Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы функционирования Фонда социального страхования РФ'

Проблемы и перспективы функционирования Фонда социального страхования РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7990
1723
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Юлия Александровна, Жигас Маргарита Герутисовна

Рассмотрены направления деятельности Фонда социального страхования. Выделены и систематизированы основные проблемы функционирования Фонда, сделаны выводы о перспективах его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильева Юлия Александровна, Жигас Маргарита Герутисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы функционирования Фонда социального страхования РФ»

ВАСИЛЬЕВА Юлия Александровна

Аспирант кафедры страхования и управления рисками

Байкальский государственный университет экономики и права

664003, РФ, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Контактный телефон: (902) 768-25-81 e-mail: [email protected]

ЖИГАС Маргарита Герутисовна

Доктор экономических наук, профессор, декан финансово-экономического факультета

Байкальский государственный университет экономики и права

664003, РФ, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Контактный телефон: (914) 899-86-43 e-mail: [email protected]

Проблемы и перспективы функционирования Фонда социального страхования РФ

Ключевые слова: Фонд социального страхования Российской Федерации; социальное страхование; социальное обеспечение.

Аннотация. Рассмотрены направления деятельности Фонда социального страхования. Выделены и систематизированы основные проблемы функционирования Фонда, сделаны выводы о перспективах его развития.

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) представляет собой разветвленную финансовую систему. Фонд осуществляет не только управление средствами обязательного социального страхования, но и деятельность, связанную с организацией и обеспечением социального страхования. Основные направления деятельности Фонда представлены на рисунке.

Перечень основных направлений деятельности Фонда

© Васильева Ю. А., Жигас М. Г., 2011

В работе Фонда имеются проблемы, связанные с причинами как внутреннего, так и внешнего характера:

1) сложный и специфический финансовый механизм деятельности Фонда, наличие многочисленных разноплановых функций;

2) незавершенность законодательной базы;

3) финансовый кризис;

4) нерациональное распределение страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Помимо прямых направлений деятельности (обязательное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) Фонд выполняет значительный объем функций (оказание помощи отдельным категориям граждан), не соответствующих его целевому назначению. Часть этих функций Фонда целесообразно передать другим государственным органам (например, органам соцзащиты). Это поможет снизить нагрузку Фонда и его подразделений, что повысит эффективность его функционирования.

Проблемой можно считать незавершенность формирования законодательной базы, регламентирующей деятельность Фонда [1. С. 24]. До настоящего времени не принят Федеральный закон о Фонде социального страхования; отсутствует нормативно-правовой документ, который определил бы организационно-правовой статус Фонда как страховщика. Практика показывает, что Фонд в своей деятельности ссылается на разрозненные, а в ряде случаев на нормативные акты, которые не соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям. Так, Фонд руководствуется «Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101, которое на сегодняшний день по отдельным позициям не соответствует законодательству Российской Федерации [2].

Доходная часть бюджета Фонда напрямую зависит от текущего состояния всех сфер экономики. В частности, финансовый кризис привел к ряду негативных явлений, в том числе снижению финансовой устойчивости и ликвидации предприятий, росту банкротств, сокращению числа страхователей [3. С. 37]. Все это свидетельствует о необходимости поддержания соответствующего уровня доходов бюджетов Фонда со стороны государства. Кроме того, Фонду и всем его структурным подразделениям необходимо усилить контроль за обоснованностью выдачи листов нетрудоспособности, так как кризисные явления, рост безработицы и нестабильность заработной платы приводят к тому, что работающие используют листы нетрудоспособности для поддержания своих доходов.

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее ОСС НСПЗ) структурно распределяются, на наш взгляд, нерационально: в среднем 89% страховых взносов направляются на гарантированные пособия и страховые выплаты; порядка 4% - на предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний и 4% - на профессиональную, медицинскую и социальную реабилитацию. Однако предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с экономической и социальной точки зрения обходится дешевле, чем лечение и реабилитация пострадавшего, выплата ему пенсии по инвалидности, зачастую пожизненной. Если же страховой случай произошел, то затраты на реабилитацию и восстановление профессиональной трудоспособности должны быть предпочтительней последующих затрат на страховые выплаты. Поздняя медицинская реабилитация, длящаяся годами, малоэффективна и отвлекает значительные средства Фонда. Сокращение сроков временной нетрудоспособности с последующим снижением случаев первичного выхода на инвалидность, возвращение пострадавшего в сферу трудовой деятельности

и интеграция его в общество - это основные показатели эффективности ранней реабилитации пострадавших от тяжелых несчастных случаев на производстве.

Выделим ряд основных причин нерационального распределения финансовых ресурсов Фонда в части ОСС НСПЗ:

• нерешенные организационные вопросы по данному направлению;

• высокий размер страховых выплат, провоцирующий иждивенческие настроения и отказ пострадавших от реабилитационных мероприятий;

• отсутствие должного внимания и контроля страхователей к решению вопросов сокращения производственного травматизма и профзаболеваний.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Фонд, его региональные отделения и филиалы не в полной мере выполняет одну из главных задач социального страхования - предупреждение рисковых ситуаций.

Остановимся на основных перспективных направлениях развития Фонда:

1) развитие интерактивных форм взаимодействия Фонда, страхователей и застрахованных лиц;

2) создание на уровне отделений Фонда специальных групп по работе с организациями разных форм собственности;

3) снижение детской заболеваемости;

4) внесение изменений в порядок финансирования по программе «Родовой сертификат»;

5) модернизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Важнейшей перспективой функционирования Фонда, по нашему мнению, является более широкое применение интерактивных форм взаимодействия всех субъектов Фонда, страхователей и застрахованных лиц: создание интернет-сайтов, сдача отчетности в электронном виде, прием граждан по средствам видеосвязи. Создание интернет-сайтов региональных отделений и филиалов Фонда необходимо для успешного и эффективного функционирования всех его подразделений, для прозрачности их деятельности, для ведения информационно-разъяснительной работы со страхователями, медицинскими учреждениями, застрахованными лицами. Сдача отчетов в электронном виде очень удобна, поскольку экономит время не только работников Фонда, но и страхователей.

Перспективой развития Фонда является создание специальных групп по работе с организациями разных форм собственности (индивидуальные предприниматели, бюджетные организации, предприятия других форм собственности) на уровне каждого отделения. За каждой из групп следует закрепить специалистов правового отдела, которые будут осуществлять юридическое сопровождение их деятельности. Данная схема применяется в настоящее время только в Курском РО ФСС РФ. Анализ работы групп в Курском РО ФСС РФ позволил работникам правового отдела выявить ряд проблем во взаимодействии с организациями. Грамотная работа в рамках правового поля позволяет группам работать более эффективно [4. С. 36-41].

Увеличение финансирования на оздоровление детей застрахованных граждан является профилактической мерой снижения детской заболеваемости и расходов на выплату пособий по уходу за больным ребенком.

В целях повышения эффективности работы медучреждений и снижения затрат по программе «Родовой сертификат» разумно было бы структурные подразделения Фонда наделить правом не оплачивать талоны родовых сертификатов при наличии жалобы женщины на качество оказанных ей медицинских услуг.

В ОСС НСПЗ Фонд перешел к определению класса риска, а значит, и размера страхового тарифа в зависимости от определенного типа деятельности, от отраслевой системы, т. е. к классификации по видам экономической деятельности, что соответствует

мировым нормам [5. С. 31]. На наш взгляд, следует углубить дифференциацию при определении тарифа: от вида экономической деятельности до конкретных предприятий. В конечном счете Фонд может перейти на методологию актуарных расчетов и установление класса риска, а значит, и размера страховых взносов для каждого предприятия индивидуально. Тогда работодатель будет более заинтересован в охране труда, будет нести ответственность за безопасность своих работников.

В качестве модернизации системы ОСС НСПЗ можно рассмотреть реформирование методики установления скидок и надбавок к страховым тарифам: необходимо учитывать страховые случаи за последние три года, а не за весь период деятельности страхователя; один несчастный случай со смертельным исходом приравнивать к определенному количеству дней временной нетрудоспособности.

Следует также увеличивать расходы на проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Дополнительные медицинские и углубленные медицинские осмотры отражают реальное состояние здоровья людей, работающих во вредных условиях. По результатам углубленных медицинских осмотров можно будет принимать меры по улучшению здоровья конкретного работника.

Организуя работу по углубленным медицинским осмотрам, не надо забывать главной их цели - укрепление здоровья работников, улучшение их медицинского обслуживания и, следовательно, сокращение экономических потерь от временной нетрудоспособности занятых на работах с вредными условиями труда. В 2008-2010 гг. для проведения углубленных медицинских осмотров работников были установлены нормативы затрат на одного работника [6].

2008 г...................... 620 р.

2009 г...................... 660 р.

2010 г...................... 700 р.

Таким образом, исследование показывает, что несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, Фонд социального страхования на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом.

Источники

1. Добриян Е. И., Самаруха В. И., Жигас М. Г. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009.

2. О Фонде социального страхования Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

3. Веретенникова О. Б. Финансовое планирование хозяйствующих субъектов. Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2004.

4. Борисова С. Л. Работа со страхователями: обеспечить социальные гарантии // Вестн. гос. соц. страхования. 2009. № 1.

5. Карелова Г. Мы цифры выверяем до копейки // Финансовый контроль. 2007. № 6.

6. Об утверждении правил финансировании в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 декабря 2007 г. № 813.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.