Алексей КОРШУНОВ, Антон НАГРАЛЬЯН
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В данной статье рассматриваются ключевые риски, угрожающие духовной безопасности России в результате модернизации системы российского образования.
Key risks threatening to the Russia's spiritual security generated by modernization of the Russian education system are considered in the article.
Ключевые слова:
модернизация, система образования, риски модернизации, российское общество, духовная безопасность; modernization, educational system, risks of modernization, Russian society, spiritual safety.
Модернизация имеет решающее значение для выживания России в современном мире и обеспечения высоких пока -зателей благосостояния российских граждан, для чего России предстоит пройти через глубокую трансформацию сложив -шегося за многие десятилетия социального уклада, осуществить переход на новую модель развития. А возможно это только в рамках системной модернизации, которая охватывает все сферы жизне -деятельности общества и уровни организации государственной и общественной жизни.
Сфера образования как имеющая приоритетное значение для развития личности и общества не могла не подвергнуться модер -низационным изменениям со стороны российского государства, хотя вопрос о необходимости коренной трансформации отече -ственных основ образования остается во многом дискуссионным. Особенно полемичным аспектом реформирования системы образования в России, по мнению Е.В. Песеговой, стало присоединение к Болонскому соглашению. Это лишило легитимности сопротивле -ние реформам, поскольку большинство их положений адекватны нормам Болонского процесса1.
Мы склонны придерживаться точки зрения, что разрушение колоссального дидактического опыта, накопленного в отечествен ной системе образования, под лозунгами модернизации привело к тому, что на данный момент мы не достигли громко заявленной цели — интеграции в единое образовательное пространство разви -тых стран Запада на основе приближения к их стандартам образо -вания, — но потеряли то ценное, что составляло основу духовно -нравственного и образовательного потенциала российского обще ства — апробированную и эффективную систему образования.
Особенно пристальное внимание исследователи в этом плане уделяют высшей школе как наиболее сильно подвергшейся систем -ным изменениям. При этом итоги преобразований оцениваются с позиций их декларативной составляющей, не нашедшей реального воплощения в образовательной практике, а порой и разрушитель -ной, социальные последствия которой еще предстоит оценить. Результатом реформ, проводимых в сфере образования, в
1 Песегова Е.В. Методологический анализ социокультурных рисков реформирования высшей школы // Власть, 2010, № 7, с. 104.
КОРШУНОВ
Алексей
Владимирович — к.соц.н., директор Центра социального проектирования молодежной политики МИОО [email protected]
НАГРАЛЬЯН
Антон
Александрович — к.соц.н., первый заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД», начальник Центра внутренней политики и развития корпоративной культуры ОАО «РЖД» аШоп.па^а1уап@ gmail.com
контексте масштабных социальноэкономических преобразований стали:
— снижение качества образования и ограничение доступа к получению каче -ственного образования;
— снижение интеллектуального уровня молодых россиян и возможностей их социальной и профессиональной мобиль -ности;
— исчезновение связи между процессом образования и духовно - нравственным воспитанием личности и, как результат, культурный декаданс;
— тенденция депрофессионализации, охватывающая все профессиональные сферы общества, в т.ч. такие важные, как образование, медицина, культура;
— девальвация высшего образования и науки; депривация ценностей образо -вания, образованности и духовности с параллельной трансформацией социаль ных ролей — учителя и учащегося.
Указанные негативные явления сле -дует рассматривать как следствие рисков реформирования и модернизации системы образования в России, среди которых важнейшими являются:
— авторитарный характер реформ, не поддерживаемых большинством россиян, занявших пассивную позицию подчине -ния и ожидания;
— отсутствие единства в понимании целей и методов образования в правящих кругах, образовательной среде и обще -стве;
— некритический уровень рефлексии субъектов образования относительно про -водимых реформ и пассивная адаптация к ним, связанная с изменением форм, а не методов и содержания образования;
— несоответствие социальноэкономической базы российского образо вания нормам и стандартам эффективной образовательной деятельности;
— несоответствие базовых ценностей отечественной культуры и унифицирован ного европейского образования как стан дарта, на который ориентируются рефор маторы.
Рассмотрим проявление рисков модер низации образования в России более под робно. Образование выступает одним из важнейших и основных каналов социаль ной мобильности и одновременно струк турой, которая воспроизводит систему социального неравенства. Но выпол -няет ли институт образования функ
цию социального лифта в современном российском обществе, задает вопрос Д.Л. Константиновский1.
Отвечая на него, мы для начала при ведем данные о том, насколько доступ ным является получение образования для различных категорий россиян. Исследование образовательных и профессиональных траекторий выпуск ников средней школы современной России, проведенное Г.А. Чередниченко, показало, что если молодежь, окончив шая школы в крупных, средних и малых городах, через 10 лет достигает преиму -щественно высшего образования, то бывшие выпускники сельских школ — преимущественно более низких уровней (33% получают высшее образование, 6,3% не заканчивают вуз, 25% получают среднее профессиональное и 20,3% — начальное профессиональное образо вание и еще 15,6% остаются со средним общим образованием)2.
В исследовании Н. Зоркой отмеча -ется, что проблема «недоступности хоро -шего образования» острее стоит там, где меньше мест, куда можно попасть, просто заплатив. В столицах, где сконцентриро -вано большинство ведущих вузов страны, она практически незначима, а претензии к системе образования среди молодых главным образом связаны с общим для всего населения недовольством по поводу нарушения всеобщего права на получение бесплатного образования и распростране ния коррупции в системе образования. В общей сложности процент неудовлетво ренных системой образования в России составляет 48% в возрастной категории 18—24 года, 60% — в возрасте 25—39 лет, 68% — в 40—54 года, 71% — в 55 лет и старше3.
Недовольство системой образования в России выражается в росте непрофес сионалов и распространении тенденции депрофессионализации. Наиболее ярко это явление выражено в молодежной среде. Это подтверждается следующими
1 Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи. — М. : ЦСП, 2008, с. 21.
2 Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования, 2009, № 7, с. 89.
3 Зоркая Н. Современная молодежь: к пробле -ме «дефектной» социализации // Вестник обще -ственного мнения, 2008, № 4(96), с. 16.
фактами: во первых, снижается качество получаемого образования, а во вторых, молодежь по разным причинам часто вынуждена работать не по своей специ альности. Сложности трудоустройства по специальности дают основания пред положить, что современный вуз не учит студентов тому, как надо адаптироваться к современному рынку труда, не готовит конкурентоспособных специалистов.
Важность оценки состояния системы образования для духовной безопасности общества объясняется тем, что духовное состояние общества, его социальное само чувствие во многом определяется реализа цией ожиданий, связанных с возможно стью достижения поставленных жизнен ных целей, многие из которых связаны с необходимостью получения образования. Но, как известно, доступ к образованию, особенно качественному, сегодня в России открыт далеко не всем. В основном в пре стижный вуз могут поступить представи тели материально благополучных слоев населения.
Таким образом, институт образования закрепляет сложившуюся систему соци ального неравенства, не оставляя шансов изменить свой социальный статус пре тендентам с изначально низким матери альным статусом. На этом фоне растет ощущение социальной несправедливости, которое испытывают многие россияне с момента реализации радикальных реформ в постсоветском государстве.
Снижение качества образования и цен ности образованности как таковой не повлияло на востребованность образова -ния в России, что расценивается исследо вателями как парадокс. При этом отмечается, что в России преобладает отношение к образованию как к инструментальной ценности, общественно значимому спо собу достижения других важных соци альных и индивидуальных целей и значи тельную роль играют не интеллектуально духовные и социально профессиональ ные, а социально материальные и социально экономические мотивы и уста новки.
Хорошее образование хотят получить многие, констатирует В.Г. Пещеров, но немногие в конечном итоге добиваются желаемого результата. Но даже этим немногим как носителям инновационного потенциала нации, его авангарду не всегда находится адекватное их способностям и
потенциалу место в стране1, с чем и связан процесс интенсивной «утечки мозгов» из России.
Ожидания относительно получения образования формируются у большинства российской молодежи (порой независимо от имеющихся возможностей) как есте ственная потребность жизненной саморе ализации посредством повышения уровня образования. Но реальность вносит свои коррективы, и многие ожидания и планы остаются неосуществленными, несмо тря на провозглашенную в Концепции модернизации российского образования цель повышения качества, доступности и эффективности образования в России, которая нашла отображение в дальнейшем правовом оформлении системы модерни зации системы образования в России.
Анализ образовательной практики в со временной России показывает, что боль шинство задач, обозначенных в качестве приоритетных в сфере государственной образовательной политики, остаются пока нереализованными. Более того, обе -спечение конституционных прав граждан на получение качественного образования как стратегическая цель государства в области модернизации образования на сегодняшний день также является отраже нием декларативного характера государст венной политики.
По оценкам специалистов, решение проблем российской системы образова ния предполагает признание приоритет -ными следующих направлений:
— создание в России современной нормативно правовой базы и социально экономических условий, соответствую щих международным стандартам образо вательной деятельности;
— вхождение в мировое образователь -ное сообщество в качестве полноправного партнера с учетом направлений экономи ческого и научно технического развития России;
— развитие международной академиче -ской мобильности и обеспечение участия России в подготовке высококвалифици -рованных специалистов для зарубежных стран;
— разработка и осуществление целевых инновационных программ и участие в международных проектах и программах,
1 Пещеров В.Г. Россия перед выбором: пробле -мы отечественного образования // Власть, 2010, № 3, с. 63.
предусматривающих конструктивную консолидацию научной мысли во имя процветания человечества;
— взаимодействие с государствами — участниками СНГ и странами бывшего СССР в вопросах создания общего обра зовательного пространства, удовлетворяющего образовательным потребностям соотечественников и обеспечивающего гражданскую толерантность к националь -ным особенностям других народов1.
Совершенствование системы образова ния в России в рамках модернизацион -ного проекта и ее возрождение в контек сте колоссального дидактического опыта, потребует многоплановой работы на про тяжении длительного периода времени. Этого могло бы не произойти при эволю ционном пути модернизации российского образовании.
Вообще, как отмечает Е.В. Песегова, развитие системы образования в России
— это процесс зарождения, становле -ния, расцвета и упадка различных типов учебных заведений, это череда сменяю щих друг друга прогресса и регресса; это не однолинейный процесс, а история не только достижений, но и утрат2. Через всю историю России красной нитью, по сло -вам О.Н. Яницкого, проходит тема проти -востояния государства и академического сообщества. И из двух ресурсов власти — знания и насилия — российская правящая элита всегда выбирала последний: «наси лие совершалось над природой, людьми, над наукой и самим эволюционным ходом истории»3.
И все же на протяжении всей истории развития образования в России, вопреки этому противостоянию, происходит кри -сталлизация того, что становится куль турным достоянием русской цивилиза -ции, хотя процесс развития образования в России протекает весьма противоречиво.
Вместе с разрушением отечественной системы образования и достигнутого с ее помощью культурного достояния рос сийское общество утратило и духовно
1 Там же, с. 64.
2 Песегова Е.В. Указ. соч., с. 104.
3 Яницкий О.Н. Социальные ограничения
модернизации России // Социологические иссле дования, 2010, № 7, с. 22.
нравственную традицию как центральную зону культуры, ответственную за культур ную и духовную безопасность общества.
Традиция представляет собой фундамен -тальное антропогенетическое свойство человека и общества, определяя истори -ческие судьбы народа, его самоопределе ние и развитие, дух и самость. Разрушение традиции как объективного закона исто рического развития народа ведет к раз -рушению национальной онтологии. А превращение образования как фундамен тальной онтологической ценности в сферу образовательных услуг, по справедливому мнению Т.А. Хагурова, неуклонно ведет к необратимой деградации интеллектуаль -ных и нравственных сил общества4.
Необходимость реализации модерниза ционного проекта в России, в т.ч. в сфере образования, должна сочетаться со столь же острой необходимостью сохранения традиционного пласта как фундамента, на котором возможна эффективная реализа ция модернизации российского общества и его системы образования.
Однако пока баланс между «модерниза ционным» и «традиционным» не найден, что и выступает ключевым источником производства рисков в ходе модернизации как образования, так и других важнейших сфер российского общества.
Итак, подводя итоги, остановимся на том, что сфера образования как социаль ная сфера приоритетного значения для развития личности и общества стала объ ектом наиболее активных модернизаци -онных изменений со стороны российского государства, хотя вопрос о необходимости коренной трансформации отечественных основ образования остается во многом дискуссионным. Об этом свидетельствуют явно фиксируемые в современном обра зовательном пространстве страны риски, вызванные несоответствием государст -венной модели модернизации российской системы образования интересам и потреб ностям россиян, условиям социально экономического развития общества и его ментальным характеристикам.
4 Хагуров Т.А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социологические исследования, 2010, № 7, с. 102.