Научная статья на тему 'Интернационализация БГТУ как определяющий фактор вхождения университета в международное научное и образовательное пространство'

Интернационализация БГТУ как определяющий фактор вхождения университета в международное научное и образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогова Ольга Анатольевна, Янукович Елена Иосифовна

Глобализация мировых процессов неизбежно приводит к интернационализации высшего образования, одним из последствий которой является интернационализация каждого вуза, вовлекаемого в мировую образовательную среду. В свою очередь это приводит к укреплению международного сотрудничества в образовании, что в конечном итоге способствует дальнейшему развитию процесса глобализации. Интернационализация на уровне вуза это процесс превращения национального вуза в интернациональный, включение международного аспекта во все компоненты управления университетом с целью повышения качества преподавания и исследований и достижения требуемых компетенций. В настоящее время интернационализация вуза рассматривается как одна из важнейших характеристик конкурентоспособности современного университета, а показатели интернационализации, соответственно, обладают большим весом среди прочих показателей эффективности деятельности вуза. Процесс интернационализации вуза, несомненно, влияет на основные компоненты качества образования: качество образовательной программы, качество образовательного процесса и качество выпускника. Наиболее значимый вклад в повышение качества вносят такие компоненты интернационализации, как лидерство руководства, преподавательская мобильность и студенческая мобильность. Пока международный аспект не главный, не доминирующий в деятельности образовательных организаций, но он латентно присутствует как ориентир, некий стандарт для решения национальных задач, стоящих перед высшим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация БГТУ как определяющий фактор вхождения университета в международное научное и образовательное пространство»

УДК 378:172.4

О. А. Рогова, Е. И. Янукович

Белорусский государственный технологический университет

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БГТУ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ВХОЖДЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА В МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Глобализация мировых процессов неизбежно приводит к интернационализации высшего образования, одним из последствий которой является интернационализация каждого вуза, вовлекаемого в мировую образовательную среду. В свою очередь это приводит к укреплению международного сотрудничества в образовании, что в конечном итоге способствует дальнейшему развитию процесса глобализации.

Интернационализация на уровне вуза - это процесс превращения национального вуза в интернациональный, включение международного аспекта во все компоненты управления университетом с целью повышения качества преподавания и исследований и достижения требуемых компетенций. В настоящее время интернационализация вуза рассматривается как одна из важнейших характеристик конкурентоспособности современного университета, а показатели интернационализации, соответственно, обладают большим весом среди прочих показателей эффективности деятельности вуза. Процесс интернационализации вуза, несомненно, влияет на основные компоненты качества образования: качество образовательной программы, качество образовательного процесса и качество выпускника. Наиболее значимый вклад в повышение качества вносят такие компоненты интернационализации, как лидерство руководства, преподавательская мобильность и студенческая мобильность.

Пока международный аспект - не главный, не доминирующий в деятельности образовательных организаций, но он латентно присутствует как ориентир, некий стандарт для решения национальных задач, стоящих перед высшим образованием.

Ключевые слова: интернационализация, глобализация, академическая мобильность, конкурентоспособность, повышение качества образования, межкультурная коммуникация, интеграция, образовательные услуги.

O. A. Rogova, E. I. Yanukovich

Belarusian State Technological University

INTERNATIONALIZATION OF BSTU AS A KEY FACTOR FOR UNIVERSITY INTEGRATION IN THE INTERNATIONAL RESEARCH AND EDUCATION AREA

Currently internationalization is at the top of the agenda for strategic university development. Two streams of arguments are often given to explain why universities put an emphasis on being international: first, multinational companies want graduates to have a sound understanding of world markets, different cultures and world politics. Therefore, it is the universities' task to educate students for the international labour market. Second, the market for education has become global because education itself has become an international tradable good. New sources of university revenue are explored both by exporting various study programs and importing foreign full-tuition paying students. Furthermore the degree of internationalization affects where a university is placed on university ranking lists. These rankings are very important for university marketing and so student recruitment.

Internationalizing of curricula serves as a catalyst for transforming coursework and cocurricular activities and support teaching staff in infusing global knowledge, awareness, and cross-cultural competence throughout. Internationalized programs offer strategies and model practices and help build communities of practice among teaching staff members and related international educators.

Key words: internationalization, globalization, academic mobility, competitive capacity, education quality upgrade, cross-cultural competence, integration, educational services

Введение. С целью продвижения позиций университета в мировом образовательном и научном пространстве в политике вуза важное место должен занимать такой аспект его деятельности, как интернационализация.

Интернационализация в сфере высшего образования - это процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Интернационализация высшего

образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, научные исследования и общественную деятельность университета.

Интернационализация - один из ключевых факторов конкурентоспособности вуза в современном мире.

Основная часть. Основными причинами интернационализации высшего образования являются следующие:

• демократизация мирового сообщества, развитие интеграционных процессов в политической и социальной сферах;

• глобализация экономики и технологий, требования мирового и региональных рынков труда;

• рост международной открытости и развивающийся диалог национальных культур;

• интернациональный характер научных знаний, универсальная основа образования и научно-исследовательской деятельности, формирование международных стандартов качества;

• новые информационные технологии, глобальные сети.

Понятие интернационализации в сфере высшего образования в международной практике включает в себя два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию (internationalization at home) и «внешнюю» интернационализацию, или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование (education abroad, across borders, cross-border education).

В мировой практике выделяют четыре стратегии интернационализации высшего образования:

1. Mutual understanding approach - согласованный подход.

2. Skilled migration approach - стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы.

3. Revenue-generating approach - стратегия получения дохода.

4. Capacity building approach - стратегия расширения возможностей [1].

Согласованный подход к интернационализации высшего образования опирается на долгосрочные политические, культурные, академические цели развития страны. Реализация такой стратегии ведется через поддержку студенческой и академической мобильности путем предоставления стипендий и осуществление программ академических обменов, а также программ, направленных на создание институциональных партнерств в сфере высшего образования. Доминирующим принципом данного подхода является международное сотрудничество, а не конкуренция.

Стратегия поддержки миграции квалифицированных сотрудников направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране как на средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Основным инструментом данного подхода является система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства. Реализация таких программ осуществляется через специальные агентства или сеть агентств и организаций.

Стратегия интернационализации высшего образования, направленная на получение дохода, базируется на согласованном подходе и на стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы, но в ее рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе, и не предусмотрено предоставление государственной поддержки. Иностранные студенты дают дополнительный доход образовательным институтам, стимулируя университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке. Правительства, в свою очередь, предоставляют вузам значительную автономию, обеспечивают высокую репутацию своей системы высшего образования, а также высокую степень защиты иностранным студентам.

Стратегия расширения возможностей поощряет получение высшего образования за рубежом или в вузах-поставщиках иностранных образовательных услуг. Важными инструментами такого подхода являются:

1) программы поддержки зарубежной мобильности государственных служащих, профессорско-преподавательского состава, ученых и студентов;

2) обеспечение иностранным вузам, программам и преподавателям благоприятных условий для коммерческой образовательной деятельности в стране.

Необходимо отметить, что подход, ориентированный на получение дохода, является менее характерным для стран ЕС. Такая практика более свойственна процессам интернационализации в США, Австралии, а также СНГ [1].

Процесс интернационализации образования направлен на реализацию следующих целей:

• расширение сферы деятельности университетов за пределы своей национальной образовательной системы;

• диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на обучение;

• широкая и сбалансированная мобильность студентов, преподавателей и исследователей, расширение форм включенного обучения своих студентов в зарубежных вузах-партнерах;

• повышение качества образования за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями;

• партнерство в сфере научных исследований, организация совместных научных и исследовательских проектов [2].

Процесс интернационализации университетского образовательного пространства затрагивает:

• студентов:

- набор иностранных студентов, организацию обменных программ, а также организацию индивидуальной студенческой мобильности;

• профессорско-преподавательский состав:

- обмен преподавателями, проведение совместных научно-исследовательских программ и стажировок, создание совместных учебных программ, организацию интенсивных языковых курсов и летних школ;

• содержательную сторону учебных программ:

- разработку новых программ и курсов, учитывающих элементы межкультурной коммуникации;

- обучение иностранным языкам;

- использование новых технологий, включая дистанционное обучение;

• вопросы сертификации, признания и оценки качества образовательного процесса:

- внедрение системы международных стандартов в образовании, признание документов об образовании [3].

Самая известная форма интернационализации высшего образования - это мобильность студентов - выезд определенного числа студентов для обучения за границу. За последние 40 лет темпы увеличения этих потоков студентов, пересекающих национальные границы для получения высшего образования, превысили темпы распространения самого высшего образования. По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов, к 2010 г. число студентов, обучающихся за рубежом, составит 2,8 миллиона, а к 2025 г. -4,9 миллиона [4]. Международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными элементами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов.

Мобильность преподавательского состава не так хорошо исследована, как область мо-

бильности студентов, ее можно считать второй по важности формой интернационализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой, но в ряде регионов и в определенных областях образования, таких как менеджмент и деловое администрирование, существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и преподавателей.

Программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализации учебных планов, т. е. внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Поскольку даже в объединенной Европе существует огромное разнообразие национальных систем высшего образования, стремление интернационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы могло быть реализовано только через проекты мобильности.

Вопросы интернационализации и качества высшего образования тесно связаны, поскольку с самого начала считалось, что процесс интернационализации и выход вузов на международный рынок способствуют повышению качества образования [1].

С учетом вышеизложенного считаем целесообразным разработку и внедрение Программы интернационализации БГТУ на 20152017 гг. Программа послужит основой для проведения соответствующей политики, перспективного и текущего планирования работы факультетов/институтов, структурных подразделений и общественных студенческих организаций университета, для решения организационных, финансовых и кадровых вопросов управления международной деятельностью университета.

В качестве стратегических целей и задач Программы предлагаются следующие.

Стратегические цели:

1) интеграция в мировое образовательное и научное пространство, в т. ч. реализация принципов Болонской декларации (при условии вхождения системы образования Республики Беларусь в Болонский процесс) с целью повышения конкурентоспособности выпускников и образовательных услуг вуза на международном рынке образовательных услуг;

2) вхождение в группу белорусских университетов-лидеров по экспорту образовательных услуг в страны СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Задачи:

1) консолидация потенциальных возможностей и ресурсов университета для достижения

эффективных результатов по всем направлениям и видам международной деятельности;

2) совершенствование условий для развития международной академической мобильности;

3) создание условий для разработки и реализации совместных образовательных программ разного уровня с зарубежными партнерами;

4) совершенствование условий для развития международного сотрудничества в научно-исследовательской области в соответствии с приоритетными научными направлениями БГТУ;

5) совершенствование системы координации, мониторинга и анализа развития международного сотрудничества;

6) формирование и осуществление активной РЯ-политики на разных уровнях в сфере международной деятельности с целью продвижения университета за рубежом;

7) Диверсификация экспорта образовательных услуг.

Целевые показатели:

1) наличие языковых образовательных программ, условий пребывания и социальной адаптации для иностранных студентов и преподавателей. Участие не менее 30% сотрудников университета в программах международного сотрудничества;

2) участие БГТУ в международных ассоциациях университетов, заключение договоров с университетами-партнерами;

3) доведение числа факультетов и институтов университета, участвующих в программах международного сотрудничества, до 100% к 2017 г.;

4) увеличение процента преподавателей и студентов университета, участвующих в академической мобильности с зарубежными вузами на 10% - в 2015 г., на 20% - в 2016 г. и на 30% - в 2017 г. по сравнению с 2014 г.;

5) количество образовательных программ, предоставленных на экспорт, объем и доля дохода университета от экспорта образовательных услуг;

6) наличие образовательных программ магистерской подготовки на английском языке в количестве не менее одной программы для каждого факультета;

7) увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в БГТУ.

В настоящее время международная деятельность БГТУ развивается по следующим основным направлениям: развитие эффективных взаимовыгодных партнерских связей с учебными,

научными, культурными, промышленными и другими учреждениями за рубежом на основе двусторонних и многосторонних рабочих программ сотрудничества; совершенствование условий для развития международной академической мобильности (стажировки профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, включенное обучение студентов за счет средств грантообразующих и других фондов, приглашение зарубежных специалистов для чтения лекций, стажировки зарубежных магистрантов и аспирантов); разработка и реализация совместных образовательных программ разного уровня с зарубежными партнерами (программы дистанционной магистратуры по специальностям «Управление недвижимостью», «Инновационные технологии строительных материалов и изделий», «Инженерная охрана окружающей среды» совместно с Вильнюсским техническим университетом имени Гедиминаса); экспорт образовательных услуг (обучение иностранных граждан на курсах русского языка, подготовительном отделении, I и II ступенях высшего образования, в аспирантуре); развитие международного сотрудничества в научно-исследовательской-области (проведение научных исследований по заказу зарубежных организаций, совместные научные исследования с зарубежными учеными, организация и проведение международных научно-технических мероприятий, публикации в международных высокорейтинговых научных изданиях с высоким импакт-фак-тором), участие в международных программах (Erasmus+, Horizon 2020, DAAD, Baltic Sea Region и др.).

Заключение. Интернационализация высшего образования создает новые возможности и способствует повышению доступности высшего образования и его качества, внедрению инновационных методов работы в системах высшего образования, укреплению международного сотрудничества.

В результате проведения анализа европейской интернационализации высшего образования можно выделить четыре уровня протекания этого процесса: межгосударственные соглашения; объединения высших учебных заведений; университеты; администраторы, преподаватели и студенты. Наибольшая конкретизация действий по интернационализации высшего образования достигается на уровне сотрудничества и мобильности студентов и преподавателей университетов разных стран.

Литература

1. Обзор европейского опыта интернационализации высшего образования = The review of European experience of internationalization of higher education / Education, Audiovisual & Culture Executive Agency, European Commission TEMPUS, Нар. укр. акад., 2010. С. 36-38.

2. Altbach P. G. Universities and globalization: Critical perspectives / the globalization of higher education // Journal of Higher Education. 2001, no. 72, pp. 254-256.

3. Clarke V. Students' global awareness and attitudes to internationalism in a world of cultural convergence // Journal of Research in International Education. 2004, vol. 3, pp. 51-70.

4. Yang R. University internationalization: Its meanings, rationales and implications // Intercultural Education. 2002, no. 13(1), pp. 89-95.

References

1. The review of European experience of internationalization of higher education / Education, Audiovisual & Culture Executive Agency, European Commission TEMPUS, Nar. ukr. akad. Publ. [National Ukrainian Academy], 2010, pp. 36-38 (in Russian).

2. Altbach P. G. Universities and globalization: Critical perspectives / the globalization of higher education. Journal of Higher Education, 2001, no. 72, pp. 254-256.

3. Clarke V. Students' global awareness and attitudes to internationalism in a world of cultural convergence. Journal of Research in International Education, 2004, vol. 3, pp. 51-70.

4. Yang R. University internationalization: Its meanings, rationales and implications. Intercultural Education. 2002, no. 13 (1), pp. 89-95.

Информация об авторах

Рогова Ольга Анатольевна - заведующая сектором международной деятельности, старший преподаватель кафедры иностранных языков. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Янукович Елена Иосифовна - декан по работе с иностранными учащимися, старший преподаватель кафедры иностранных языков. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the authors

Rogova Olga Anatol'evna - Head of International Relations Office, senior lecturer, Department of Foreign Languages. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Yanukovich Elena Iosifovna - Dean for International Students, senior lecturer, Department of Foreign Languages. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 02.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.