ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ В АПК РЕГИОНА
Э.С. ГЕЛЯХОВ,
аспирант кафедры статистики, ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная
академия им. В.М. Кокова», 360030, Нальчик, ул. Тарчокова, ^;
М.Х. ОЗОВ,
аспирант кафедры статистики, ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная
академия им. В. М. Кокова», 360030, Нальчик, ул. Тарчокова, 1э
В статье рассмотрены проблемы формирования рыночно-ориентированной экономики. Предложены приоритетные направления развития механизма управления в АПК региона
Ключевые слова: рынок, эффективность, механизм, управление, предприятия, аграрный сектор, регион.
Коды классификатора JEL: Q16, Q18.
Успешность, эффективность хозяйствующего субъекта изначально выстраиваетя на детальном анализе существа рыночных процессов, факторов, формирующих принятие позитивных управленческих решений.
Слово «рынок» в современном мире может несколько отличаться в разных странах в зависимости от уровня его развития, особенностей модификации, исторических, социальных и других признаков [2]. Так, традиционно американская рыночная модель привержена к классической (инициативной) модели хозяйствования, германская — к «социальному рыночному хозяйству», японская — к «корпоративному патернализму», французская — к государственному «дирижизму».
Основные составляющие современного рынка, как экономической категории: а) это рынок покупателя (где имеет место превышение предложения товаров над спросом на них при фиксированной цене, то есть создание приоритетных условий для потребителя продукции по сравнению с продавцами). Здесь рынок покупателя выступает в качестве доминирующего признака воспроизводства деловых отношений. В противном случае, имеет место монопольный диктат: б) это конкурентный рынок, означающий, что система отношений по поводу купли продажи изначально предполагает каждого хозяйствующего субъекта, как конкурирующую сторону по отношению ко всем другим хозяйствующим субъектам. Остановимся подробнее на этом важнейшем признаке. Слово «конкуренция» с латинского значит «столкновение, ошибка, в результате каких-либо действий» Поскольку каждый субъект рынка в экономическом плане обладает свободой, возможность столкновения их друг с другом, в процессе реализации своих функций, становится неизбежной, и обусловлена она приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В целях удовлетворения запросов покупателей хозяйствующие субъекты реализуют свою экономическую свободу принятия решений лишь соревнуясь за внимание покупателей товара. Противоположная ситуация складывается в случае преобладания рынка продавца: здесь наблюдается конкуренция потребителей за внимание производителя [1].
В отношениях между продавцами и покупателями также существует конкуренция: конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во — первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска объема продукции; во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствует отношение совершенной конкуренции.
Формирование рыночно-ориентированной экономики неразрывно связано с реформационны-ми процессами: управления, развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на смешанной форме собственности. Это предполагает радикальные изменения хозяйственного механизма всей аграрно-промышленной сферы экономики на микро— и макроуровнях. Аграрная реформа, начатая более восемнадцати лет назад все еще не дает ожидаемых результатов, продолжается ухудшение экономической ситуации в сельскохозяйственном производстве абсолютного большинства регионов страны.
Управление аграрным производством становится все сложнее, поскольку в последние годы актуализировалась необходимость радикального вмешательства в складывающуюся систему хозяйствования по поводу производства и реализации сельскохозяйственной продукции, формирования эффективной аграрной экономики.
© Э.С. Геляхов, М.Х. Озов, 2009
Традиционно, во все времена аграрно-промышленный комплекс России был важнейшим — здесь производилось более одной трети валового общественного продукта и двух-третей потребительских товаров, а также сосредоточена четверть основного капитала производственной сферы страны.
С началом реформенных процессов в стране объем валовой продукции против 90-х годов прошлого столетия сократился более, чем на треть, а в продуктовом подкомплексе — более 60%. Одновременно происходило разрушение парка сельскохозяйственных машин при невозможности его обновления, реконструкции из-за дороговизны запасных и комплектующих изделий, а также цен на новую технику. Продолжается также процесс деградации сельскохозяйственных земель, резкое (в разы) падение количества вносимых органических и минеральных удобрений, вследствие снижения поголовья сельскохозяйственных животных, а также, почти полностью, вывоза отечественных минеральных удобрений за рубеж. В результате продовольственный рынок продолжает насыщаться импортной, низкокачественной продукцией, а отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители не в состоянии им противостоять вследствие чего вынуждены сокращать собственное производство со всеми негативными последствиями. Сложилась ситуация при которой отечественный товаропроизводитель не имеет доступа на колхозные и оптовые продовольственные рынки: там властвуют посредники. Роль государства в деле формирования аграрных сырьевых и продовольственных рынков не ощущается, более того — сферы агросервиса и перерабатывающей промышленности являются локальными монополистами. Предоставленные в последнее время сельскохозяйственным товаропроизводителям дополнительные права на льготное приобретение контрольных пакетов акций, обслуживающих сельское хозяйство и перерабатывающие производства не реализуются в силу низкой платежеспособности предприятий — непосредственных производителей продукции.
Продолжает приходить в упадок социальная инфраструктура на селе: уровень жизни здесь существенно ниже городского, более двух третей заработной платы расходуется на приобретение продуктов питания, запущены транспортные, бытовые коммуникации, растет и без того крайне высокий уровень безработицы (по нашим оценкам — более 80%).
Государственное управление аграрно-промышленным комплексом и продовольственным обеспечением страны осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия России. В рамках данного ведомства происходит государственное регулирование процессов в аграрнопромышленном производстве, формируется единая система управления составляющих структур АПК, координация совместных усилий. На уровне региона управление осуществляется либо в министерствах (республики), либо управлениях, департаментах сельского хозяйства и продовольствия (края и области), а в районах — управлениями или отделами, сосредоточенными в структурах местных органов самоуправления. Одновременно все органы государственного управления в АПК на региональном и местном уровнях в вопросах осуществления Федеральных программ и использования Федеральных финансовых средств подчиняются Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Вместе с тем налицо актуальность выработки мер реализации направлений воздействия на хозяйствующие субъекты в целях получения желаемых результатов по эффективному производству продовольствия.
В настоящее время активизировались исследования, направленные на выработку механизма действенных управленческих решений. Назрела необходимость равнонаправленного учета основных факторов, обуславливающих и определяющих формирование механизма управления аграрными предприятиями, обеспечивающих комплексную разработку и принятие решений.
Регионы приняли на себя все бремя осуществляемых в аграрном секторе новаций, когда налицо резко усложнились экономические, социальные, политические условия хозяйствования, а также возросла зависимость региональных аграрников от волеизъявления местных органов управления.
Нельзя не отметить при этом, что реформенные преобразования аграрного сектора не сопровождаются соответствующими изменениями в управленческой сфере:
■ производственные задания непосредственным коллективным формированиям стали доводиться более детально, обдуманно;
■ центральный аппарат управления так или иначе часть своих функций делегировал первичным звеньям;
■ наметились демократические фрагменты в процессе принятия управленческих решений — руководители аграрных производств стали прислушиваться к предложениям и пожеланиям, а также просьбам своих работников;
■ возросла роль творческой инициативы в решении оперативных и других вопросов;
■ меньше стало бумаготворчества, упорядочилось делопроизводство, снизилось количество всевозможных инструкций, указаний;
■ руководители сельскохозяйственных предприятий получили больше прав и возможностей по реализации тех или иных направлений развития производства, диверсификационным процессам и т.д. [1]
Обобщая сказанное, можно отметить некоторое возрастание демократических принципов в управлении, рост творческой активности среди управленческих структур и непосредственных исполнителей.
Однако практика наглядно демонстрирует продолжающий иметь место консерватизм форм и методов руководства свидетельством чего является хронически затяжной кризис практически во всех территориальных образованиях России. И здесь налицо управленческая несостоятельность местных
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)
260
Э.С. ГЕЛЯХОВ, М.Х. ОЗОВ
властных структур аграрной сферы, где все еще налицо отраслевая система ведения сельскохозяйственного производства. По существу, в большинстве регионов страны управление по-прежнему носит старый административно-командный характер, когда игнорируются проблемы социальной сферы, сельских поселений, нарастания безработицы.
Реформирование рыночно-ориентированной экономики предполагает коренную переоценку хозяйственного механизма, где главные акценты должны быть расставлены в пользу экономических методов управления экономикой при одновременном обеспечении и учете интересов институциональных единиц всех форм собственности и хозяйствования в целях выравнивания условий осуществления ими успешной производственной деятельности.
В Кабардино-Балкарской Республике положение дел в АПК продолжает оставаться весьма сложным; не удается остановить спад производства, снижается его ресурсный потенциал, ухудшается плодородие почвы, приходят в негодность техника и оборудование. Осуществляемые меры по созданию условий для развития сельского хозяйства и результаты хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий на протяжении ряда лет зачастую не соответствуют той роли, которую играет аграрный сектор в повышении эффективности работы всего народнохозяйственного комплекса и улучшении уровня жизни населения республики. Выплачиваемые дотации и компенсации из бюджетов всех уровней с каждым годом оказывают все меньшее влияние на снижение убыточности производства отдельных видов продукции сельского хозяйства.
В этих условиях реформенные процессы в управленческой сфере должны обеспечить усиление воздействия на существо происходящих преобразований и в этом вопросе сложно переоценить значимость умелого применения экономических рычагов управления в региональных АПК.
Механизм управления производством как в отношении организационной составляющей, так и форм, методов и экономических рычагов, в значительной мере, влияет на формирование эффективной хозяйственной системы как в целом в АПК, так и на все его иерархические структуры. Весьма важным моментом, если не главным, является рациональность структуры управления. Оптимальная рациональная структура управления является главной детерминантой в оценке экономичности и производительности управленческого труда. Современное состояние АПК характеризуется значительно раздутым управленческим аппаратом, разобщенностью его структур, что усложняет процесс принятия тех или иных управленческих решений, а зачастую и выработки таковых.
Анализ и обобщение информации по данной проблеме, а также мировая практика и опыт хозяйствования последних лет свидетельствуют о перспективности развития крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей в лице различных агрофирм, кооперативов, интегрированных формирований. Они должны, на наш взгляд, иметь право самостоятельно прогнозировать производственную программу на основе соответствующих договорных обязательств, иметь возможность самостоятельно реализовывать эту продукцию. Все это должно сопровождаться соответствующими планами. Речь идет о возрастании роли индикативного планирования. Государственное регулирование, в данном случае, должно осуществляться в направлении создания паритетных возможностей функционирования для сельскохозяйственных товаропроизводителей и одновременной координации их работы. [3,5]
В настоящее время положение по управлению крупным агропромышленным предприятием предусматривает главный орган в структуре формирования в лице Собрания уполномоченных представителей первичных подразделений, которое проводится по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в год. Одновременно учитывается возможность проведения собраний по требованию самих акционеров во внеочередном порядке.
Радикальные преобразования в аграрно-промышленном комплексе страны направлены на изменение экономических отношений собственности на всех иерархических ступенях как в центре, так и на местах, предполагающие, соответственно, трансформацию управленческих вопросов. В сельскохозяйственном производстве сформировалась многоукладность: наряду с государственной и кооперативной собственностью успешно сосуществует акционерная, арендная, частная. За годы реформ появился новый феномен в лице личных подворий населения, роль которого невозможно переоценить в проблеме продовольственного снабжения страны. В целом все формы хозяйствования работают параллельно, дополняя друг друга и сопровождаясь многообразием форм и методов управления, одновременным усилением демократических принципов и методов. Формирование многоукладности происходит параллельно как на федеральном, так и региональном уровнях.
Наряду с нарастанием демократизации в управлении прослеживается процесс его рационализации, когда часть управленческих функций перемещается из центра непосредственно в регионы — происходит перераспределение функций управления между центром и регионами, а также на горизонтальном уровне. Значительно расширены функции регионов в отношении управления местными производственными подразделениями [4]. Так или иначе, формируется процесс перестройки управления в аграрном секторе экономики и первостепенным становится решение следующих задач:
❖ избавиться от излишнего администрирования и бюрократического произвола;
❖ существенно повысить самостоятельность и ответственность непосредственно самих сельскохозяйственных товаропроизводителей за принятие управленческих решений и выполнение производственной программы;
❖ отработать и укрепить горизонтальные экономические связи предприятий и организаций-смеж-ников на основе добровольного сотрудничества и паритетности.
В данных условиях Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федера-
ции осуществляет общие функции по разработке главных магистральных направлений развития отраслей аграрно-промышленного комплекса, основных нормативов и лимитов распределяемых материальных ресурсов, а также координацию межотраслевых связей.
На уровне региона управленческие решения целесообразно сосредоточить на согласовании усилий по формированию совокупной, целостной системы, способной автономно функционировать на принципах самостоятельности, независимости, ответственности за принятие и реализацию всех вопросов на муниципальном уровне, а также защиты интересов населения территории. Одновременно предполагается взаимное сочетание при выработке тех или иных решений интересов территории, региона и государства в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. АлтуховА.И. Формирование региональной аграрной политики// АПК: экономика, управление. 2005. № 4.
2. Мамедов Р.Ш. Антикризисный механизм хозяйствования в АПК России. М., Агри-Пресс, 2000.
3. Смородский В., Чернов А. Управление инновационным развитием агропромышленных предприятий // АПК: Экономика, управление. 2007. № 1
4. Титова Л.Н. Использование совокупного агропотенциала для управления экономикой аграрного сектора субъекта РФ// Проблемы современной экономики. 2008. № 2.
5. УшачевИ.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. М.: Экономика и информатика, 1999.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)