords: regional economy; small business; state support; mechanism of financial and credit support.
Сущность государственной поддержки малого предпринимательства
Региональная экономическая политика определяется как методологической и нормативно-правовой базой, так и объемами финансирования из бюджетов различных уровней (федерального, регионального, местных), которые предусматривают возможность применения различных инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), включая:
• государственную программу гарантирования кредитных рисков;
• развитие микрофинансовых организаций;
• компенсацию части процентных выплат субъектов МСП по кредитам;
• вовлечение банков с участием государства в программы по кредитованию МСП;
• частичное возмещение лизинговых платежей и затрат на покупку объектов основных средств, оборудования;
• привлечение внебюджетных финансовых ресурсов в развитие МСП;
• финансирование инновационных малых фирм.
Одной из наиболее востребованных мер государственной поддержки МСП является компенсация процентных ставок по кредитным и лизинговым договорам. Но несмотря на востребованность и актуальность указанного инструмента, непроработанность механизма применения сводит его эффективность к минимуму. Так, по данным Минэкономразвития Кабардино-Балкарской Республики (далее - КБР), за 2007-2011 гг. 173 субъекта МСП воспользовались компенсацией части процентных выплат по лизинговым и кредитным сделкам. При этом на сайте Минэкономразвития КБР информация о конкретных получателях и реализованных с помощью этого инструмента инвестиционных программ недоступна. Между тем непрозрачность применения этого инструмента, усложненный порядок и отсутствие механизма его осуществления создают возможность злоупотреблений со стороны чиновников.
Государственная поддержка МСП
Государственная поддержка МСП оказывается в случае, если заявка об оказании государственной поддержки после рассмотрения в течение 3 месяцев в Комиссии по финансированию проектов в сфере малого и среднего бизнеса будет в течение 7 дней перенаправлена в антимонопольный орган (в данном случае УФАС КБР). После одобрения заявки антимонопольным органом Минэкономразвития КБР должно в течение 5 рабочих дней уведомить получателя о возможности оказания государственной поддержки и заключить с ним соответствующий договор в течение 7 дней. Фактически на получение права на государственную поддержку у субъекта МСП уйдет не менее 4 месяцев, а сами выплаты будут производиться значительно позднее.
В сфере финансирования решения должны приниматься значительно быстрее. Это обусловлено тем, что, во-первых, стоимость кредитных ресурсов может во время рассмотрения заявки меняться, а во-вторых, при принятии решения об инвестировании предприниматель должен руководствоваться издержками, которые будут связаны с реализацией проекта. На практике получается иначе - предприниматель вначале получает кредит и только после
принятия решения Минэкономразвития КБР узнает, будет он финансировать инвестиционный проект самостоятельно либо часть расходов будет компенсироваться государством.
Другим видом финансово-кредитной поддержки, реализованной в КБР, является предоставление гарантий со стороны специального фонда, в данном случае Гарантийного фонда КБР. Некоммерческая организация «Гарантийный фонд» учреждена постановлением Правительства КБР от 26.02.2009 № 40-ПП с целью обеспечения равного доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам и развития в регионе системы их кредитования.
Максимальная величина предоставляемого кредитной организации поручительства по одному проекту заемщика — 30 млн руб., но не более 30% общей суммы Гарантийного фонда на момент рассмотрения заявки о предоставлении поручительства.
Одной из мер государственной поддержки субъектов МСП является предоставление им микрофинансовых займов, предусмотренных постановлением Правительства КБР от 23.05.2008 № 120-ПП, под которыми понимаются займы малым и микрофинансовым организациям в сумме не более 600 тыс. руб. Государственная поддержка микрофинансовым организациям предоставляется на конкурсной основе и направляется на поддержку начинающих микропредприятий (размер займа — не более 500 тыс. руб.), покрытие части затрат по средствам, привлекаемым от специализированных кредитных институтов (в размере ставки рефинансирования), уплату расходов по рейтинговой оценке (размер займа — не более 200 тыс. руб.) и проведение внешней аудиторской проверки (размер займа — не более 20 тыс. руб.), субсидии на обучение и повышение квалификации сотрудников (размер займа — не более 20 тыс. руб.), разработку и внедрение специализированных программ (размер займа — не более 75 тыс. руб.) и рекламу (размер займа — не более 50 тыс. руб. в год на одну организацию).
Поддержка молодежного предпринимательства в КБР осуществляется на основе постановления Правительства КБР № 76-ПП от 09.04.2008, согласно которому лицам, окончившим либо обучающимся в высших и средних учебных заведениях моложе 30 лет, зарегистрированным в качестве субъектов МСП и осуществляющим свою деятельность менее одного года, компенсируются затраты, связанные с реализацией инвестиционного проекта.
Имущественная поддержка субъектов МСП оказывается в виде предоставления по льготным ценам
офисных и производственных помещений. В настоящее время в регионе функционируют два бизнес-инкубатора, предоставляющих предпринимателям офисные помещения (на территории г. Нальчика и г. Баксана), и один бизнес-инкубатор, предоставляющий производственные помещения (в г. Нальчик). Планируется также открытие нового бизнес-инкубатора на территории Зольского района Республики.
Помещения предоставляются субъектам МСП на конкурсной основе, если на момент их обращения за государственной поддержкой срок их деятельности составляет менее одного года, вид деятельности соответствует специализации бизнес-инкубаторов и представлен бизнес-план, подтверждающий целесообразность размещения заявителя в бизнес-инкубаторе. Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду субъектам МСП не превышает трех лет.
Отбор заявок на проведение конкурса проводится в процессе собеседования, в ходе которого оцениваются соответствие организации критериям отнесения заявителя к субъектам МСП, вида деятельности — специализации бизнес-инкубатора, качественность бизнес-плана или бизнес-идеи и возможности ее практической реализации.
При прочих равных условиях преимущество отдается субъектам МСП, занимающимся внедрением инноваций. Несколько фирм, учредителем или соучредителем которых является одно физическое лицо, при принятии решения о размещении в бизнес-инкубаторе рассматриваются как один субъект МСП.
недостатки,
мешающие развитию МОП
Несмотря на меры, принимаемые в рамках оказания государственной поддержки МСП как в целом по стране, так и в регионах, до сих пор не созданы условия, которые способствовали бы не только увеличению количества субъектов МСП, но и их эффективному развитию. Условия предоставления средств должны быть прозрачными, ясными и однозначными и не вызывать дополнительную потерю времени и средств (на оказание консультационных услуг, подготовку бизнес-плана и т.д.).
В условиях ограниченности средств, направляемых на финансирование программ государственной поддержки МСП, и возрастания конкуренции за получение финансовой поддержки государство может воздействовать на деятельность МСП, навязывать предпринимателям желательные приоритеты развития бизнеса. Для получения государственной
поддержки предприятия должны предоставлять информацию о количестве рабочих мест, заработной плате, уплаченных налогах. Между тем нет специальных критериев, которые регламентировали бы, сколько должно быть работников, какая должна быть у них заработная плата и т.д. Это фактически только дополнительное усложнение процедуры получения государственной поддержки.
В общем виде механизм оказания финансово-кредитной и имущественной государственной поддержки развития МСП, представленный на рис. 1, имеет следующие недостатки:
• государственная поддержка субъектов МСП осуществляется после того, как предприниматель понес расходы. Следовательно, бизнес-проект может быть реализован только в случае наличия у предпринимателя собственных средств для его реализации;
• срок от момента подачи заявки до получения средств составляет 4-5 месяцев при наличии лимитов бюджетных расходов на соответствующие виды государственной поддержки;
• критерии отбора проектов не обнародуются, известны только возможные причины отказа в оказании государственной поддержки;
• перечень документов, прилагаемых к заявке, необоснованно расширен, что становится причиной возникновения дополнительных административных барьеров и возможных коррупционных действий;
• нет системы оценки подающего заявку на государственную поддержку лица и реализуемой им бизнес-идеи;
• непрозрачность принятия решения о предоставлении государственной поддержки;
• отсутствие возможности отслеживать состояние заявки на получение государственной поддержки и устранять имеющиеся недостатки до получения решения об отказе;
• незащищенность расходов бюджета на оказание государственной поддержки МСП;
• участие в отборе на получение государственной поддержки предприятий и предпринимателей, принадлежащих к разным размерным группам, которое обусловливает их неравное положение и неконкурентоспособность более мелких субъектов МСП по сравнению с более крупными;
• отсутствие обеспечения равных прав на получение государственной поддержки субъектов МСП;
• отсутствие процедуры проверки принадлежности субъектов к сектору МСП и возможность получения государственной поддержки предприятиями, не являющимися субъектами МСП.
Заявление о госрегистрации 1
5 дней
ИФНС
начало деятельности
Осуществление расходов
Подача заявки и перечня документов
[ регистрация заявки
Рассмотрение заявки МЭРТ КБР
1 [ 3 месяца на рассмотрение
Комиссия по финансированию проектов МСП
Не одобрена
одобрена - 7 дней 'з
УФАС КБР
Не одобрена|
одобрена -5 дней
МЭРТКБР
7 дней
Подписание договора об оказании поддержки
заявка на финансирование
Нет лимита
Министерство финансов КБР
Д. есть лимит финансирования
Казначейство КБР
Д. предоставление поддержки
Субъект МСП
Рис. 1. Действующий механизм финансово-кредитной поддержки МСП
Направления совершенствования предоставления субъектам МСП государственной поддержки
Анализ финансово-кредитной поддержки МСП в КБР позволил сформулировать следующие основные направления ее совершенствования:
• закрепление в бюджетах всех уровней минимальных лимитов средств, выделяемых на государственную поддержку МСП;
• долгосрочное планирование и преемственность мер и инструментов государственной поддержки МСП;
• финансовая поддержка программ государственной поддержки МСП в муниципальных образованиях, где она наиболее активно и эффективно реализуется;
• обеспечение прозрачности решений об инвестировании бюджетных средств;
• использование конкурсных принципов при принятии решений о выделении финансово-кредитной поддержки;
• совершенствование механизма оказания финансово-кредитной поддержки.
Модернизируемый механизм финансово-кредитной поддержки МСП представлен на рис. 2.
Согласно предлагаемой модели механизма финансово-кредитной поддержки МСП при постановке на учет в налоговых органах предприниматель подает заявление о получении статуса субъекта МСП. ИФНС КБР передает заявление предпринимателя и информацию о его постановке на налоговый учет в УФАС КБР, которая в течение 30 дней выносит решение о присвоении ему статуса субъекта МСП или мотивированный отказ. Решение о получении такого статуса (или отказе) направляется в налоговый орган, осуществивший регистрацию субъекта МСП.
Решение о лишении такого статуса может быть вынесено только судебными органами по обращению УФАС КБР на основании оперативной информации в случае нарушения субъектом МСП антимонопольного законодательства, заявлений граждан о недобросовестной конкуренции либо информации территориальных ИФНС КБР о нарушении критериев отнесения субъектов к сектору МСП.
Субъект МСП, которому присвоен такой статус, может обратиться с заявлением о получении любой
Заявление о госрегистрации
5 дней J. Д 30 дней
ИФНС УФАС КБР
1 I
Внесение в ЕГРЮЛ или ЕГРИП Присвоение статуса субъекта МСП
1 s
Заявка на господдержку i CL OJ
1 7 дней на рассмотрение а
УФАС КБР, УФНС КБР, Комиссия по финансированию проектов МСП, Минфин КБР JS о
1 ^ 7 дней Р
Отказ в оказании поддержки Конкурс заявок Ч 0J CL
Д 7 дней о m
Заключение договора о господдержке и та
Д. 7 дней -е-
Финансирование проекта
Д 90 дней та X
Отчет об использовании средств и
Рис. 2. Модернизированный механизм финансово-кредитной поддержки
Источник: составлено авторами
формы государственной поддержки без ограничений, за исключением несоблюдения им критериев отнесения к сектору МСП, без дополнительных разрешительных процедур, прилагая к заявлению следующие документы:
1) полные реквизиты субъекта МСП;
2) копии паспортов учредителей и ответственных лиц организации (директор, главный бухгалтер);
3) инвестиционный проект;
4) информацию о финансовом положении заявителя.
После получения полного пакета документов информация о заявителе направляется в УФАС КБР и УФНС КБР, которые проверяют информацию о заявителе и выносят мотивированное решение о возможности предоставления ему государственной поддержки или мотивированный отказ. При проверке, проводимой УФНС КБР, контролируется достоверность указанных в заявке данных, выявляется информация об аффилированных с субъектом МСП лицах, контролируется наличие просроченной задолженности в бюджет, соответствие лица, подавшего заявку, критериям отнесения к субъектам МСП.
При наличии у данного лица просроченной задолженности в бюджет, фактов неоднократного грубого нарушения налогового законодательства, при указании недостоверных данных, несоответствии лица критериям отнесения предприятий к сектору МСП в государственной поддержке будет отказано.
Исключение из перечня таких документов, как выписка из ЕГРЮЛ, коды статистики, копии учредительных документов, справка об отсутствии задолженности в бюджет, позволяет, с одной стороны, снизить возможность махинаций и подачи ложных сведений, так как эта информация извлекается из базы данных УФНС КБР, а с другой стороны, существенно сократить срок подготовки заявок на финансирование, так как получение каждой справки занимает в среднем 5-7 рабочих дней.
При положительном решении УФАС КБР и УФНС КБР вопроса о предоставлении государственной поддержки, а также при одобрении бизнес-проекта Комиссией по финансированию проектов в сфере МСП, определении лимитов финансирования конкретной меры по государственной поддержке выносится решение о допущении заявки к конкурсу на оказание государственной поддержки.
Таблица
Рейтинговая оценка заявки на получение государственной поддержки
Баллы 0-20 21-40 41-60 61-80 81-100 Рейтинг
1. Финансовая устойчивость Крайне низкий Низкий Средний Высокий Крайне высокий
2. Социальный эффект проекта Крайне низкий Низкий Средний Высокий Крайне высокий
3. Бюджетный эффект проекта Крайне низкий Низкий Средний Высокий Крайне высокий
4. Экономический эффект проекта Крайне низкий Низкий Средний Высокий Крайне высокий
5. Риск проекта Крайне высокий Высокий Средний Низкий Крайне низкий
6. Инновационность Крайне низкий Низкий Средний Высокий Крайне высокий
7. Объем собственных средств, инвестируемых в проект Крайне низкий Низкий Средний Высокий Крайне высокий
8. Срок деятельности субъекта Более 5 лет Менее 5 лет Менее 3 лет Менее 2 лет Менее 1 года
9. Сумма финансирования Крайне низкий Низкий Средний Высокий Крайне высокий
10. Презентация проекта Крайне низкий Низкий Средний Высокий Крайне высокий
Не допускается подача физическим лицом — учредителем двух и более субъектов МСП либо ответственными лицами организации более одной заявки на один конкурс. Один и тот же вид поддержки не может оказываться дважды одному и тому же юридическому или физическому лицу, являющемуся учредителем субъекта МСП.
Заявки рассматриваются в течение 7 дней. Им присваивается рейтинг (таблица), и после проведения конкурсного отбора с обязательной презентацией проекта заявителем перед Координационным советом по МСП открытым голосованием отбираются победители конкурса в пределах выделенных объемов бюджетных средств. Конкурсный отбор заявок проводится отдельно для каждой размерной группы предприятий: микро-, малых и средних. Лимиты оказания государственной поддержки по каждому виду поддержки выделяются отдельно.
В соответствии с приведенными в таблице показателями предпочтение будет отдаваться заявкам субъектов МСП с устойчивым финансовым положением, высоким социальным, экономическим и бюджетным эффектом, низким уровнем риска, с более коротким периодом существования, наименьшей суммой финансирования за счет государственной поддержки, наибольшим объемом собственных средств, инвестируемых в проект, и лучшей презентацией.
После определения заявок, прошедших конкурсный отбор, претенденты на получение государственной поддержки подписывают соответствующий договор в течение 7 дней. В случае отказа от подписания договора претендентом на получение государственной поддержки договор заключается с подающим заявку лицом, которое имеет следующий по количеству баллов рейтинг.
Перенесение на мезоуровень основного объема работ в области политики поддержки и развития малого предпринимательства обусловливает необходимость создания прочной финансовой базы в регионе. В настоящее время из бюджета КБР финансируются в основном программы микрокредитования, однако без дополнительных вливаний из федерального бюджета, предоставления гарантий, создания общероссийских программ развития малого предпринимательства решить задачу оказания существенной государственной поддержки субъектам МСП региональные власти самостоятельно не смогут.
Литература
1. Ксанаева М.Б. Роль государственной поддержки в развитии малого предпринимательства / Международная научно-техническая конференция «Экономика и эффективная организация производства-2003». Брянск, 2003. С. 60-63.
2. URRL: http://www.pravitelstvokbr.ru.