Научная статья на тему 'Методика развития координационных способностей дошкольников с элементами танцев'

Методика развития координационных способностей дошкольников с элементами танцев Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
742
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Собянин Ф. И. Федор Иванович, Некрасов Андрей Сергеевич, Жаворонкова Ирина Анатольевна

The presented research is devoted to the substantiation of method of development of coordination abilities among preschool age children that includes the elements of sporting ballroom dances in combination with general developing exercises, outdoor games, and exercises from different types of sport, included into the program of physical culture for nursery schools. Principal thesis and the results of the conducted research are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Собянин Ф. И. Федор Иванович, Некрасов Андрей Сергеевич, Жаворонкова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of development of coordination abilities with elements of dances among preschool age children

The presented research is devoted to the substantiation of method of development of coordination abilities among preschool age children that includes the elements of sporting ballroom dances in combination with general developing exercises, outdoor games, and exercises from different types of sport, included into the program of physical culture for nursery schools. Principal thesis and the results of the conducted research are given.

Текст научной работы на тему «Методика развития координационных способностей дошкольников с элементами танцев»

2. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего образования: дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 1995.

3. Закон «Об образовании» // Образование в документах. Ст. 2. М., 1996.

4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб., 1996.

5. Конвенция о техническом и профессиональном образовании (10.11.89) // Международное законодательство об образовании. М., 1994.

6. Концепция непрерывного образования. Проект. М., 1988.

7. КоптажГ. // Alma mater. 1991. № 6. С. 52-62.

8. Корнилова В.А., Кузнецова Э.И, Матросова В.Л., Рычкова А.К, Хотунцена Ю.Л. // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 59-64.

9. Новиков А.Н // Педагогика. 1998. № 4. С. 11-17.

10. Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б.С. Гершунского. М., 1990.

11. Устав учебных заведений подведомых университетам // Сб. постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. СПб., 1975. Т. 1. С. 9-10.

12. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. 3 3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13.01.96 г. 12-ФЗ, от 16.11.97. 3 144-ФЗ, от 20.07.2000 г. 34 1 02-ФЗ) «Об образовании».

13. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: моногр. М.; Тамбов, 2000. С. 8.

14. Dave R.H. (ed.) Foundations of Libelong Education: Some Methodological Aspectes, Paris, 1976. P. 15-55.

Поступила в редакцию 27.02.2007 г.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТАНЦЕВ

Ф.И. Собянин, А.С. Некрасов, И.А. Жаворонкова

Sobyanyn F.I., Nekrasov A.S., Zhavoronkova I.A. The method of development of coordination abilities with elements of dances among preschool age children. The presented research is devoted to the substantiation of method of development of coordination abilities among preschool age children that includes the elements of sporting ballroom dances in combination with general developing exercises, outdoor games, and exercises from different types of sport, included into the program of physical culture for nursery schools. Principal thesis and the results of the conducted research are given.

Актуальность исследования. В последние годы особую тревогу вызывает физическая подготовленность детей дошкольного возраста, в котором закладываются основы полноценного развития и подготовки детей к будущей жизни. В этом возрасте у детей происходит активное изменение форм и функций организма, наступают сенситивные периоды в развитии физических способностей, среди которых ведущее место занимают координационные способности, хорошо развивающиеся в возрасте от 4 до 6 лет. Вместе с тем проблема совершенствования методики развития данных способностей у дошкольников остается мало разработанной.

В содержании физкультурных занятий в дошкольных учреждениях (ДОУ) часто на-

блюдается однообразие, отсутствие интереса у детей к занятиям физическими упражнениями, усредненный подход к физкультурному процессу, отсутствие стимулов к развитию физических способностей. Существенным недостатком физкультурных занятий в ДОУ является то, что они мало ориентированы на развитие координационных способностей детей, как базовых. Отсутствуют, в частности, методики, основанные на применении элементов спортивных бальных танцев. В то же время занятия бальными танцами имеют значительный потенциал для развития координационных способностей, являются привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, овладения

техникой танцев, формирования культуры движений, образования эстетического вкуса.

Анализ специальной литературы [1-5] показал, что изучение средств и методов развития координационных способностей, главным образом, проводится в теории и методике спорта (Д.Д. Донской, 1968; В.М. Зациорский, 1970; B.C. Фарфель, 1977; D.-D. Blume, 1984; А.В. Самсонова, 1997). Гораздо меньше изучены вопросы развития координационных способностей детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения (Г.Б. Дьяченко, 1991; М.А. Правдов, 1992; А.И. Навойчик, 1996; М.А. Правдов, 2004) [6-9]. Вместе с тем практически отсутствуют исследования, где спортивные бальные танцы рассматривались бы в связи с физическим совершенствованием дошкольников.

Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью эффективного развития координационных способностей у детей дошкольного возраста для их полноценной подготовки к дальнейшей жизнедеятельности и недостаточной научной обоснованностью методики развития данных способностей с применением элементов спортивных бальных танцев. Актуальность исследования заключается в преодолении этого противоречия путем решения проблемы теоретического и экспериментального обоснования методики развития координационных способностей у дошкольников.

Исходя из указанной проблемы, определена цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей у детей дошкольного возраста средствами спортивных бальных танцев. Предмет исследования - методика развития координационных способностей у детей 4-6 лет с применением элементов спортивных бальных танцев на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях. В исследовании предполагалось, что методика физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста, основанная на последовательном применении элементов спортивных бальных танцев в комплексе с общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями из различных видов спорта, включенными в программы по физической культуре для дошкольных учреждений, позволит повысить уровень координационных способностей у детей 4-6 лет. В

соответствии с этим были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить координационные способности, развиваемые спортивными бальными танцами.

2. Установить различия в проявлении координационных способностей между детьми четырех, пяти и шести лет, а также между мальчиками и девочками этого возраста.

3. Разработать методику, направленную на развитие координационных способностей у детей 4-6 лет на физкультурных занятиях, основанную на применении элементов спортивных бальных танцев в комплексе с общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями из различных видов спорта, включенными в программы по физической культуре для дошкольных учреждений.

4. Определить влияние экспериментальной методики на проявление у детей координационных способностей.

Организация исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе детского сада № 76 г. Белгорода с 2002 по 2005 г. и включало три этапа. На первом этапе исследования (август 2002 г. - декабрь

2002 г.) проводился теоретический анализ проблемы, изучалась техника спортивных бальных танцев.

На втором этапе (декабрь 2002 г. - май

2003 г.) был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей проявления координационных способностей у детей дошкольного возраста, выявлены различия в координации между детьми 4, 5, 6 лет, а также между девочками и мальчиками данного возраста. Разработана экспериментальная методика физкультурных занятий с дошкольниками, основанная на применении элементов спортивных бальных танцев.

На третьем этапе (июнь 2003 г. - декабрь 2005 г.) был проведен формирующий эксперимент, направленный на проверку эффективности разработанной методики физкультурных занятий с дошкольниками. В нем принимали участие 6 групп (101 человек): 2 группы детей 4 лет (экспериментальная -

6Q

16 человек и контрольная - 15 человек); 2 группы детей 5 лет (экспериментальная -16 человек и контрольная - 19 человек); 2 группы детей 6 лет (экспериментальная -16 человек и контрольная - 19 человек). В экспериментальных группах проводились физкультурные занятия, сочетающие элементы спортивных бальных танцев с традиционными средствами, включенными в программу по физической культуре для ДОУ. Между экспериментальными методиками различия были по уровню физической нагрузки на занятиях: максимальный пульс у детей 6 лет доходил до 160 уд./мин., у 5-летних -150 уд./мин., у 4-летних - 140-145 уд./мин. В контрольных группах дети занимались по обычной методике, согласно действующей программе. Занятия во всех группах проводились 3 раза в неделю по 30-40 мин. в течение 7 месяцев.

Заключение. В результате проведенного исследования и обработки полученных данных сделаны следующие выводы:

1. Исследование основ техники, характеристик спортивных бальных танцев позволило установить координационные способности, развиваемые в процессе систематических занятий танцами (способности ориентироваться в пространстве, сохранять статическое и динамическое равновесие, выполнять действия в заданном ритме, перестраивать двигательные действия, произвольно расслаблять мышцы).

2. По данным исходного тестирования детей определены различия в проявлении координационных способностей между детьми четырех, пяти, шести лет, а также между мальчиками и девочками данного возраста, свидетельствующие о гетерохронности в развитии дошкольников. Для детей 4-5 лет характерно активное развитие простой зрительно-моторной и слухо-моторной реакции, динамического и статического равновесия, способности ориентироваться в пространстве со стандартным заданием, с изменением двигательного задания, с быстрым выполнением задания, способности к общедвигательной координации. В возрасте 6-7 лет быстрее развиваются способности дифференцировать силовые, пространственные и временные параметры. Между мальчиками и девочками обнаружены достоверные различия (при Р < 0,05) с более высокими результатами у мальчиков

по показателям зрительно-моторной реакции, динамического равновесия, способности быстро ориентироваться в пространстве - у детей 4-х лет; по показателю статического равновесия - у детей 5 лет; по показателям динамического равновесия, дифференцирования силовых напряжений, способности быстро ориентироваться в пространстве - у детей 6 лет. С помощью корреляционного анализа установлено, что между показателями координационных способностей больше взаимосвязей встречается у мальчиков, чем у девочек. Наибольшая корреляционная зависимость как у мальчиков (г = 0,64), так и у девочек (г = 0,62) обнаружена между показателями простой зрительно-моторной и слухомоторной реакциями.

3. Разработана экспериментальная методика физкультурных занятий с детьми 4-6 лет для эффективного развития координационных способностей, основанная на последовательном применении элементов спортивных бальных танцев по европейской и латиноамериканской программе в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подвижными играми и упражнениями из различных видов спорта, включенными в программы по физической культуре для дошкольных учреждений. Для детей 6 лет в методике больше внимания уделяется развитию простой зрительно-моторной и слухо-моторной реакции, динамического и статического равновесия, способности ориентироваться в пространстве со стандартным заданием, изменением задания, быстрым выполнением задания и способности к общедвигательной координации. У детей 4-5 лет методика преимущественно направлена на развитие способностей дифференцировать силовые, пространственные и временные параметры двигательных действий.

4. В результате проведенного педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной методики развития координационных способностей у дошкольников. У детей 4 лет в экспериментальной группе произошло улучшение большинства показателей по сравнению с контрольной. Между группами выявлены достоверные различия (при Р < 0,05) по уровню проявления слухо-моторной реакции, способности ориентироваться в пространстве с изменением задания, способности дифференцировать силовые напряжения.

5. По окончании эксперимента у детей 5 лет между группами обнаружены достоверные различия (при Р < 0,05) по показателям зрительно-моторной реакции, статического равновесия, способности дифференцировать временные параметры движений, способности ориентироваться в пространстве при изменении задания, общедвигательной координации. В экспериментальной группе достоверно увеличились все измеряемые показатели координационных способностей, а в контрольной -только способности дифференцировать силовые напряжения и временные параметры движений.

6. В группе детей 6 лет достоверный прирост всех измеряемых показателей выявлен в экспериментальной группе. Между группами обнаружены достоверные различия с более высокими показателями в экспериментальной группе по уровню проявления зрительно-моторной и слухо-моторной реакции, динамического равновесия, дифференцирования силовых напряжений и пространственных параметров, способностей ориентироваться в пространстве с изменением задания, со стандартным заданием, способности быстро ориентироваться в пространстве и общедвигательной координации.

1. Донской Д.Д. Законы движения в спорте. М., 1968.

2. Зациорский В. М. Физические качества спортсменов. М., 1970.

3. Фарфель B.C. // Теория и практика физической культуры. 1977. № 12. С. 27-30.

4. Blume D.-D. // Theorie und Praxis der

Korperkultur. 1984.

5. Самсонова A.B. Моторные и сенсорные биомеханические структуры физических упражнений: дис. ... д-рапед. наук. СПб., 1997.

6. Дьяченко Г.Б. Развитие координации движений у детей 3-6 лет с использованием легкоатлетических упражнений: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1991.

7. Правдов М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1992.

8. Навойчик А.И. Применение специальных упражнений с мячом для развития двигательных способностей у детей 5-6 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.

9. Правдов М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.

Поступила в редакцию 3.03.2007 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ФОЛЬКЛОРА (НА ПРИМЕРЕ ЕЛЕЦКОЙ РОЯЛЬНОЙ ГАРМОНИКИ)

А.М. Куницына

Kunitsina A.M. The educative traditions of performing folk arts (the experience gained with Yelets piano harmonica). Originated in Germany and brought to Russia more than 150 years ago, the piano harmonica underwent many changes in the hands of Russian masters. There came to life various Russian models of harmonicas, including the Yelets piano harmonica, the prototype of the modern accordion, which is admitted by the UNESCO. Nowadays there is a growing interest in the Russian modifications of harmonicas that are used in folklore. The present article covers the folk traditions of performing skills on the Yelets piano harmonica and their role in the education of young people and students of music.

Проблемы духовно-нравственного становления личности на современном этапе связаны с различными концепциями совершенствования системы воспитания. Важное место в решении этой проблемы принадлежит музыкальной культуре, которая, отражая менталитет народов, способна активно содействовать гуманизации общественных от-

ношений, утверждению высокой духовности, внесении нравственно-эстетического начала в труд, быт, досуг.

Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения истинных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и воз-

б2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.