Научная статья на тему 'Анализ эффективности применения информационно-коммуникационных технологий в физическом воспитании дошкольников'

Анализ эффективности применения информационно-коммуникационных технологий в физическом воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
266
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Завьялова Татьяна Павловна, Стародубцева Ирина Викторовна

Статья посвящена рассмотрению эффективности использования современных информационных технологий в мониторинговых исследованиях состояния здоровья дошкольников, а также анализу проблем и трудностей, с которыми столкнулись педагоги образовательных учреждений в процессе работы с автоматизированной компьютерной системой. Отмечается, что важными условиями успешного внедрения компьютерной программы является её квалифицированное информационное сопровождение и повышение информационной культуры педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Завьялова Татьяна Павловна, Стародубцева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of effectiveness of application of information and communication technologies in physical education of preschool children

The article is devoted to consideration of the effectiveness of the use of modern information technologies in monitoring studies of the health status of children, as well as the analysis of the problems and difficulties faced by teachers of educational institutions in the process of working with an automated computer system. It is noted that the essential conditions for the successful implementation of the computer program is qualified information support and enhancement of the information culture teachers.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности применения информационно-коммуникационных технологий в физическом воспитании дошкольников»

М.И. Лобанова // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - № 2. - С. 242-244.

8. Светличкина, А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 214-217.

9. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М.Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.

10. Чичкова, М.А. Возможности адаптации сердечно - сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Астраханский медицинский журнал. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 64-71.

REFERENCES

1. Zuev, S.N., Rakhmatov, A.I. and Galkin, V.A. (2017), "Levels a functional condition of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 101-104.

2. Pashuta, V.L., Vikhruk, TI., Kuryanovich, E.N. and Greshnykx, A.A. (2016), "Innovative approaches in the highest military educational institutions", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 11-12.

3. Maltsev, A.A. (2015), "Model of formation of social competence of the students studying in the direction physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 88-91.

4. Mandrikov, V.B. (2001), Technology of optimization of health, physical training and education of students of medical schools: Monograph, Volgograd.

5. Pakhomov, A.V., Andriyaschenko, E.V., Matveev, A.S., Romanov, D.A. and Matveeva, L.A. (2014), "Pedagogical model of formation of physical culture of the identity of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 113-116.

6. Petina E.Sh. (2015), "Sports interests and motive tendency of students of medical school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.

7. Gorst, V.R., Gorst, N.A., Polukova, M.V., Bagamayeva, A.B., Shebeko, L.V. and Lobanova, M.I. (2011), "The mismatch of rhythms is warm - vascular and respiratory systems at the maximum physical activities", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 42 - 244.

8. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.

9. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A.A., Chichkova, M.A. and Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.

10. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2016), "Possibilities of adaptation it is warm - vascular system to physical activities at persons with limited acoustical opportunities", Astrakhan medical journal, Vol. 11, No. 4, pp. 64-71.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.01.2018

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Татьяна Павловна Завьялова, кандидат педагогических наук, доцент,

Ирина Викторовна Стародубцева, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет (ТюмГУ),

г. Тюмень

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению эффективности использования современных информационных технологий в мониторинговых исследованиях состояния здоровья дошкольников, а также

анализу проблем и трудностей, с которыми столкнулись педагоги образовательных учреждений в процессе работы с автоматизированной компьютерной системой. Отмечается, что важными условиями успешного внедрения компьютерной программы является её квалифицированное информационное сопровождение и повышение информационной культуры педагогов.

Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников, мониторинговые исследования, автоматизированная компьютерная система, дошкольные образовательные учреждения.

ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF APPLICATION OF INFORMATION AND

COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Tatiana Pavlovna Zavyalova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Irina Viktorovna Starodubtseva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Institute of physical culture, Tyumen State University, Tyumen

Annotation

The article is devoted to consideration of the effectiveness of the use of modern information technologies in monitoring studies of the health status of children, as well as the analysis of the problems and difficulties faced by teachers of educational institutions in the process of working with an automated computer system. It is noted that the essential conditions for the successful implementation of the computer program is qualified information support and enhancement of the information culture teachers.

Keywords: pre-school physical education, monitoring studies, automated computer system, preschool educational institutions.

Современное общество живет в эпоху, когда информационные потоки пронизывают буквально все сферы жизнедеятельности человека: здравоохранение, промышленность, образование. Дошкольное образование не стало исключением. Ускоренному развитию информатизации дошкольного образования способствовали Указы Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», принятые в 2006 и 2017 году. В них перечислены задачи государства по развитию информационного общества, в котором должно повышаться качество образования и здравоохранения и эффективно развиваться человеческий потенциал. Изучение литературных источников, интернет-ресурсов показало, что информатизация дошкольного образования создала условия для разработки и ведения официальных сайтов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Педагоги получили новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок, активно используются сайты родителей, появляются многообразные виды электронных ресурсов, касающиеся вопросов дошкольного воспитания [4].

Обсуждение вопросов интеграции современных информационных технологий (СИТ) в образовательный процесс по физическому воспитанию дошкольников не потеряло своей актуальности и в настоящее время [1; 5; 6]. В профессиональную деятельность педагогов по физической культуре с дошкольниками стали внедряться различные информационные технологии: технологии биологической обратной связи (БОС-технологии), обучающие мультимедиа системы, программы контроля и самоконтроля знаний по различным разделам физической культуры, программно-технические средства для физического, интеллектуального и личностного развития детей - спортивно-игровое оборудование и спортивные, управляемые компьютерами тренажеры, системы развивающих игр, игрового и специального оборудования, дидактических пособий, автоматизированные методы психодиагностики и функциональной диагностики, автоматизированные системы мониторинга физического здоровья дошкольников.

Внедрение СИТ в физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется по нескольким направлениям (рисунок 1). Особый интерес представляет применение информационных технологий в первом направлении.

Рисунок 1 - Направления применения информационных технологий в физическом воспитании дошкольников

Мониторинг физического здоровья дошкольников осуществляется в Тюмени более пятнадцати лет. Первый опыт подобных исследований показал необходимость в совершенствовании информационных продуктов, предназначенных для подобного рода изысканий [2]. И такая проблема была успешно решена. В 2015-2017 уч./гг. разработана и внедрена в работу всех ДОУ города Тюмени автоматизированная компьютерная система (АКС) «Мониторинг физического здоровья дошкольников» [3;7]. Программа предназначена для упрощения и ускорения расчета среднестатистических показателей физического здоровья воспитанников детских садов 4 - 7,5 лет и позволяет хранить данные обследований детей, работать с базой данных обследований: добавлять новые, удалять, редактировать, просматривать, экспортировать данные в Microsoft Excel. АКС дает возможность анализировать данные: от простых вычислений максимальных, минимальных и средних значений по различным выборкам, осуществлять сравнительный анализ по полу, возрасту ребенка, сравнивать изучаемые показатели с другими ДОУ города, представлять информацию в графическом изображении. Важно, что АКС включает в работу пользователей разного типа: администратора, оператора, пользователя. Разрешен доступ и родителей к результатам тестирования воспитанников по идентификатору, но данная функция, к сожалению, осталась пока не востребованной. Представители образовательных учреждений считают, что её использование увеличит число трудностей, связанных с оформлением дополнительных соглашений с родителями.

Внедрение АКС в процесс физического воспитания тюменских дошкольников за истекший период позволило:

- создать банк информационных данных о средне-групповых показателях физических способностей, оценить их по пяти уровневым характеристикам, а на этой основе разработать диапазоны средних половозрастных значений основных физических кондиций и общих координационных способностей дошкольников Тюмени, что в дальнейшем может послужить основанием для разработки региональных нормативных показателей;

- выявить в основном положительно изменяющиеся показатели физического и функционального развития детей старшего дошкольного возраста, в частности, силы кисти и пальцев рук, жизненной ёмкости легких, а также весоростового индекса Кетле-2, определившего детей с благоприятным и неблагоприятным весоростовым соотношением;

- осуществить анализ физической готовности будущих первоклассников к выполнению нормативных требований 1 ступени ВФСК ГТО и выявить проблемные точки, препятствующие успешной сдаче норм комплекса ГТО, к которым отнесены недостаточно развитые показатели общей выносливости и координационных способностей

выпускников ДОУ;

- анализировать результаты детей, полученные в ходе тестирования с разделением их на три зоны: «зона риска», «зона способностей», «зона возрастной нормы» и разрабатывать индивидуальные маршруты развития;

- получить показатели темпов прироста показателей физической подготовленности, которые в определенной степени помогли оценить постановку физкультурно-оздоровительной работы в детских садах и разработать практические рекомендации для устранения выявленных «болевых точек».

Наряду с указанной положительной информацией о внедрении АКС, отметим негативные факторы:

1. Так, анализ статистических данных обнаружил снижение числа ДОУ, работающих с программой в 2017 г. (с 67 до 58) и, соответственно, числа обследованных дошкольников (с 13832 до 12502). Вероятно, это связано с отсутствием должной заинтересованности со стороны руководства (в т.ч. со стороны Департамента образования г. Тюмени и городского информационно-методического центра (ГИМЦ) что, на наш взгляд, привело к снижению активности в отдельных ДОУ.

2. Сказалось и отсутствие технической поддержки АКС, которая, как любой новый информационный продукт, нуждается в квалифицированном сопровождении на период апробации.

3. Полученная информация о здоровье дошкольников должна быть грамотно интерпретирована, но к такой работе не был проявлен должный интерес со стороны сотрудников ГИМЦ. По этой причине возникло недопонимание возможностей и назначения мониторинга некоторыми педагогами.

4. Низкий уровень информационной культуры определенной части педагогов, работающих с АКС, повлек за собой искажение результатов диагностики или сделал их бессмысленными: к примеру, педагоги вносили результаты детей трёх и даже двух лет, нормативы для оценки, которых в программе пока отсутствуют.

5. К получению необъективных результатов привело внесение диагностических данных детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

6. Немаловажной причиной неэффективного внедрения информационных технологий в процесс физического воспитания явилось и то, что подавляющее число инструкторов по физической культуре регулярно выполняют функции подменного воспитателя. Это препятствует качественной работе, связанной с мониторингом физического здоровья и занесением его результатов в АКС.

Апробирование компьютерной программы выявило ряд типичных ошибок, допускаемых специалистами ДОУ при работе с АКС. Раскроем их краткое содержание. Во-первых, это несоответствие возраста детей возрастной группе детского сада, в которую включён ребёнок. Зачастую возрастную группу посещают дети, разница в паспортном возрасте которых достигает трёх лет, существенно влияя на объективность средне-групповых показателей в итоговом отчёте. Во-вторых, внесение в компьютерную программу результатов детей, не достигших 4-х лет или уже перешедших в возрастную категорию младших школьников. В-третьих, появление в программе нереалистичных данных: число сомнительных результатов (к примеру, «окружность грудной клетки», равная 6 см), заносимых в программу, остаётся недопустимо большим. Для снижения процента ошибок, которые могут быть допущены по невнимательности, была задана граница максимально - и минимально допустимых значений по отдельным показателям. К четвертому разделу ошибок отнесено нарушение процедуры тестирования или замена одного вида испытания другим. Например, вместо рекомендуемой дистанции в 300 м в некоторых детских садах используют бег 90 м для детей подготовительной группы.

При проведении мониторинговых исследований физического здоровья дошкольников было важно проанализировать трудности, возникавшие в процессе тестирования и при

работе с компьютерной программой. Было установлено, что подавляющее большинство специалистов (89%) считает проведение мониторинга здоровья важной частью своей работы. И только 11% респондентов указали на иные причины его осуществления (например, 3% указали на требование руководства). 97% специалистов, так или иначе, использует данные мониторинга в своей педагогической деятельности. Это, несомненно, является положительным фактом, показывая, что большая часть педагогов мотивирована на дальнейшее осуществление данной работы. Опрос показал, что значительная часть респондентов (78%), при проведении мониторинга испытывает ряд затруднений. Основная трудность заключается в отсутствии условий для проведения мониторинга (31%) и необходимого оборудования (20%). На проблемы, связанные с использованием компьютерной программы указали 7% респондентов. Установлено, что самыми распространёнными проблемами стали: трудности, связанные с вводом данных в компьютерную программу, отсутствие времени, которое необходимо для работы с программой, отсутствие доступа к интернету на рабочем месте; технические трудности, возникавшие при входе в компьютерную программу.

Немаловажной информацией для повышения эффективности внедрения АКС явились сведения о том, кто непосредственно работает с ней. В процессе опроса была установлена группа специалистов, осуществлявшая непосредственную работу по вводу данных в компьютерную программу. Это: методисты (в 32% случаев), инструкторы по ФК (29%), медработники (17%), заведующие ДОУ (8%), делопроизводители и воспитатели (по 7%). Таким образом, к работе с АКС подключен практически весь персонал ДОУ.

ВЫВОДЫ

1. Компьютерная программа является востребованной, активно используется ДОУ и содержит значительный объём данных о состоянии физического здоровья дошкольников, посещающих образовательные учреждения г. Тюмени.

2. Анализ качества данных, представленных в компьютерной системе, выявил ошибки, неточности, нереалистичные данные, которые не в полной мере позволяют представить объективную информацию реального состояния физического здоровья дошкольников г. Тюмени. Следовательно, перед принятием управленческих решений (на уровне отдельного образовательного учреждения, административного округа или города) необходимо провести тщательную экспертизу представленных данных по каждому образовательному учреждению (включающую анализ данных, уточнение процедуры тестирования, условий и использованного оборудования).

3. Опрос специалистов ДОУ показал, что большая их часть мотивирована на проведение мониторинговых исследований и работу с компьютерной программой. Возникающие у них трудности при работе в компьютерной системе опосредованы, прежде всего, недостаточной компьютерной грамотностью, невнимательностью, а также отсутствием системной работы по обучению и решению возникающих технических неполадок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурьев, С.В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика : монография / С.В. Гурьев ; Рос. гос. проф. пед. унт. - Екатеринбург : [б.и.], 2008. - 185 с.

2. Завьялова, Т.П. Мониторинг физической подготовленности дошкольников Тюмени: первые результаты, первые обсуждения / Т.П. Завьялова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 8. - С. 17-19.

3. Завьялова, Т.П. Мониторинговые исследования физического здоровья дошкольников: от проблем к поиску решений / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 12. - С. 46-48.

4. Комарова, Т.С. Информационные коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 128 с.

5. Маркова, И.А. Информатизация физкультурного образования дошкольников: от проблемы к поиску решения / И.А. Маркова, Т.П. Завьялова // Начальная школа плюс до и после. -

2012. - № 10. - С. 63-69.

6. Семенов, А.А. Средства информационного обеспечения физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении / А. А. Семёнов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 96-100.

7. Стародубцева, И.В. Проблемы и перспективы физического воспитания дошкольников города Тюмени / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова, А.С. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 17-21.

REFERENCES

1. Guryev, S.V. (2008), Information computer technology in preschool physical education: methodology, theory, practice: monograph, RSPPU, Ekaterinburg.

2. Zavyalova, T.P. (2005), "Physical fitness monitoring preschoolers Tyumen: the first results of the first discussions", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 17-19.

3. Zavyalova, T.P. and Starodubtseva, I.V. (2017), "Monitoring studies of physical health of preschool children: from problems to find solutions", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 46-48.

4. Komarova, T.S., Komarova I.I. and Tulikov, A.V. (2011), Information and communication technology in pre-school education, Mosaic-synthesis, Moscow.

5. Markova, I.A. and Zavyalova, T.P. (2012), "Informatization sports education of pre-school children: from problem to find a solution", Primary school plus before and after, No. 10, pp. 63-69.

6. Semenov, A.A. (2013), "Information management tools for physical education in pre-school educational institution", Prima-school education, No. 6, pp. 96-100.

7. Starodubtseva, I.V., Zavyalova, T.P. and Yakovlev, A.S. (2013), "Problems and prospects of physical education preschoolers town Tyumen", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 17-21.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.01.2018

УДК 377.6:792.8

НАЧАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (XVIII - П/П ХХ ВВ.)

Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Павел Юрьевич Масленников, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье рассматривается первый этап развития начального профессионального отбора в системе хореографического образования, в период от начала профессионального хореографического образования в России (1738 год) и до появления первых научно-обоснованных правил отбора (1941 год).

Ключевые слова: начальный профессиональный отбор, хореографическое образование, балет, профессиональное образование.

INITIAL PROFESSIONAL SELECTION IN SYSTEM OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION (18TH - FIRST HALF OF 20TH CENTURY)

Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Yurievich Maslennikov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This article has considered the first stage of development of the initial professional selection in period from the beginning of the professional choreographic education in Russia (1738) till the appearance of the first scientifically grounded selection rules (1941).

Keywords: professional selection, choreographic education, ballet, professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.