Научная статья на тему 'Народная игра как действенное средство анимационной деятельности в туризме'

Народная игра как действенное средство анимационной деятельности в туризме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1661
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ / АНИМАЦИЯ В ТУРИЗМЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова Н. Н.

В статье рассматриваются народные игры и возможности их использования в процессе организации анимационной деятельности в туризме. Автором проанализированы праздничные событийные меропри-ятия, основанные на возрождении традиций народной игровой культуры и особенности реализации дет-ских анимационных программ с использованием народных игр в туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная игра как действенное средство анимационной деятельности в туризме»

Раздел 2

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 394.3:379.85

Н. Н. Беспалова

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

НАРОДНАЯ ИГРА КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ

В статье рассматриваются народные игры и возможности их использования в процессе организации анимационной деятельности в туризме. Автором проанализированы праздничные событийные мероприятия, основанные на возрождении традиций народной игровой культуры и особенности реализации детских анимационных программ с использованием народных игр в туризме.

Ключевые слова: народные игры, праздничный календарь, праздничные народные игры, анимация в туризме.

N. N. Bespalova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

THE FOLK GAME AS AN EFFECTIVE MEAN OF ANIMATION ACTIVITY IN TOURISM

The article deals with folk games and the possibilities of using them in the process of organizing animation activities in tourism. The author analyzed festive events based on the revival of the folk game culture traditions and features of the implementation of children's animation programs using folk games in tourism.

Keywords: folk games, festive calendar, festive folk games, animation in tourism.

В настоящее время игра является одним из популярных видов анимационной деятельности как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. В туристской анимационной деятельности значение игры нельзя исчерпать и оценить только креативными (развлекательно-занимательными) возможностями. Феномен игры и состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, игру-обучение, игру-терапию, игру-модель типа человеческих отношений. Она является основной досуга, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием - темой игр может быть любая деятельность человека. В этой связи в настоящее время игры выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. В играх из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, истори-ко-образовательные признаки. Недаром Ф. Шиллер считал, что человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет [7].

В современном мире, к большому сожалению, где существует достаточное количество соблазнов в наш технократический век, народная игра находится под угрозой исчезновения. Народная игра как важный элемент народной культуры не может выдерживать напора компьютеризации и тотальной коммерциализации, а также глобальных процессов урбанизации и стандартизации жизни. В то же время народная игра обладает мощной притягательной силой, питая ностальгические настроения человечества о природном, местном, национальном, особенном, эксклюзивном.

Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру [15].

Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности, причем непродуктивной, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

Это такая форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собой индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные или групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием [8].

История свидетельствует о древнем происхождении игр. Интерес к изучению и использованию игры связан с современной тенденцией стандартизации досуга, его массового потребления, что приводит к отчуждению человека от сущности культуры и своей собственной, созидательной творческой сущности. Игру оценили еще философы древности (Платон ценил в игре красоту и гармонию, Аристотель видел в ней всего лишь отдых, подготовку к серьезному труду). Высоко ценили игру немецкие философы (И. Кант, Ф. Шиллер). С XIX века началось научное изучение игры. Трудовая теория игры, выдвинутая В. Вундтом, развитая Г. Плехановым, объясняла происхождение игры из единственного источника -труда. Сторонниками трудовой теории игры были психологи и педагоги Х1Х-ХХ веков: А. Спенсер, М. Лацерус, Д. Патрик, К. Гросс. Философы и культурологи ХХ века Й. Хейзинга, Г. Гессе, С. Лем видят фокус игры в культуре, в общественном разуме. Игру в ХХ веке изучают крупнейшие психологи и психоаналитики З. Фрейд, Ж. Пиаже, К. Левин, В. Выготский, Д. Эльконин, рассматривая ее вначале как компенсаторную, а затем уравновешивающую активность; как школу поведения высших животных и человека; как средство снятия травматических ситуаций; средство обучения детей серьезной деятельности; средство культурной ориентации ребенка [6].

По мнению Н. П. Аникеева: «.. .игра - это сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания» [1, с. 84].

Если в труде, считает Э. В. Соколов, человек преобразует внешний мир, создает культуру и вместе с тем специализируется, предстает как человек частичный, то в игре он гармонично активизирует весь спектр своих родовых и видовых потенций, т. е. игра воссоздает целостность бытия человека [12].

Как справедливо отмечает А. Мазаев, игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура -трудом и общением. По его мнению, опыт игрового поведения имеет каждый и в культурно-историческом плане мир не знает культур, народов или эпох, не знающих игр [5].

С точки зрения формы, игру можно определить как свободное действие, осознанно вымышленное и выходящее за пределы повседневной жизни, однако способное полностью увлечь играющего; действие, лишенное какой-либо материальной заинтересованности и целесообразности, которое совершается в определенно очерченном времени и пространстве, протекает в соответствии с принятыми правилами и вызывает к жизни взаимоотношения групп, охотно окружающих себя тайной или подчеркивающих, благодаря переодеванию, свою особенность в обычном мире повседневности.

Историко-культурологический анализ игры показывает, что игра активно существует в современной культуре, хотя фольклорно-игровые формы культуры в условиях урбанизации подвержены свертыванию (стагнации), но игра в городе становится явлением массового досуга: в цирках, на стадионах, в кинотеатрах, в средствах массой информации. Э. В. Соколов отмечает следующее противоречие современного развития относительно игры в культуре: с одной стороны, игра, являясь одним из компонентов досуга и его общим фоном, обеспечивает гедонизм и душевное здоровье, гармоничность развития частичного человека, с другой - современная игровая культура взрослых и молодежи в ее развивающе-творческих формах довольно бедна [12]. По нашему мнению, транслируемая СМИ современная мода на игру развлекательную, коммерциализированную, акцентирующую негуманные способы соперничества не оставляет места игре творческой, гуманной, развивающей личность и культуру досуга.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других [7].

В народных подвижных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалами. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести,

смелости, мужестве. Следует отметить, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу».

Важно отметить, что игровая культура очень тесно переплетается с праздничной культурой. Говоря о соотношении праздника и игры, Т. А. Кривко-Апинян подчёркивает, что праздник - это игра и не игра одновременно, но только праздник сохраняет взаимоотношения с игрой. Игра оформляет праздник и в то же время входит в него как составная часть. Праздник, по ее мнению, есть метафора, воплощение в игровой форме представлений о другом и высшем. «С ходом истории, - пишет Т. А. Кривко-Апинян, -игровой характер праздника начинает преобладать и вытесняет серьезное, практическое значение обрядовых структур... Праздник может умереть в игре, выродившись в неё, но и без игры нет праздника» [4, с. 29].

Следует отметить, что в последнее время праздник становится наиболее популярным и привлекательным в таком виде туризма, как событийном, где основная цель поездки приурочена к посещению какого-либо события. Для организации событийных туров большое значение имеет использование календаря праздников и знаменательных событий. Такие туры вызывают интерес туристов к тем или иным датам, праздникам, а личное участие в анимационной игровой программе делает их незабываемыми. Можно сказать, что у народной игровой культуры, предающейся забвению, есть реальная возможность вновь возродиться через событийные праздничные мероприятия, где игры могут быть включены в общую программу празднества или выступить самостоятельным элементом организации досуга и развлечений туристов.

Д. М. Генкин считает, что праздничная деятельность очень близка к игре, обеспечивающей многогранность общения. Действительно, игровая деятельность на праздниках, как и коммуникативная, присутствует практически во всех видах деятельности. Но поскольку праздники удовлетворяют комплекс различных потребностей, рамки праздничной деятельности могут быть значительно раздвинуты. Праздник вбирает в себя высшие человеческие чувства, утверждает жизненный идеал, символизирует победу над временем, преодоление случайностей и хаоса будней, возвышение над скорбями и суетой, психологический климат праздника колеблется между торжественно-церемониальным и спонтанно-игровым настроением [2].

По мнению Е. В. Руденского, игра в процессе праздничного действия имеет несколько модификаций, так, в одном случае доминирующим выступает принцип состязательности; в другом - принцип ри-туализации (игра становится обрядом); в третьем - принцип зрелищности (игра приобретает форму сценического действия); в четвертом - принцип маскировки поведения (игра создает карнавал, где жизнь оформлена особым игровым способом) [10, с. 31].

Особое место в модели игры Е. В. Руденский отводит игровым действиям в праздничном общении. Комплекс игровых действий в праздничном общении включает зрелищно-игровые, ритуально-игровые, спортивно-игровые, карнавально-игровые, танцевально-игровые действия и др. [10, с. 36].

Современная праздничная культура представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров праздника. Праздничный текст зачастую произвольно составлен из наслоений различных систем, где широко используются идеи маскарадной и карнавальной культур, традиции ряжения и др. Праздничная стихия сочетает в себе элементы как христианских (Рождество, Пасха и др.), так и дохристианских языческих праздников (Масленица, День Ивана Купалы), обломки «советских» праздников (1 мая, 7 ноября) и принципиально новые формы (презентации, шоу) [11] .

Основой традиционных праздников являлись обряды, ритуалы, которые невозможны без игрового элемента. Поэтому игры были неотъемлемой частью праздников, каждый из которых имел свои атрибуты, свои песни и словесные формулы, но их объединяло и много общего. Так, практически все народные праздники включали в себя уличное гуляние и катание на лошадях, длительные трапезы с обилием еды, а также пляски и игры [3].

Праздничный народный календарь имел круговой цикл и начинался с зимнего солнцеворота, который приходился на 25 декабря, по старому календарю это и был праздник Рождества, корни которого находились в дохристианской культуре. С этого дня начинались Святки, в которых преимущественно принимала участие молодежь. На Святках пелись песни-колядки преимущественно аграрно-магического назначения, исполнявшиеся в честь воскрешения новой жизни и отступления смерти (представляемой в виде белой страшной зимы - Марены), где славился рост всего: рода, урожая, живности и пр. Пелись колядки в разные дни двухнедельного празднования, по преимуществу под Новый год. Во время Святок, молодежь устраивала шумные народные гуляния, сопровождающиеся пением, вождением хороводов и веселыми играми и забавами. Самыми традиционными развлечениями были розыгрыши и яркие представления. Известными рождественскими играми были и такие, как «фанты», «молчанка», которые снимали у молодых людей многие комплексы и помогали им расслабиться и отдохнуть. На Рождество и на святочной неделе чаще всего играли в подвижные народные игры, например, такие как «Жмурки».

По правилам игры выбирали водящего, завязывали ему глаза, раскручивали посередине комнаты, а дальше играющие весело хлопали водящего: кто рукавицей, кто просто ладонью, при этом водящему нужно было изловчиться и поймать себе замену.

Далее по годовому циклу праздников следовало Крещенье, для которого, наряду со многими другими обрядами, характерен обряд смотрин невест. Для этого девушек наряжали, выстраивали в шеренги - парням только и оставалось: ходить, выбирать, а после выбора невесты на «мясоед» - свадьбы играть. Этот цикл логично продолжался на Масленицу, когда уже молодые пары, новоиспеченные супруги впервые «выходили в люди», гостей принимали. Следует отметить, что среди масленичных забав преобладали те, которые были связаны с молодоженами. Они должны были принародно демонстрировать любовь и привязанность, их катали с ледяных гор, отпускали при этом двусмысленные шутки, заставляли молодую жену целовать молодых парней; много шуток отпускалось по поводу взаимоотношения тещи и зятя. Помимо семейной символики, на Масленицу существовало много игр, связанных с идеей борьбы. Это и обязательные мужские рукопашные бои, в которых в определенной последовательности принимало участие все мужское население деревни, за исключением немощных, убогих и стариков, и многолюдные состязания, когда одна деревня сражалась с другой. Во многих регионах были приняты баталии по взятию и разрушению «снежных городков». Провожая и сжигая масленицу, люди изгоняли злое и враждебное человеку и природе - зиму и смерть. Свой страх перед изгоняемой смертью они старались побороть глумлением над чучелом, шумом, криком, а радость выразить плясками, смехом, который символизировал жизнь и возрождение.

На Масленицу молодежь и детвора резвились и играли при любом морозе на улице. Катались с ледяных гор на дальность. На высоких ледяных столбах развешивали подарки от связки калачей до хороших кожаных сапог, где желающие испытывали себя на ловкость, силу и сноровку. Кому удавалось вскарабкаться по скользкому столбу и достать подарок, тому он и доставался [9].

Празднование Масленицы проходит практически во всех регионах России и воплощается в жизнь многими туристическими фирмами, работающими на внутренний туризм. Спрос на мероприятие «Прощание с зимой» в процессе театрализованного праздника Масленицы огромен. На этот праздник стремятся попасть не только разновозрастные школьные и студенческие группы, но и приезжающие в страну туристы.

Так, например, масштабным и популярным в последние годы в Алтайском крае становится праздник «Сибирская Масленица». В этом году праздник посетили около 15 тыс. человек из разных регионов России, а также зарубежных стран Дании, Швеции, Франции и Турции.

Турфирмы на этот праздник проводят интерактивные экскурсии с катанием на тройках, с поеданием блинов, с играми вокруг Масленицы, со сжиганием ее соломенного чучела. Во время празднования Масленицы следует больше использовать народные игры с учетом региональной специфики и сложившихся местных традиций.

Следующим значимым праздником в русском земледельческом календаре является Пасха. Начиная с Пасхальной недели, устраивались хороводы, качели, игры с пасхальными яйцами. Во время весенних гуляний, особенно на Красную горку, в рамках хоровода происходило формирование молодежных половозрастных групп. Сопровождавшие хороводы, весенние лирические песни изобиловали брачной тематикой, отличались приподнятым радостным настроением. В первое сухое и теплое воскресение после Пасхи было принято устраивать особое праздничное гуляние, называвшееся «Круг». Взрослая молодежь заводила игры в горелки, девушки водили хороводы. Вообще игровые хороводные песни чаще всего раскрывали тему «выбора невесты, воспроизводя архаические формы брачных отношений», и них «выразилась их сущность как игровых произведений, в которых сценическое действие соединяется со словесным изображением ситуации».

Зеленые Святки, как и зимние, праздновались две недели, начинаясь в сороковой день после дня Пасхи. Это цикл праздников, включал в себя Вознесение, Семик и Троицу.

Семицкая - седьмая после Пасхи - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, а Семик - это четверг на последней недели перед Троицей (она празднуется на пятидесятый день после Пасхи).

Троицын день с незапамятных времен остается одним из любимейших праздников русского народа. Троицкая неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, на которые обычно приходится Троицын день, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли.

Семик - преимущественно (а в северных местностях исключительно) девичий праздник, когда девушки собирают яйца, пекут лепешки и другие угощения. Утром они собираются и отправляются в рощу, на берег речки завивать березку, «играть песни» и пировать. На березку вешают венки, по которым загадывают о своей судьбе. Вслед за пирушкой начинают водить хороводы. Семицкие хороводы отличаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке». На Троицу девушки обменивались одеждой, украшениями, водили хороводы, а также срубали березку, которую украшали

как девушку, водя вокруг нее хороводы. В Алтайском крае на территории Солонешенского района несколько лет подряд проходит фольклорный праздник «Троицкие гуляния», где возрождаются традиции староверов, издавно проживающих в Солонешье.

Особой популярностью в разгар туристического сезона пользуется у отдыхающих туристов театрализованный праздник Ивана Купалы с обрядовыми традиционными народными песнями и играми на природе, с рассказом про русалок и вечерними хороводами вокруг костра.

На Иван Купала в древности в честь бога-огня, бога-солнца, бога-грома зажигались во время летнего солнцестояния праздничные огни. В купальских празднествах и теперь самым ярким по окраске обычаем является некогда осуждавшиеся наравне с идолослужением «возжжение купальских костров». Дню Ивана Купалы в Алтайском крае посвящается событийный праздник «Цветок папоротника». Целью праздника является возможность найти мифический цветок, по народному поверью, цветущий лишь один раз в году - в ночь накануне Ивана Купалы. Всех участников праздника ждут народные забавы, обряды, прыжки через костер и традиционные хороводы. Подобные народные гуляния также проходят в Романовском районе Алтайского края под названием «Купальские забавы».

Летние гулянья обычно заканчивались на Петров день, с которого начиналась полевая страда. На территории Солонешенского района проходит в этот день фестиваль традиционной народной культуры «Петровские гуляния».

Игры и гулянья проводились и на Медовый спас. В этот день также были популярны хороводные игры. По традиции в этот день совершалось малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. В народе Медовый Спас еще называют лакомкой в связи с тем, что именно с этого дня пчелы перестают собирать пыльцу с цветов и именно в этот день, освятив в церкви, начинали есть мед. В праздник Медового Спаса в больших и малых городах России организовываются ярмарки лучших сортов меда, которые сопровождаются народными играми и гуляниями. На территории нашего региона также проходит на различных сельских и городских площадках праздник «Медовый спас на Алтае».

Таким образом, наиболее популярными событийными мероприятиями, активно посещаемыми туристами, являются воссозданные театрализованные русские праздники: Рождество, праздник Троицы, Ивана Купалы, Медовый спас, цикл осенних праздников урожая и т. д. Эти праздники заменяют собой такие популярные у туристов, посещающих западные, а также южноамериканские страны, карнавалы. С удовольствием туристические группы участвуют и в праздновании театрализованного Нового года, Рождественских Святок и многих других интересных дат, где ключевым элементом являются масштабное участие в различных традиционных играх и забавах, сопровождающих яркое и веселое праздничное действо.

Интересной возможностью использования народных игр в процессе организации туристско-экскурсионной деятельности является проведение так называемых этнографических посиделок. В уютной обстановке, чаще всего с чаепитием, участники такой театрализованной экскурсии погружаются с помощью музейных экспонатов, антуража, в обстановку старины. В последнее время возрос интерес пожилых иностранцев, имеющих свои корни в России, к составлению генеалогических древ своих семей. Эта часть туристов всегда с удовольствием принимает участие в подобных этнографических праздниках, которые, как им кажется, возвращают их в генетическое прошлое.

Следует отметить, что в настоящее время сложно, а порой и невозможно возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры, потому что любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания будут обречены на провал. Однако есть действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам, так как и ритуалы, и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта - всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д. К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остаются, хотя иногда и перетолковываются на иной лад» [5]. Этот принцип может стать основанием возникновения современной идеи возрождения народных традиций с их частичным внедрением в современную жизнь в ходе организации событийных праздничных мероприятий в сфере туризма.

Кроме того, следует обратить внимание и на использование народной игровой культуры и в рамках организации отдыха туристов на территории туркомплексов и отелей. В ходе разработки и реализации анимационных программ необходимо учесть, что не следует в буквальном смысле стремиться к достижению аутентичности фольклорных и других элементов народной игры [14]. В анимационных программах применение народной игровой культуры должно быть основано на следующих принципах:

- следование народной традиции с одновременным ее актуализацией, т. е. «осовремениванием», введением ее существенных элементов в сферу интересов современного туриста;

- смелое соотнесение русской народной игровой культуры с другими культурами (древними и современными) за счет неожиданных, но привязанных к местной специфике сюжетных ходов;

- использование фольклорных элементов игры, традиционных обрядов, которые постепенно «забываются» и заменяются в народном творчестве стремлением к орнаментике, декоративности и развлекательности.

Варианты народных игр могут проводиться с отдыхающими, как в виде самостоятельной игровой программы, так и использоваться в структуре любой развлекательной программы.

При подготовке туристских анимационных программ необходимо учитывать многие особенности и характеристики туристов, но наиболее важным и позволяющим провести программу эффективно и интересно является возраст отдыхающих. В связи с этим можно выделить анимационные программы, ориентированные на детей, молодежь, представителей зрелого возраста, третьего возраста, а также комбинированная программы.

Самой востребованной на отдыхе все же является игровая анимация для детей, где на первый план выходит создание условий, обеспечивающих проведение игровой деятельности. Как правило, для этих целей в некоторых туристских комплексах создаются специализированные службы, которые носят название «мини-клубов» (для детей младшего возраста) или «юниор-клубов» (для подростков). Задача аниматоров мини-клуба - как можно интереснее занять детей, чтобы дать возможность родителям отдыхать спокойно, не заботясь о них, об их местонахождении и безопасности.

Кроме того, для организации эффективной работы с детьми необходимо иметь соответствующие помещения пребывания детей в летние месяцы, например, игровые площадки, детский бассейн, и в непогоду, оснащенные различным инвентарем для рисования, лепки, подвижных и развивающих игр и т. д. Для подвижных игр нужен инвентарь: мячи, кегли, обручи, скакалки. Эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки, веревки разной длины и толщины, мел, для развивающих - краски, бумага, карандаши и т. п., для театрализованных и ролевых игр - костюмы.

Следует отметить, что, прежде всего, игра имеет особое значение в развитии ребенка и становлении его как личности. В этой связи вовлечение детей в познавательно-игровой процесс во время отдыха в качестве участников могло бы стать дополнительным формирующим характер и поведение ребенка фактором [13]. Кроме того, организация игровой деятельности детей в местах отдыха способствует повышению качества и изменению содержания отдыха их родителей.

Использование народной игры в анимационных программах для детей во время их пребывания в туристских комплексах может способствовать:

- свободе действий, добровольному принятию решений, раскрепощенности и снятию напряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни;

- активизации способности ребенка, раскрытию таланты, развитию мыслительных способностей и интуиции;

- физическому совершенствованию ребенка, развитию его воображения и психологической пластичности.

Роль игры в формировании и развитии детей достаточно велика, она направлена на удовлетворение разнообразных потребностей ребенка - интеллектуальных, физических, духовных, рекреационных, эстетических и, безусловно, это необходимо учитывать в процессе организации туристской анимационной деятельности для детской аудитории.

На сегодняшний день существует огромное разнообразие народных игр как для детей, так и для взрослых, имеющих различную направленность, но всегда преследующих достижение главной цели -развлечение, восстановление и развитие физического и нравственного потенциала личности. В классическом варианте туристские игровые программы применяются в качестве развлекательных мероприятий, направленных на создание хорошего настроения отдыхающих. Поэтому так важно, чтобы анимационная программа была тщательно продумана и разработана опытным аниматором, владеющим методикой подготовки и проведения народных игр. Аниматору целесообразно в арсенале иметь картотеку народных игр, ресурсы которой должны быть универсальными, поскольку анимационная программа может включать как организованные игры, так и спонтанные, желательными для отдыхающих именно в данный момент. В этой связи ко всему прочему аниматор должен уметь быстро ориентироваться в создавшейся ситуации и быстро реагировать на изменение обстоятельств в ходе проведения анимационной развлекательной программы [14].

Длительный период существования игры обусловило их видовое разнообразие, тем не менее, единой и исчерпывающей классификации народных игр не существует. Вместе с тем, менеджеру туризма, организующему досуг отдыхающих в условиях туркомплекса, необходимо знать все разновидности народных игр, их видовые и методические особенности, возможности их влияния на аудиторию. Следует учитывать, что игра в анимационных программах туристских путешествий - это важная их часть,

от которой в значительной мере зависят приятные или неприятные воспоминания о развлекательной стороне поездки.

В современном туристском обслуживании анимация стала неотъемлемой частью, особой оставляющей культурно-досуговых программ, предлагаемых туристам для отдыха и развлечений. Количество отдыхающих в России постоянно растет, вместе с тем, растет и количество предложений на рынке туристских услуг. Конкурентоспособность туристской организации обеспечивают инновационные технологии, к числу которых относится и анимация. В последние годы основой моделирования анимационных программ в России, особенно в ее регионах, все чаще становится такой фактор, как культурный потенциал региона, выраженный в его историческом наследии. Совмещение отдыха с познанием истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способна решать туристская анимация, основанная на использовании традиций народной игры.

Таким образом, особую туристскую привлекательность региональным программам могут придать игровые анимационные программы фольклорного характера, имеющие своего зрителя и участника, сохраняющие определенный традиционный уклад народа, проживающего на территории данного региона. Использование народной игровой культуры в анимационных туристских программах достаточно перспективно еще и потому, что через приобщение к национальным народным традициям идет привлечение и к конкретному региону, а это, в свою очередь, стимулирует привлечение дополнительных туристических потоков на его территорию.

Список литературы

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - Москва : Наука, 1987. - С. 54.

2. Генкин, Д. М. Массовые театрализованные праздники и представления / Д. М. Генкин, А. А. Коно-вич. - Москва : Прогресс, 1985. - 186 с.

3. Жигульский, К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышление социолога / К. Жи-гульский. - Москва : Прогресс, 1985. - 336 с.

4. Кривко-Апинян, Т. А. Мир игры / Т. А. Кривко-Апинян. - Санкт-Петербург : Эйдос, 1992. - 160 с.

5. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление / А. И. Мазаев. - Москва : Наука, 1978. - 392 с.

6. Медведенко, В. В. Некоторые аспекты терминов «игра» и «праздник» / В. В. Медведенко, А. Д. Плюснин, Н. Н. Беспалова // Мир науки, культуры, образования. - Барнаул, 2017. - С. 228.

7. Морозов, И. Мир традиционной народной игры / И. Морозов, И. Слепцова. - Москва, 1996. - С. 12.

8. Пономарев, В. Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / В. Д. Пономарев. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2005. - 384 с.

9. Петров, В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей / В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова. - Москва, 2001. -С. 62.

10. Руденский, Е. В. Феноменология и социальная технология праздничного общения : дисс. ... доктора социологических наук / Е. В. Руденский ; Акад. общ. наук, каф. соц. психологии и социологии политики. -Москва : Акад. общ. наук, 1991. - 454 с.

11. Савицкая, Т. Е. Праздники, которые мы носим с собой / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. -2005. - № 5. - С. 102-103.

12. Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга / Э. В. Соколов. - Ленинград : Лениздат, 1977. -207 с.

13. Суртаев, В. Я. Игра как социокультурный феномен : учеб. пособие / В. Я. Суртаев. - 2-е изд. испр. и доп. - Санкт-Петербург, 2005 - 272 с.

14. Третьякова, Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие / Т. Н. Третьякова. - Москва : Акад., 2008. - 268 с.

15. Шангина, И. И. Русские дети и их игры / И. И. Шангина - Санкт-Петербург : Искусство, 2000. -С. 21.

УДК 726.54:911.3

В.И. Бочковская Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ПРАВОСЛАВНОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА

Выявлено значение православных комплексов многофункционального применения в современной градостроительной ситуации, определено, что расположение и развитие современных храмовых ансамблей должно происходить в тесном взаимодействии с окружающей застройкой и в соответствии с функциональными требованиями настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.