УДК: 796.011.1
ПРОБЛЕМЫ
и перспективы физического воспитания дошкольников города Тюмени
Кандидаты педагогических наук, доценты Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева Институт физической культуры Тюменского государственного университета, Тюмень А.С. Яковлев
Департамент по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени
PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF PHYSICAL EDUCATION OF TYUMEN PRESCHOOL CHILDREN T.P. Zav'yalova, associate professor, Ph.D.
I.V. Starodubtseva, associate professor, Ph.D.
Institute of physical culture of Tyumen state university, Tyumen A.S. Yakovlev
Department of sport and youth policy of Administration of the city of Tyumen
Key words: children, preschool children, physical education, sports organizer.
Preschool age is an especially important and crucial period in the man's life. High rates of development, reorganization of functions of many body systems, high plasticity and lability define great sensitivity to the effect of environmental factors, including education and training. In the period of early and preschool childhood educational interferences are not only essential conditions of mental development, but reflect the significant impact on the formation of child's physical health.
The purpose of the study was to analyze the problems and perspectives of development of physical education of Tyumen preschool children.
Nowadays the tremendous activity on enhancement of the system of preschool education is being carried ou in the Tyumen region. Many important, necessary and proper actions are being taken to ensure full-fledged education and training of preschool children.
The analysis of the situation being set now indicates to the capacity of control of innovation processes in the sphere of physical education of preschool children, intended to promote and protect health of preschool children. But efficiency of the introduced innovations will increase in case of compulsory coordination of all participants of the educational process in a kindergarten, education, public health units, higher educational institutions, between education units, Tyumen department of sport and youth policy.
Ключевые слова: дети, дошкольники, физическое воспитание, спорторганизатор.
Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни человека. Высокие темпы развития, перестройка функционирования многих систем организма, высокая пластичность и лабильность определяют большую чувствительность к воздействию факторов окружающей среды, в число которых входят обучение и воспитание. В период раннего и дошкольного детства педагогические воздействия являются не только важным условием развития психики, но и оказывают значительное влияние на формирование физического здоровья ребёнка.
Цель исследования - анализ проблем и перспектив развития физического воспитания тюменских дошкольников.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в Тюменском регионе проводится огромная работа по совершенствованию системы дошкольного образования. Делается много важного, нужного, должного для обеспечения полноценного воспитания и обучения дошкольников. В частности, область признана победителем в номинации «Лучший регион» по итогам второго всероссийского конкурса «Детские сады - детям». Количество воспитанников муниципальных образовательных учреждений в г. Тюмени увеличилось до 36,5 тыс. Охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием составил 98,2 %, в то время как по Российской Федерации данный показатель составляет 62 %. Несомненно, радует и действующее видовое разнообразие дошкольных учреждений города: от детских садов общеразвивающего вида - до центров развития ребёнка. Большое внимание уделяется вопросам
обеспечения доступности дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями. Изыскиваются средства для социальной и материальной поддержки педагогов.
Однако многое ещё предстоит сделать. В первую очередь это касается вопросов организации физического воспитания, которое занимает особое место в системе дошкольного образования и является важным фактором всестороннего развития личности ребенка. Физическое воспитание по праву считается одним из важнейших средств формирования культуры здоровьесбережения и оздоровления подрастающего поколения, однако в настоящее время его эффективность остаётся низкой, что обусловлено комплексом причин, связанных как с общероссийскими тенденциями, так и с региональными особенностями г. Тюмени.
Среди общих проблем, затрагивающих все компоненты системы дошкольного образования, в первую очередь необходимо обозначить низкий исходный уровень состояния здоровья современных дошкольников. Сегодня специалисты рассматривают здоровье как целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. При этом отмечается, что на реализацию функций здоровья влияют многие факторы, как внешние, так и внутренние, в том числе социально-культурные, индивидуально-личностные, наследственно обусловленные, сре-довые и др. [7] Это многообразие делает проблему оздоровления междисциплинарной и требует консолидации усилий всего общества [1].
С указанной проблемой взаимосвязана ещё одна - перекос системы образования в сторону интеллектуального развития ребёнка в ущерб другим составляющим развития, в том числе двигательной [3]. Как показывают наблюдения, в недельном расписании старших групп среднестатистического детского сада насчитывается до 16 учебных занятий. Из них 11 носят познавательную направленность, 2 - музыкально-эстетическую и только 3 - физкультурно-оздоровительную. Помимо этого учебный процесс насыщается дополнительными занятиями статического характера, организуемыми на платной основе (иностранный язык, обучение чтению, письму, подготовка к школе и т. д.). Всё это приводит к резкому снижению двигательной активности, которая, как известно, является витальной потребностью организма и лежит в основе здорового образа жизни каждого человека.
Кроме того, масштабная оптимизация дошкольного образования в г. Тюмени привела к по-
явлению дополнительных проблем регионального характера. Обозначим некоторые из них.
1. Сокращение числа педагогов: воспитателей (вместо четырёх воспитателей на двух группах работают три) и узких специалистов (психологов, логопедов, инструкторов по физической культуре), обеспечивающих комплексное решение задач физического воспитания в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.
2. Слабая технологическая и методическая вооруженность воспитателей, вынужденных самостоятельно проводить занятия по физической культуре.
3. Массовая реконструкция спортивных залов под групповые помещения, вызванная необходимостью обеспечить наличие дополнительных мест в детских садах и как следствие - возникновение несоответствия между условиями проведения занятий и степенью требований к их организации, а также снижение возможности для реализации оптимальной двигательной активности дошкольниками.
4. Увеличение числа детей, единовременно посещающих одну возрастную группу (нередко до 35-40 человек) и невозможность осуществления в этих условиях полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей.
Данные положения дополняются далеко не всегда идеальными условиями жизни и воспитания ребёнка вне дошкольного учреждения. Известно, что здоровье детей дошкольного возраста, их физические кондиции во многом определяются отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье. Однако регулярная, целенаправленно организованная деятельность по оздоровлению детей средствами физической культуры, воспитанию у них физических качеств и развитию движений в большинстве современных семей отсутствует. В качестве основных причин можно выделить следующее:
• повышенная занятость родителей, вызванная стремлением обеспечить семью материально, и как следствие дефицит родительского тепла и внимания к воспитанию ребёнка;
• недостаток специальных знаний в области воспитания и образования детей;
• дефицит педагогического опыта, снижающий успешность прогнозирования последствий своих воспитательных воздействий или бездействий даже в ближайшем будущем;
• трудности в установлении контактов с собственными детьми и др.
Кроме того, значительная часть родителей склонна недооценивать роль физической культуры в жизни, здоровье и развитии детей.
Наши исследования показывают, что к наиболее важным направлениям воспитательной
работы большинство родителей относят прежде всего подготовку к школе и развитие интеллекта. А среди факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье ребёнка, они в первую очередь отмечают те, которые не зависят от них напрямую: экологическая обстановка (было отмечено 51,5 % от числа опрошенных), стрессовые ситуации (34,3 %), наследственная предрасположенность (30,3 %). Значительно меньшее число респондентов отмечает недостаток двигательной активности (18,2 %) или отсутствие знаний по здоровому образу жизни (6,1 %) [3, 4]. Настораживает и тот факт, что большая часть родителей (83,7 %) затрудняются с ответом на вопрос о необходимых для здоровья ребенка показателях двигательной активности. При этом более половины респондентов (56,7 %) утверждают, что их ребенок получает в детском саду достаточный объем двигательной активности [2].
Очевидно, что отсутствие срочных мероприятий, направленных на компенсацию указанных недостатков, может привести к разрушению системы дошкольного воспитания. Конечно, в первую очередь необходимы грамотные управленческие решения, поэтому одной из основных задач является поиск и апробация новых форм физкультурно-оздоровительной работы, которые можно было бы использовать не только в образовательном процессе дошкольного учреждения, но и по месту жительства ребёнка. И такой поиск повышения эффективности физкультурно-спортивной работы с различным возрастным контингентом успешно осуществляется в Тюмени [5].
Одним из приоритетных направлений физ-культурно-спортивной работы в городе является организация физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства на спортивных площадках, хоккейных кортах, в скверах, парках и на других спортивных объектах города. Основная цель этой работы - создание условий для жителей муниципального образования всех возрастных и социальных категорий и, что очень важно, - для детей дошкольного возраста, с целью организации регулярных занятий физической культурой и спортом. В Тюмени выстроена система организации физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, основу которой составляет работа на территориальном уровне. Главным исполнителем этой работы являются спортивные организаторы - специалисты в области физической культуры и спорта, привлеченные для организации с населением города занятий физической культурой. Укажем направления работы и возрастные категории людей, с которыми осуществляется физкультурно-спортивная работа: дошкольники от 5 до 7 лет; дети в возрасте
от 7 до 14 лет; молодежь от 14 до 30 лет; трудящиеся, люди старшего возраста, а также те, кто имеет ограниченные возможности здоровья.
Таким образом, можно констатировать, что в Тюмени активно создаются условия для реализации системных инноваций формирования здоровья подрастающего поколения. По мнению ученых и практиков, реализация системных инноваций позволит существенно расширить имеющееся содержание главных задач ведомственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Тюмени на 2012-2014 годы» и, главное, получить эффект в физкультурном образовании дошкольников, школьников, обучающихся в различных образовательных учреждениях, в детско-юношеском спорте и в целом в физкультурно-оздоровительной деятельности различных социально-демографических групп населения Тюмени [6].
Учитывая важнейшее положение о том, что 90 % личностного развития, базис физической и спортивной культуры личности закладываются в период дошкольного детства, в рамках планируемой работы по формированию здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта в г. Тюмени особое внимание должно быть обращено на детей дошкольного возраста. Предлагаемый нами проект в первую очередь направлен на разработку таких направлений, которые могли бы реализовываться в работе именно с этой возрастной группой. Реальные условия нашего города позволяют решить выдвинутую проблему, продвигаясь в следующих направлениях: Первое направление - физкультурно-спортивное «Движение ради здоровья». Второе направление - семейная физкультура и спорт «Вместе с мамой, вместе с папой». Основной целевой установкой указанных направлений будут являться укрепление здоровья путем повышения двигательной активности ребёнка в условиях дошкольного образовательного учреждения, формирование базиса физической культуры личности, стимулирование интереса к занятиям различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Важно, что занятия с дошкольниками 4-7 лет могут проводиться как на территории детского сада (используя плоскостные сооружения), так и на прилегающей к нему территории (используя близлежащие парки, плоскостные сооружения микрорайона и др.). Планируется, что работу проводит спорторганизатор по месту жительства в тесном взаимодействии с групповым воспитателем и инструктором по физической культуре и спорту конкретного детского сада. Выбор организационных форм будет определяться режимными моментами, установленными в дошкольном учреждении. Предлагается включать занятия
в две организационные формы физического воспитания в детском саду:
• в физкультурно-оздоровительную работу;
• в активный отдых.
Рекомендуемое время проведения занятий -в период утренних и вечерних прогулок. Кроме того, в рамках третьего направления предусматриваются физкультурно-спортивные занятия в выходные дни. В содержание проводимых занятий будут включаться:
физические упражнения с предметами и без предметов;
все виды основных движений: бег, ходьба, метание, лазанье; разнообразные подвижные игры; подвижные игры с элементами спортивных игр;
спортивные упражнения; дошкольный туризм.
Выбор физических упражнений будет учитывать традиции детского сада, а также программный материал физического воспитания дошкольников в конкретном детском саду. Основная методическая линия занятий направлена на развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей, стимулирование физкультурно-спортивного интереса путем ознакомления детей с различными видами спорта.
Исследование по проекту организовано в несколько этапов. На первых этапах работы необходимо изучить состояние физкультурно-спортивной базы дошкольных учреждений, социально-демографические и компетентностные характеристики специалистов по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях Тюмени. Кроме того, важно выявить проблемы организации системы физического воспитания дошкольников и возможность введения предлагаемых инноваций.
Особое внимание в предстоящем исследовании будет уделено разработке модели спор-торганизатора, способного работать с детьми дошкольного возраста, учитывающего его возрастные особенности и знающего основы теории и методики физического воспитания детей данного возраста. Немаловажное значение будет уделено выбору и комплектованию экспериментальных дошкольных учреждений с прилегающими спортплощадками.
Вывод. Анализ ситуации, которая складывается в настоящее время, свидетельствует о возможности управления инновационными процессами в сфере физического воспитания дошкольников, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Но эффективность внедрения инноваций будет выше при условии обязательной коорди-
нации усилий всех участников образовательного процесса в детском саду, органов образования, здравоохранения, высших учебных заведений, между органами образования, Департаментом по спорту и молодежной политике г. Тюмени.
Литература
1. Завьялова Т.П. Взаимодействие детского сада и вуза по сохранению здоровья дошкольников Тюменского Севера / Т.П. Завьялова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 24-26.
2. Завьялова Т.П. Физическая культура тюменских дошкольников: глазами специалистов, журналистов, чиновников / Т.П. Завьялова, М.А. Колмыкова // Современные психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: науч. труды заочной Всерос. конф. c междунар. участием студентов, аспирантов и молодых ученых посв. памяти И.И. Сулейманова. Тюмень: «Экспресс», 2012. -С. 21-25.
3. Стародубцева И.В. Организация физкультурно-развивающей работы с дошкольниками в условиях семейного воспитания / И.В. Стародубцева // Дети России образованны и здоровы: Материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2011. - С. 240241.
4. Стародубцева И.В. Интеллектуализация физического воспитания: состояние проблемы, перспективы / И.В.Стародубцева // Физическая культура: воспитание, образования, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 5-7.
5. Стародубцева И.В. Современные направления совершенствования физического воспитания дошкольников: учебно-метод. пособие / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. - Тюмень: ТюмГУ, 2010. - 52 с.
6. Хромин Е.В. О стратегии системных инноваций в формировании здоровья подрастающего поколения / Е.В. Хромин, Е.А Короткова, А.Э. Степанов // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической кульутры и массового спорта: опыт, перспективы развития: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Вектор-Бук, 2012. - С. 18-20.
7. Чичуа Д.Т. Формирование физического здоровья населения / Д.Т. Чичуа // Вестник спортивной науки. - 2005. - № 1 (6). - С. 35-39.
References
1. Zav'yalova, T.P. Kindergarten and university cooperation in protection of health of preschool children of Tyumen North / T.P. Zav'yalova // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 1. - P. 24-26. (In Russian)
2. Zav'yalova, T.P. Physical culture Tyumen preschool children: through the eyes of specialists, journalists, officials / T.P. Zav'yalova, M.A. Kalmykova // Modern psychological-teaching and medicobiological issues of physical culture and sport: research works of All-Russia conf. with virtual internat. participation of students, postgraduates and young scientists in memory of I.I. Suleymanov. Tyumen: Ekspress, 2012. - P. 21-25. (In Russian)
3. Starodubtseva, I.V. Organization of sports-developing activity with preschool children within family education / I.V. Starodubtseva // Children of Russia educated and healthy: Proceedings of the IX All-Rus. theor.-pract. conf. - Moscow, 2011. - P. 240-241. (In Russian)
4. Starodubtseva, I.V. Intellectualization of physical education: state, problems, perspectives / I.V. Starodubtseva // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 1. - P. 5-7. (In Russian)
5. Starodubtseva, I.V. Modern directions of enhancement of physical education of preschool children: study guide / I.V. Starodubtseva, T.P. Zav'yalova. - Tyumen: TyumSU, 2010. - 52 P. (In Russian)
6. Khromin, E.V. On the strategy of system innovations in formation of health of the rising generation / E.V. Khromin, E.A. Korotkova, A.E. Stepanov // The strategy of formation of healthy way of life via physical culture and mass sport: experience, perspectives of development: Proceedings of the All-Rus. theor.-pract. conf. -Tyumen: Vector Book, 2012. - P. 18-20. (In Russian)
7. Chichua, D.T. Formation of people's physical health / D.T. Chichua // Vestnik sportivnoy nauki. - 2005. - № 1 (6). - P. 35-39. (In Russian)
Информация для связи:
Поступила в редакцию 23.09.2013 г.