Развитие АПК
УДК 338.43
проблемы и формы модернизации
материально-технической базы сельскохозяйственных
товаропроизводителей в пензенской области
Л. И. МАЛЮК,
кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики E-mail: Lama-Penza@yandex. ru
В. С. ИГНАТОВ,
кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной экономики E-mail: VSIgnatov@yandex. ru
А. Ю. ПАВЛОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики E-mail: pavlov_85@bk. ru Пензенская государственная технологическая академия
В статье анализируются проблемы технического перевооружения отрасли и укрепления производственного потенциала агропромышленного комплекса. Предложены меры, ускоряющие обновление парка сельскохозяйственной техники.
Ключевые слова: технический потенциал, материально-техническое перевооружение, государственная поддержка, лизинг, лизинговая сделка, субсидирование инвестиционных кредитов.
Одной из главных проблем агропромышленного комплекса России является значительный физический и моральный износ машин и оборудования сельскохозяйственных предприятий.
Складываются тенденции снижения технического потенциала, роста издержек на поддержание старой и изношенной техники в рабочем состоянии, увеличения себестоимости на единицу готовой продукции и, как следствие, снижения эффективности производства и конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства.
До настоящего времени не преодолен процесс декапитализации сельскохозяйственных товаропроизводителей, что обусловило сокращение парка основных видов техники в сельском хозяйстве. Поэтому в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
Таблица 1
Коэффициент обновления основных видов техники в сельскохозяйственных организациях
Показатель 2008 г. 2009 г. Уровень 2009 г.
по программе фактически по программе фактически к 2008 г., %
Число тракторов 5,2 3,8 6,6 2,0 -6,0
Число зерноуборочных комбайнов 7,4 6,9 8,6 4,3 -4,8
Число кормоуборочных комбайнов 11,8 7,1 12,8 3,5 -14
Энергообеспеченность сельскохо- 134 145,4 145 149,4 11,8
зяйственных организаций на 100 га
посевной площади, л. с.
и продовольствия на 2008-2012 годы» проблеме технического оснащения сельскохозяйственных товаропроизводителей уделено большое внимание. Программа предполагает, что за годы ее реализации будет приобретено более 175 тыс. тракторов, 55 тыс. зерноуборочных комбайнов, а обновление парка с учетом списания составит в отношении тракторов 40 % к уровню 2006 г., в отношении зерноуборочных комбайнов - 50 %. Имеющиеся данные о результатах выполнения программы в части технического перевооружения свидетельствуют о том, что поставленные задачи решаются не в полном объеме.
Результаты технического перевооружения за 2 года реализации программы в сельскохозяйственных организациях показаны в табл. 1 [1].
Подобные тенденции прослеживаются в аграрном секторе Пензенской области, что подтверждается данными о состоянии парка техники в сельском хозяйстве по региону (табл. 2) [2].
За период 2001-2010 гг. темпы снижения парка техники опережали сокращение посевных площадей, о чем свидетельствуют данные табл. 3.
Машинно-тракторный парк сельского хозяйства Пензенской области находится за пределами экономически целесообразных сроков использования: 70 % тракторов, 65 % зерноуборочных комбайнов имеют срок службы более 10 лет, требуют значительных затрат на восстановление, которые невозможно окупить из-за низкой производительности техники [4].
Недостаточно сельскохозяйственной техники в фермерских хозяйствах. Имеющаяся изношенная техника не в состоянии обеспечить высокий технологический уровень возделывания сельскохозяйственных культур.
Развитие личных подсобных хозяйств сдерживает отсутствие средств малой механизации. По имеющимся оценкам специалистов, для повышения уровня обеспеченности сельского хозяйства маши-
Таблица 2 Парк основных видов техники в сельском хозяйстве Пензенской области
Показатель 1990 г. 2000 г. 2005 г.
Тракторы 21 390 11 460 6 560
Комбайны зерноуборочные 8 042 3 851 2 097
Свеклоуборочные машины 892 441 246
Сеялки 12 338 4 991 2 711
Жатки валковые 8 156 6 323 823
Таблица 3
Обеспеченность тракторами и комбайнами
и „ *
сельскохозяйственных организаций*
Показатель 2001 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г.
Число тракторов 6 5 4 4
на 100 га пашни
Площадь пашни 173 210 272 265
на один трактор, га
Число комбайнов 5 3 2 2
на 1 000 га посевов
зерновых культур
Площадь посевов 202 294 501 442
зерновых культур на один зерноуборочный комбайн, га
* Таблица рассчитана авторами на основании данных Пенза-стата.
нами и оборудованием в соответствии с нормативами по количеству и срокам службы необходимо увеличение имеющегося парка технических средств в 2-3,5 раза. Осложняет ситуацию требование ВТО об ограничении государственной поддержки аграрного сектора на нынешнем уровне, что практически ликвидирует систему лизинга за счет средств государственного бюджета.
В данной ситуации необходим анализ как традиционных, так и сравнительно новых форм инвестирования в АПК, подготовки предложений по их совершенствованию.
В Пензенской области, как и в других субъектах Федерации, сформирован определенный механизм
поддержки модернизации материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, который включает:
- выдачу банками инвестиционных кредитов с последующим субсидированием процентных ставок;
- формирование лизинговых отношений в сфере АПК;
- гранты в размере 300 и 500 тыс. руб. на приобретение сельскохозяйственной техники.
Всего из бюджета Пензенской области за 20012007 гг. на обновление материально-технической базы сельскохозяйственного производства было выделено более 2,1 млрд руб. С использованием различных схем финансирования закупок современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники из бюджета Пензенской области было приобретено 727 энергонасыщенных тракторов, 479 зерноуборочных комбайнов, 730 культиваторов различных марок, 90 высокотехнологических дисковых орудий, 170 сеялок и посевных комплексов [3].
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009-2013 годы», является повышение уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе обновления и модернизации основных фондов.
Анализ выполнения результатов региональной программы показывает, что намеченные рубежи по обновлению парка сельскохозяйственных машин не достигнуты (табл. 4).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что механизмы государственной поддержки модернизации парка сельскохозяйственной техники не обеспечивают
Таблица 4
Обновление сельскохозяйственной техники в Пензенской области в 2010 г. *
Виды сельскохозяйственной техники Приобретено техники, шт. Коэффициент обновления
по плану фактически по плану фактически
Тракторы 507 107 8,0 2,8
Комбайны зерноуборочные 143 14 10,4 1,4
Комбайны кормоуборочные 51 15 12,4 6,4
* Рассчитано авторами на основании данных Пензастата.
запланированных темпов обновления сельскохозяйственной техники в Пензенской области.
Частично причины недостаточной отдачи механизмов субсидирования и лизинга можно выявить, анализируя данные мониторинга реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Исследования сельскохозяйственных товаропроизводителей Пензенской области проводились в 2008-2009 гг. с непосредственным участием авторов статьи1.
Среди участников опроса сельскохозяйственных организаций (СХО) 47 % респондентов отметили возможность привлечения инвестиционных кредитов лишь под высокий процент; почти половина СХО (49,9 %) использовали кредит для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования. В 2010 г. число обратившихся за кредитом выросло в 2,2 раза по сравнению с 2009 г.
Среди крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), участвующих в опросе, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. существенно снизилось количество хозяйств, инвестировавших полученные кредиты в сельскохозяйственную технику: с 56,6 до 36,6 %.
Вместе с тем менее 40 % респондентов считают условия кредитного договора выгодными. Только 6 % респондентов среди личных подсобных хозяйств (ЛПХ) планировали использовать кредит для покупки сельскохозяйственной техники. Большинство опрошенных планировали использовать кредит для покупки скота и птицы.
Использование лизинга в комплексе мер поддержки сельского хозяйства служит эффективным инструментом формирования инвестиционной привлекательности АПК, тем самым обеспечивая восстановление и интенсивность воспроизводства активной части основных средств. Таким образом, для сельскохозяйственного товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важные проблемы -приобретения техники и финансирования этих операций.
Экономические преимущества лизинга в АПК очевидны, это:
- доступность приобретения любой сельскохозяйственной техники отечественного и импортного
1 Выборка исследования выполнения Госпрограммы по Пензенской области включала 100 руководителей сельскохозяйственных организаций, 60 крестьянских (фермерских) хозяйств, 200 личных подсобных хозяйств.
производства любой стоимости без начальных финансовых взносов;
- возможность оперативно реагировать на изменения в рыночной инфраструктуре при приобретении оборудования;
- широкий спектр сервисных услуг после приобретения техники;
- лизинговые платежи, содействующие стабилизации финансовых планов лизингополучателя и частично смягчающие последствия инфляционных процессов;
- возможность налоговых льгот.
В то же время лизинг имеет и недостатки, главным из которых является удорожание продукта лизинговой сделки. Техника, приобретенная по лизингу, в конечном счете обходится лизингополучателю в 1,5-2 раза дороже по сравнению с прямой покупкой. Это и является основным сдерживающим фактором широкого развития лизинга техники.
В Пензенской области лизинг остается все еще непопулярным. Однако в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уже 14 хозяйств против 7 (из числа опрошенных) воспользовались этой услугой. Основными причинами недостаточного развития лизинга называются следующие: 31 % респондентов указали, что условия лизинга их не устраивают, из них 68 % причиной этого назвали высокие цены на приобретаемые ресурсы, 49 % - большие ежегодные платежи, 32 % - трудоемкость процедуры оформления, 10 % - малый срок лизинга. Из числа участников Программы лишь 25 % подтвердили свое желание в 2010 г. еще раз взять технику по лизинговым договорам, 22 % затруднились ответить на этот вопрос, 53 % дали отрицательный ответ. Видимо, это связано прежде всего с условиями предоставления лизинга. Из тех, кто не стал участником Программы, только 8 % являлись ее потенциальными участниками, так как планировали в 2010 г. приобрести технику по лизингу, 15 % -затруднились ответить на этот вопрос.
Результаты мониторинга по Пензенской области совпадают с аналогичными результатами, полученными в целом по Российской Федерации [1]. Выявление мнения сельских товаропроизводителей об условиях получения лизинга показало, что 43 % из них считают эти условия выгодными; 29 % сельских товаропроизводителей эти условия не устраивают по ряду пунктов; тяжелыми считают условия получения лизинга 21 % опрошенных и 7 % затруднились с ответом.
Для повышения уровня доверия сельскохозяйственных товаропроизводителей к механизму лизинга правительством и министерством сельского хозяйства Пензенской области реализуется комплекс мер.
В целях осуществления поддержки программных мероприятий и стимулирования освоения современных аграрных технологий сельскохозяйственному товаропроизводителю из бюджета Пензенской области предоставляются субсидии для возмещения части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в размере 30 % от ее стоимости.
С 2011 г. предоставляются субсидии на возмещение части затрат стоимости приобретения сельскохозяйственной техники, а также доильного и стойлового оборудования, систем навозоудаления, оборудования для переработки, фасовки и хранения продукции сельского хозяйства. В случае приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования по договорам финансовой аренды (лизинга) предполагается субсидирование первоначального взноса в размере 30 % стоимости предмета лизинга.
Предусматривается поставка высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агро-технологий и на условиях лизинга.
Подобная практика (приобретение высокотехнологичной сельскохозяйственной техники на условиях лизинга) уже была апробирована в 2005 г. Для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей Пензенской области высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой по программе федерального лизинга в области была осуществлена поставка 125 тракторов марки ХТЗ-150К-09 и 26 - марки К-3180 [3].
Поставка техники производилась через уполномоченного в рамках федерального лизинга оператора по поставке сельскохозяйственной техники в Пензенскую область под государственную гарантию регионального бюджета. Исполнение обязательств по государственной гарантии осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области путем уплаты сублизинговых платежей за сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для возмещения расходов бюджета области по исполненным обязательствам перед лизингодателем получатель сельскохозяйственной техники, полученной по программе федерального лизинга, возврат платежей осуществляет в бюджет муниципальных районов, которые перечисляют их в областной бюджет.
В случаях несвоевременного (неполного) внесения сельскохозяйственными товаропроизводителями сублизинговых платежей в бюджет муниципальных органов местного самоуправления они осуществляют расчеты с бюджетом Пензенской области путем предоставления и исполнения муниципальных гарантий.
Стимулирование освоения современных технологий в аграрном производстве приносит определенные результаты. В 2011 г. объем валовой продукции в хозяйствах всех категорий превысил 50 млрд руб., индекс производства продукции сельского хозяйства составил 155 % к уровню прошлого года. По предварительным расчетам, сумма прибыли составит 1,8 млрд руб., средний уровень рентабельности - 18 %. Развитие аграрного производства обеспечивается за счет интенсивных технологий, базирующихся на новом поколении сельскохозяйственных машин.
Дополнительно произведенная сельскохозяйственная продукция позволит увеличить прибыль в отраслях перерабатывающей и пищевой промышленности и повысить обеспеченность жителей Пензенской области продуктами питания отечественного производства.
Список литературы
1. Мониторинг осуществления Госпрограммы (2008-2009 гг.): М.: «Колос», 2010. - 440 с.
2. Частухина Ю. Ю., Вавилина О. А. Оценка качественных параметров объектов агролизинга // АПК: экономика, управление. 2010. № 10.
3. Министерство сельского хозяйства Пензенской области - http: //www. mcx-Penza. ru.
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области - http: // www. pnz. gks. ru.