Шайнурова Д.С., Яруллин Р. Р.
Башкирский государственный университет E-mail: [email protected]
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Обозначены основные направления деятельности Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, проанализированы его доходы и расходы, проведен анализ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предложены механизмы, заставляющие работодателя вкладывать средства в охрану труда.
Ключевые слова: обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, травматизм, собственные доходы, страховые взносы.
Государство все больше прислушивается к пожеланиям общества, а при определении приоритетов в развитии стали учитываться не только материальные потребности, но духовные и социальные ценности. Неотъемлемой сферой деятельности государства стало создание эффективной системы социальной защиты населения, основными целями которой являются и всестороннее оказание помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, и формирование вокруг каждого человека благоприятной социальной среды, работающей на улучшение его жизни.
Руководством Российской Федерации и Республики Башкортостан неоднократно отмечалось, что все социальные гарантии и обязательства, взятые на себя государством, будут в строгом порядке выполнены. Поэтому роль Фонда социального страхования Российской Федерации в жизни общества определяется тем, что он выступает одним из факторов социальной стабильности общества.
Деятельность Регионального отделения условно делится на четыре основных направления:
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то есть страхование профессиональных рисков;
- администрирование страховых взносов по обоим видам страхования;
- выполнение социальных программ, возложенных на Фонд социального страхования дополнительно.
В 2012 году расходы Регионального отделения по Республике Башкортостан составили 12 млрд рублей:
- расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 8362,6 млн рублей. При этом Региональному отделению во избежание срывов выплат гарантированных государством пособий из Фонда на покрытие дефицита бюджета поступило около 906 млн рублей;
- расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлены в сумме 951,6 млн рублей;
- расходы, финансируемые за счет меж-бюджетных трансфертов, составили 2649,5 млн рублей.
Всего расходы, финансируемые за счет средств обязательного социального страхования, составили 9314,2 млн. рублей.
Собственные доходы Регионального отделения в 2012 году составили 8376,5 млн рублей, что на 648,5 млн рублей (на 8,4%) больше результата 2011 года, когда собственные доходы были исполнены в сумме 7728 млн рублей.
В 2012 году расходы были обеспечены собственными доходами на 89,93%. Обеспеченность расходов собственными доходами в 2009 году составляла только 68,1%, в 2010 году (год перехода с ЕСН на уплату страховых взносов) - 73,4%, в 2011г. - 86,8%. Таким образом, вступившие с 2010 года законодателем изменения положительно отразились на финансовой устойчивости Регионального отделения.
Башкортостан является крупнейшим промышленным регионом России, где наряду с современными технологичными предприятиями имеются различные вредные и опасные производства, требующие управления профессиональными рисками.
Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания — это не только человеческие трагедии, но и серьезные экономические потери, поэтому снижение профессиональных рисков в последние годы стало очень актуальной темой.
Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, исполняя функцию страховщика, осуществляет регистрацию и учет всех страховых случаев, т. е. подтвержденных в установленном порядке фактов повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, которые влекут возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
С 2007 года доходы Регионального отделения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют более 1 млрд. руб. и ежегодно увеличиваются. На рост поступлений страховых взносов по данному виду страхования оказывает влияние увеличение фонда оплаты труда, рост среднего тарифа, а также увеличение коэффициента сбора страховых взносов.
Доходы Регионального отделения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее - ОСС от НС и ПЗ) по итогам 2012 года исполнены в сумме 1541,8 млн рублей (начислено 1543,2 млн рублей), что на 15,3% больше сборов 2011 года. Бюджет Регионального отделения по данному виду страхования профицитный - обеспеченность расходов собственными доходами составляет 162% (результат 2011 года - 155,8%).
Рост поступлений от страховых взносов на ОСС от НС и ПЗ обусловлен следующими факторами:
1. Увеличением облагаемого фонда оплаты труда на 10,6%, что связано с ростом заработных плат (законодательство в части обложения страховыми взносами принципиально не менялось, кроме того количество застрахованных осталось на том же уровне, что и в 2011 году).
2. Ростом среднего страхового тарифа с 0,549 в 2011 году до 0,562 в 2012 году.
3. Увеличением коэффициента сбора страховых взносов с 97,8% в 2011 году до 99,73% в
2012 году, что стало возможным благодаря повышению эффективности работы Регионального отделения со страхователями в части взыскания страховых взносов.
Ежегодно увеличиваются расходы Регионального отделения на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и в 2013 году указанный объем средств составит более 950 млн руб.
Анализ материалов расследования несчастных случаев на производстве за последние годы показывает, что наиболее частыми причинами травматизма на производстве являются:
- несоблюдение требований безопасности при производстве работ (34%);
- нарушения правил дорожного движения -
18%;
- неудовлетворительная организация производства - 13%.
В настоящее время приоритетным становится поиск механизмов, заставляющих работодателя вкладывать средства в охрану труда. Прежде всего, это касается создания безопасных условий труда на рабочих местах, проведения своевременного инструктажа, организации обучения и проверки знаний. Необходимо повысить результативность аттестации, уделить внимание рабочим местам с вредными условиями труда.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступает одним из ключевых звеньев в российской системе охраны и безопасности труда. Важнейшей задачей этого вида обязательного социального страхования является смещение акцента с возмещения вреда к всесторонним эффективным мероприятиям по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний работающего населения. Фондом социального страхования Российской Федерации ежегодно увеличивается объем средств, направленных на финансирование предупредительных мер.
В перечень мероприятий, которые финансируются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, входят:
- оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, которым
млн. руб. 10000,0
9000.0
8000.0
7000.0
6000.0
5000.0
4000.0
3000.0
2000.0 1000,0
0,0
2761,9
1
2001
8578,5
8902,5
9314,1
8468,0
7288,9
6052,3
5840,5
2008 2009
□ Доходы
2010 2011 □ Расходы
2012
Рисунок 1. Динамика доходов и расходов по обязательному социальному страхованию
млн.руб.
Начислено страховых взносов, млн.руб. Средний расчетный норматив
база- налогооблагаемая база по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Рисунок 2. Динамика начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (млн руб.)
такое лечение было рекомендовано в результате периодического медосмотра;
- приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты;
- оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, которым такое лечение было рекомендовано в результате периодического медосмотра;
- проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- проведение мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности в зоне рабочих мест к нормативным значениям;
- обучение по охране труда;
- обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает
право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
- приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
- приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
Стимулирующий мотив для страхователей в данном случае состоит в том, что им предоставляется право не перечислять Фонду до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, а за счет этих средств оплатить расходы (полностью или частично) на проведение мероприятий из данного перечня.
С каждым годом увеличивается объем средств Регионального отделения Фонда, используемых в качестве источника финансиро-
Таблица 1. Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний (млн руб.)
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 617,1 712,9 791,9 779,7 858,3 950,0
тыс. руб 200000
180000
160000
140000
120000
100000
80000
60000
40000
1072
040 002 054 ^037 1017^. / /18041ві
825 ^ 889^. Лв4070 0
724 > 12000 і 12040^ -
587 100574* 112000.0
471 81720Я/
51814.^, /71802 >4
„ У //ззЪв 2 -
26053.0
600 й
І
с
о
400
2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
— Сумма финансирования предупредительных мер
-•-кол-во страхователей .проводивших финансирование предупредительных мер
Рисунок 3. Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (тыс. руб.)
вания мероприятий по охране труда. За время действия Федерального закона от 25.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователями республики на предупредительные меры направлено более 1 миллиарда рублей. Начиная с 2011г. средний процент роста объема средств, направляемых страхователями республики на указанные цели, составляет 15%.
В целях повышения эффективности расходов на предупреждение травматизма и стимулирование ранней реабилитации Государственной Думой РФ в декабре 2013 года внесены поправки в федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Малому бизнесу будет предоставлена возможность обращаться за финансовым обеспечением предупредительных мер по новой формуле. Отчисления у таких страхователей (работодателей) небольшие, поэтому часто не накапливается достаточно средств в течение года именно на охрану труда. Планируется ввести расчет, исходя из отчетных данных за три предшествующих года, при условии, если страхователь не обращался за финансированием в указанный период.
Другим инструментом, который усиливает мотивацию работодателей к проведению целенаправленной профилактической работы по снижению профессиональных рисков, является установление им скидок и надбавок к страховым тарифам.
Всего за период с 2002 года по 2013 год скидки установлены 1051 страхователю, сумма скидки составила при этом 560 млн рублей. В 2013г. скидка установлена 19 страхователям на общую сумму 35 млн рублей.
За этот же период 1406 страхователям установлены надбавки, общая сумма дополнительно начисленных страховых взносов составила 95 млн рублей. В 2013 году надбавки установлены 289 страхователям на общую сумму 34 млн рублей.
Обращает на себя внимание следующий факт, что за последние три года количество предприятий республики, получающих скидки к страховым тарифам, значительно сократилось.
Это объясняется тем, что с 2012 года изменился порядок установления скидок к страховому тарифу, что обусловлено новой редакцией ст.17 и 22 Федерального закона от 25.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Приняты новые Правила установления страхователям скидок к страховым тарифам, а также разработана новая методика их установления. Размер скидки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Социальное страхование находится в постоянном развитии, меняются задачи, но сохраняется их прежний смысл - надежная и эффективная защита человека от профессиональных рисков.
В целом в республике практика страхования профессиональных рисков с использованием средств Фонда стабильна. И хотя, в настоящее время ситуация по снижению травматизма на предприятиях республики еще далека от идеальной, надеемся, что в дальнейшем число несчастных случаев и профзаболеваний будет неуклонно сокращаться.
4.03.2014
Список литературы:
1.Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2014) // СпС «Консультант Плюс». Версия Проф.;
2. Положение о Государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от 23 апреля 2003 г. №88 // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.;
3. Официальный сайт ГУ-РО ФСС РФ по РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fss.ru./region/ro2 (Дата обращения: 05.02.2014).
Сведения об авторах:
Яруллин Рауль Рафаэлович, профессор кафедры финансов и налогообложения Башкирского государственного университета, доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук Шайнурова Диана Салаватовна, выпускница Башкирского государственного университета
кафедры финансов и налогообложения 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, e-mail: [email protected]