Научная статья на тему 'Анимационная деятельность как фактор развития санаторно-курортного дела (на примере санатория "Лихвинские воды", Тульская область)'

Анимационная деятельность как фактор развития санаторно-курортного дела (на примере санатория "Лихвинские воды", Тульская область) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
975
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ДЕЛО / САНАТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ / HEALTH RESORTS OF TULA REGION / ЦЕЛЕВАЯ АУДИ-ТОРИЯ / TARGET AUDIENCE / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ADDITIONAL SERVICES / АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANIMATION ACTIVITIES / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ / INTERACTIVE PROGRAMS / МОДУЛИ / MODULES / SANATORIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малафий Александра Сергеевна, Жаркова Виктория Львовна

В статье проводится анализ состояния санаторно-курортного дела в Тульской области, изучаются основные объекты размещения, выявляются их сильные и слабые стороны. Большее внимание уделено деятельности санатория «Лихвинские воды». Проведен контент-анализ потребителей и оценка популярности санатория «Лихвинские воды». Для оценки спроса и выявления категории потребителей услуг предприятия проведен анализ целевой аудитории и выявлены недостатки в работе санатория. В первую очередь они касаются качества и ассортимента предоставляемых дополнительных услуг. Конкуренты уделяют анимационным программам достаточно большое внимание, многие даже имеют в штате команду аниматоров. Анализ анимационной деятельности в санатории «Лихвинские воды» показал, что постоянно действующей анимации нет, но сотрудники могут позаниматься с детьми в оборудованных детских комнатах и на детской площадке, на улице. Данные социологического опроса показали необходимость внедрения анимационной программы для отдыхающих. В статье предложены мероприятия по совершенствованию анимационной деятельности санатория. Предлагается внедрить анимационную программу для детей, которая будет состоять из тематических модулей, и рассчитана на семь дней. Данный способ организации интерактивных программ будет достаточно эффективен для санатория, модули могут подвергаться видоизменениям, что дает возможность выбирать те или иные анимационные мероприятия в зависимости от количества человек, времени и погоды. Внедренные мероприятия позволят повысить конкурентоспособность предприятия, расширить сегмент потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMATION ACTIVITY AS DEVELOPMENT FACTOR OF SANATORIUM AN RESORT BUSINESS (The experience of the sanatorium "Likhvinskie vody", Tula region)

The article analyzes the state of the sanatorium and health resort business in Tula region, studies the main facilities, identifies their strengths and weaknesses. More attention is paid to the activities of the sanatorium "Likhvinskie Vody". Content analysis of consumers and evaluation of the popularity of the sanatorium "Likhvinskie Vody" are accomplished. To assess the demand and identify the category of consumers of the company's services, the authors analyze the target audience and identify shortcomings in the sanatorium's. First of all, they concern the quality and range of additional services provided. Competitors give animation programs a lot of attention, many even have an animation team in the staff. Analysis of animation activities in the sanatorium "Likhvinskie Vody" shows that there is no permanent animation, but employees can work with children in the equipped children's rooms and on the children's playground, on the street. The data of the sociological survey has revealed the need to introduce an animation program for holidaymakers. The article suggests measures to improve the animation activity of the sanatorium. It is proposed to introduce an animation program for children, which will consist of thematic modules, and is designed for seven days. This way of organizing interactive programs will be quite effective for the sanatorium, the modules can be modified, which makes it possible to choose one or other animation activities depending on the number of people, time and weather. The implemented measures will increase the competitiveness of the enterprise, expand the segment of consumers.

Текст научной работы на тему «Анимационная деятельность как фактор развития санаторно-курортного дела (на примере санатория "Лихвинские воды", Тульская область)»

МАЛАФИЙ Александра Сергеевна а, УДК 338.48

ЖАРКОВА Виктория Львовна 6 DO1 lo^iiAsss-om^-icrno

Тульский государственный университет (Тула, РФ); а доцент; e-mail: a.malafiy@mail.ru; бканд. техн. наук, доцент; e-mail: sharkovatsu@mail.ru

АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ САНАТОРИЯ «ЛИХВИНСКИЕ ВОДЫ», ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ)

В статье проводится анализ состояния санаторно-курортного дела в Тульской области, изучаются основные объекты размещения, выявляются их сильные и слабые стороны. Большее внимание уделено деятельности санатория «Лихвинские воды». Проведен контент-анализ потребителей и оценка популярности санатория «Лихвинские воды».

Для оценки спроса и выявления категории потребителей услуг предприятия проведен анализ целевой аудитории и выявлены недостатки в работе санатория. В первую очередь они касаются качества и ассортимента предоставляемых дополнительных услуг. Конкуренты уделяют анимационным программам достаточно большое внимание, многие даже имеют в штате команду аниматоров. Анализ анимационной деятельности в санатории «Лихвинские воды» показал, что постоянно действующей анимации нет, но сотрудники могут позаниматься с детьми в оборудованных детских комнатах и на детской площадке, на улице. Данные социологического опроса показали необходимость внедрения анимационной программы для отдыхающих. В статье предложены мероприятия по совершенствованию анимационной деятельности санатория. Предлагается внедрить анимационную программу для детей, которая будет состоять из тематических модулей, и рассчитана на семь дней. Данный способ организации интерактивных программ будет достаточно эффективен для санатория, модули могут подвергаться видоизменениям, что дает возможность выбирать те или иные анимационные мероприятия в зависимости от количества человек, времени и погоды. Внедренные мероприятия позволят повысить конкурентоспособность предприятия, расширить сегмент потребителей.

Ключевые слова: санаторно-курортное дело, санатории Тульской области, целевая аудитория, дополнительные услуги, анимационная деятельность, интерактивные программы, модули.

Курортное дело - наиболее древний вид туристской индустрии. В России оно получило свое развитие 300 лет назад, когда в 1717 году указом Петра I был дан старт поиску источников минеральных вод на территории нашей страны [8]. А спустя два года в Карелии был основан первый в России бальнеологический курорт - «Марциальные воды».

Развитие санаторно-курортного дела на территории Тульской области произошло лишь через сто лет. В 1844 году были обследованы источники минеральной воды недалеко от села Краинка. Исследования подтвердили лечебные свойства воды, и в 1847 году был открыт курорт «Лихвинские минеральные воды».

На сегодняшний день на территории Тульской области функционирует 21 санаторно-курортный комплекс [4]. Наибольшей ценностью обладают минеральные воды и торфяные грязи Суворовского района. По составу минеральных вод в регионе преобладают сульфатно-гидрокарбонатно-хлорид-ные-кальциево-натриевые воды с минерализацией около 5 г/л. На базе курорта «Краинка» сегодня функционируют два предприятия санаторного типа: ООО Санаторий-курорт «Краинка» и ООО Санаторий (курорт) «Лихвинские воды» [5]. История санатория-курорта «Краинка» насчитывает уже не одно десятилетие, а санаторий «Лихвинские воды» (рисунки 1,2) был открыт в Суворовском районе Тульской области относительно недавно - в 2010 г.

Рисунок 1. - Санаторий «Лихвинские воды»1

Figure 1. The sanatorium "Likhvinskie Vody"

Рисунок 2. - Окрестности санатория «Лихвинские воды»2

Figure 2. - The territory of the Sanatorium "Likhvinskie Vody"

Санаторий «Лихвинские воды» находится в экологически чистом районе, на берегу реки Черепеть и располагает большой территорией для прогулок (рисунок 3).

Рисунок 3. - Территория санатория «Лихвинские воды»3

Figure 3. - The territory of the sanatorium "Likhvinskie Vody"

1 Лихвинские воды: URL: http://www.krainka-kurort.ru/gallery.html (дата обращения: 03.01.2018)

2 Там же.

3 Spa-санаторий «Лихвинские воды»: URL:

http://lihvinskie-vodi.bron.me (дата обращения:

22.12.2017)

Санаторий «Лихвинские воды» располагает 26 номерами общей вместимостью 52 человека. На базе учреждения проводится лечение заболеваний нервной системы, органов пищеварения, дыхания, а также опорно-двигательного аппарата. Кроме того, одним из основных направлений деятельности является гинекология4.

Нами был проведен контент-анализ отзывов посетителей на сайте Booking. com5.

По основным показателям средняя оценка санатория «Лихвинские воды» составляет 9 баллов (рисунок 4).

соотношение цена/качество

персонал удобства месторасположение комфорт чистота

8,4 8,6 8,8 9 9,2 9,4

Рисунок 4. - Оценка санатория «Лихвинские воды» по отзывам отдыхающих

Figure 4. - Assessment of the sanatorium "Likhvinskie Vody" according reviews of tourists

Для того чтобы оценить спрос на лечебно-оздоровительные услуги санатория «Лихвинские воды», а также выявить целевую аудиторию, был проведен анализ, в результате которого определена возрастная категория отдыхающих (рисунок 5).

0-2 гола: 1%

Рисунок 5. - Возрастная категория гостей санатория «Лихвинские воды»

Figure 5. - Age category of guests of the sanatorium "Likhvinskie Vody"

4 Лечение в санатории «Лихвинские воды» [Электронный ресурс]. Санаторий «Лихвинские воды»: URL: http://krainka-kurort.ru/hotel.php (дата обращения: 17.10.2017).

5 Курортный отель Санаторий «Лихвинские воды». Booking.com: URL: https://www.booking. com/hotel/ru/likhvinskie-vody-resort.ru.html?aid= 315714;label=likhvinskie-vody-resort (дата обращения: 23.10.2017).

Основную категорию потребителей услуг санатория «Лихвинские воды» составляют туристы в возрасте от 26 до 55 лет (рисунок 6).

Рисунок 6. - Контингент гостей санатория «Лихвинские воды»

Figure 6. - The contingent of the guests of the sanatorium

"Likhvinskie Vody"

Как видно из диаграммы, большинство туристов, приезжающих в санаторий -семьи с детьми, беременные.

Сравнительный анализ загрузки номерного фонда санатория за 2014-2016 гг. показал ее стабильное увеличение (рисунок 7).

Такой высокий показатель загрузки в 2015-2016 годах, на наш взгляд, связан с политическими изменениями, введением санкций и ограничений на въезд во многие страны. В эти годы наблюдается резкая переориентация российского туриста на внутренний региональный туристический рынок.

Рисунок 7. - Загрузка номерного фонда «Лихвинские воды», в % за 2014-2016 гг.

Figure 7. - Loading the number of rooms "Likhvinskie Vody, in %

for 2014-2016 years.

Из диаграммы видно, что количество гостей, останавливающихся в санатории «Лихвинские воды», растет, следовательно, увеличивается и спрос на услуги. Несмотря на то что уровень загрузки санатория достаточно высок, существует не-

обходимость в расширении аудитории посетителей. За семь лет функционирования у предприятия появились постоянные клиенты, большая часть отдыхающих посещает этот санаторий не первый раз, поэтому можно с уверенностью назвать «Лихвинские воды» семейным отелем (рисунок 8).

Отдыхают

третий раз___

и более ;

34%

Отдыхают второй раз; 38%

Отдыхают впервые; 28%

Рисунок 8. - Посещаемость санатория «Лихвинские воды»

Figure 8. - Attendance of the sanatorium "Likhvinskie Vody"

Отдыхают в санатории «Лихвинские воды» в основном летом, но также некоторые предпочитают приезжать и в другое время года (рисунок 9).

Рисунок 9. - Предпочтения во времени года для отдыха

Figure 9. - Time preferences for rest

Средняя продолжительность отдыха в санатории составляет 10-15 дней (рисунок 10).

более 21 дня; 5 %

3-7 дней;

15-21 дней;__

Рисунок 10.- Продолжительность отдыха в санатории «Лихвинские воды», в днях

Figure 10. - Duration of rest in the sanatorium "Likhvinskie Vody", in days

Для привлечения нового сегмента потребителей необходимо расширить спектр предлагаемых услуг. Если блок лечебно-оздоровительных услуг на сегодняшний день достаточно емкий, санаторий предлагает огромный спектр лечебно-оздоровительных процедур. А вот что касается анимации и проведения развлекательных мероприятий (в том числе Новогодних праздников), в этом санаторий пока уступает своим конкурентам. Чаще всего все интерактивные мероприятия проводятся силами сотрудников санатория.

Проведенный анализ деятельности санаториев Тульской области показал, что конкуренты уделяют анимационным программам достаточно большое внимание, многие даже имеют в штате команду аниматоров (таблица 1).

Для выявления потребности посетителей санатория «Лихвинские воды» в разработке и внедрению в деятельность предприятия анимационных услуг было проведено социологическое исследование.

В рамках анкетирования было выявлено отношение гостей санатория к интерактивным мероприятиям (рисунок 11). Как видно из диаграммы, большинство - за активный отдых.

Равнодушны к интерактивным мероприятиям;

17%

Рисунок 11 - Желание/нежелание респондентов участвовать в анимационных программах

Figure 11 - Desire / reluctance of respondents to participate in animation programs

Было проанализировано, какие интерактивные мероприятия в особой мере привлекают респондентов. Данные анализа представлены на рисунке 12.

ДИЧИЛГМ!,

¿Hb

Спортивные-----"

Концерты

программы:

15%

Рисунок 12 - Интерес респондентов к розным видам интерактивных мероприятий

Figure 12 - Interest of respondents to different types of interactive events

Таблица 1. - Сравнительный анализ санаториев Тульской области

Table 1. - Comparative analysis of sanatoriums in Tula region

Санатории Наличие пляжа Дополнительные услуги Организация анимационных программ и мероприятий Наличие аниматоров Рейтинг(по 5-бальной шкале)

ЛОП «Шахтер» + Волейбольная площадка, настольный теннис, библиотека Конференции, приемы, юбилеи, фуршеты, банкеты, анимация для детей + 4,3

Санаторий «Лихвинские воды» Детские комнаты, прокат велосипедов, лыж, коньков. Детская площадка на улице Банкеты, корпоративы 3,9

Санаторий «Строитель» Площадка для пляжного воллейбола и минифутбола Анимация для детей и взрослых, спортивные мероприятия, интерактивные программы + 4,0

Санаторий «Краинка» - - Банкеты, корпоративы - 4,2

Санаторий- курорт «Егнышевка» + Детская игровая рощадка, летняя танцплощадка, спортивные площадки, детская комната Организовываются (платные) экскурсии 4,1

Из диаграммы можно увидеть, что больше всего респондентов привлекают конкурсные и игровые программы, а также спортивные мероприятия.

На вопрос «Хотели ли бы Вы, чтобы в санатории действовала анимационная программа»? 95 % респондентов ответили положительно.

Анализ анимационной деятельности в санатории «Лихвинские воды» показал, что постоянно действующей анимации нет, но сотрудники могут позаниматься с детьми в оборудованных детских комнатах (рисунок 13) и на детской площадке, на улице (рисунок 14).

Рисунок 13. - Детская комната в санатории «Лихвинские воды»6

Figure 13. - Children's room in the sanatorium "Likhvinskie Vody"

Рисунок 14. - Детская площадка на территории санатория7

Figure 14. - Children's playground on the territory of the

sanatorium

6 Галерея. Санаторий «Лихвинские воды»: URL: http://lihvinskievody.ru/ (дата обращения: 22.12.2017).

7 Spa-санаторий «Лихвинские воды». URL: http://lihvinskie-vodi.bron.me (дата обращения: 22.12.2017).

Данные социологического опроса показали необходимость внедрения интерактивной анимационной программы для отдыхающих. Это не только заставит еще раз приехать уже имеющихся клиентов, но и привлечет новых, а также санаторий станет наиболее конкурентоспособным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке анимационных программ необходимо выделить группы отдыхающих по полу, по возрасту, по уровню доходов, по интересам и т.п. Очень важно выявить потребности каждой группы и правильно подобрать формы работы с каждой.

В санаториях, как правило, в первую очередь при составлении анимационных программ учитывают возрастные особенности отдыхающих. Также туристам предлагают анимационные программы, разработанные по гендерному признаку: чисто женские и мужские [1].

Предлагаемые гостям виды и формы досуга должны быть разработаны таким образом, чтобы отдыхающие получили от досуга моральное удовлетворение. Для тех, кто ведет сидячий образ жизни, следует предложить какие-то игровые, подвижные формы анимации. Для тех же, у кого работа связана с активными видами деятельности, можно организовать программу, снимающую напряжение и усталость. Что касается детской анимации, то для этих программ очень важно завлечь ребенка, предложить что-то увлекательное. Это могут быть и игры, и рисование, и лепка, и прогулки, и многое другое. При составлении анимационных программ необходимо продумывать альтернативные мероприятия на случай плохой погоды или каких-либо других непредвиденных обстоятельств [2]. На рисунке 15 представлены примеры анимационных мероприятий, которые можно было бы предложить для каждой из категорий отдыхающих.

Анимационная программа должна быть разработана с учетом времени пребывания в санатории отдыхающих. Чаще всего гости заезжают на срок 7 или 14 дней. С учетом этого срока анимационная программа, включая вечернее шоу, видоизменяется ежедневно в течение 7 или 14 дней, а затем циклично повторяется [3].

Дети дошкольного возраста

игры

рисование, лепка

танцы

просмотр мультфильмов

Подростки-школьники

соревнования

турниры

конкурсы

игры

танцевальные программы, дискотеки

Молодежь, студенты

игры

вечера юмора и КВНы

дискотеки

Рисунок 15. - Предлагаемые анимационные мероприятия

Средний возраст

Пожилые люди

конкурсно-развлекательные программы

шоу-программы

просмотр видеотеки

поэтические вечера

концерты старинной музыки

настольные игры

танцевальные программы

Figure 15. - Suggested animation events

В анимационную программу следует включить следующие виды развлечений (рисунок 16):

• спортивные мероприятия (гимнастика, турниры, эстафеты, аэробика, обучение танцам);

• игры (командные, интеллектуальные, развлекательные, психологические);

• конкурсы и турниры;

• вечерние программы (шоу-программы и конкурсно-развлекательные программы);

• детскую и взрослую дискотеки.

Методика разработки анимационной программы включает несколько этапов:

Первый этап - маркетинговый анализ. На данном этапе необходимо проанализировать анимационные программы, предлагаемые аналогичными предприятиями туризма. Также важно выполнить анализ целевой аудитории.

Второй этап - определить цели и задачи разрабатываемой анимационной программы.

Третий этап - проектирование анимационной программы (определение тематики, продолжительности, площадок для проведения, разработка программы, написание сценариев, определение необходимого инвентаря и оборудования, составление сметы расходов и т.п.)

Четвертый этап - подбор и обучение персонала. Необходимо рассчитать, сколько потребуется аниматоров, и определить необходимость их обучения. Также в соответствии со сценариями можно пригласить творческие коллективы.

Пятый этап - техническая подготовка (закупка инвентаря, подготовка декораций, оформление мест проведения анимационной программы, пошив костюмов, установка звуковой и световой аппаратуры и т.п.).

Спортивные

мероприятия

• утренняя гимнастика;

• турниры;

• аэробика;

• обучение танцам

* командные;

♦ психологические;

• интеллектуальные;

• развлекательные

Вечерние

программы

• шоу-программы;

* конкурсно-развлекательные программы

анимация

• детский клуб «Планета детства»;

• детская дискотека

Рисунок 16. - Предлагаемые блоки анимационных программ

Figure 16. - Suggested blocks of animation programs

Шестой этап - репетиция. На данном этапе необходимо добиться слаженной работы аниматорской команды. Выявить, какие могут быть слабые места в разработанной анимационной программе и внести соответствующие коррективы.

Седьмой этап - прием анимационной программы руководителем учреждения и ее утверждение.

После разработки и утверждения анимационной программы очень важную роль имеет ее внедрение в деятельность. Это сложный и многогранный процесс, здесь также можно выделить несколько этапов:

Первый этап - информирование туристов. На этом этапе важно довести до сведения туристов, какие существуют анимационные программы, когда и где они проходят. Информация должна быть вывешена в общедоступном для туристов месте. Также на этом этапе можно составить списки желающих участвовать в предложенных мероприятиях.

Второй этап - проведение анимационных программ. Это ответственная работа для всей команды аниматоров: необходимо увлечь отдыхающих, вызвать у них азарт и оставить благоприятные впечатления.

Третий этап - награждение. Пожалуй, это самый радостный момент, особенно это касается детских анимационных программ. Каждый из гостей будет рад, когда ему по окончании анимационной программы вручат какой-нибудь приз. При этом важна не столько цена этого приза, сколько внимание.

Четвертый этап - анализ анимационной программы. После завершения программы необходимо выявить ее слабые места и проблемы, которые необходимо решить. На этом этапе можно провести анкетирование участников, выявить их мнения и предложения. Данный этап заканчивается совершенствованием анимационной программы [6].

Для санатория «Лихвинские воды» оптимально будет разработать анимационную программу на 7 дней, состоящую из модулей. Каждый модуль - определенный вид досуга. Модули для удобства можно менять местами, добавлять и убирать из интерактивной программы (рисунок 17).

Модуль 1 — ДЛЯ СПОКОЙНОГО отдыха Модуль 2 — творческие занятия и развивающие игры JH

Модуль 3 - интерактивные игры Модуль 4 — конкурсы, турниры, соревновання

Модуль 5 - групповые тренировки

Рисунок 17. - Основные модули предлагаемой программы

Figure 17. - The main modules of the proposed program

Приведенные выше модули также могут подвергаться видоизменениям, что дает возможность выбирать те или иные анимационные мероприятия в зависимости от количества человек, времени и погоды.

На территории санатория «Лихвинские воды» возможно организовать детский клуб под названием «Планета радости и детства». В нем будет открыт кружок по рисованию, лепке из пластилина, оригами и другим видам проведения детского досуга.

Анимационная программа для детей может выглядеть следующим образом:

10:00 - 10:30 - анонс анимационной программы для детей на день.

10:30 - 11:30 - творческие занятия в детской комнате.

11:30 - 12:30 - интерактивные игры на улице.

12:30 - 15:00 - перерыв.

15:00 - 16:00 - игра в футбол.

16:00 - 17:00 - игра в «Твистер».

17:00 - 18:00 - перерыв.

18:00 - 19:00 - просмотр сказок, муль-тиков, детских фильмов.

Анимационная программа будет организовываться по принципу тематических дней. Она рассчитана на 7 дней пребывания, потом циклично повторяется. Примерные тематические дни описаны в таблице 2.

Большинство отдыхающих приезжают в санаторий «Лихвинские воды» летом,

Таблица 2. - Примеры тематических дней для детей

Table 2. - Examples of thematic days for children

№ дня Название тематического дня Описание тематического дня

1 день «Мир животных» Рисование животных; просмотр фильмов или мультиков про животных; лепка животных из пластилина; игры

2 день «Фруктовая сказка» Рисование фруктов (натюрморт), аппликации из цветного картона

3 день «День в зазеркалье» Просмотр сказок, рассказывание сказок, рисование героев сказок

4 день «Семейный день» Рисование членов семьи, чтение стихов, оригами для родителей

5 день «Наши любимые питомцы» Рисование своих питомцев, лепка из пластилина

6 день «Юные художники» Рисование пейзажей

7 день «Мульти-пульти» Рисование мультяшных персонажей, просмотр мультиков

поэтому можно нанять аниматоров на этот период, в остальное время года штатные сотрудники смогут справиться с анимационной программой без дополнительной помощи.

На наш взгляд, подходящим вариантом для санатория «Лихвинские воды» будет внедрение анимационных программ как для детей, так и для взрослых. Это позволит организовать комфортный и интересный отдых для всех гостей, отдых родителей во время занятий аниматора на детских программах.

Практическая значимость предлагаемых мероприятий состоит в том, что анимационные программы разбиты на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

модули, которые можно независимо друг от друга менять, убирать. Они могут быть легко внедрены в деятельность любого санатория или детского лагеря. Кроме того, внедрение анимационных программ позволит расширить целевую аудиторию санатория «Лихвинские воды».

Внедряемые мероприятия будут отличаться гибкостью, в программах с элементами игры возможны несколько вариантов финала, которые туристам будут интересно проходить снова, по-разному выстраивая свои действия. Программы предназначены для небольших групп туристов, что для санатория является также очень актуальным.

Список источников:

1. Агеева И.С. Возможности использования анимационных программ в туризме // Молодой ученый. 2012. №6. С. 123-125.

2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. М.: Издат. центр «Академия», 2012. 192 с.

3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. 252 с.

4. Булыгина И.И. Методические основы подготовки организаторов туристской анимации. Дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2001. 135 с.

5. Ветитнев А.М., Войнова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности. М.: Фед. аг-во по туризму, 2014. 272 с.

6. Гальперина Т.И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации. М.: РИБ «Турист», 2004.

7. Дедурина Т.В. Анимация как инновационный метод досугового воспитания подростков // Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе: Сб. докладов междунар. науч.-практ. конф. М.: МГУКИ, 2007. С. 177-179.

8. Дроздов А.В. Рекреационная география: идеи, методы, практика. Тверь, 2006. 126 с.

9. Малафий А.С., Жаркова В.Л. Перспективы развития туризма в Тульской области // «Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2015)»: XVII Междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. С. 25-29.

10. Пономарева И.Ю. и др. Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области: Монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 209 с.

11. Малафий А.С., Танкиева Т.А., Жаркова В.Л. Формирование интерактивных туристических программ в малых городах Тульской области // Современные проблемы науки туриндустрии: сб. науч. ст.: в 2-х тт. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2015. Т.2. С. 13-20.

12. Файбусович Э.Л. К вопросу о методике оценки регионального рекреационно-туристского потенциала // «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования»: труды между-нар. практич. конф. М., 2006.

13. Якунин В.Н. Виды туризма: историография проблемы // Запад-Россия-Восток. 2014. №8. С. 499-517.

14. Якунин В.Н. Историография видовых особенностей туризма // География и туризм. Сб. науч. тр. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т. 2016. С. 43-52.

15. Ponomareva I., Mishynina G., Pukhanov S. The problems and the perspectives of tourism development in the Tula Region // Marketing w rozwoju turystyki. Koszalin: Uczelniane Politechniki Koszalinskiej, 2009. Pp. 163-176.

16. Bowdin G., Allen J., O'Toole W., Harris R., McDonnell I. Events management. Oxford: Elsevier Butterworth Heinemann, 2011

17. Sotiriadis M.D. Management and Operational Issues of Animation Services in Resort and All-inclusive Hotels: Evidence from Greece // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing. 2014. Vol.5. №20. Pp. 692-698. DOI: 10.5901/mjss.2014.v5n20p692.

Aleksandra S. MALAFIY a, Viktoriya L. ZHARKOVA b

a-b Tula State University (Tula, Russia);

a Associate Professor; e-mail: a.malafiy@mail.ru;

b PhD in Technical, Associate Professor; e-mail: sharkovatsu@mail.ru

ANIMATION ACTIVITY AS DEVELOPMENT FACTOR OF SANATORIUM AN RESORT BUSINESS (THE EXPERIENCE OF THE SANATORIUM "LIKHVINSKIE VODY", TULA REGION)

The article analyzes the state of the sanatorium and health resort business in Tula region, studies the main facilities, identifies their strengths and weaknesses. More attention is paid to the activities of the sanatorium «Likhvinskie Vody». Content analysis of consumers and evaluation of the popularity of the sanatorium «Likhvinskie Vody» are accomplished. To assess the demand and identify the category of consumers of the company's services, the authors analyze the target audience and identify shortcomings in the sanatorium's. First of all, they concern the quality and range of additional services provided. Competitors give animation programs a lot of attention, many even have an animation team in the staff. Analysis of animation activities in the sanatorium «Likhvinskie Vody» shows that there is no permanent animation, but employees can work with children in the equipped children's rooms and on the children's playground, on the street. The data of the sociological survey has revealed the need to introduce an animation program for holiday makers. The article suggests measures to improve the animation activity of the sanatorium. It is proposed to introduce an animation program for children, which will consist of thematic modules, and is designed for seven days. This way of organizing interactive programs will be quite effective for the sanatorium, the modules can be modified, which makes it possible to choose one or other animation activities depending on the number of people, time and weather. The implemented measures will increase the competitiveness of the enterprise, expand the segment of consumers.

Keywords: sanatorium business, health resorts of Tula region, target audience, additional services, animation activities, interactive programs, modules.

References

1. Ageeva, I. S. (2012). Vozmozhnosti ispolzovaniya animatcionnikh program v turizme [Possibilities of using animation programs in tourism]. Molodoy ucheniy [YoungScientist], 6, 123-125. (In Russ.).

2. Asanova, I. M. (2012). Organizatciya kulturno-dosugovoy deyatelnosti [Organization of cultural and leisure activities]. Moscow: Academia. (In Russ.).

3. Babkin, A. V. (2012). Specialnie vidy turizma [Special types of tourism]. Rostov on Don: Phenix. (In Russ.).

4. Bulygina, I. I. (2001). Metodicheskie osnovy podgotovki organizatorov turistskoy animacii [Methodical bases of preparation of organizers of tourist animation]. Candidate of Pedagogical thesis. Moscow. (In Russ.).

5. Vetitnev, A. M, & Voinova, Ya. A. (2014). Organizatciya sanarotno-kurortnoy deyatelnosti [The organization of sanatorium-and-resort activity]. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ.).

6. Galperina, T. I. (2004). Akterskoe masterstvo v deyatelnosti menedgera turistskoy animacii [Actor's skill in the activities of the manager of tourist animation]. Moscow: RIB «Tourist».(In Russ.).

7. Dedurina, T. V. (2007). Animaciya kak innovacionniy metod dosugovogo vospitaniya podrostkov [Animation as an innovative method of leisure education of adolescents]. Actualnie problemy vospitaniya molodegi na sovremennom etape [Actual problems of education of youth at the present stage]: Coll. of International reports of scientific-pract. conf. Moscow: MGUKI, 177-179. (In Russ.).

8. Drozdov, A. V. (2006). Rekreacionnaja geografija: idei, metody, praktika [Recreational Geography: Ideas, Methods, and Practice]. Tver. (In Russ.).

9. Malafiy, A. S, & Zharkova, V. L. (2015). Perspektivy razvitiya turizma v Tul'skoj oblasti [Prospects for the development of tourism in Tula region]. In coll.: «Economica. Servis. Tourism. Culture (ESTC-2015)» [Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC-2015)]: XVII International Scientific and Practical Conference]: a collection of articles. Barnaul: AltSTU Publ. House, 25-29. (In Russ.).

10. Ponomareva, I. Yu. & et al. (2011). Razvitie vnutrennego i v'ezdnogo turizma v Tul'skoj oblasti [The development of domestic tourism in the Tula region]: a monograph. Tula: TulGU Publ. House. (In Russ.).

11. Tankieva, T. A, Zharkova, V. L, & Malafiy, A. S. (2015). Formirovanie interaktivnich turisticheskich program v malych gorodach Tul'skoj oblasti [Formation of interactive tourist programs in small towns of Tula region]. In coll.: Sovremennye problemy nauki turindustrii [Modern problems of science in tourism industry]: a collection of scientific articles: in 2 parts. Chelyabinsk: YuUrGU Publ. House, 2, 13-20. (In Russ.).

12. Faybusovich, E. L. (2006). K voprosu o metodike ocenki regional'nogo rekreacionno-turistskogo potenciala [On the methodology for assessing the regional recreation and tourist potential]. In coll.: "Turizm i rekreacija: fundamentalnye i prikladnye issledovanija" [Tourism and recreation: fundamental and applied research]: Proceedings of the Intern. practical. conf. Moscow. (In Russ.).

13. Yakunin, V. N. (2014). Vidy turizma: istoriografiya problemy [Types of Tourism: The Historiography of the Problem]. Zapad-Rossiya-Wostok [West - Russia - East], 8, 499-517. (In Russ.).

14. Yakunin, V. N. (2016). Istoriografiya vidovych osobennostej turizma [Historiography of specific features of tourism]. In coll.: Geographya i tourism [Geography and Tourism]: Collection of scientific articles. Perm: Perm State National Research University, 43-52. (In Russ.).

15. Ponomareva, I., Mishynina, G., Pukhanov, S. (2009). The problems and the perspectives of tourism development in the Tula Region. Marketing w rozwoju turystyki. Koszalin: Uczelniane Politechniki Koszalinskiej, 163-176.

17. Bowdin, G., Allen, J., O'Toole, W., Harris, R. & McDonnell, I. (2011). Events management. Oxford: Elsevier Butterworth Heinemann.

17. Sotiriadis, M. D. (2014). Management and Operational Issues of Animation Services in Resort and All-inclusive Hotels: Evidence from Greece. Mediterranean Journal of Social Sciences, 5(20), 692-698. doi: 10.5901/mjss.2014.v5n20p692.

Малафий А.С., Жаркова В.Л. Анимационная деятельность как фактор развития санаторно-курортного дела (на примере санатория «Лихвинские воды», Тульская область) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №2. С. 119-128. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10210.

Дата поступления статьи: 17 декабря 2017 г.

Malafiy, A. S., & Zharkova, V. L. (2018). Animation activity as development factor of sanatorium an resort business (the experience of the sanatorium «Likhvinskie vody», Tula region).

Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(2), 119-128. doi: 10.24411/1995-04112018-10210. (In Russ.). Received December 17, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.