Экономические науки
79
УДК 336.2
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кцоева А.Э., магистрант 2-го года очной формы обучения,
программа подготовки «Налоги и налоговое консультирование»,
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»,
г. Владикавказ
E-mail: [email protected]
Дзокаева Л.А., магистрант 2-го года очной формы обучения,
программа подготовки «Налоги и налоговое консультирование»,
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»,
г. Владикавказ
E-mail: [email protected]
В статье отмечается, что система косвенных налогов занимает большой удельный вес в формировании доходной части бюджетов бюджетной системы. Механизм косвенного налогообложения содержит в себе особую социальную направленность. В этой связи нуждается в дополнительных мерах повышения эффективности, устранении существующих проблем и развитии.
Ключевые слова: налогообложение, налоговая система, НДС, акцизы, торговый сбор, бюджетная система, косвенные налогообложения.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INDIRECT TAXATION IN RUSSIAN FEDERATION
Ktsoyeva A.E., undergraduate of the 2nd year of full-time courses, program of preparation "Taxes and tax consultation",
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz Dzokayeva L.A., undergraduate of the 2nd year of full-time courses, program of preparation "Taxes and tax consultation",
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz
The article notes that the system of indirect taxes takes a large share in the formation of a profitable part the Federal budget. The mechanism of indirect taxation contains a special social orientation. Therefore requires additional measures to improve efficiency, eliminate existing problems and development.
Key words: taxation, tax system, VAT, excise duties, sales tax, budget system, indirect taxation.
Российская система косвенных налогов несовершенна и нуждается в реформировании и значительном изменении. Вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета. Устранение дефицитности бюджета за счет изъятия налогов является основным недостатком налоговой системы. Нет до-
статочной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения.
80
А.Э. КЦОЕВА, Л.А. ДЗОКАЕВА
Система косвенных налогов, в свою очередь, занимая большой удельный вес в формировании доходной части бюджетов должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества. Такая социальная функция косвенных налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия и денежного баланса в обществе. Налоговая система России не учитывает при этом то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования, что обусловливает инфляционный характер. Ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на потребителей.
Таким образом, механизм косвенного налогообложения содержит в себе особую социальную направленность, поэтому нуждается в дополнительных мерах повышения эффективности, устранении существующих проблем и развитии.
Налоги - это основной инструмент, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды. Для любого государства необходимость увеличения доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно [4]. В этой связи органы законодательной и исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления разрабатывают основные направления перспектив развития и повышения эффективности налоговой политики, как прямых, так и косвенных мер ее воздействия. Повышение эффективности налоговой политики и совершенствования механизмов налогового администрирования, в т.ч. в части косвенного налогообложения, осуществляется в соответствии с этим документом. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство РФ о налогах и сборах [5, 11].
Приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне- и долгосрочной перспективе является дальнейшее развитие и повышение эффективности налоговой системы, на основе косвенного
налогообложения, в т.ч. косвенное налогообложение, тенденции и перспективы его развития в современных условиях видятся наиболее значимыми для возможности реализации государством присущих ему функций и удовлетворения социальных потребностей населения страны [2].
Как эффективный компонент финансовой и налоговой системы косвенные налоги: НДС и акцизы являются важнейшими статьями доходной части бюджета РФ и обладают наиболее результативным механизмом государственного регулирования, особенно алкогольного и табачного рынков, а также автомобильной промышленности [16, 13].
На сегодняшний день акцизное налогообложение имеет ряд преимуществ среди налогов. В первую очередь, они отличаются быстрым поступлением в бюджет, так как при реализации подакцизных товаров непременно производится и перечисление налога в бюджет. Во-вторых, следует отметить, что акцизы охватывают категорию товаров массового потребления, пользующихся наибольшим спросом, за счет чего их реализация обеспечивает достаточно большой объем поступлений в бюджет.
Будучи косвенным налогом, акцизы охватывают всю территорию РФ, т.к. различные виды подакцизной продукции производятся и реализуются во всех субъектах России, следовательно, они выполняют экономическую функцию с точки зрения перераспределения во всех административно-территориальных единицах государства в отношении акцизных доходов. Тем самым акцизы оказывают существенное влияние и на финансовую обеспеченность всего государства, так как объем и реализация подакцизных товаров прямо пропорциональны объему поступлений в бюджеты БС РФ.
Вместе с тем акцизные платежи до сих пор нельзя назвать совершенными, и механизм их взимания и уплаты имеет погрешности. В связи, с чем они не отвечают до конца экономической природе своего происхождения и не выполняют в полном объеме своего назначения. Следовательно, система косвенного налогообложения в РФ (акцизы, НДС, торговый сбор) нуждаются в структурном реформировании и преобразовании [14].
В части реформирования налогообложения акцизов планируется дифференцировать ставки акциза на этиловый спирт, а также предусмотреть вероятность освобождения от авансовой уплаты акциза по покупаемому спирту в случае предоставления производителями банковской гарантии.
Несовершенство акцизов наблюдается и в наличии ежегодного внесения большого числа поправок в налоговое законодательство. С целью повышения эффективности уплаты акцизов и решения ряда существующих проблем предлагается также заменить региональный транспортный налог акцизом на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Противоречие в данном случае заключается в том, что упразднение транспортного налога и замещение его дополнительным акцизом приведет к увеличению ставки на реализацию ГСМ. Это же, в свою очередь, разрушит действующий механизм налогообложения в субъектах РФ и вызовет новые проблемы и споры, так как акцизы уплачиваются нефтеперерабатывающими предприятиями, а плательщиками транспортного налога являются отдельные физические и юридические лица - владельцы транспортных средств [7]. Следовательно, прежде чем трансформировать налоги нужно выработать правильный алгоритм, учитывающий интересы всех сторон.
Совершенствование акцизного налогообложения в среднесрочной перспективе, обусловлено, прежде всего, механизмом предотвращения ухода от их уплаты. На сегодняшний день у предпринимателей в наличии достаточное количество соответствующих легальных схем [9]. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс произ-
водства конкретной алкогольной продукции. Так же с целью предотвращения злоупотребления существующих норм и правил, связанных с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.
Что касается ставок акцизов, то за последние годы налогоплательщики привыкли к механизму их индексации, - он отменен не будет. В то же время сложная ситуация с ценообразованием в сфере реализации нефтепродуктов вынуждает внести существенные коррективы и в эту сферу налогообложения.
Таким образом, перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.
Что касается НДС, то делать какие-либо значительные изменения в порядке обложения этим налогом в настоящее время не целесообразно. Планируется только лишь внести некоторые уточнения в порядок подтверждения нулевой ставки этого налога, следовательно, вся работа в этой части, будет связана с оптимизацией документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также на сокращение сроков возмещения НДС [8]. Такие уточнения, затронут и порядок оформления счетов-фактур. Планируется так же решить вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями. Кроме того, в совершенствовании налогового законодательства планируется внести ряд изменений в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения, как планируется, определят, что в случае незаполнения (или неправильного заполнения) каких-либо реквизитов, счет-фактура может быть признана несоответствующей установленным требованиям. Планируется, что данное требование сможет минимизировать издержки налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства.
Согласно действующему налоговому законо-
82
А.Э. ^КЦОЕВА, Л.А. ДЗО^КАЕВА
дательству РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, не могут считаться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Налоговым законодательством установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Что касается лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, то выставление ими счетов-фактур подписывается этим предпринимателем с указанием реквизитов его свидетельства о государственной регистрации.
Так же планируется продолжить работу по созданию системы составления счетов-фактур в электронном виде.
В соответствии с концепцией развития России до 2020 г., представленной Министерством экономического развития и торговли, существует два варианта реформы налога на добавленную стоимость: во-первых, введение единой ставки НДС в размере 12 %; во-вторых, снижение ставки налога до 14 % с сохранением льготной ставки 10 % по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция). Оба варианта приведут к выпадению доходов бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12 % в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2 % ВВП. При уменьшении ставки налога до 14 % с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3 % ВВП.
Между тем существуют проблемы в современной системе косвенного налогообложения. Данной проблеме в настоящий момент уделяется большое внимание со стороны законодательной власти, а именно, разрабатываются и реализуются различные механизмы повышения качества и эффективности косвенного налогового бремени, предлагаются различные способы решения существующих проблем [10, 12].
Среди перспектив развития косвенного налогообложения и решения существующих проблем в части администрирования, планируется
принимать меры по ужесточению контрольной деятельности налоговых служб, т.к. с помощью грамотной и эффективной деятельности контролируемых органов можно выявить уклоняющихся от буквы закона производителей, штрафовать их большими размерами денежных сумм, тестировать спиртосодержащую продукцию, запрещать на определенный срок производство и реализацию подакцизных товаров, а в случаях несоблюдения и невыполнения установленных предписаний аннулировать лицензию на выпуск подакцизной продукции [15].
Понимание различного рода проблем, существующих в налоговом законодательстве РФ, их решение на высшем уровне и разработка комплекса мер по повышению эффективности налоговых механизмов, в т.ч. и среди косвенных налогов обуславливают актуальность этих вопросов постоянный поиск решений.
Другими важными изменениями, которые коснутся налогового администрирования в разрезе косвенного налогообложения, можно назвать следующие:
• введение универсальных требований к использованию института банковской гарантии в налоговых правоотношениях;
• введение обязанности банков информировать налоговые органы об открытых счетах физических лиц и обязанности банков предоставлять сведения по таким счетам;
• введение возможности для налогового органа направлять запросы налогоплательщику по электронным каналам связи и установление возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика при отсутствии ответа на такие запросы;
• введение обязанности представлять декларации по налогу на добавленную стоимость в электронном виде, а также обязанности представлять книгу учета счетов-фактур в электронном виде вместе с налоговой декларацией по НДС [3].
Сегодня достаточно часто можно столкнуться с тем, что косвенное налогообложение в РФ подвергается критике, обусловленной тем, что данная система взимания налогов регрессивна и недемократична. При этом, многих экономисты считают, что косвенные налоги являются опти-
мальными для нестабильной экономики, которая имеет место быть в нашей стране. Следовательно, на данном этапе развития и становления налоговой системы данный вид налогообложения будет использоваться государством, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет.
Таким образом, в целях совершенствования косвенного налогообложения целесообразней всего разработать комплекс мер по ужесточению
контрольной деятельности налоговых служб и применять жесткие меры наказания в отношении нарушителей налогового законодательства. В любом цивилизованном государстве власти должны быть заинтересованы в создании эффективной налоговой, а также целостной бюджетной и финансовой политики, что позволит четко работать всем экономическим механизмам и на должном уровне реализовывать стоящие перед государством задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс РФ. 2016.
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
3. АгузароваЛ.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 6. - С. 9-11.
4. АгузароваЛ.А., Агузарова М.Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2016 году // Научные Известия. - 2016. - № 4. - С. 25-28.
5. АгузароваЛ.А., Валгасов Г.А. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 810.
6. Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2014. - № 10. - С. 910-918.
7. Агузарова Ф.С. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской Федерации // Экономическая политика. - 2015. - Т. 10. - № 1. - С. 149-158.
8. Агузарова Ф.С. Укрепление бюджетов субфедерального уровня Российской Федерации на основе налога на добавленную стоимость // Экономика. Бизнес. Банки. - 2016. - № 4. - С. 165-173.
9. Агузарова Ф.С. Федеральные налоги и сборы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Вопросы управления. - 2016. - № 3. - С. 92-99.
10. Балаева Д.А. Налоговый механизм: специфика взимания налогов // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 5-1. - С. 88-90.
11. БалаеваД.А., АгузароваЛ.А., Агузарова Ф.С. Основные направления совершенствования налоговой политики // В сб.: Актуальные проблемы налогового регулирования в современной России сборник научных трудов. - Владикавказ, 2013. - С. 22-26.
12. БалаеваД.А., ДзарасоваА.К. К вопросу взаимосвязи налоговой политики и налогового механизма // В сб.: Управление экономическими и социальными системами региона. Сборник научных трудов / Под ред. С.Ф. Дзагоева. - Владикавказ, 2015. - С. 6-11.
13. Дадашев А.З., ТопчиЮ.А. Структурные изменения в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и в механизме их распределения между региональными и местными бюджетами // Финансы и кредит. - 2014. - № 39. - С. 30-36.
14. Зангионов А.Н. О некоторых проблемах налоговой реформы в Российской Федерации // В сб.: Налоговые аспекты экономических отношений: проблемы и перспективы сборник научных трудов. Федеральное агентство по образованию. - Владикавказ, 2009. - С. 14-21.
15. Козаева О.Т., Тадтаева В.В. Налоговый контроль и его совершенствование // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-4. - С. 101-104.
16. Пансков В.Г. Собираемость НДС: резервы есть, возможности не используются // Финансы. - 2016. -№ 3. - С. 22-27.