4 Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе: материалы III межрегион. науч.-практ. конф. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - Т. 2. - С. 124-130.
5 Шамов И.А., Гаджиев Г.Э. Деловая игра в медицинском ВУЗе: пособие для преподавателей. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2008. - 56 с.
6 Нейман, Е.Г., Прокопцева, Н.Л., Шитьковская, Е.П. / Методы и формы занятий на кафедре детских болезней с использованием компьютерных технологий // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии. Сб. науч. трудов. - Красноярск, 2007. - С. 77-81.
А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, О.Г.УЛЬДАНОВ С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАГЫ Ц¥МУ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА СО0ЖД1 ¥ЙЫМДАСТЫРУ
Тушн: Ks3ipri кездеп жогаргы оку орнындагы реформалар о;ытушыдан жаца эдютер жэне аудиториялы; саба;тар TypiH жацадан жасауды кажет етедi, б^л саба;тар студенттердщ жогаргы децгейдеп езшдшпн камтамасыз етедi. Тэжiрiбелiк жэне семинар саба;тарында эр TYрлi езiндiк ж^мыстар о;ыту процессiн ;ызы;ты етуi жэне студенттердщ белсендiлiгiн жогарылатуга тиiс. Статьяда офтальмология кафедрасында студенттердщ о;ытушымен бiрге езiндiк ж^мыстарын еткiзу эдiстерi каралган.
ТYЙiндi сездер: езiндiк бiлiм алу, электронды компьютерлiк атлас, клиникалы; ситуациялы; есептер.
A.ZH. AUBAKIROVA, Z.T. UTELBAYEVA, O.G. ULDANOV ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AND TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF OPHTHALMOLOGY Resume: The ongoing reform of higher education require that teachers develop the methods and forms of organization of classes that can provide a high level of autonomy of students. On practical and seminars various kinds of independent work permit to make the learning process more interesting and raise the activity of a large part of the students in the group. This article describes the methods of independent workunder the supervision of a teacher at the department of Ophthalmology . Keywords: self-education, electronic computer atlas, clinical case studies.
УДК 616-053.2:61:88.4
Ф.А. БАГИЯРОВА, А.О. КУРБАНОВА Кафедра коммуникативных навыков основ психотерапии, общей и медицинской психологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Формирование коммуникативных навыков в педиатрической практике и пути их реализации в процессе обучение будущего врача -педиатра. Возможные пути совершенствования коммуникативной компетентности молодых врачей -педиатров на уровне резидентуры и магистратуры. Особенности и стратегии коммуникации в педиатрии. Ключевые слова: педиатрия, коммуникативные навыки, резидентура, магистратура.
Формирование коммуникативных навыков в педиатрической практике и пути их реализации в процессе обучение будущего врача -педиатра.Возможные пути совершенствования коммуникативной компетентности молодых врачей -педиатров на уровне резидентуры и магистратуры. Ключевые слова: педиатрия, коммуникативные навыки, резидентура, магистратура. Данная статья об актуальности проблемы формирования коммуникативных навыков в педиатрической практике и пути их
совершенствования в процессе обучение будущего врача -педиатра в КазНМУ.
Врачи-педиатры являются самой значимой и наиболее ценной частью ресурсов медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям. При этом именно
активная статусная позиция врача, его поведенческие установки и реальные действия являются, определяющими в вопросах качества оказываемых медицинских услуг и обеспечения
функционирования системы здравоохранения в новых условиях развития отечественного здравоохранения.
В прошлом, когда родители приводили своих детей к доктору, было достаточно осмотреть и выписать рецепт. И не было необходимости объяснять родителям, зачем выписано то или иное обследование и лечение, эмпатии и коммуникативной компетентности никто от врача не ожидал.
Времена изменились. Сегодня пациенты являются потребителями здравоохранения, а врачи предоставляют услуги. И традиционные отношения
врач-пациент меняются. Пациенты стали не просто объектом медицинского наблюдения, а являются непосредственным участником лечебного процесса. Врамкам педиатрической практики сюда
присоединятся еще родители маленького пациента. Пациенты требуют информации, времени и доброжелательного отношения. И отсутствие коммуникативных навыков у медицинских работников уже не приемлемо.[1]. В работах, посвященных анализу основных признаков, по которым пациенты оценивают уровень квалификации врача, отмечается, что на первое место выдвигается показатель «отношение к пациентам», на второе - «результаты лечения больных», затем опыт работы, отзывы пациентов, личные качества врача (порядочность, трудолюбие, вежливость и др.). Такой показатель, как образование врача (в т.ч., глубина специализации), оказался на седьмом месте среди перечисляемым признаков [2] Для успешной профессиональной деятельности вра чу необходимо не только знание о течении болезни, владение практическими навыками и умениями в постановке диагноза и лечения. Также врач должен знать, -коммуникативные навыки. То есть это умение разговаривать с больным. Потому что это сегодня становится главным [3]
Навык коммуникации или иными словами коммуникативная компетентность в формировании личности врача понимается как комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, которая сопровождает работу врача и способствует качественному контакту с пациентами и его близкими.
Как известно, профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. С одной стороны, врачебная деятельность характеризуется тем, что в ней существенное место занимает высокая частота межличностных контактов при общении с больными и их родственниками. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. С другой стороны, работа врача связана с психоэмоциональными перегрузками, высокой степенью напряженности, с необходимостью принимать решения в условиях дефицита времени. Ее успешность определяется не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессиональных качеств личности. [4]
Особое внимание на сегодняшний день хочется уделить формированию коммуникативной компетентности у будущего врача педиатра. Есть исследования наших российских коллег, где выявлено, что особенности коммуникативной компетентности в профессионально-личностном становлении будущего врача опосредованы профилем врачебной специальности. Между профилем медицинской специальности и развитостью коммуникативной компетентности в профессионально-личностном становлении будущего врача существуют взаимосвязи, при этом врачи специальности «педиатрия» имеют более высокий уровень коммуникативной компетентности, чем
представители других специальностей («лечебное дело», «стоматология»).[5,6]
В рамках КазНМУ им. Асфендиярова, будущие педиатры обучаются на факультете общей медицины и у нас отсутствует аналогичное исследование. Вероятно, наш студент медик недостаточно, освоит специфические навыки которые необходимы будущему врачу -педиатру, следовательно, возникает обеспокоенность за будущее казахстанской педиатрии, куда придут менее квалифицированные специалисты, имеющие недостаточный уровень коммуникативной компетентности. Которая по данным вышеуказанных авторов формируется еще на фазе обучения студента -медика. Одно из возможных путей «восстановить справедливость», проводить дополнительное обучения коммуникативным навыком с учетом особенностей работы молодых врачей -педиатров с маленькими пациентами, подростками и их родителями на уровне резидентуры и магистратуры. Для педиатров, коммуникативные навыки имеют свои особенности и включают:
1) умение разговаривать с родителями пациентов , как с равными партнерами.
2) умение хорошо общаться с ребенком и его родителями, чтобы понять их заботы, проблемы и убеждения, а также сбор соответствующей информации.
3) способность объяснить малышу его болезнь и необходимость лечения. Объяснение должно быть ясным, полным и простым для ребенка и его родителей. Варианты лечения должны быть четко и полностью описаны, так чтобы они могли принимать информированное решения по поводу лечения.
4) умение убедить родителей следовать плану лечения. Это особенно важно при проведении длительных, сложных, болезненных, дорогостоящих или культурально- неприемлемых процедурах при лечении ребенка.
5) способность наладить отношения с родителями и их детьми, основанные на взаимном уважении и доверии.
6) '^ойзкШБ", способность вступать в контакт легко , вызывать доверие и комфорт от общения у детей и их родителей. '^ойзкШБ", важный атрибут успешного практикующего врача.[7]
Важность навыков общения еще раз подтверждается в работе медицинского работника, когда отвечая на все вопросы без колебаний, проявляя сочувствие и эмоциональную поддержку, повышается доверие и авторитет доктора. Особенно это касается хронических или неизлечимых болезней, которые связаны с тревожностью, стрессом и неопределенностью для всей семьи. С другой стороны, не смотря на правильную диагностику, лечение и выздоровления, сопутствовала плохая коммуникация и в конечном итоге родители остались не удовлетворены качеством обслуживания медицинского персонала. Известно, что недостаток общения и взаимопонимания может привести к прекращению терапии и терапевтических неудачам. Это также может вызватьсостояние депрессии и отчаяния, как у детей, так и у родителей, что может повлечь за собой возникновение конфликтов и жалоб на медицинского работника. Большинство жалоб системы здравоохранения, как государственных, так и частных, возникают от плохой коммуникации [1]. Очень немногие люди
могут судить о качестве медицинского обслуживания по результатам обследования, диагностики и лечения. С другой стороны, хорошая коммуникация, может сыграть важную роль в предотвращении жалоб и конфликтов[8].
Сострадание, объяснение и убеждение - ценятся нашими пациентами и их семьями так же, как поставленный правильно диагноз, лечение и излечение.
Стратегии для улучшения коммуникации Проверьте, что родители знают: С информированными и знающими родителями, обсуждение может начаться на более высоком уровне. Однако, не всегда знания и понимания проблемы могут быть верны. Многие родители получают свои знания из журналов, книг и вебсайтов. Большинство этих источников лишены контроля достоверности публикуемой информации. Оцените то, что родители хотят знать: Некоторые родители хотят знать каждый малозначительный факт и подробности о состоянии их ребенка. Другие просто хотят рецепт и уверенность, что все будет хорошо. Важно оценить желания родителей, и общаться соответственно.
Получите обратную связь: Родители могут не понимать, что говорят им. Они могут очень огорчены,
и не слышать доктора и может быть уместным, принять их в следующий раз. Понимание может быть улучшено, если дать время на осознавание информации.
Умение слушать:Разрешить родителям говорить, а не прерывать ихпри описание проблемы ребенка, стараясь держать консультацию
целенаправленно,что часто приводит к неполному описанию проблемы ребенка.
Говорить правду: Родители заслуживают того, чтобы знать правду, информация должна сочетать здравый смысл, и сопровождаться способностью врача к сопереживанию.
Сопереживание: Родители больных детей переживают тяжелый период. Они оценят то, что их врач понимает и проявляет сочувствие, а не жалость.[8]
И в заключение, следует отметить, что неоценим вклад, который вносит врач-педиатр в становление личности маленького пациента и его здоровье. Доктор вместе с родителями сопровождает малыша с самого момента рождения, помогая проходить ему самые трудные моменты жизни и провожает его во взрослую жизнь, вкладывая в свою работу много душевных и эмоциональных сил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Parang N Mehta, Communication Skills - Talking to Parents. Indian Pediatrics May 2014; Volume 51: Number 5.
2 Решетников А. В. Методика проведения медико-социологических исследований. - М.: 2003.
3 А.А.Аканов. Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендирова - коммуникативные навыки выпускника/ Под редакцией А.А. Аканова, О.М. Мирзабекова, К.А.Тулебаева, и М.А. Абировой, З.Б. Исиной, М.А. Асимова. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендирова, 2011 - 126 с.
4 Васильева, Л.Н. Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении будущего врача: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Л.Н. Васильева; ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им, Н.А. Некрасова». - Кострома: 2010. - С. 3-5.
5 Васильева Л.Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. - 2013. - N 5 (22). - URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
6 Ю.В. Михайлюк, Исследование коммуникативной компетентности будущего врача http ://media.miu.by/files/store/items/npsmu-apn-xxi/i/mim_sciencexxi_2011_03001.pdf )
7 Bartel DA, Engler AJ, Natale JE, Misra V, Lewin AB, Joseph JG. Working with families of suddenly and critically ill children. Arch PedAdolesc Med 2000; 154: 1127-1133..
8 Yedidia MJ, Gillespie CC, Kachur E, Schwartz MD, Ockene J, Chepaitis AE, et al. Effect of communication training on medical student performance. JAMA 2003; 290: 1157-1165.
Ф.А. БАГИЯРОВА, А.О. КУРБАНОВА
С.Д.Асфендияров атындагыцазац улттыцмедицинауниверситеть Коммуникативтк дагдылар, психотерапия негiзi жалпы жэне медициналыц психология кафедрасы
ПЕДИАТРИЯ ТЭЖ1РИБЕС1НДЕП КОММУНИКАТИВТ1 ДАГДЫНЬЩ ЦАЛЫПТАСУ МЭСЕЛЕЛЕР1
Тушн: Педиатрия тэжiрибесiндеri коммуникативт дагдыныц калыптасуы жэне оны болаша; педиатр-дэр^ердщ о;у процесшде жузеге асыру жолдары. Жас дэр^ер-педиатрдыц коммуникативтж бшжтШгш резидентура жэне магистратура дэрежесше жетiлдiрудiц ы;тимал жолдары. Педиятриядагы коммуникацияныц стратегиялары мен ерекшелжтерь
F-А. BAGIYROVA, A.O. KURBANOVA
Communication skills, Psychotherapy & Clinical Psychology Dept.Kazakh National Medical Univ. after S.DAsfendiyarov
PROBLEMS OF FORMING COMMUNICATIVE SKILLS IN PEDIATRIC PRACTICE
Resume: The formation of communicative skills in pediatrics practice and their ways of realization in the training process of a future pediatrician. Possible ways to improve the communicative competence of young pediatricians at the residency and graduate.Special aspects and strategies in communication in pediatrics. Keywords: Pediatrics, communication skills, residency, graduate.