Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования в Кыргызстане'

Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1352
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МОБИЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ / ПРИЗНАНИЕ ДИПЛОМОВ / ДВОЙНЫЕ ДИПЛОМЫ / СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамкулова Чинара Усенбековна

В статье освящены современные тенденции процесса интернационализации высшего образования в международном образовательном пространстве, отражены проблемы процессов глобализации в системы высшего образования Кыргызстана. Отмечены перспективы развития образования в результате интернационализации высшего образования. В данной статье проделана попытка по изучению процесса глобализации в образовании на примере КР, также выявлены как положительные, так и негативные тенденции этого вопроса. Анализируется процесс с одной стороны, ведущий к росту внимания к качеству образования и с другой стороны, указываются негативные факторы такого процесса, как сокращение государственных ресурсов на образование, что приводит к увеличиванию неравенства. Также в данной статье поднимается вопрос об усиливании давления на образование как продукта, который должен быть открыт для внешней и рыночной конкуренции, рассматривается вопрос об увеличении числа международных и частных образовательных учреждений. Ставится задача о том, как решить в данном ракурсе сочетание интернационального и национального в развитии университетского сообщества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования в Кыргызстане»

Чтобы способствовать стабильному и многочисленному потоку инвестиций в Республику Крым, необходимо минимизировать такие риски.

Не смотря на это, в Республике Крым уже сейчас успешно реализуются инвестиционные проекты в различных отраслях экономики. Зарубежные инвесторы активно интересуются положением дел в регионе, и готовы в скором времени приступить к реализации своих инвестиционных проектов. Так, китайские бизнесмены заинтересованы в строительстве дорог, портов, и прочих инфраструктурных объектов. Турецкие инвесторы нацелены на создание промышленных парков и жилищных комплексов. Французы готовы вкладывать деньги в развлечения и отдых граждан. Министерство экономического развития Крыма призывает к открытости, и выражает готовность к сотрудничеству, как с отечественными, так и с зарубежными инвесторами.

Список использованной литературы

1. Наливайченко Е.В. Инвестиционные качества ценных бумаг предприятий Крыма / Е.В.Наливайченко // Вопросы экономических наук, № 3 (май 2014 г.), Москва, 2014. - С. 56-59.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020года".

3. География Крыма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://krymology.info/index.php (дата обращения: 10.11.2015)

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: статистическая информация -Режим доступа: /URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/ (дата обращения: 10.11.2015)

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (Крымстат) [Электронный ресурс]: статистическая информация - Режим доступа: /URL; http://gosstat.crimea.ru/ukosvod1.php (дата обращения: 10.11.2015)

© Адаменко А.В., Каминская А.О., 2015

УДК33

Адамкулова Чинара Усенбековна, к.э.н., профессор, Кыргызский Национальный Университет chadamkulova@gmail .com

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация

В статье освящены современные тенденции процесса интернационализации высшего образования в международном образовательном пространстве, отражены проблемы процессов глобализации в системы высшего образования Кыргызстана. Отмечены перспективы развития образования в результате интернационализации высшего образования. В данной статье проделана попытка по изучению процесса глобализации в образовании на примере КР, также выявлены как положительные, так и негативные тенденции этого вопроса. Анализируется процесс с одной стороны, ведущий к росту внимания к качеству образования и с другой стороны, указываются негативные факторы такого процесса, как - сокращение

государственных ресурсов на образование, что приводит к увеличиванию неравенства. Также в данной статье поднимается вопрос об усиливании давления на образование как продукта, который должен быть открыт для внешней и рыночной конкуренции, рассматривается вопрос об увеличении числа международных и частных образовательных учреждений. Ставится задача о том, как решить в данном ракурсе сочетание интернационального и национального в развитии университетского сообщества в целом.

Аннотациясы: Берилген макалада Кыргызстанда болон процессинин алкагында eтYп жаткан заманбап тенденциялардын орду аныкталып жана анын тегерегиндеги эл аралык тажрыйбалар каралып, салыштырмалуу тYрдe тастыкталган. Кыргызстандагы билим берууде^ интернационализация процессинин жолдору жана азыркы таптагы кeйгeйлeрY тастыкталып, келечектеги перспективалары аныкталууда. Андан тышкары аталган макалада Кыргызстандагы Жогорку билим беруу жаатында жYPYп жаткан глобалдаштыруу маселелери каралып, алардын келечеги, Кыргызстанга кандайча керектиги экени каралып чыккан. Андан тышкары билим берYYДe ДYЙнe жYЗYндe болуп жаткан интернационализация жана билимди глобалдаштыруу айрым маселелери тастыкталып рынок тец таймаштуулугу (рыночная конкуренция) жeнYндe кецири баяндалган. Интернационализациялоо жана национализациялоо кeйгeйлeрYHYн тегерегиндеги максаттар коюлуп, аны чечYY боюнча жолдору изилденип, сунуштар берилген.

Ключевые слова: Глобализация., международное образовательное пространство., национализация., национальная среда., высшая школа., мобильность преподавателей и студентов., признание дипломов., двойные дипломы., совместные программы., интернационализация образовательных программ.

взeктYY сездер: глобалдаштыруу., эл аралык мейкиндиги., эл аралык максаттар., ааламдаштыруу процесси., окутуучулар жана студенттердин мобилдYYЛYГY, жогорку окуу жайлары., улутташтыруу., дипломдорду таануу., эки жактуу дипломдор., биргелешкен программалар., билим беруу программаларын интернационализациялоо.

Сегодня в международных задачах в области образования уделяется большое внимание развитию высшей школы в условиях глобализационных процессов. И одна из важнейших задач, решаемых в данном ракурсе - сочетание интернационального и национального в развитии университетского сообщества. Постановка такой проблемы не случайна. Еще со времен средневековья университеты рассматривались как социальное и культурное явление, целью которого было распространение знаний за пределы своей территории. В то же время большинство высших учебных заведений, образованных в 19 и 20 столетиях, выполняли функции формирования профессиональных групп и местной элиты, а также развития науки и техники в национальной среде.

Со второй половины двадцатого века начинается новый процесс интернационализации высшего образования1. Вузы вовлекаются в мощное движение образовательной экспансии и демократизации образовательных возможностей. Распространение высшего образования рассматривается как гарантия конкурентоспособности государства в новой глобальной экономике.

Вместе с тем, несмотря на то, что студенчество многих стран активно участвует в движении за независимость своей страны, ее развитие, модернизацию и демократию, большинство вузов все еще находятся на дотации государства, что обуславливает их политическую зависимость. Учебные заведения действуют в рамках государственной политики и существующие системы высшего образования, методы и порядок их регулирования приспособлены к национальной экономике и культуре конкретных стран.

В мире не существует международной системы высшего образования, даже если определенная модель - американская, британская или французская - и используется другими странами для построения собственной образовательной системы. Однако сегодня происходят процессы, которые имеют прямое влияние на интернационализацию образования, такие как глобализация, децентрализация и новые методики международной помощи.

1 OECD (2004). Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges

Глобализация в образовании выявляет как положительные, так и негативные тенденции2. С одной стороны, она ведет к росту внимания к качеству, где последнее понимается как получение хороших результатов при международных проверках. С другой стороны, сокращаются государственные ресурсы на образование, увеличивается неравенство. Усиливается давление на образование как продукт, который должен быть открыт для внешней и рыночной конкуренции. Увеличение числа международных и частных образовательных учреждений - проявление этой тенденции.

Глобализация вызвала к жизни активизацию и новые типы международной помощи, которая способствует с одной стороны поддержке и развитию образования в условиях убывающих или медленно растущих ресурсов, с другой - ставит многие страны в зависимость от технической помощи, подвергает страны к диктату донорских организаций. Данные тенденции со всей очевидностью находят свое проявление в системе высшего образования Кыргызстана.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием Кыргызской Республики встали новые задачи - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в быстроменяющихся условиях глобального рынка. Более того, высшие учебные заведения становятся сами рыночными структурами и ведут себя, как единицы рынка.

К примеру, для Кыргызского национального университета, интернационализация связана с решением проблем повышения своей конкурентоспособности через обновление учебных планов и программ; ростом финансовых поступлений через привлечение донорской помощи и иностранных студентов на платное обучение; обучением своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; реструктуризацией для эффективного использования своих ресурсов; повышением качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др.

Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет нам организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов.

Причем, КНУ не является исключением. Большинство вузов Кыргызстана вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой уровень интернационализации.

На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в обучение, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. В этом смысле далеко не многие, даже из крупных, вузов нашей страны могут считаться в истинном смысле международными. Более того, в отдельных вузах, как и в отдельных вузовских структурах, наметилась отрицательная тенденция самоизоляции, облекаемая в красивую упаковку национальной самобытности, национальных образовательных традиций.

Сейчас наступил тот момент исторического развития системы высшего образования нашей страны, когда национальная обособленность вузов все более вступает в конфликт с последствиями и перспективами интернационализации и глобализации. Проявление этого конфликта мы можем наблюдать в различных вопросах и проблемах: признании университетских дипломов, специализаций и оценок, развитии международных форм оценки качества, вопросах международной аккредитации. Чтобы предложить реальные шаги по преодолению этого конфликта, нужно обозначить основные формы и характеристики, проблемы и перспективы интернационализации высшего образования. Что собственно мы и пытаемся делать в Кыргызском национальном университете.

Самая известная форма интернационализации высшего образования - это мобильность студентов -увеличение числа студентов, обучающихся за границей. Конечно командирование студентов на обучение в другие страны - явление не новое, и практикуется оно в Кыргызстане давно. Вспомним, сколько жителей

2 Шимко П.Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях. Вестник ИНЖЭКОНа, Сер. Экономика. - 2008. - № 3 (22). - С. 337-340

Кыргызстана получили образование в республиках бывшего Союза и сейчас учатся в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и других странах СНГ.

В настоящее время, к примеру, КНУ стремится расширять свои возможности в обучении иностранных студентов. Мы учим сегодня не очень много, около 300 чел. из Турции, Китая, Кореи и других стран центральноазиатского региона. Так делает многие вузы Кыргызстана. На этой волне в Кыргызстане возник феномен вузов двойного подчинения. И не случайно, что самый большой вуз такого плана - это Кыргызско-Российский (Славянский) университет. Наши образовательные связи с Россией - это и дань общей исторической судьбе, и уважение к той системе образования, которая нас всех взрастила.

Мобильность студентов Кыргызстана, и студентов Национального университета в частности, стимулируется различными государственными программами. Мы заключили двусторонние и многосторонние соглашения со многими странами в этой области. Более 15 лет существует программа обмена студентами и преподавателями между Кыргызским Национальным Университетом и Университетом имени Пьера Мендес Франса (г. Гренобль, Франция).

Стимулируют процесс обмена международные образовательные программы. Наиболее нам известные программы - европейские. Сначала "Эразмус Мундус" 3(начато в 1987 с целью способствовать созданию общего рынка в Европе), а затем (с 1995г.) "Сократ". Программа "Эразмус Мундус" и сопряженные с ней схемы мобильности, такие как "Комет", "Лингва" и др. ставили целью создание европейской модели высшего образования. Благодаря этим программам студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников.

Вот уже более пяти лет вузы Кыргызстана имеют возможность участвовать в программах Ерасмус Мундус и более 200 студентов из вузов Кыргызстана имели возможность получить образование в ведущих Европейских университетах.

Помимо более или менее организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне программ.

Эта спонтанная мобильность является результатом целого ряда факторов: различия в доступе к образованию, количественные ограничения в наборе студентов на определенные специальности, сложности с трудоустройством заставляют молодых людей искать возможности образования за рубежом. Скажем, экономические и культурные соображения привлекают студентов на образовательные программы Великобритании, Франции, США. Доминирование английского языка в качестве основного в современной науке и в качестве наиболее часто изучаемого второго языка, обусловило тот факт, что наряду с США и Великобританией в список стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов, вошли также Канада и Австралия. Эти страны становятся все более привлекательными для обучения и в Кыргызстане.

Международная мобильность студентов является не только межконтинентальным, но и региональным явлением. Процесс интеграции региональных экономик стимулирует мобильность студентов, и в этом отношении такие международные соглашения, как NAFTA, ASEAN или APEC сыграли большую роль. Для Центральноазиатского региона и нашей страны большое значение имеют договора в рамках СНГ,

Показателен тот факт, что потоки иностранных студентов стали восприниматься большинством принимающих стран с т.з. экономической выгоды, поскольку во многих случаях иностранные студенты оплачивают полностью свое обучения. Во многих образовательных учреждениях, принимающих студентов, особенно в англоязычных странах, доход, полученный за счет полной оплаты обучения иностранными студентами, является существенным прибавлением к ежегодно сокращающимся вузовским бюджетам. Без такого дополнительного дохода многие вузы просто не могли бы существовать.

3 Erasmus Mundus Program, http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/programme/programme_guide_en.php

Не скрою, мы у себя в КНУ тоже рассматриваем экспорт образовательных услуг как выгодную статью дохода. Для нас показателен, в этом отношении оказался пример Австралии. Там политика активного маркетинга вузовских программ и непосредственного поиска и набора иностранных студентов оказалась продуктивной, по крайней мере, с экономической точки зрения.

Таким образом, причиной роста числа студентов, обучающихся за границей, все больше являются рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания международной помощи. Международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными элементами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов.

Не менее значимой характеристикой интернационализации высшего образования является мобильность преподавательского состава. Ее многие считают второй по важности формой интернационализации высшего образования. Правда, она не настолько исследована, как область мобильности студентов. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава связана с исследованиями и научной работой. В последние десятилетия получил распространение фактор визитирующей профессуры, когда для чтения того или иного курса университеты приглашают видных ученых. В ряде регионов и в определенных областях образования, таких как менеджмент и деловое администрирование, существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и специалистов.

Как и в случае с мобильностью студентов, здесь существуют сильные географические различия в потоках. На одном полюсе в этом процессе стоят страны с высоким уровнем научной иммиграции в результате целенаправленного привлечения научного персонала для расширения системы высшего образования (например, как это было в Гонконге), а на другом - страны с низким уровнем интернационализации профессорско-преподавательского состава. К последним относятся, в основном, страны с высоким уровнем национальной однородности, использующие только родной язык в обучении, которым трудно найти специалистов, владеющих иностранными языками.

До недавнего времени к таким странам можно было относить и Кыргызстан. Однако ситуация стремительно меняется. Наши преподаватели молодой генерации быстро осваивают иностранные языки. Включаются в международные исследовательские проекты. Только за последние пять более ста преподавателей КНУ прошли стажировки в зарубежных вузах.

Программы студенческой мобильности способствовали появлению региональных программ мобильности преподавательского состава, таких как программа "Фулбрайт"4. В университете по этой программе работали около 20 преподавателей из США и столько же наших преподавателей побывали в Америке.

Программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализация учебных планов, т.е. внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Скажу откровенно, что развивая студенческую и преподавательскую мобильность, к примеру, в КНУ, мы стремились привнести в учебные планы университета общие международные элементы. Нельзя сказать, что процесс интернационализации учебных планов дается нам легко. Эти изменения встречали и встречают сопротивление отдельных вузовских структур, самих преподавателей. Однако необратимость процессов глобализации заставляет уже и противников становится в ряды реформаторов.

Самым сильным стимулом интернационализации программ обучения является усиление влияния на процесс приобретения профессионального образования международных профессиональных объединений. Быстрый рост международной торговли профессиональными услугами побуждает представителей многих профессий организовывать свою деятельность на международном уровне, объединяясь в профессиональные

4 Fulbright scholar program, http://www.cies.org/

сообщества. Эти профессиональные объединения серьезно взялись за решение таких вопросов, как гарантия качества, минимальные стандартные требования, критерии профессионализма, аккредитация и т.д. Представители самых разных профессий пытаются сегодня разработать международные стандарты, которые могли бы привести к большей согласованности учебных планов и критериев качества. Часто подобные профессиональные стандарты реализуются международными организациями.

Например, Европейский Союз рассматривает вопросы о стандартных минимальных требованиях к образованию, в связи с мобильностью рабочей силы. Соглашения о свободной торговле, например, NAFTA и ASEAN, содержат положения о взаимном признании процедур лицензирования и сертификации профессиональных услуг. На недавней встрече в Таджикистане несколько стран СНГ, в частности Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, договорились о взаимопризнании ученых степеней и званий. В связи с выработанными соглашениями, многие вузы пересматривают свои учебные планы.

Не менее значимым фактором интернационализации учебных планов является стремление вузов, расположенных в центрах академического мира, самостоятельно формировать свой контингент студентов в тех странах, где на их образовательные услуги имеется спрос. Они пытаются совместить набор иностранных студентов с расширением предложения своих образовательных услуг на перспективных рынках, организуя зарубежные отделения и филиалы, полностью подчиняющиеся основному учебному заведению. Эта тенденция показывает сдвиг в процессе интернационализации от спроса к предложению. Если страна, в которой расположен филиал, юридически признает иностранный диплом, то студенты могут обучаться по программе иностранного вуза от начала и до самого выпуска.

Подобная форма интернационализации учебных планов особенно характерна для стран с переходной экономикой. Она, к примеру, все больше и больше укореняется в Кыргызстане. Уже отмечалось такое явление как стремительный рост вузов двойного подчинения. В КНУ мы констатируем открытие факультетов, ведущим подготовку по совмещенным программам вузов США, Франции, Польши. Функционирование таких факультетов рассматривается большей частью педагогической общественности КНУ как катализатор интеграции процессов вхождения в мировое образовательное пространство. Но есть еще и мнения, что существование подобных факультетов является прямым вмешательством в национальную систему высшего образования и национальную политику. И тем не менее, мы будем продолжать работать в направлении заключений договоров о сотрудничестве, которые касаются различных аспектов преподавания и обучения, потому что есть прекрасный опыт работы в рамках взаимных соглашений не только по обмену студентами или и/или преподавателями.

В некоторых случаях, эти связи перерастают в консорциумы и вузовские сети. Как правило, подобные объединения учебных заведений обладают весьма ограниченными правами. Их рассматривают скорее как добровольные объединения вузов для проведения конкретных образовательных проектов. Но проводимая участниками консорциумов и вузовских сетей работа по согласованию требований и образовательных стандартов, несомненно, способствует продвижению идеи интернационализации высшего образования. Существуют различные варианты межвузовских соглашений: франшиза, программы-близнецы, взаимное признание программ.

Некоторые сторонники международного образования рассматривают вышеперечисленные варианты интернационализации как этапы на пути решения более сложной задачи гармонизации и международной интеграции национальных систем высшего образования.

Важным подтверждением этой тенденции стали Сорбонская и последующая Болонская декларации. Они оказались очень привлекательными для образовательного сообщества Кыргызстана. В течение нескольких последних лет вузы Кыргызстана ведут активный поиск возможностей вхождения в Болонский процесс. Несмотря на то, что он не влечет конкретных практических обязательств, его привлекательность состоит в том, что страны с различными системами национального высшего образования стремятся начать

процесс гармонизации. Вузы Кыргызстана, в том числе и КНУ, тоже ощущают настоятельную потребность в гармонизации своей деятельности на принципах Болонского соглашения.

Необходимость нашего перехода к европейским стандартам продиктована рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, усилением процессов глобализации и межгосударственной интеграции, активизацией миграционной мобильности молодежи. Болонский процесс создает базу для того, чтобы многократно увеличить мобильность студентов и преподавателей, чтобы и те, и другие имели возможность хоть каждый семестр менять университет и страну, в конечном итоге вписываться в европейский рынок труда и рынок образовательных услуг.

Во-вторых, наше вхождение в европейское образовательное пространство диктуется необходимостью признания наших образовательных программ и наших документов об образовании другими странами, что чрезвычайно важно для нашего университета и является сферой нашего непосредственного интереса.

Несложно заметить, что оба обстоятельства взаимообусловлены.

Для того чтобы мы могли участвовать в Болонском движении, пользоваться теми преимуществами, которые оно открывает, нам необходимо уже сегодня внедрять в университетскую деятельность те принципиальные позиции, которые выдвинуты в Болонской декларации.

Двухуровневая структура высшего образования была утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 августа 2011 года № 496 «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике», также с 1 сентября 2012 года было начато внедрение в учебный процесс Европейской Системы перевода и накопления кредитов.

Следующим этапом внедрения принципов Болонского процесса является деятельность в направлении обеспечение гарантии качества.

На наш взгляд, пришло время и Кыргызстану решать проблемы, связанные с гарантией качества образования. Без адекватного высшего образования и институтов гарантии качества, создающих критическое число квалифицированных и образованных людей, мы не сможем гарантировать устойчивое развитие, не сможем уменьшить разрыв, разделяющий нас сегодня от развитых стран. Глобализация открывает нам возможности для международного образования и создает условия для жизнеспособного рынка. В то же время она ведет к обострению конкуренции, появлению угрозы со стороны новых провайдеров образовательных услуг (тренинговых компаний, телекоммуникационных компаний, предлагающих дистанционные программы, корпоративных университетов) заставляет университеты развивать новые формы международного сотрудничества. Многие вузы Кыргызстана уже пытаются объединиться и создать региональные и международные организации, осуществляющие оценку качества и аккредитацию образовательных программ и вузов. Так, например, в рамках проекта Темпус «Создание Центральной Азиатской сети гарантии качества образования» были разработаны внутренние стандарты гарантии качества, создана группа экспертов по внешней гарантии качества, проводятся пилотные внешние оценки качества образовательных программ в различных вузах Кыргызстана.

Перед каждым национальным вузом стоит задача сделать свои квалификационные степени понятными и признанными не только студентами и работодателями в своей стране, но и привлекательными для иностранных граждан и организаций, поскольку экспорт образования превратился в исключительно выгодный вид бизнеса. Этой цели можно достичь только через целенаправленные действия по интернационализации высшего образования, включающей мобильность студентов и преподавателей, интернационализацию учебных планов и программ, создание международных вузовских сетей и соглашений о сотрудничестве, использование международных систем контроля качества.

Список использованной литературы: 1. Erasmus Mundus Program, http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/programme/ programme_guide_en.php

2. Fulbright scholar program, http://www.cies.org/

3. Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges.- OECD -2004.-C.227-240

4. Шимко П.Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях. Вестник ИНЖЭКОНа, Сер. Экономика. -2008. - № 3 (22). - С. 337-340

©Адамкулова Ч. У.,2015

УДК 332.81

А. Т.Айдарбекова

к.э.н., доцент Институт Экономики и финансов кафедра «Бухгалтерского учета, финансов и аудита» Государственный аграрный университет Северного Зауралья

г. Тюмень, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье рассматривается уровень качества жилищного обеспечения молодых специалистов и жителей на селе в Тюменской области.

Ключевые слова

Численность населения, сельская местность, уровень жизни, жилищные условия.

Численность населения Тюменской области (без автономных округов) на начало 2015 года составила 1 429,2 тыс. человек, из них 504,5 тыс. человек (35,3%) приходится на сельское население.

Реализация инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, создание новых рабочих мест и поддержка личного подсобного хозяйства в области способствовали сохранению численности сельского населения [4] .

По данным Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов отмечается концентрация населения в крупных населенных пунктах, где развивается агропромышленное производство. Так, в населенных пунктах с численностью свыше 3 000 человек рост населения составил 24,5% [2].

Уровень оплаты труда в сельской местности хоть и растет, но остается значительно ниже, чем в городе. Так, денежные доходы в среднем на 1 члена домохозяйства в месяц в сельской местности составили 63% от денежных доходов на 1 члена домохозяйства в городской местности.

Для улучшения ситуации с занятостью и доходами сельского населения в области реализуются соответствующие мероприятия.

Решающим образом на повышение уровня жизни сельского населения, закрепление кадров на селе влияет обеспеченность сельских территорий объектами социальной и инженерной инфраструктуры [1].

За 2005-2014 годы в сельских территориях введено в эксплуатацию 2 876,9 тыс. кв. м. жилья, что составляет 25,5% от общеобластного объема. Обеспеченность жильем сельских жителей ниже среднего значения по городам и составляет 22,1 кв. м. на человека (по городам - 25,9 кв. м). По итогам 2014 года ввод жилья на душу населения в сельской местности составил 1,09 кв. м. при среднеобластном значении - 1,25 кв. м. [5].

С целью улучшения жилищных условий сельских жителей оказывается государственная поддержка молодым семьям и молодым специалистам [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.