Научная статья на тему 'Навыки общения как фундаментальная основа развития коммуникативной компетентности'

Навыки общения как фундаментальная основа развития коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
340
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникации / навыки / компетентность / развитие / вуз / врач / студент / коммуникация / дағдылар / біліктілік / дәрігер / жоғарғы оқу орны / студент / бірлестік / дамыту

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А Ж. Кудайбергенова, К Т. Кашаганова, С Х. Мадалиева

Коммуникативную компетентность студента-медика начальных курсов можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. В данной статье предлагаются методы и формы развития коммуникативной компетентности у студентов на первых курсах обучения в условиях КазНМУ им С.Д. Асфендиярова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Коммуникативтік біліктілікті дамытудың негізгі іргетасы қарым-қатынас дағдылары

Тӛменгі курста студент-медиктердің коммуникативтік біліктілігін қалыптастыруда жеке тәжірибесіне қоршаған ортамен қарым-қатынасына нақты мінездеме беру. Кәсіби ортада және қоғамда ӛз қабілеттерін және әлеуметтік статусын жоғары дәрежеде кӛрсете алу.Бұл мақалада С.Д. Асфендияров атындағы ҚазҰМУ студенттерінің оқу процесінде коммуникативтік біліктілігін қалыптастыруды ұйымдастыру жӛнінде мәлімет.

Текст научной работы на тему «Навыки общения как фундаментальная основа развития коммуникативной компетентности»

4. Yoshida T, Milgrom P., Coldwell S. How Do U.S. and Canadian Dental Schools Teach Interpersonal Communication Skills? November 2002. Journal of Dental Education

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. Глава 7. Имидж делового человека.

6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997. С.189-198.

7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Приложения. М.: Ось-89,

8. 1998.Dimbleby R., Burton G. More Than Words: An Introduction to Communication. L.; N.Y., 1998.

^аз¥МУ бШм беру процесшде коммуникативтж бшштМкл дамыту жагдайлары

М.А. Асимов, С.Х.Мадалиева

Б^л макалада Каз¥МУ оку процесшде коммуникативтж бiлiктiлiктi калыптастыруды ^йымдастыру жэне шешу жолдары айтылады. Коммуникативтж бiлiктiлiктi окытуда алгашкы кезенде базальщ, жYЙелi жэне мамандандырылган коммуникативтiк бшктшкп дамыту карастырылган.Б^л жагдайды шешуде Каз¥МУ-да бвлiм ^йымдастырылды. «Коммуникативпк бшктшкп дамыту орталыгыныц»,максаты, мiндетi жэне шешу жолдары камтылды..

ТYЙiндi сездер: коммуникация, дагдылар, бiлiктiлiк, дэрiгер, жогаргы оку орны, студент, бiрлестiк, дамыту .

Problems and prospects of communicative competence development in educational process in KazNMU.

M.A. Assimov. S.H. Madalieva.

The paper reflects the issues and ways of implementation of developing communicative skills within educational course in KazNMU. The communicative competence development supposes the training from the beginning level to the next system and special course of communicative competence. For solution of this problem in KAZ NMU was organized a subdivision as "Development Centre of communicative competence", which has own targets, tasks and ways of realization.

The paper reflects the issues and ways of implementation of developing communicative skills within educational course in KazNMU

Key words: communication, doctor, student, competence, communicative competence, specialist's image, interpersonal communication.

НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

А.Ж. Кудайбергенова, К.Т.Кашаганова, С.Х. Мадалиева

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

Коммуникативную компетентность студента-медика начальных курсов можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. В данной статье предлагаются методы и формы развития коммуникативной компетентности у студентов на первых курсах обучения в условиях КазНМУ им С.Д. Асфендиярова.

Ключевые слова: коммуникации, навыки, компетентность, развитие, вуз, врач, студент.

Актуальность: современная профессиональная культура студента развивается в условиях возрастания внимания общества к коммуникативной культуре. Коммуникация относится к основным потребностям человека, потому что она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному сближению и взаимодействию. Любое культурное развитие базируется на информационном и мыслительном обмене, на обобщении и передаче из поколения в поколение (из курса в курс) информации и ценностей. Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех лечения, является взаимодействие между врачом и пациентом, развитие речевой деятельности, осуществленное в процессе языковой подготовки, приобретает особую значимость.

Коммуникативную компетентность студента-медика начальных курсов можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

Коммуникативная компетентность как фундаментальная основа студента-медика а в сфере включает следующие навыки:

• понимание и толкование специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине);

• понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным);

• корректное использование иностранного языка в профессиональной сфере (понимание и высказывание на иностранном языке специальных понятий, терминов, явлений) в рамках трехъязычной программы.

Коммуникативная компетентность студента в личностной сфере включает следующие навыки:

• рефлексирование собственных установок на коммуникацию (потребность, ожидание, опасение, оценка) и дальнейшее их развитие;

• согласование собственных интересов с интересами других; понимание самого себя как "коммуникатора";

• принятие концептуальной позиции к процессу коммуникации и ее основам;

• использование иностранного языка с целью приобщения к языковой культуре.

Коммуникативная компетентность в социальной сфере включает следующие навыки:

• осознанием своего участия в коммуникации (в какой степени я оказываю влияние на других?);

• принятием решений в группе (обсуждение индивидуальных и общих потребностей, интересов;

• согласование определенных правил;

• развитие способности и готовности к согласию / одобрению и урегулированию конфликтных ситуаций);

• презентацией общих результатов работы;

• владением коммуникативными стратегиями;

• обеспечением иноязычной коммуникации с учетом региональных, культурных особенностей.

В свою очередь, под коммуникативной направленностью следует рассматривать интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к коммуникации. Она влияет на качество усвоения коммуникативных знаний, умений, навыков и характеризуется ценностными ориентациями личности, ее интересами, отношениями, установками, мотивами. Уровень коммуникативной направленности - высокий или низкий -определяется характером и силой выраженности ее составляющих. Коммуникативная направленность как система развивающихся побуждений качественно изменяется: человек может быть открыт и закрыт для коммуникации. Качественный вывод о высоком уровне коммуникативной направленности можно сделать на основе того, что у студента проявляется повышенный интерес к теме занятия, он принимает активное участие в дискуссиях, играх, конкурсах и совместных проектах, открыт для общения. При низком уровне коммуникативной направленности отсутствует интерес к данной деятельности либо преобладают относительно пассивные по своему характеру интересы (нежелание вступать в беседу с человеком, личные проблемы, переживания, плохое самочувствие и др.).

Главными показателями коммуникативной компетентности эмоциональной сферы медицинских работников являются:

- эмпатия (понимание отношения собеседника к тому, о чем он рассказывает, и к самой ситуации общения;

- помощь собеседнику в выражении чувств и желаний; сообщение о собственных чувствах;

- внимательное наблюдение за невербальными реакциями партнера;

- демонстрация понимания чувств другого);

в когнитивной сфере - рефлексия (демонстрация готовности и желания выслушать собеседника; проверка точности услышанного; прояснение рационального компонента услышанного; самокоррекция; подбадривание; адекватность самооценки и оценки других);

в поведенческой сфере - интеракция (планирование предстоящего разговора; взятие на себя инициативы в беседе; организация целостного контакта; придание взаимодействию личностного характера; урегулирование конфликтных ситуаций; предложение совместного действия; обсуждение; согласование; выяснение и передача информации; представленность этических норм интерперсональных отношений). На данной момент разработаны формы и методы преподавания, оценка коммуникативной компетентности, все преподаватели прошли повышение квалификации для обучения коммуникативным навыкам.

На первом курсе осуществляется обучение навыкам начального уровня коммуникативной компетентности, на втором курсе осуществляется обучение базовым коммуникативным компетенциям по разработанным методам, формам. Сотрудниками Центра развития также осуществляется мониторинг развития коммуникативной компетенции, определяются условия преподавания и методы оценки коммуникативной компетентности, разрабатывается необходимая документация по каждому направлению. Развитие коммуникативной компетентности предполагает единый системный подход. Для развития коммуникативных навыков используются различные методы: пассивные, активные, интерактивные; различные формы: лекции, практические занятия, СРС. Оценка коммуникативной компетенции осуществляется путем наблюдения и заполнения оценочного листа по начальному уровню развития коммуникативной компетенции.

Список литературы:

1.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. - Киров, 1991.

2..Иванова Т.В. Социально-перцептивная компетентность и ее развитие средствами рисованного юмора: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Самара, 1999.

З.Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция.- М., 2004.

4.Обучение навыкам коммуникации: описание новой концептуальной модели. Ричард F. Brown, доктор философии, и Carma L. Bylund, Массачусетс, доктор философии Изд-Med. 2008; 83:37-44.

Коммумикативтш бшштМкл дамытудьщ Meri3ri ipreTacM карым-катымас дaFдылaры А.Ж.Кудайбергенова, К.Т Кашаганова. С.Х.Мадалиева

Твменгi курста студент--медиктердщ коммуникативтiк бiлiктiлiгiн калыптастыруда жеке тэшрибесше коршаган ортамен карым-катынасына накты мiнездеме беру. Кэсiби ортада жэне когамда вз кабшеттерш жэне элеуметпк статусын жогары дэрежеде кврсете алу.Б^л макалада С.Д. Асфендияров атындагы К^аз¥МУ студенттерiнiц оку процесiнде коммуникативтiк бшктшпн калыптастыруды ^йымдастыру жвнiнде мэлiмет.

ТYшндi свздер: коммуникация, дагдылар, бiлiктiлiк, дэриер, жогаргы оку орны, студент, бiрлестiк, дамыту .

Communication skils is fundamental base of developing communication competence

A.G.Kudaibergenova. K.T. Kashaganova. S.H. Madalieva.

This article is about organizing educational process in teaching communicative skills among students in KazN-

MU.

Key words: communication, doctor, student, competence, communicative competence, specialist's image, interpersonal communication.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА «ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ»

Сексенбаева Г.А.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

В педиатрии взаимоотношения врача и пациента приобретают особую значимость. В технологии развития коммуникативной компетенции студента-педиатра заложены специфические особенности, такие как взаимодействие в диаде, умение работать с пациентами разного возраста, и т.д. В данной статье описаны навыки и умения, которыми должен овладеть студент-педиатр. По результатам блиц-опроса выяснилось, что у врачей имеются негативные установки в отношении людей и низкий уровень коммуникативной толерантности.

Ключевые слова: Коммуникативные навыки детского врача, технологии эффективной коммуникации, поэтапное формирование коммуникативной компетентности.

Динамические преобразования всех сфер жизни современного общества вызвали необходимость глубокого переосмысления сложившийся системы медицинской помощи, особенно педиатрической, где необходимо осуществлять комплексный подход к организации лечения больных детей. Происходящие в современном здравоохранении изменения связаны не только с его ценностной переориентацией, выраженной в замене принципа социальной справедливости на постулат экономической эффективности системы охраны здоровья, но и в создании новых ценностно-нормативных принципов профессиональной деятельности субъектов здравоохранения, поскольку в настоящее время человек предъявляет повышенные требования не только к качеству и результатам медицинского обслуживания, но и к содержанию этого процесса.

Система высшего медицинского образования в последнее время радикально меняется. Это связано с реформированием системы здравоохранения, переход от одной модели организации медицинской помощи к другой, предполагающей повышение экономической эффективности медико-социальных систем, их более полное включение в рыночный механизм. Кроме того, отечественное высшее образование претерпевает изменения вследствие его присоединения к Болонскому процессу, результатом которых должно стать включение в мировое образовательное пространство.

Коммерциализация здравоохранения заметным образом меняет характер взаимоотношений врача и пациента. В то же время изменения структуры финансирования медицины выдвигает новые требования к медицинской деятельности, Медицинская помощь стала все более и более относиться к производственной сфере, т.е.индустрии знаний. Становление рыночных отношений требует разработки новых подходов к использованию ресурсов, имеющих в распоряжении служб здравоохранении, таковыми ресурсами в данном случае являются медицинские кадры. При такой постановке вопроса медицинская психология открывает новую область ресурсов медицинской деятельности, а именно сферу общения врача и пациента. Эффективность общения, которое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.