Научная статья на тему 'Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета'

Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6212
1420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / АКЦИЗЫ / ПРОБЛЕМЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / INDIRECT TAXATION / VALUE ADDED TAX / EXCISES / PROBLEMS OF INDIRECT TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турбина Наталия Михайловна, Фёдорова Алёна Юрьевна

В статье рассматривается фискальная и регулирующая роль косвенных налогов в формировании бюджета РФ. На протяжении всего исторического пути в России особую роль играли косвенные налоги, временами превосходя долю налогов прямых в формировании бюджета. Однако сегодня существующие косвенные налоги получают ряд критических замечаний, причем зачастую конструктивных, в связи с чем остро встает вопрос об их перспективах, прогнозировании развития данной сферы. В статье ставилась цель раскрыть роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета и определить направления совершенствования и реформирования косвенного налогообложения на ближайшую перспективу. В статье изучена историческая роль косвенных налогов в налоговой системе России. Проведено принципиальное различие между прямыми и косвенными налогами. Определены преимущества косвенных налогов, которые связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Определено, что НДС более предпочтителен, чем прямые налоги и указаны данные преимущества. Определены фискальные и регулирующие преимущества акцизов. Кроме этого, проведен всесторонний анализ динамики и структуры косвенных налогов в бюджетах разных уровне. В рамках данного анализа определена фискальная роль НДС и акцизов в бюджетах каждого уровня. Проанализированы структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, поступления НДС в бюджетную систему Российской Федерации, поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации. Определены проблемы современной системы косвенного налогообложения в России и предложены возможные направления реформирования механизма взимания НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INDIRECT TAXES IN FORMATION OF BUDGET REVENUES

In article authors considered the fiscal and regulating role of indirect taxes in formation of the budget of the Russian Federation. Throughout all historical way in Russia indirect taxes played a special role in formation of the budget, from time to time surpassing a share of the direct taxes. However today the existing indirect taxes receive a number of critical remarks, and often constructive in this connection sharply there is a question of their prospects, forecasting of development of this sphere. In article authors set the purpose to open a role of indirect taxes in formation of budget revenues and to define the directions of improvement and reforming of indirect taxation on the near-term outlook. In article authors studied the historical role of indirect taxes in the taxation system of Russia, carried out basic distinction between direct and indirect taxes, defined advantages of indirect taxes connected first of all with their role in formation of budget revenues, defined that the VAT is more preferable, than the direct taxes also are specified these advantages and defined the fiscal and regulating advantages of excises. Besides, authors carried out the comprehensive analysis of dynamics and structure of indirect taxes in budgets different level. Within this analysis authors defined the fiscal role of the VAT and excises in budgets of each level, analyzed structure of the tax income of the consolidated budget of the Russian Federation, receipt of the VAT in the budgetary system of the Russian Federation, receipt of excises in the budgetary system of the Russian Federation and offered problems of modern system of indirect taxation in Russia and the possible directions of reforming of the mechanism of collection of the VAT.

Текст научной работы на тему «Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета»

УДК 336.22 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-7-41-47

РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ФЁДОРОВА АЛЁНА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается фискальная и регулирующая роль косвенных налогов в формировании бюджета РФ. На протяжении всего исторического пути в России особую роль играли косвенные налоги, временами превосходя долю налогов прямых в формировании бюджета. Однако сегодня существующие косвенные налоги получают ряд критических замечаний, причем зачастую конструктивных, в связи с чем остро встает вопрос об их перспективах, прогнозировании развития данной сферы. В статье ставилась цель раскрыть роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета и определить направления совершенствования и реформирования косвенного налогообложения на ближайшую перспективу. В статье изучена историческая роль косвенных налогов в налоговой системе России. Проведено принципиальное различие между прямыми и косвенными налогами. Определены преимущества косвенных налогов, которые связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Определено, что НДС более предпочтителен, чем прямые налоги и указаны данные преимущества. Определены фискальные и регулирующие преимущества акцизов. Кроме этого, проведен всесторонний анализ динамики и структуры косвенных налогов в бюджетах разных уровне. В рамках данного анализа определена фискальная роль НДС и акцизов в бюджетах каждого уровня. Проанализированы структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, поступления НДС в бюджетную систему Российской Федерации, поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации. Определены проблемы современной системы косвенного налогообложения в России и предложены возможные направления реформирования механизма взимания НДС.

Ключевые слова: косвенное налогообложение, налог на добавленную стоимость, акцизы, проблемы косвенного налогообложения

Так исторически сложилось, что роль косвен- ко исторически косвенные налоги были представ-ного налогообложения была велика на всем про- лены в России акцизами и пошлинами. Их доля в тяжении существования налоговой системы. Толь- доходах бюджета доходила по 50 % (табл. 1).

Таблица 1

Динамика поступления акцизных сборов в государственный бюджет российской империи

Год Косвенные налоги, млн руб. Процент из общей суммы доходов, %

1850 118,40 53,5

1860 182,80 60,1

1870 245,05 53,8

Различие между прямыми и косвенными налогами состоит в том, что косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя.

Косвенное налогообложение в Российской Федерации представлено налогом на добавленную стоимость и акцизами.

Косвенные налоги несут в себе ярко выраженную фискальную и регулирующую функции [1]. Система косвенного налогообложения - наиболее удобная для мобилизации доходов в казну, форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. В ней заложены возможности воздействия на экономику, т. е. стимулировать или

N. M. TURBINA, A. YU. FYODOROVA

сдерживать производство по тем или иным направлениям, и возможности регулирования потребления, а вместе с тем она позволяет быстро реагировать на экономические процессы.

Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.

Во-первых, им характерно быстрое поступление.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления, то высока вероятность их полного поступления.

В-третьих, потребление равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов.

В-четвертых, косвенные налоги влияют на потребителей.

В России на сегодняшний день два косвенных налога: НДС и акцизы.

НДС более предпочтителен, чем прямые налоги:

- от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль;

- процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру;

- НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности, и поступления от него достаточно стабильны.

В функциональном назначении акцизов так же преобладает их фискальная направленность, эти налоги изначально ориентированы на обеспечение государства крупными и стабильными доходными источниками. Однако, в последнее время происходит некоторое смещение акцента с фискальных приоритетов к более полному использованию акцизов в качестве инструмента экономического регулирования [2].

Регулирующая функция акциза проявляется в следующих направлениях:

- воздействие на объемы производства и потребления подакцизных товаров;

- влияние на структуру производства, стимулирование роста эффективности производства, по-

вышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукции;

- регулирование рентабельности производства подакцизных товаров.

В большинстве развитых стран мира регулирующая функция акцизов является главенствующей. Использование акцизов в виде фискального инструмента считается в цивилизованных странах нецелесообразным.

Определим фискальную роль НДС и акцизов в бюджетах разного уровня (табл. 2).

Более наглядно структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2014-2015 гг. представлена на рисунке 1.

Поступления НДС состоят из двух видов [3]:

- налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, которого в федеральный бюджет в 2015 г. поступило 2 448,3 млрд руб., или на 12,2 % больше, чем в 2014 г.

налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, которого в федеральный бюджет в 2015 г. поступило 141,7 млрд руб., или на 18,8 % больше, чем в 2014 г.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 г. составили 1 014,4 млрд руб., или на 1,5 % больше, чем в 2014 г. (табл. 2).

Наиболее существенным с точки зрения доли поступлений в государственный бюджет является налог на добавленную стоимость. О важности этого налога можно судить по данным статистики. На рисунке 2 представлена динамика поступления НДС в консолидированный бюджет РФ за 2000-2015 гг.

Объемы поступления акцизов за последние годы так же увеличиваются. Об этом свидетельствует динамика поступления акцизов за 2008-2015 годы, представленная на рисунке 3.

Акцизы, в отличии от НДС поступают как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. Более наглядно рост поступлений акцизов по уровням налоговой системы представлен на рисунке 4.

2014 год 2015 год динамика

сумма уд. Вес., % сумма уд. вес., % в сумме в %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ 12 670,20 100 13 788,30 100 1 118,10 8,82

из них:

Таблица 2

Динамика и удельный вес основных налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2014-2015 гг. (млрд руб.)

2014 год 2015 год динамика

сумма уд. Вес., % сумма уд. вес., % в сумме в %

Налог на прибыль организаций 2 372,80 18,73 2 598,80 18,85 226,00 9,52

Налог на доходы физических лиц 2 688,70 21,22 2 806,50 20,35 117,80 4,38

Налог на добавленную стоимость

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 2 181,40 17,22 2 448,30 17,76 266,90 12,24

на товары, ввозимые на территорию РФ 119,3 0,94 141,7 1,03 22,40 18,78

Акцизы 999 7,88 1014,4 7,36 15,40 1,54

Имущественные налоги 955,1 7,54 1068,4 7,75 113,30 11,86

НДПИ 2 904,20 22,92 3 226,80 23,40 322,60 11,11

прочие 58,8 0,46 62,1 0,45 3,30 5,61

Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2014-2015 гг.

Рис. 2. Поступления НДС в бюджетную систему Российской Федерации в 2000-2015 гг., млрд руб.

N. M. ТШВМЛ Л. т FYODOROVA ^ ^ ^ ^ 2016

Рис. 3. Поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008-2015 гг., млрд руб.

Рис. 4. Поступление в бюджеты разных уровней акцизов в 2008-2015 гг.

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 О

181 448, Э14,

886, 83, 868,

753, ЮЗ,! 2 4 2 3

328 1 1 1 2 999

)9S,' 514/ 1 76, '■27/ 1 1 7 2

< I 1 6 141,'

1 I < ) ' ) J52,.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

■ акцизы ■ НДС

Рис. 5. Поступления НДС и акцизов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008-2015 гг., млрд руб.

Если сравнивать роль каждого косвенного налога в доходах бюджетной системы, то преимущество принадлежит НДС. На рисунке 5 продемонстрировано соотношение НДС и акцизов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2008-2015 гг.

Поступление основных доходных источников

Поступление основных доходных источников федерального бюджета в 2014-2015 гг. приведено в таблице 3. Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2015 г. составили 6880,5 млрд руб., что на 10,7 % больше, чем в 2014 г. (табл. 3).

Таблица 3

ерального бюджета в 2014-2015 гг., млрд руб.

Виды налогов 2014 г. 2015 г.

млрд руб. в % к объему пост, в фед. бюджет млрд руб. в % к объему пост, в фед, бюджет

Всего поступило в федеральный бюджет 6 214,60 100 6 880,50 100

из них:

Налог на прибыль 411,3 6,6 491,4 7, 1

НДС 2 181,40 35,1 2 448,30 35,6

Акцизы 520,8 8,4 527,9 7,7

НДПИ 2 858,00 46,0 3 160,00 45,9

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДС составили 35,6 %, а акцизов - 7,7 %.

Можно сделать вывод, что НДС и акцизы являются одними из основных доходных источников как консолидированного бюджета РФ, так и федерального бюджета [3]. Их совокупная доля в доходах консолидированного бюджета составляла в 2015 г. 25,1 % от общего объема поступлений, а в доходах федерального бюджета 43,3 % от общего объема.

Кроме того, в работе проведен анализ поступления косвенных налогов по видам объектов налогообложения и в отраслевом разрезе.

В структуре НДС наибольшую долю составляет НДС на товары, реализуемые на территории РФ. Доля НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, незначительна и составляет приблизительно 1 % от общего поступления НДС.

Наибольший удельный вес в доходах консолидированного бюджета по сводной группе акцизов принадлежит акцизу на нефтепродукты. На втором месте находится акциз на табачную продукцию. Третье место делят акциз на пиво и алкогольную продукцию.

Таким образом, бесспорна высокая бюджетообразующая и фискальная роль НДС и акцизов в налоговой и бюджетной системе РФ.

Но система косвенного налогообложения в России не лишена проблем. Первой проблемой является то, что косвенные налоги - это сдерживающий фактор роста отечественного производства, инвестиций в основной капитал. Решением проблемы отрицательного влияния косвенного налогообложения на инвестиции представляет изме-

нение налогового законодательства в части стимулирования инвестиционной активности.

Вторая проблема - растущая из-за косвенного налогообложения инфляция. Целесообразно снизить основную и пониженную ставку НДС, а также отменить ряд льгот по его уплате.

Третья проблема - проблема неправомерного возмещения НДС по экспортным операциям. Для решения данной проблемы целесообразно отменить ряд льгот.

Четвертая проблема - повышение ставок акцизов особенно остро скажется на одной из главных задач государства - сохранение здоровья нации. Решая ее, необходимо действовать в следующем направлении: сначала привить населению «культуру питья», установив низкие ставки акциза на менее вредную продукцию, и лишь затем, постепенно повышать акциз на остальные виды подакцизных товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятая проблема - рост акциза на бензин. Дальнейшее увеличение ставки акциза на бензин может губительно сказаться на ценах большинства товаров.

Шестая проблема - сложность в администрировании НДС, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС, которые препятствуют выходу российских компаний на мировой рынок.

Седьмая проблема - чрезмерная налоговая нагрузка. Необходимо снижение не только базовой, но и льготной ставки для достижения наибольшего эффекта и уменьшения нагрузки на наименее обеспеченного налогоплательщика.

Снижение ставок и сокращение налоговой базы акциза и НДС следует сопровождать увеличением ставок и налоговой базы таможенных по-

N. М. ТШВМА, Л. УИ. FYODOROVA

шлин в целях нейтрализации конкурентных преимуществ импортных товаров.

Среди возможных направлений реформирования механизма взимания НДС можно выделить следующие:

1. Переход к единой пониженной ставке. Предлагаются различные варианты, но подобное снижение налога приведет к существенным потерям федерального бюджета. В среднесрочной перспективе в Российской Федерации представляется целесообразным сохранение действующей стандартной ставки НДС на уровне 18 % при условии совершенствования действующего механизма взимания НДС и системы его администрирования.

2. Совершенствование механизма обложения НДС и его администрирования. Экспертами предлагаются следующие меры: специальная регистрация плательщиков НДС; введение системы «НДС-платеж»; введение системы контроля за вывозом товаров и возмещением НДС (СКВВ).

3. Изменение методологии определения налоговой базы НДС. Одно из предложений по улучшению взимания НДС направлено на определение добавленной стоимости и НДС по методу сложения ее компонентов, что исключает необходимость возмещения «входного» НДС. Реализация предлагаемого метода упрощает систему администрирования НДС, поскольку исключается необходимость в заполнении ряда документов (счетов-фактур, книг покупок и продаж), снимаются проблемы, связанные с получением незаконного вычета, появляется возможность более точно оценивать эффективность деятельности организации, упрощается расчет ВВП.

4. Замена НДС налогом с продаж или налогом с оборота. Введение налога с продаж приведет к увеличению налоговой нагрузки для данной категории налогоплательщиков, а в случае установления освобождения от налога с продаж для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, - к бюджетным потерям.

Что касается применения налога с оборота вместо НДС, можно отметить следующее. С одной стороны, при установлении налога с оборота упрощается процедура налогового администриро-

вания, поскольку устраняется проблема необоснованных налоговых вычетов. С другой стороны, планы по введению номинальной ставки налога с оборота требуют тщательной проработки, поскольку в этом случае возникает проблема «каскадного» эффекта. Одним из возможных путей решения этой проблемы является дифференциация ставок в зависимости от уровня добавленной стоимости, создаваемой в различных отраслях экономики на каждой стадии производства и обращения.

Итак, определены основные пути решения проблем в системе косвенного налогообложения в Российской Федерации, которые должны способствовать созданию баланса между фискальной и регулирующей функциями косвенных налогов.

Литература

1. Мамаду Б., Турбина Н. М., Владимирова С. В. Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 7. С. 7-13.

2. Турбина Н. М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 10. С. 102-105.

3. Турбина Н. М., Мялкина А. Ф. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 6. С. 56-60.

References

1. Mamadu B., Turbina N. M., Vladimirova S. V. Mes-to i rol' nalogovoj politiki v sisteme gosudarstvennogo reguli-rovaniya [The place and role of tax policy in system of state regulation] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protses-sy. Tambov, 2015. № 7. S. 7-13.

2. Turbina N. M. Nalogovaya politika Rossii: istori-cheskoye razvitiye i sovremennoye sostoyaniye [Tax policy of Russia: historical development and current condition] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 10. S. 102-105.

3. Turbina N. M., Myalkina А. F. Osobennosti nalogovoj politiki v periody finansovoj nestabil'nosti [Features of tax policy during the periods of financial instability] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 6. S. 56-60.

* * *

ROLE OF INDIRECT TAXES IN FORMATION OF BUDGET REVENUES

TURBINA NATALIYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

FYODOROVA ALYONA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article authors considered the fiscal and regulating role of indirect taxes in formation of the budget of the Russian Federation. Throughout all historical way in Russia indirect taxes played a special role in formation of the budget, from time to time surpassing a share of the direct taxes. However today the existing indirect taxes receive a number of critical remarks, and often constructive in this connection sharply there is a question of their prospects, forecasting of development of this sphere. In article authors set the purpose to open a role of indirect taxes in formation of budget revenues and to define the directions of improvement and reforming of indirect taxation on the near-term outlook. In article authors studied the historical role of indirect taxes in the taxation system of Russia, carried out basic distinction between direct and indirect taxes, defined advantages of indirect taxes connected first of all with their role in formation of budget revenues, defined that the VAT is more preferable, than the direct taxes also are specified these advantages and defined the fiscal and regulating advantages of excises. Besides, authors carried out the comprehensive analysis of dynamics and structure of indirect taxes in budgets different level. Within this analysis authors defined the fiscal role of the VAT and excises in budgets of each level, analyzed structure of the tax income of the consolidated budget of the Russian Federation, receipt of the VAT in the budgetary system of the Russian Federation, receipt of excises in the budgetary system of the Russian Federation and offered problems of modern system of indirect taxation in Russia and the possible directions of reforming of the mechanism of collection of the VAT.

Key words: indirect taxation, value added tax, excises, problems of indirect taxation

N. M. TURBINA, A. YU. FYODOROVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.