ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
С.К. ШАРДАН,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономического анализа ФГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия», 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36;
Л.Б. АТАЕВА,
старший преподаватель кафедры экономического анализа, ФГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия»,
369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36
В статье рассмотрены условия функционирования и взаимодействия разнопрофильных предприятий АПК. Исследованы организационно-экономические предпосылки формирования регионального продовольственного комплекса.
Ключевые слова: предприятия; управление; регион; продовольственный комплекс.
Коды классификатора JEL: Q18.
Экономический механизм является основой развития продовольственного рынка, определяющий условия его функционирования и взаимодействия предприятий перерабатывающей промышленности и АПК. В экономической литературе не сложилось однозначного понимания экономического механизма в условиях рыночной экономики, а также, из каких элементов он состоит [1]. Он находиться на стадии формирования. В связи с этим, можно говорить лишь об экономических предпосылках развития этого процесса.
Основными экономическими предпосылками, определяющими era рациональное построение, являются:
■ осуществление процесса прогнозирования и планирования;
■ формирование бюджета и разработка целевых программ;
■ создание механизма ценообразования и налогообложения;
■ разработка финансово— кредитной и страховой политики;
■ определение специализации и развитие инфраструктуры;
■ внешнеэкономической деятельности и инвестиционной среды, (схема 5)
Планирование и прогнозирование являются взаимодополняющим и элементами рыночной системы. Они как функция управленческой деятельностью не только сохраняют свое место в системе экономического механизма, но и расширяет сферу воздействия на процесс производства и сбыта продукции. Осуществлять взаимодействие между всеми элементами регионального продовольственного рынка на основе принципов эффективности и рациональности без сбалансированности планов себя не оправдывает.
Среди предпосылок, способствующих развитию рынка, важное место занимает бюджет независимо от уровня его функционирования. С его помощью должно осуществляться стимулирование отраслей продовольственного комплекса путем финансирования отдельных направлений и федеральных, региональных программ АПК [4].
Регулирование сельскохозяйственных рынков в развитых зарубежных странах осуществляется на основе государственных и межгосударственных программ, разрабатываемых законодательными органами на долгосрочный период. Например, государственное регулирование сохраняется в сфере хлопка в США, в сфере зерна и молока в Канаде. В Минсельхозе США существует множество программ содействия фермерам. Во многом, благодаря господдержке, американцы доминируют на мировом продовольственном рынке, несмотря на не совсем благоприятные климатические условия для возделывания этих культур. Так, согласно данным Минсельхоза США аграрный экспорт в 2005 г. составил около 59 млрд долл. [4]. Одна из самых крупных программ — это программа выращивания базовых культур, финансируемая Товарнокредитной корпорацией. Ёе деятельность распространяется и на содействие развития экспорта. В чрезвычайных обстоятельствах государство поддержит и всегда компенсирует риски фермера. В свое время «ножки Буша» оказались в России, благодаря гарантиям Минсельхоза США.
О значимости развития и внедрения различных продовольственных программ говорили даже в период плановой экономики. Так, в ряде работ отмечено, что особенностью Продовольственной программы является комплексный, системный подход к решению продовольственной проблемы. В ней намечается прочная увязка в единый социально-производственный организм сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей... Комплексный подход к решению продовольственной проблемы означает, что на уровне сельскохозяйственных предприятий должна достигаться оптимальная пропорциональность функциональных частей между назваными предприятиями и предприятиями пищевой промышленности [3, 4].
© С.К. Шардан, Л.Б. Атаева, 2009
Целевые комплексные программы, охватывающие как производство, так и другие сферы продовольственного хозяйства, а также различные стороны производственных отношений в условиях отказа от сплошного государственного планирования агропромышленного производства являются сегодня наиболее действенным инструментом государственного регулирования, создающие условия для становления продовольственного рынка. Такие программы должны разрабатываться в каждом отдельном регионе с учетом особенностей их развития. В них должны предусматриваться мероприятия: по поддержанию определенного уровня предложения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, гарантированных цен; по развитию рыночной инфраструктуры; по обеспечению необходимого для нормального функционирования уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей; по решению экологических проблем и других, проведение которых необходимо для рационального построения продовольственного рынка.
На основе программ определяются объемы государственного, бюджетного финансирования, а также различные льготы и стимулы, предоставляемые участникам. Целевые комплексные программы разрабатываются, как правило, на ограниченный срок от 3 до 5 лет. Они увязывают в единую систему большинство направлений государственного регулирования, но в то же время не исключают самостоятельного использования других рычагов вмешательства, таких как: цена, финансово-кредитная, политика, налоги, товарные интервенции. Специальным разделом в них должны быть представлены государственные закупки сельскохозяйственных продуктов. Наряду с разработкой комплексных направлений, охватывающих все продовольственное хозяйство, могут приниматься и программы по отдельным отраслям или сферам: программы развития мясного подкомплекса, зернового хозяйства, производства сахара, создания рыночной инфраструктуры. Пока программы государственного регулирования хозяйства находятся только в процессе разработки в большинстве регионов страны.
В Карачаево-Черкесской республике разработана программа по «Развитию агропромышленного комплекса КЧР на 2009-2012 гг.». Согласно ее, финансовый механизм агропромышленных предприятий должен быть направлен на максимизацию и рост темпов наращивания собственных источников финансирования, целесообразное привлечение заемного капитала, поддержание оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами.
Главным источником инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса в 2009-2012 годах остаются собственные средства предприятий — 83,7%. Субсидии из бюджетов прогнозируются в размере 16,3% от общего объема инвестиции и будут выплачиваться по следующим основным статьям:
• на развитие племенного дела в животноводстве;
• на поддержку элитного семеноводства;
• на проведение культурных работ на залежных землях;
• на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и страхования посевов сельскохозяйственных культур;
• за реализованное сельхозтоваропроизводителями молоко;
• на подготовку кадров АПК;
• на разработку перспективных технологий и развитие научно-технического прогресса.
Основная задача процесса субсидирования заключается в создании запаса финансовой прочности,
наращивании собственного капитала и снижении уровня финансовой зависимости предприятий АПК.
Спрос па сельскохозяйственную продукцию в зависимости от уровня цен относительно малоэластичен, так как нельзя быстро сменить специализацию, технологию производства. Даже при значительном изменении предложения па неё, цепы меняются лишь на несколько процентов. Научное ценообразование, обеспечивающие сбалансированность функционирования всех звеньев продовольственного рынка, является предпосылкой для его развития на основе рациональности, эффективности и достижения уровня самообеспечения населения продовольствием. Значение научного подхода быстро возрастает, что обусловлено интенсивным характером его формирования [1].
Становление продовольственного рынка во многом зависит от наличия информационной базы о ценах. Это представляет важнейший материал для всех его субъектов и оказывает влияние, как в полом, так и создает возможность регулировать процессы производства, распределения, обмена товаров в частности. Степень сбалансированности спроса и предложения на продукцию зависит от взаимосвязи торговли с пищевой промышленностью и сельским хозяйством [1]. Это способствует формированию различных уровней цен на одни и те же товары. Влияние может быть настолько велико, что приводит к изменению совокупности условий, при которых в данный момент протекает деятельность на продовольственном рынке.
Для обеспечения сбалансированности интересов производителей и потребителей продукции (работ, услуг), для развития производства товаров, привлекательных с точки зрения рынка, разрабатываем ценовой механизм, основой которого является регулирование ней. Этот процесс должен осуществляться с помощью создания органов с участием представителей всех стадий производства и сбыта продукции, развития интеграционных процессов. Среди мер государственного регулирования большое значение имеет разработка и построение ценового механизма с применением таких элементов как: цены (рыночные, целевые, гарантированные, пороговые, закупочные, оптовые и розничные), торговые надбавки, скидки, тарифы, пошлины.
По нашему мнению, сегодня утеряна стимулирующая функция цены в производстве многих видов продукции. Это связано с нарушением ценового паритета, а именно: соотношения цен на промышленную продукцию и услуг для села с ценами на продукцию самого сельского хозяйства. Совершенствование механизма ценообразования в системе продовольственного рынка является приоритетной задачей государственной политики. Неустойчивость, низкий платежеспособный спрос основной массы населения только
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)
246
С.К. ШАРДАН, Л.Б. АТАЕВА
подтверждает необходимость регулирования производства основных видов продуктов питания и участие в закупках важнейших продовольственных товаров.
По данным Аграрной партии России за годы реформ цены на приобретаемую промышленную продукцию и услуги росли в 5 раз быстрее, чем на сельскохозяйственную. Ежегодные финансовые потери сельского хозяйства только от диспаритета цен составляют 35-40 миллиардов рублей, что значительно превышает расходы федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства. Неэквивалентный межотраслевой обмен привел к тому, что к началу 2010 г. кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий составила более 500 млрд руб., что превышает объем годовой выручки от хозяйственной деятельности отрасли. В связи с этим государству для решения этой проблемы необходимо использовать систему цен в совокупности с механизм рыночного регулирования. Это, в свою очередь, позволит восстановить стимулирующую функцию, увеличит предложение продовольствия и обеспечит социальноприемлемые цепы на продукты питания.
Как уже отмечалось, одним из факторов удорожания продовольственных товаров является большое количество «неестественных» посредников. По опенкам Союза продовольственных бирж России на их долю приходится от 35 до 65%, а при поставках на «Север» до 80% оптовой цены продуктов питания. Это приводит к необоснованному повышению цен и нарушению развития процесса самообеспечения населения продовольствием. В связи с этим, важным направлением с экономической точки зрения, является расширение прямых связей между предприятиями пищевой промышленности и сельского хозяйства.
В плановой экономике использовали механизм ограничения розничных цен на сырье и продовольствие, путем продажи товаров по фиксированным. В рыночной экономике это неприемлемо. Следуя опыту развитых зарубежных стран, в современных условиях применяют другие методы:
♦ выделение дотаций из бюджета для возмещения потерь при сбыте продукции по установленным ценам и для обеспечения равномерных поставок. Из-за сезонности производства сельскохозяйственной продукции, расходы па хранение с целью равномерности поставок товара на рынок очень высоки. Это вынуждает производителя продавать произведенную продукцию по возможности оперативно, поэтому для обеспечения их плановости применяют субсидии на хранение;
♦ государственное лицензирование торговой деятельности; лицензирование предприятий торговли, как оптовых, так и розничных свидетельствует о том, что государство, в лице уполномоченных органов гарантирует выполнение продавцом всех требований предъявляемых к качеству продукции. Эта мера не может сама по себе решить проблему устойчивого функционирования продовольственного рынка, но даст возможность соблюдать ценовой паритет от производителя сырья до реализации конечного продукт;
♦ введение дифференцированного НДС: низкая ставка — на продукцию первой необходимости; высокая — на все другие; установление ценового коридора с целью свободного изменения цен, в пределах их максимального и минимального уровня;
♦ создание интервенционных запасов па продовольственном рынке: такие мероприятие, организует только государство с целью поддержания цен. Так, например, с начала 2009 г. мука подешевела на 8-10% в крупном опте. Это привело к снижению цен на зерно. Без интервенций остановить это падение невозможно. Этот процесс мог продолжаться очень долго, потому что повышающих факторов на тот момент не было. Как правило, мелькомбинаты в феврале-марте делают запасы зерна на четыре месяца вперед, то есть до нового урожая. В 2009 г. основные потребители зерна от этой практики отказались, потому что цены идут вниз. Цены — основной ориентир для производителя. Если они привлекательные, то посеют больше, если нет, то и размер весенних посевов сократится, поэтому именно проведение интервенции дает возможность защитить зерновой рынок от их падения.
С целью достижения сбалансированности интересов между всеми субъектами при формировании продовольственного рынка создаются условия регулирования ценового механизма, задачи которого заключаются в:
♦ обоснование решений в области регулирования цен (тарифов) и обеспечении приемлемого уровня цен (тарифов) на продукцию;
♦ создание благоприятного инвестиционного климата в объеме, необходимого для прогнозирования инвестиционной, бюджетной и социальной политики;
♦ организации заключения хозяйствующими субъектам долгосрочных контрактов с целью формирования перспектив развития ценовой (тарифной) политики;
♦♦♦ укрепление социального партнерства и системы согласительных процедур.
При этой реализация данных задач возможна только при взаимодействии взаимоувязанных направлений.
■ формирование централизованной системы управления ценовой (тарифной) политикой и единого порядка ценового (тарифного) регулирования;
■ разработка методологических принципов формирования цен (тарифов);
■ последовательная и скоординированная реализация управленческих и организационных мероприятий в соответствии с базовыми принципами цеповой политики.
Массированный ввоз продовольствия из-за рубежа, зачастую: осуществляется по заниженным, субсидированным странами-производителями ценам. Это вытесняет отечественных агропромышленных товаропроизводителей с собственного внутреннего рынка. Реальные темпы развития отрасли неумолимо снижаются. Темпы роста импорта превышают темпы отечественного производства в 4-5 раз. На данный момент доля импортного сельскохозяйственного сырья и продовольствия на рынке страны состав-
ляет около 34% и это учитывая, что экспортный зерновой потенциал России может составить 20-25 млн тонн в год. Сейчас экспортируется лишь около 10 млн тонн зерна ежегодно. В этой связи, мы согласны с мнением участников международной научно-практической конференции «Оптовые продовольственные рынки: пути и перспективы развития» в том, что «из-за отсутствия государственной поддержки и неразвитости сбытовой системы, вновь создающиеся каналы реализации с участием крупнейших зарубежных торговых компаний могут привести не только к активному продвижению иностранных товаров на отечественный рынок, но и к вытеснению еще сформировавшейся отечественной системы оптовой торговли и отечественных товаропроизводителей с собственного продовольственного рынка» [2]. Таким образом, одной из проблем его развития в России сегодня остается сбыт и оказание государственной поддержки отечественному товаропроизводителю.
Сдерживающим фактором развития экспорта является ситуация с тарифами на импортную продукцию. Средний уровень импортных тарифов на сельскохозяйственную продукцию в России находится на уровне 12%. А в странах Европейского союза он составляет 25%. Российский производитель, конечно, чувствует себя незащищенным. В этом случае, большое значение имеет протекционистская политика государства в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя. Создание системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции позволит обеспечить равные условия для развития конкуренции между производителями. В свою очередь, регулирование рынка посредством квотирования обеспечивает льготный режим для фиксированного объема продукции с удержанием цены на этот товар без использования интервенционных расходов и гарантирует, что объемы производства не превысят желаемый уровень и не нарушат неновой ситуации. Квоты распределяются на конкурсной основе. При этом, объемы поступления импортного товара известны заранее всем субъектам. Данная форма защиты делает продовольственный рынок более прогнозируемым и может создать условия для его частичного закрытия от импорта.
Среди предпосылок необходимых для эффективного функционирования рынка особая роль принадлежит формированию системы налогообложения. Нельзя не согласиться с мнением экономистов в том, что основной недостаток существующей системы налогов заключается в отсутствии дифференцированного подхода к ее негибкости [2]. Сегодня мнения авторов можно разделить на сторонников решительного снижения налогов и сторонников её реформирования на основе создания резерва средств за счет налоговых сборов, который будет использован на общее оздоровление экономики [1, 2]. Обе точки зрения имеют право на существование. В этой связи, возникает необходимость изучения мирового опыта, хотя все зависит от конкретной ситуации и экономических условий в стране. На наш взгляд, основной недостаток существующей в РФ налоговой системы заключается в отсутствии дифференцированного подхода, учитывающего особенности финансового состояния продовольственного комплекса в общеэкономической системе в конкретный временной период.
В настоящее время в мировой практике для реализации задач протекционистской политики, в основном, используются такие рычаги, как пошлины, сборы, корректировочные коэффициенты к таможенным регуляторам. Некоторые страны Западной Европы практикуют обложение ввозимых товаров внутренними налогами. Так, в Италии при импортировании товаров независимо от страны происхождения платиться налог на добавленную стоимость (19%). Причем, если ставки таможенных пошлин устанавливаются органами ЕС, то размеры внутренних налогов определяются национальными властями.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГончаровВ.Д. Реформирование продовольственного комплекса региона. М., 2005.
2. Оптовые продовольственные рынки// Материалы МНПК. Волгоград, 2003.
3. Хлыстун В.Н. Государственное регулирование агропродовольственного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 6. С. 14-17.
4. Шардан С.К. Формирование региональной организационно-функциональной структуры государственных закупок// Территория экономики. Ростов-на-Дону: РГУ. 2009. № 3. С. 187-196.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)