ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ
М.Ж. Жумашева, магистрант Российский университет дружбы народов (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-2-176-180
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы развития анимационной деятельности в детско-юношеском туризме России и детско-юношеского туризма в целом. Автором определены преимущества развития анимации в индустрии туризма, изучены основные направления развития анимационной деятельности в туризме. Обозначена роль анимационной деятельности в развитии детей и подростков. Приведен обзор основных функций анимационной деятельности. Даны рекомендации и определены перспективы развития анимационной деятельности в детско-юношеском туризме.
Ключевые слова: туризм, детско-юношеский туризм, анимация, аниматор, анимационная деятельность.
В России вопросы обучения и развития детского туризма изучены слабо как на теоретическом, так и на практическом уровне. Такая ситуация связана, в первую очередь, с тем, что детский туризм не приносит большой прибыли. Кроме того, этот вид туризма подразумевает серьезную ответственность представителя как перед детьми, так и перед обществом в целом [3, с. 65].
Муниципальная база детско-юношеского туризма в России состоит из детских оздоровительных лагерей, клубов юных туристов, различных секций спортивного туризма при школах детского и юношеского спорта. Эти организации помогают заложить основы для развития новой личности, служат для благоприятного формирования ценностей по отношению к истории страны, для понимания роли собственной личности в жизни современного общества. Необходимо учитывать, что дети - будущее нашей страны. В нынешних социально-политических и экономических
условиях бесспорно, что молодое поколение не теряет собственных нравственных ориентиров и не опускается до уровня преступности и деградации общества [1, с. 28].
Далее стоит отметить, что анимация, то есть оживление программ обслуживания и организации досуга туристов, возникла в результате конкуренции между гостиницами и санаториями схожего уровня обслуживания и меблировки интерьеров. Анимация - это вид услуги, который заключается в создании программ проведения досуга и свободного времени. Анимация позволит человеку раскрыть творческий потенциал, раскрепоститься и почувствовать себя счастливым.
Основной задачей анимационной службы детско-юношеского туризма является создание комфортных условий для ребенка, чтобы он чувствовал себя участником программы. Выделяют несколько направлений анимационного детско-юношеского туризма (рис. 1) [4, с. 59].
Направления анимационного детско-юношеского туризма
Костюмированные туры. Программы таких туров имеют особый сценарий и предусматривают непосредственное вовлечение ребенка в действие и атмосферу определенного исторического периода.
Шоу в музее с анимационно-организованной экспозицией, в которых представлены живые персонажи экспонированной эпохи
Тематические парки являются не только развлекательными центрами, а представляют собой настоящую индустрию отдыха и развлечений.
Анимация отдыха туристов в гостиницах и центрах отдыха.
Рис. 1. Направления анимационного детско-юношеского туризма
Следует отметить, что активизация туристской программы и разнообразие досу-говых мероприятий должны основываться на максимальном учете интересов туристов и их активном участии в мероприятии, что может значительно улучшить качество туристского продукта и предложения, туристских услуг.
Как уже было сказано, анимационная деятельность в детско-юношеском туризме занимает главенствующее место в структуре детского туристского продукта, а также ей выполняется несколько основных функций (рис. 2).
С адаптационная, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, помогающая детям снять напряжение от путешествия и адаптироваться к условиям;
психологическая, создающая положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;
оздоровительная, направленная на восстановление, развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
информационная, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях;
образовательная, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
совершенствующая, приносящая интеллектуальное и физическое усовершенствование;
С рекламная, дающая возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, туристской фирме.
Рис. 2. Функции анимационной деятельности
Важность анимационной деятельности в обусловлена тем, что она выступает, как детско-юношеском туризме для общества массовое социальное явления. Наряду с
этим, переход к рыночным отношениям, а также наличие ожесточенной конкуренции в детском туризме, требуют решения проблем, связанных с необходимостью улучшения и реорганизации анимационной деятельности в настоящее время [2, с. 41].
Обострение конкурентной борьбы между туристскими организациями, специализирующимися на организации детского досуга, приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены, новые виды и качество предоставляемых услуг, но и наличие квалифицированных кадров, работающих с детьми, которые, в результате, начинают выступать как один из факторов повышения конкурентоспособности туристских предприятий на рынке услуг.
Нужно заметить, что одной из особенностей и извечной проблемой является высокая стоимость на данный вид отдыха. Организации и туроператоры, состоящие в Едином федеральном реестре, остро ощущают на себе сложности, связанные с организацией анимационной деятельности в детско-юношеском туризме, в связи с чем, ставят в приоритет работу с более взрослыми группами [4, с. 59-60].
Проблематика организации детско-юношеского туризма в России имеет достаточно многоплановый характер. Происходит ценностная переоценка физической культуры, спорта, и туризма, что приводит к распаду системы самодеятельного туризма с десятилетиями формирующимися формами работы; отказу образовательных учреждений от таких форм самодеятельного туризма, которые изначально сочетали в себе комплекс процесса образования, воспитания и оздоровления, оказывающего воздействие на личность ребенка; сокращению количества квалифицированный кадров, способных использовать передовые возможности туризма [3, с. 86]. В связи с этим туристская активность российских детей остается на достаточно низком уровне по сравнению со странами Европы.
Европейские и американские колледжи и университеты готовят высококвалифицированных руководителей для общественных и коммерческих развлекательных компаний. Также существует система
подготовки и переподготовки специалистов среднего и нижнего уровней охраны здоровья в рамках программ обучения на краткосрочных курсах. Поэтому в последние годы все больше и больше туристских агентств начали предоставлять развлекательные услуги. Туристская анимация -это услуга, направленная на повышение качества обслуживания и вовлечение туристов в различные развлекательные мероприятия туристского комплекса.
Благодаря анимации туристы испытывают положительные эмоции и стараются продолжать посещать ту же туристскую фирму, в которой они уже побывали. Таким образом, будет справедливо сказать, что анимация - это тип рекламы, который привлекает посетителей и их друзей, чтобы вывести туристский продукт на рынок с целью повышения прибыльности туристской индустрии. Как первоначальную проблему, можно выделить прежде всего недостаточную подготовку специализированных кадров в сфере анимационной деятельности в детско-юношеском туризме. В настоящее время появились достаточно новые требования к квалификации кадров, занятых в анимационной деятельности в детско-юношеском туризме, поэтому сейчас достаточно часто появляются новые специальности и учебные заведения, которые занимаются подготовкой специалистов именно этого профиля.
Сейчас особенно чувствуется недостаток квалифицированных сотрудников по организации качественной и интересной анимационной деятельности для определенной категории туристов. Причем у многих предприятий нет недостатка в финансировании их деятельности.
Отметим, что в существующей в данное время жесткой конкуренции на рынке туристских услуг для детей и подростков, выживают только компании, предлагающие качественные услуги, в том числе анимационные, а также постоянно совершенствующие их. Именно поэтому и возникла необходимость более тщательного выбора и подготовки кадров в туризме. Таким образом, если квалифицированные специалисты появятся на российских ту-
ристских предприятиях, то поток туристов значительно возрастет.
Одной из главных проблем развития анимационной деятельности в детско-юношеском туризме является достаточно большое ограничение методического обеспечения данной деятельности. Большинство литературных источников содержат в себе типовые методики по разработке сценариев, конкурсов и т. д. Естественно, что еще хуже обстоят дела с теоретическими разработками в области анимационной деятельности.
Кроме того, одной из проблем анимационной деятельности в детско-юношеском туризме является также отсутствие сформированного пакета сценариев, на основании которых можно разработать конкретную анимационную программу для детей и подростков.
Следующей проблемой анимационной деятельности в детско-юношеском туризме является отсутствие достаточного материального обеспечения, несвоевременного и нецелевого финансирования, что приводит к невозможности расширять штат аниматоров и команды, отвечающей за анимационную деятельность в детско-юношеском туризме.
Таким образом, в настоящее время существует проблема, связанная с профессиональной компетентностью аниматоров, предоставляющих туристские развлекательные услуги для детско-юношеской аудитории, которые в свою очередь умеют свободно и активно мыслить, а также моделировать весь анимационный процесс. Естественно, что компетентный специалист в сфере анимационной деятельности в детско-юношеском туризме, будет оказывать позитивное влияние на формирование творческих способностей, развития и образование детей и подростков.
Несмотря на трудности, с уверенностью можно сказать, что созданная за десятилетия система туристской деятельности оказалась достаточно жизнеспособной. Дети ходят в походы, ездят на экскурсии, на территории всей страны организуются туристские слеты и экспедиции, краеведческие мероприятия и соревнования по ориентированию. Сегодня развитие анимаци-
онной деятельности в детско-юношеском туризме приобрело федеральный масштаб и его развитие занимает одно из первых мест в планах туристского развития государства.
Для сохранения и дальнейшего развития любой системы необходимо убедиться в ее необходимости гражданскому обществу и, следовательно, вносить весомый вклад в ее развитие. Рассматривая анимационную деятельность в детско-юношеском туризме, как уникальную систему воспитания подрастающего поколения, важно понимать, что развитие анимационных программ должно быть взаимосвязано с определенными культурными программами [2, с. 39].
Таким образом, признание на государственном уровне приоритета социальной функции деятельности организаций, занимающихся организацией анимационной деятельности в детско-юношеском туризме, подтверждает, что детско-юношеский туризм является уникальной системой воспитания подрастающего поколения.
В результате исследования удалось определить следующее:
1. Детско-юношеский туризм в настоящее время принимает с каждым годом все более и более важное значение в экономической системе страны, также значительное место уделяется анимационным технологиям в детско-юношеском туризме;
2. Невозможно представить гостиничный бизнес без организации на его базе развлекательных мероприятий для детей и подростков;
3. Развлечения в отелях и центрах отдыха играют значительную роль в создании благоприятного психологического климата в отеле, тем самым создавая условия для возвращения гостей, что существенно способствует повышению имиджа и доходов предприятия;
4. Детский досуг значительно отличается от досуга для других возрастных групп из-за особых потребностей и социальных и психологических характеристик, присущих «растущему телу», повышенного эмоционального восприятия и реакций;
5. Туристы отдают предпочтение организованному отдыху, позволяющему со-
брать вместе отдых детей и молодежи, а также их родителей.
Таким образом, можно сформировать совокупность рекомендаций, направленных на перспективу развития анимационной деятельности в детско-юношеском туризме:
1. Постоянное повышение квалификации анимационного персонала, которые проводят детские мероприятия.
2. Внедрение новых анимационных программ, которые будут отличаться своей новизной, необычностью и фантазией, тем самым привлекать все больше туристов данной возрастной категории.
3. Проведение семинаров, круглых столов и иных мероприятий, необходимых для обмена опытом между российскими и зарубежными организаторами анимацион-
ной деятельности в детско-юношеском туризме.
4. Разработка большего количества анимационных программ для детей в отечественных базах отдыха, с целью увеличения потока туристов, предпочитающих отдыхать всей семьей.
5. Увеличение финансирования подобной деятельности и мероприятий.
Таким образом, интегративный характер анимационной деятельности в детско-юношеском туризме воздействует на субъекты деятельности, тем самым позволяя комплексно решать задачи воспитания, обучения и оздоровления, что создает возможность повышения физического и духовного потенциала ребенка, уровня его знаний, умений, удовлетворения потребностей через самовыражение в творчестве,
общение с людьми и природой.
Библиографический список
1. Игнатьева И.Ф. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2019. - 213 с.
2. Корсакова С.А., Ильясова Д.А. Использование анимационных программ в различных видах туризма// индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. - 2021. - №1 (12). - С. 37-43.
3. Тимофеев, О. Н. Анимационная деятельность в индустрии гостеприимства: учебное пособие для вузов. - Уфа: УГАЭиС, 2018. - 115 с.
4. Чаплыгина М.Г., Воинова Н.Е. Проблемы и тенденции развития детско-юношеского туризма в России // Актуальные исследования. - 2020. - №5 (8). - С. 59-62.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF ANIMATION ACTIVITY DEVELOPMENT IN
CHILDREN'S AND YOUTH TOURISM
M.Zh. Zhumasheva, Graduate Student People Friendship University of Russia (Russia, Moscow)
Abstract. The article examines the main problems of the development of animation activities in children's and youth tourism in Russia and children's and youth tourism in general. The author defines the advantages of animation development in the tourism industry, studies the main directions of animation development in tourism. The role of animation activity in the development of children and adolescents is outlined. An overview of the main functions of animation activity is given. Recommendations are given for the development of animation activities in children's and youth tourism are determined. Perspective directions of development have been identified.
Keywords: tourism, youth tourism, animation, animator, animation activity.