Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы использования социокультурных технологий в системе корпоративного управления образовательным учреждением'

Проблемы и перспективы использования социокультурных технологий в системе корпоративного управления образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / CORPORATE MANAGEMENT / EDUCATION / SOCIAL RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блошко Виталий Васильевич

В статье выявляются и формулируются проблемы реализации социокультурных технологий управления, а также определяются перспективы их использования в системе корпоративного управления образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of realization of social and cultural management technologies are revealed in the article; also prospects of its using in the system of corporate management of educational institution are defined.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы использования социокультурных технологий в системе корпоративного управления образовательным учреждением»

Виталий БЛОШКО

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В статье выявляются и формулируются проблемы реализации социокультурных технологий управления, а также определяются перспективы их использования в системе корпоративного управления образовательным учреждением.

Problems of realization of social and cultural management technologies are revealed in the article; also prospects of its using in the system of corporate management of educational institution are defined.

Ключевые слова:

корпоративное управление, образование, социальный результат; corporate management, education, social result.

Происходящие в современной России качественные изме -нения системы образования, обусловленные протеканием общемировых интеграционных процессов, существенным образом затрагивают все сферы человеческой жизнедеятельности, ставя перед современным обществом ряд серьезных проблем, среди которых все более острыми становятся проблемы социокультур -ного контекста управления образовательным учреждением. В дан -ной статье проблемы использования социокультурных технологий в системе корпоративного управления образовательным учрежде -нием рассматриваются с двух сторон, где одна отражает объективно фиксируемые факты неблагополучия в социокультурной среде учебного заведения1, а вторая характеризует субъективно пережива -емое несоответствие между реальными и желаемыми целями, цен ностями, методами и способами целенаправленного воздействия на социальный объект.

На основе теоретического и эмпирического изучения рассматри -ваемой проблематики автор классифицирует проблемы использо -вания социокультурных технологий в управлении образованием посредством реальной модели социокультурной ситуации2, которая позволяет структурировать единое социокультурное пространство, представляя его в виде относительно самостоятельных проблемных блоков, характерных для корпоративной культуры образователь -ного учреждения, культуры корпоративного управления, профес сиональной культуры.

Автор полагает необходимым выделение профессиональной культуры в отдельный проблемный блок, обусловливая данный факт утратой ценности труда как способа самореализации и социального призвания, трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования и деформацией образовательных потребностей населения. Вместе с тем обозначенные выше проблемные блоки являются приори -

1 Вальдман И.А. Качество общего образования в российской школе: по результатам международных исследований. — М. : Логос, 2006.

2 Вифлеемский А.Б. Совершенствование социально-экономического механизма образовательных учреждений в условиях рыночных преобразований : монография. — Н.Новгород : НГЦ, 2001.

БЛОШКО Виталий Васильевич — соискатель Военного

университета МО, г. Москва vit.bloshko@ gmail.com

тетными направлениями реализации социокультурных технологий корпора -тивного управления образованием.

На основе вышесказанного делается вывод, что главной стратегической задачей решения социокультурных про блем управления образованием стано вится формирование интегрированного социокультурного образовательного пространства через налаживание эффек -тивной системы взаимодействия всех стейкхолдеров образовательной сферы, где существенная роль в управлении образовательным учреждением отво дится семье, органам самоуправления и общественным организациям. Также необходимо отметить, что формирова ние социокультурных технологий корпо -ративного управления образовательным учреждением делает более эффектив ными различные формы общественной поддержки и контроля сферы образова ния.

Автор придерживается мнения, что перспективы использования социокуль -турных технологий в практике корпора тивного управления образовательным учреждением связаны, в первую очередь, с выработкой стратегии сетевого взаимо действия агентов образовательного про цесса1, которая реализуется на трех уров -нях:

1) методологическом (уровень согласо -ванного единства педагогических принци -пов и социокультурного подхода к образо ванию посредством выработки базовых ценностей, норм и убеждений, носящих характер интеграции);

2) программном (уровень выработки системного комплекса социокультурных технологий корпоративного управления образовательным учреждением с учетом практического опыта их использова ния);

3) практическом (уровень непосред-ственной преемственности практиче ского социокультурного опыта на основе слаженного взаимодействия основных агентов образовательного пространства).

Также необходимо отметить, что данная стратегия базируется на сочетании двух принципов управленческого взаимодей ствия: иерархического и сетевого, где пер

1 Расширение общественного участия в управлении образованием / под ред. А.И. Адамского. - М. : Эврика, 2006.

вый обеспечивает концептуальную сопод чиненность уровней взаимодействия субъектов образовательного пространства при реализации социокультурных техно логий корпоративного управления, а вто рой характеризует практическое взаимо -действие различных структур управления в ходе их реализации. При этом каждый участник образовательного процесса получает возможность интегрировать вокруг себя разнообразные социокуль турные инициативы, конвертируя творче ский потенциал личности в коллективные образовательные проекты.

Решение проблем использования социо -культурных технологий в системе кор поративного управления образованием позволит обеспечить устойчивое социо -культурное развитие и сохранение един ства образовательного пространства в современных условиях, что заключает в себе и многие другие возможности и пер спективы использования социокультур ных технологий.

Так, рыночные тенденции в развитии системы образования обусловливают необходимость разработки и реализации наиболее целесообразных вариативных стратегий образовательного учрежде ния и моделей их развития посредством использования технологии социокуль турного проектирования в образовании, позволяющей не только диагностировать типичные социокультурные ситуации, но и использовать социокультурный анализ в деятельности учебного заведения.

Возрастание роли интегративных тен -денций общественного развития обуслов -ливает актуальность перспектив использо вания технологии образовательной сети, среди основных характеристик которой:

— самоорганизация образовательных учреждений;

— общность агентов образовательного пространства;

— неоднородность и сложность обра зовательной сети в связи с несхожестью лежащих в ее основе ценностных ориента -ций, образцов и норм поведения.

Эта технология в какой - то мере отра -жает ряд специфических характеристик сетевого управления при реализации конкретных социокультурных проектов развития системы образования2, высту -

2 Губко М.В. Механизмы управления организационными системами с коалиционным взаимодействием участников. — М. : ИПУ РАН, 2003.

пая тем самым в качестве инструмента становления механизма государственно общественного управления образова нием.

Обращает на себя особое внимание тот факт, что тенденции привлечения стейк холдеров образовательного пространства к активному участию в функциониро вании и управлении системой образова ния повышают значимость перспектив использования такой социокультурной технологии, как образовательная экспе диция. Данная социокультурная техно -логия, на взгляд автора, соединяет в себе логику жизнедеятельности образователь ного учреждения и практической работы с педагогами, работниками управления, местным сообществом на основе совмест ного анализа социокультурных ситуаций и выработки новых проектных решений по становлению образовательного сообще -ства.

Тенденции стимулирования, презента ции и развития социокультурных образо вательных проектов и сообществ в совре менных российских условиях нашли свое отражение в социокультурной техноло гии, носящей название «образовательная ярмарка», в которой сетевой проект обе -спечивает встречу различных культурно образовательных инициатив по прави -лам ярмарочного действа с активным участием агентов образовательного про странства: педагогов, учащихся, роди -тельской общественности, спонсоров, бизнес структур и пр., между которыми возникают корпоративные связи. Следует отметить, что вариативность отношений субъектов образовательного пространс тва обусловлена закономерностью социо культурной практики развития системы образования, обеспечивающей индиви дуальные образовательные траектории каждого человека на основе принципа самоорганизации.

Вместе с тем вариативность в деятель ности образовательного учреждения определяет перспективы использования разнообразных по своему содержанию и формам социокультурных технологий корпоративного управления с учетом факторов и условий влияния, обеспечи вая тем самым жизнеспособность образо вательного учреждения в условиях социо -культурной динамики общественного развития. Это позволяет сделать вывод, что использование социокультурных тех

нологий в системе корпоративного управ -ления образовательным учреждением в конечном итоге способствует инноваци -онному развитию системы образования в целом.

В практике использования социокуль -турных технологий управления образо-ванием прослеживаются перспективы активизации исследовательского внима ния к общему контексту образования как среды, в которой осуществляется обра зовательный процесс и действуют субъ екты образовательного пространства1. В социокультурной среде образовательного учреждения оформляются нормы, пра вила и механизмы, регулирующие каче ство образовательного процесса, опреде ляя тем самым потребность в прозрачных институциональных формах участия общественности в управлении образова тельной сферой.

Современные тенденции развития российской системы образования обу словливают перспективы использования такой социокультурной технологии кор поративного управления, как обществен ный образовательный договор, с помо щью которого открываются возможности финансового и иного обеспечения обра зовательного учреждения гражданами, общественными организациями и учре -дителями. Использование данной соци -альной технологии управления позволяет кардинально изменить экономический аспект образовательной политики посредством перехода от государствен ного образовательного заказа, который, по мнению различных исследователей, представляет собой весьма иллюзорную модель, не подтвержденную финансовым обеспечением, к приоритету образова тельных потребностей российских граждан. Примечательно, что составлению и принятию общественного образователь ного договора предшествуют процедуры анализа и диагностики социокультурных ситуаций посредством выявления обра зовательных запросов различных инсти тутов, социальных, профессиональных и возрастных групп населения на основе согласования их образовательных потреб -ностей и определения образовательных проблем, путей их решения с помощью

1 Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. — М. : Прогресс, 2003.

использования социокультурных техно -логий.

Вместе с тем рост тенденций социаль -ного партнерства в образовании обуслов -ливает акцент на горизонтальном вза имодействии властных структур и лич -ности, направленном на согласование образовательных запросов и интересов посредством совместного решения про -блем в сфере образования. Автор обра -щает внимание на тот факт, что социаль -ные партнеры образовательной сферы

— это не просто участники совместной деятельности, связанные каким либо соглашением, а равноправные стороны. В данном случае перспективы исполь-зования социокультурных технологий в системе корпоративного управления образованием предполагают пересече -ние, как минимум, трех секторов: государства, бизнес структур и некоммерче ских общественных организаций с целью обеспечения межсекторного социального партнерства.

Иными словами, выбор и использова -ние социокультурных технологий управ ления образовательным учреждением должен исходить из сложности и разно

образия образовательных явлений и про цессов. Автор придерживается мнения о необходимости использования точечных социокультурных технологий управления, учитывающих специфику конкретного образовательного учреждения на основе стимулирования отдельных культурно образовательных инициатив, опираю щихся на социокультурную деятельность местных сообществ, объединенных в образовательные сети. Сочетание данных ориентиров составляет одну из ключевых перспектив использования социокультур ных технологий в системе корпоративного управления образовательным учрежде нием.

В заключение следует отметить, что тенденции социально экономических и духовных инвестиций в образование в сочетании с опытом использования социо культурных технологий в системе корпо ративного управления образовательным учреждением дают основания утверждать, что именно их эффективное использова ние позволит сделать качественный ска чок в общественном развитии России для нахождения ею достойного места в совре менном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.