КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗНМУ
М.А. Асимов, С.Х.Мадалиева
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы
В статье отражаются проблемы и пути решения организации формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе в условиях КазНМУ. Развитие коммуникативной компетентности предполагает обучение от начального уровня к последующим базовым, системным и специализированным коммуникативным компетенциям. Для решения данной проблемы в КазНМУ организовано подразделение «Центр развития коммуникативной компетентности», имеющий свои цели, задачи и пути реализации.
Ключевые слова: коммуникации, навыки, компетентность, врач, вуз, студент, сотрудничество, развитие.
Коммуникативно-компетентностная подготовленность врачей - ключевой фактор профессионального успеха на медицинском рынке труда, - нацелена на формирование личности, обладающей готовностью и способностью жить в современном быстро меняющемся мире.
Развитие общения врача и пациента является мульти-дисциплинарным и мультиметодологичным, и имеет свою историю развития как основной дисциплины в медицинском образовании. Начиная с 1998 года, международные медицинские школы (институты) были обязаны оценивать коммуникативные способности своих выпускников до начала их специализации. В 1999 году Совет по аккредитации для высшего медицинского образования (ACGME) представил набор из шести общих компетенций, три из которых имеют коммуникативные навыки общения в качестве важнейшего компонента: межличностные и коммуникативные навыки, уход за больными и профессионализм. Выпуск 2005 года в США стал первым, к кому предъявили требование, выдвинутое ассоциацией врачей США в рамках квалификационного экзамена (USMLE) для клинической оценки со стандартизацией пациента в рамках медицинского обследования для получения врачебной лицензии.
По данным M.Deveugele, 2005, нет «золотого» стандарта отношений между врачом и пациентом, но хорошие взаимоотношения улучшают лечение, комплайенс, приносят высокую удовлетворенность врачу и пациенту.
По данным ВОЗ, «five star doctor» отличается тем, что умеет критически оценивать и улучшать качество помощи, оптимально использовать новые технологии, пропагандировать здоровый образ жизни, совмещать личные интересы с общественными, эффективно работать в команде. Все это невозможно без хороших коммуникативных навыков [Boelen C., 2005].
В Казахстане эта дисциплина является сравнительно молодой. Для формирования этой дисциплины Казахским национальным медицинским университетом им. С.Д. Асфендиярова был организован семинар с участием медицинских вузов республики и привлечением международных специалистов по обучению коммуникативным навыкам из Медицинской школы Университета Кэмбридж. Данный семинар позволил выявить основные проблемы, связанные с преподаванием коммуникативных навыков, в частности, остсутствие у специалистов единого понимания развития коммуникативной компетентности у будущих врачей.
Для решения данной проблемы в КазНМУ организован Центр развития коммуникативных навыков (ЦРКК), основной целью которого является внедрение эффективных научно-обоснованных и научно-доказательных методов непрерывного обучения коммуникативным навыкам в течение до- и последипломной подготовки специалистов всех профилей.
Определены задачи:
1. Разработать и внедрить навыки развития коммуникативной компетентности в соответствии специальности, курса обучения студента.
2. Разработать и внедрить методы взаимодействия с департаментами по специальностям.
3. Разработать и внедрить методы обучения ППС развитию коммуникативной компетентности.
4. Разработать и внедрить методы обучения актеров.
5. Разработать и внедрить методы оценки коммуникативной компетентности.
К осуществлению данных задач были привлечены сотрудники кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии. Для планирования процесса формирования содержательных компетенций и последующей оценки их сформированности установлены уровни, требования к знаниям, представлениям и умениям, необходимым и достаточным для достижения соответствующего результата.
Основными направлениями деятельности ЦРКК являются:
• Учебно-образовательное,
• Методическое,
• Экспертное,
• Научное.
Разработаны следующие пути реализации новых методов обучения: обучение студентов коммуникативной компетентности поэтапно, на протяжении всего процесса обучения в вузе, планирование процесса формирования содержательных компетенций с последующей оценкой их сформированности, установка уровней.
Разработанная концепция ЦРКК основывается на следующих принципах: от основных, базовых навыков коммуникации к специфическим, специализированным, преемственности обучения, этапности обучения, взаимосвязи развития практических навыков с коммуникативными навыками, соответствие овладения навыков методам их оценки, постоянный мониторинг эффективности обучения, вовлечение в образовательный процесс специалистов соответствующих профилей, соответствие обучения коммуникативных навыков условиям обучения.
Разработаны дифференцированные подходы к эффективному обучению коммуникативной компетентности путем поэтапного обучения студентов КазНМУ. Само по себе развитие коммуникативной компетентности предполагает обучение от начального уровня к последующим базовым, системным и специализированным коммуникативным компетенциям. Разработаны методы оценки коммуникативной компетенции на каждом этапе обучения. Обеспечивается постоянный мониторинг развития и оценка коммуникативной компетентности, разработаны методы и формы преподавания, с каждым курсом усложняя их уровень. Центром РКК распределены коммуникативные компетенции по каждому курсу и специальности и назначены ответственные по каждому направлению.
В настоящее время сотрудниками Центра РКК проводится следующая работа:
1. Разрабатываются учебно-методические программы по обучению коммуникативной компетентности для каждой структурной единицы и направления (ВОП, «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело», «Фармация», «Педиатрия», «Стоматология»);
2. Осуществляется подготовка программы для обучения ППС;
3. Осуществляется корректировка рабочих программ совместно с Комитетом образовательных программ по основным направлениям.
Работа ЦРКК предполагает следующие этапы.
1 этап:
1. Разработка системы ключевых коммуникативных компетенций, методов овладения и системы оценки компетенций;
2. Обучение ППС;
3. Проведение эксперимента на примере нескольких специальностей.
На первом этапе:
a. Разработана концепция по формированию коммуникативной компетентности в условиях КазНМУ.
b. Разработано Положение о центре развития коммуникативной компетентности.
c. Разработана структура взаимодействия Центра развития коммуникативной компетентности с другими подразделениями КазНМУ.
d. Разработан перечень коммуникативных навыков по основным направлениям обучения.
e.Перечень коммуникативных навыков согласован с комитетом образовательных программ.
2 этап:
Внедрение в более широкий круг студентов.
Внедрение системы овладения коммуникативной компетенции в другие специальности.
3 этап:
Оценка результатов. Мониторинг обучения ППС и студентов.
Таким образом, основной целью обучения коммуникативной компетенции является повышение эффективности подготовки специалистов медицинского профиля и их соответствия запросам современных условий (рынка) путем создания в вузе благоприятных условий для свободного и осознанного выбора обучающимися будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.
Новые подходы к развитию коммуникативной компетентности позволяют повысить эффективность процесса формирования психологической компетентности врачи в процессе вузовского обучения.
Умение общаться, сотрудничать, понимать себя и других являются наиболее ценными качествами в новой социально-экономической и культурной ситуации. Коммуникативная подготовка будет опираться не на передачу формальных знаний, а на формирование коммуникативных умений и навыков, на их использование в ходе врачебной деятельности.
Список литературы:
1. Обучение навыкам коммуникации: описание новой концептуальной модели. Ричард F. Brown, доктор философии, и Carma L. Bylund, Массачусетс, доктор философии Изд-Med. 2008; 83:37-44.
2. ВОЗ - «Five star doctor» Boelen C., www.who.int/entitmy/hrt/en/hrdj
3. Rider E.A., Keefer C.H. Program to Enhance Relational and Communication Skills. Boston, Massachusetts USA, 2006.
4. Yoshida T, Milgrom P., Coldwell S. How Do U.S. and Canadian Dental Schools Teach Interpersonal Communication Skills? November 2002. Journal of Dental Education
5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. Глава 7. Имидж делового человека.
6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997. С.189-198.
7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Приложения. М.: Ось-89,
8. 1998.Dimbleby R., Burton G. More Than Words: An Introduction to Communication. L.; N.Y., 1998.
^аз¥МУ бШм беру процесшде коммуникативтж бшштМкл дамыту жагдайлары
М.А. Асимов, С.Х.Мадалиева
Б^л макалада Каз¥МУ оку процесшде коммуникативтж бiлiктiлiктi калыптастыруды ^йымдастыру жэне шешу жолдары айтылады. Коммуникативтж бiлiктiлiктi окытуда алгашкы кезенде базальщ, жYЙелi жэне мамандандырылган коммуникативтiк бшктшкп дамыту карастырылган.Б^л жагдайды шешуде Каз¥МУ-да бeлiм ^йымдастырылды. «Коммуникативпк бшктшкп дамыту орталыгынын»,максаты, мiндетi жэне шешу жолдары камтылды..
ТYЙiндi сездер: коммуникация, дагдылар, бiлiктiлiк, дэрiгер, жогаргы оку орны, студент, бiрлестiк, дамыту .
Problems and prospects of communicative competence development in educational process in KazNMU.
M.A. Assimov. S.H. Madalieva.
The paper reflects the issues and ways of implementation of developing communicative skills within educational course in KazNMU. The communicative competence development supposes the training from the beginning level to the next system and special course of communicative competence. For solution of this problem in KAZ NMU was organized a subdivision as "Development Centre of communicative competence", which has own targets, tasks and ways of realization.
The paper reflects the issues and ways of implementation of developing communicative skills within educational course in KazNMU
Key words: communication, doctor, student, competence, communicative competence, specialist's image, interpersonal communication.
НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
А.Ж. Кудайбергенова, К.Т.Кашаганова, С.Х. Мадалиева
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы
Коммуникативную компетентность студента-медика начальных курсов можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. В данной статье предлагаются методы и формы развития коммуникативной компетентности у студентов на первых курсах обучения в условиях КазНМУ им С.Д. Асфендиярова.
Ключевые слова: коммуникации, навыки, компетентность, развитие, вуз, врач, студент.
Актуальность: современная профессиональная культура студента развивается в условиях возрастания внимания общества к коммуникативной культуре. Коммуникация относится к основным потребностям человека, потому что она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному сближению и взаимодействию. Любое культурное развитие базируется на информационном и мыслительном обмене, на обобщении и передаче из поколения в поколение (из курса в курс) информации и ценностей. Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех лечения, является взаимодействие между врачом и пациентом, развитие речевой деятельности, осуществленное в процессе языковой подготовки, приобретает особую значимость.
Коммуникативную компетентность студента-медика начальных курсов можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.
Коммуникативная компетентность как фундаментальная основа студента-медика а в сфере включает следующие навыки:
• понимание и толкование специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине);