ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
Р.Р. Яруллин1, д-р экон. наук, профессор Л.С. Юлмухаметова2, студент башкирский государственный университет
Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Уфа)
Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам развития системы социального страхования в современной России. Также рассмотрены направления деятельности Фонда социального страхования. Выделены и сгруппированы основные проблемы функционирования Фонда и предложены некоторые меры по совершенствованию данного института в России.
Ключевые слова: Фонд социального страхования Российской Федерации, социальное страхование, социальное обеспечение, объем социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) - это разветвленная финансовая система. Фонд социального страхования организует, управляет средствами обязательного социального страхования.
Деятельность Фонда можно разделить на прямое и косвенное направление. К прямым направлениям деятельности Фонда можно отнести обязательное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Косвенные направления выполняют значительный объем функций, не соответствующих его целевому назначению. Часть этих функций Фонда целесообразно передать другим государственным органам (например, органам соцзащиты). В следствии, это поможет в будущем сократить нагрузку Фонда и его подразделений, что повысит эффективность его функционирования.
Одним из главных преимуществ является формирование законодательной базы, регламентирующей деятельность Фонда [1, с. 24]. В 2016 году был принят федеральный закон о Фонде социального страхования. Отсутствие нормативно-правовой базы вело к тому, что Фонд в своей деятельности ссылался на нормативные акты, которые не соответствуют нынешним социально-экономическим условиям [1].
Доход бюджета Фонда зависит от современного состояния всех сфер экономи-
ки. В частности, финансовый кризис привел к снижению финансовой устойчивости и ликвидации организаций, росту банкротства, сокращению числа страхователей [3, с. 37]. Все это говорит, о необходимости поддержания соответствующего уровня доходов бюджетов Фонда со стороны государства.
В среднем 89% страховых взносов направляются на гарантированные пособия и страховые выплаты; порядка 4% - идут на предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний и 4% - на профессиональную, медицинскую и социальную реабилитацию - нерационально распределяются страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее ОСС НСПЗ).
Выделим ряд основных причин нерационального распределения финансовых ресурсов Фонда в части ОСС НСПЗ:
- невоплощенные организационные вопросы по данному направлению;
- высокий размер страховых выплат, провоцирующий иждивенческие настроения и отказ пострадавших от реабилитационных мероприятий;
- отсутствие должного внимания и контроля страхователей к решению вопросов сокращения производственного травматизма и профзаболеваний.
Исходя из вышеизложенного, следует, что Фонд, его региональные отделения и филиалы не в полной мере выполняют одну из главных задач социального страхования - предупреждение рисковых ситуаций.
Основные перспективные направления развития Фонда:
1) Развитие интерактивных форм взаимодействия Фонда, страхователей и застрахованных лиц.
Важнейшей перспективой функционирования Фонда, является более широкое применение интерактивных форм взаимодействия всех субъектов Фонда, страхователей и застрахованных лиц: создание интернет-сайтов, сдача отчетности в электронном виде, прием граждан по средствам видеосвязи. Сдача отчетов в электронном виде очень удобна, поскольку экономит время не только работников Фонда, но и страхователей.
2) Создание на уровне отделений Фонда специальных групп по работе с организациями разных форм собственности.
Перспективой развития Фонда является создание специальных групп по работе с организациями разных форм собственности на уровне каждого отделения. За каждой из групп необходимо закрепить специалистов правового отдела, которые будут осуществлять юридическое сопровождение их деятельности. Данная схема применяется в настоящее время только в Курском РО ФСС РФ.
3) Снижение детской заболеваемости. Для этого следует увеличить размер фи-
грамм по оздоровлению и снижению детской заболеваемости.
4) Модернизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следует углубить дифференциацию при определении тарифа: от вида экономической деятельности до конкретных предприятий. В итоге Фонд может перейти на методологию актуарных расчетов и установление класса риска, а значит, и размера страховых взносов для каждого предприятия будет индивидуален. Всё это приведет к тому, что работодатель будет более заинтересован в охране труда, будет нести ответственность за безопасность своих работников.
Также в качестве совершенствования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний можно реформировать методики установления скидок и надбавок к страховым тарифам. Следует учитывать страховые случаи за последние три года, а не за весь период деятельности страхователя; один несчастный случай со смертельным исходом приравнивать к определенному количеству дней временной нетрудоспособности.
Таким образом, результаты исследования показывают, что несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, Фонд социального страхования на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом.
Федерации: постановление
нансирования специализированных про-
Библиографический список
1. О Фонде социального страхования Российской Правительства РФ ред. от 10 августа 2016 г. № 101.
2. Добриян Е. И., Самаруха В. И., Жигас М. Г. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика. Иркутск: Издательство БГУЭП, 2015.
3. Веретенникова О. Б. Финансовое планирование хозяйствующих субъектов. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2014.
PROBLEMY AND PROSPECTS OF THE SOCIAL INSURANCE FUND OF THE
RUSSIAN FEDERATION
R.R. Yarullin1, doctor of economic sciences, professor L.S. Yulmukhametova2, student 1Bashkir state university
2Ufa branch of the financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Ufa)
Abstract. In this article is devoted to problems and the prospects of development of system of social insurance in modern Russia. Activities of Social insurance fund are also considered. The main problems of functioning of Fund are allocated and grouped and some measures for improvement of this institute in Russia are proposed.
Keywords: Social Insurance Fund of the Russian Federation, social insurance, social security, volume of social insurance.