Научная статья на тему 'Проблемы и механизмы модернизации технического потенциала агросектора региона'

Проблемы и механизмы модернизации технического потенциала агросектора региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА / АГРАРНЫЙ ЛИЗИНГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КРЕДИТЫ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Шарипов Ш. И.

В статье исследовано состояние технической оснащенности сельскохозяйственного производства Республики Дагестан. Выявлены причины, сдерживающие обновление машинно-тракторного парка. Проведен сравнительный анализ структуры парка сельхозмашин по срокам эксплуатации. Предложены направления и механизмы модернизации технического потенциала аграрного сектора региона посредством применения различных инструментов, в том числе расширения лизинга сельхозтехники и привлечения частных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и механизмы модернизации технического потенциала агросектора региона»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.1.02

проблемы и механизмы модернизации технического потенциала агросектора региона

ш. и. шарипов,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории E-mail: sharíps@mail. ru дагестанский государственный институт народного хозяйства

В статье исследовано состояние технической оснащенности сельскохозяйственного производства Республики Дагестан. Выявлены причины, сдерживающие обновление машинно-тракторного парка. Проведен сравнительный анализ структуры парка сельхозмашин по срокам эксплуатации. Предложены направления и механизмы модернизации технического потенциала аграрного сектора региона посредством применения различных инструментов, в том числе расширения лизинга сельхозтехники и привлечения частных инвестиций.

Ключевые слова: аграрный сектор экономики, техническая оснащенность, модернизация, программа, аграрный лизинг, государственная поддержка, кредиты.

В ходе рыночной трансформации аграрного сектора, направленной на повышение его конкурентных возможностей, в условиях ослабления государственной поддержки, нарушения эквивалентности межотраслевого обмена и неблагоприятного для сельского хозяйства инвестиционного климата в данной сфере экономики произошло критическое снижение платежеспособности большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, что привело к разрушению материально-технической базы.

Так, суммарные энергетические мощности сельского хозяйства Республики Дагестан снизились с 2 163 тыс. кВт в 1990 г. до 574 тыс. кВт на начало 2011 г., или в 3,8 раза, а энергообеспеченность снизилась до уровня 1960-х гг. [2]. В хозяйствах практически не осталось машин для внесения удобрений и поддержания в рабочем состоянии оросительной сети. Наблюдается большой дефицит техники для предпосевной обработки почвы и защиты растений, менее чем на 1/3 имеется техника для производства риса. Преобладает тяжелый ручной труд при возделывании овощей, картофеля и плодов.

Проведенный автором анализ показал, что обеспеченность сельского хозяйства республики базовыми видами техники на начало 2011 г. не превышает 35 %. (табл. 1), а общая стоимость недостающей техники для формирования оптимального парка машин составляет более 15 млрд руб.

Как видно из анализа табл. 1, наиболее сложное положение сложилось в сфере обеспеченности кор-моуборочными комбайнами (13,5 %), что с учетом структуры агросектора республики с развитым животноводством, обусловленного преобладанием в площади сельхозземель кормовых угодий, выступает сдерживающим развитие животноводства фактором [3].

Таблица 1

Уровень обеспеченности аграрного сектора Республики Дагестан

(все категории хозяйств | основными видами техники на 01.01.2011

Наименование техники Нормативная потребность, ед. Фактическое наличие в эквиваленте с учетом износа Удельный вес техники, находящейся за пределами амартизационных сроков, %

Количество Уровень обеспеченности, %

Тракторы 12 350 3 993 32,3 85

Зерноуборочные комбайны 1 160 406 35,0 87

Плуги 2 157 880 40,8 94

Бороны дисковые 1 746 240 13,7 92

Культиваторы 1 232 337 27,4 97

Сеялки 1 030 448 43,5 94

Косилки 1 550 526 33,9 92

Пресс-подборщики 1 708 511 29,9 92

Кормоуборочные комбайны 473 64 13,5 97

Низкая техническая оснащенность, почти полный физический износ имеющегося в эксплуатации парка машин привели к выводу из севооборота значительных площадей пашни, к уменьшению посевной площади, упрощению технологии возделывания сельскохозяйственных культур, что в итоге привело к огромным потерям продукции, деградации земельных ресурсов, росту удельных производственных затрат и в конечном счете к снижению производительности труда и конкурентоспособности данного вида экономической деятельности. Так, производительность труда в сельском хозяйстве Республики Дагестан по итогам 2010 г. была в 2,5 раза ниже общероссийского уровня [5].

Тенденция снижения уровня технической оснащенности продолжает сохраняться: ежегодные темпы выбытия техники в несколько раз опережа-

ют темпы их обновления (табл. 2). К примеру, в 2006—2010 гг. среднегодовое списание тракторов и зерноуборочных комбайнов составило 7,9 и 7,8 %, а обновление — 1,9 и 0,5 % соответственно. В то же время при нормальном воспроизводственном процессе ежегодно должно обновляться 10—12 %, а с учетом высокой степени фактического износа — значительно больше.

Если в 1986—1990 гг. аграрный сектор Республики Дагестан в среднем за год централизованно получал по 1 376 тракторов, то в 2006—2010 гг. — всего по 59 тракторов в год, что наглядно говорит о глубине кризиса в сфере технического обновления регионального сельхозпроизводства [1].

В силу низких темпов обновления машинно-технического парка более 86 % тракторов и 88 % зерноуборочных комбайнов находятся в эксплу-

Таблица 2

Среднегодовые показатели поставки, обновления и убытия основных видов сельскохозяйственной техники в 1986—2010 гг.

Наименование техники 1986—1990 (в среднем за год) 2000—2005 (в среднем за год) 2006 2007 2008 2009 2010 2006—2010 (в среднем за год)

Тракторы:

— поставка, ед. 1 376 — 26 34 52 127 54 59

— обновление, % 10,2 0,9 0,6 0,8 1,5 3,8 1,4 1,9

— убытие, % 12,8 8,7 8,8 9,0 6,0 6,2 9,4 7,9

Зерноуборочные комбайны:

— поставка, ед. 266 — 0 0 8 8 5 4

— обновление, % 11,6 1,3 0 0 0,9 1,0 0,7 0,5

— убытие, % 21,5 6,1 5,8 9,0 9,0 5,3 10 7,8

Кормоуборочные комбайны:

— поставка, ед. 65 — 0 0 2 0 0 0,6

— обновление, % 9,2 0,1 0 0 1,2 0 0 0,2

— убытие, % 6,0 6,6 21,6 3,6 18,0 17,0 5,7 13,2

Таблица 3

Структура возрастного состава основных видов сельскохозяйственной техники на сельхозпредприятиях Республики Дагестан в 2010 г, %

Субъект Федерации Тракторы Зерноуборочные комбайны

До 3 лет От 3 до 10 лет Более 10 лет До 3 лет От 3 до 10 лет Более 10 лет

Северо-Кавказский федеральный округ 7,69 19,56 72,75 11,55 26,92 61,53

Республика Дагестан 6,36 7,51 86,13 2,07 9,45 88,48

Российская Федерация 7,99 18,38 73,63 12,88 27,94 59,18

атации более десяти лет (табл. 3). В Республике Дагестан всего 2 % зерноуборочных комбайнов в возрасте до трех лет, тогда как в целом по России их в среднем около 13 % [6]. К тому же более 95 % имеющейся в Дагестане сельхозтехники отечественного производства, в то время когда в стране в последние годы интенсивно происходит насыщение агропромышленного комплекса (АПК) высокопроизводительными видами техники зарубежного производства.

Тяжелое финансовое положение сельхозпроизводителей, а также сложившийся диспаритет цен между продукцией машиностроения и сельского хозяйства не позволяют многим хозяйствам самостоятельно приобретать необходимую для производства технику.

В настоящее время решить задачу насыщения производства техническими средствами без активного государственного вмешательства и использования программно-целевого метода не представляется возможным. Исходя из этого, на республиканском и муниципальном уровнях предпринимаются меры, способствующие повышению технической оснащенности агропромышленного комплекса. В частности, ведется работа по наращиванию поставок сельскохозяйственной техники за счет средств республиканского и федерального лизинга, а также субсидируемых кредитов.

На уровне муниципальных образований сельскохозяйственным товаропроизводителям и машинно-тракторным станциям (МТС) выделяются бюджетные кредиты для оплаты первоначальных лизинговых платежей и предоставляются гарантии обеспечения договоров лизинга. Из бюджета республики сельскохозяйственным товаропроизводителям с 2011 г. субсидируется 30 % стоимости техники, приобретенной ими за счет собственных или привлеченных средств.

Указанные государственные меры поддержки обновления машинно-тракторного парка в сочетании с усилиями муниципальных образований и

сельскохозяйственных товаропроизводителей будут иметь ощутимый экономический эффект при их комплексном использовании.

Немаловажным в условиях острого ресурсного дефицита является и обеспечение рационального использования приобретаемой техники как за счет укрепления машинно-тракторного парка крупных хозяйств, так и путем ее концентрации в МТС и мехотрядах, что очень важно для развития малых форм хозяйствования, которые доминируют в настоящее время в сельскохозяйственном производстве региона.

Учитывая, что разрозненные усилия не дают желаемого результата в плане улучшения ситуации по технико-технологической модернизации АПК, в 2012 г. в Дагестане была принята республиканская целевая программа по повышению технической оснащенности сельскохозяйственного производства на период до 2020 г. Реализация данной программы позволит республике сконцентрировать ресурсы всех уровней, скоординировать усилия органов исполнительной власти в центре и на местах в деле создания единого экономического пространства в решении вопросов технического оснащения сельскохозяйственного производства.

Целевая программа включает в себя следующие программные мероприятия:

• развитие и совершенствование лизинговой деятельности в АПК путем направления в уставный капитал лизингодателя бюджетных ассигнований из республиканского бюджета;

• предоставление субсидий на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение техники за счет собственных или привлеченных средств в целях стимулирования притока частных инвестиций в обновление МТП;

• увеличение объемов привлечения кредитных ресурсов для повышения технической оснащенности сельскохозяйственного производства;

• развитие в агропромышленном комплексе системы машинно-технологических станций на различной организационно-правовой основе;

• формирование структуры МТП на основе современной техники, способствующей внедрению ресурсосберегающих и экологически безопасных агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур в системе адаптивно-ландшафтного земледелия, обеспечивающих эффективное использование природно-ресурсного потенциала республики;

• развитие и широкое внедрение в хозяйственный оборот рациональных способов и методов комплектования машинно-тракторных агрегатов и выполнения ими технологических операций;

• информационно-аналитическое обеспечение агроинженерной сферы;

• подготовка механизаторских и инженерно-технических кадров и совершенствование системы повышения квалификации кадров для обеспечения инновационного развития материально-технической базы сельского хозяйства [7]. Государственная программа развития сельского

хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N° 446, в качестве главного инструмента проведения технической модернизации сельского хозяйства предусматривает федеральный аграрный лизинг (оператор ОАО «Росагролизинг»).

Для организации поставок в Республику Дагестан техники за счет данного источника возможно предоставление региональному оператору государственных гарантий Республики Дагестан. Кроме того, для удешевления услуг федерального аграрного лизинга крайне актуально открытие в регионе представительства ОАО «Росагролизинг».

Проведенные расчеты показали, что немалый резерв в решении проблемы технического перевооружения может быть заложен в специальной банковской программе «Кредит под залог приобретаемой техники и оборудования», к участию в которой следует привлекать крупные сельскохозяйственные предприятия, способные не только возвращать кредиты, но также имеющие условия для обеспечения сохранности и организации грамотной эксплуатации приобретаемой техники, которая закладывается в качестве обеспечения кредитного договора.

Стимулированию притока инвестиций в обновление машинно-тракторного парка и повышению

покупательского спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей будет способствовать субсидирование государством 30 %-ных затрат на приобретение техники, реализуемое в Республике Дагестан с 2011 г., которое осуществляется за счет средств республиканского бюджета при приобретении сельскохозяйственными товаропроизводителями новой техники за счет собственных или привлеченных средств.

Следует отметить, что в сельском хозяйстве Республики Дагестан доминирует мелкотоварное производство, что объективно затрудняет процесс формирования собственного парка машин. Поэтому крайне важно развитие рынка технологических услуг путем создания условий для развития МТС и мехотрядов на различной организационно-правовой основе.

На нынешнем этапе для большинства МТС и мехотрядов приобретение техники даже на основе кооперации остается весьма сложным. Поэтому стартовые условия для их развития необходимо создавать, по мнению автора, с участием республиканского и муниципальных бюджетов по следующей схеме: лизингодатель поставляет МТС и мехотрядам технику на условиях лизинга, а муниципальные власти решают вопросы, связанные с оплатой первоначальных платежей и обеспечением договоров лизинга.

Опыт показывает, что современное сельскохозяйственное производство не может функционировать без развитой сферы услуг, обеспечивающей не только поставку технических ресурсов и производственно-технологических услуг, но и поддержание парка машин в рабочем состоянии. Исходя из этого, в Республике Дагестан должны создаваться условия для развития системы технического сервиса в агропромышленном комплексе путем:

1) организации единой республиканской дилерской системы на базе ОАО «Дагагроснаб» от основных поставщиков мобильной и сложной сельскохозяйственной техники (ОАО «Агрома-шхолдинг», ОАО «Россельмаш», ПО «Минский тракторный завод», ПО «Харьковский тракторный завод» и др.);

2) формирования конкурентной среды на рынке запасных частей за счет расширения сети оптово-розничной торговли ОАО «Дагагроснаб» в Дербентском, Карабудахкентском, Кизлярском районах и Бабаюртовской зоне отгонного животноводства.

Немаловажным фактором в укреплении технического потенциала сельского хозяйства является обеспечение инженерно-технической сферы квалифицированными кадрами, способными организовать эффективную производственную и техническую эксплуатацию поступающей техники. Для этого требуется принять необходимые меры по переоснащению соответствующих образовательных учреждений начального профессионального образования современными видами техники, поскольку большинство из них укомплектованы устаревшими видами сельхозтехники.

Список литературы

1. Бухгалтерская отчетность по сельхозоргани-зациям Республики Дагестан, 1991—2011 гг. URL: www. mcxrd. ru.

2. Наличие техники, энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации: стат. сб. М.: Росстат, 1991—2011.

3. Обеспеченность тракторами и комбайнами сельскохозяйственных организаций Российской Федерации: стат. сб. M.: Росстат, 1991—2011.

4. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России: стат. сб. M.: Росстат, 1997—2011.

5. URL: www. gks. ru.

6. URL: www. mcx. ru.

7. URL: www. mcxrd. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.