студенческие работы отмечены индивидуальным исполнением. В каждой студенческой работе проявляется оригинальность замысла, предлагается вариант разработки и выполнения изделия, что важно в подаче школьникам учебного материала. Каждое задание для школьников методически разрабатывается в условиях технологической обоснованности. Индивидуально-творческая природа проявления в искусстве и в преподавании постоянно имеет место при разработке студентами заданий по методике преподавания, что связано с их художественно-практическим опытом. Опора на творческий личный художественный опыт помогает студентам в создании учебных заданий по методике. Методическое обеспечение по декоративно-прикладному искусству должно быть адаптировано для организации занятий со школьниками в дополнительном образовании и интересно для студентов.
Пятый этап связан с проведением педагогических практик, организацией занятий со школьниками в дополнительном образовании. Анализ проведенных занятий со школьниками по разрабатываемой тематике дает студентам возможность понять основы педагогики дополнительного образования. Опыт проведения занятий со школьниками используется в дальнейшем студентами и при выполнении курсовых и дипломных работ, научно-исследовательской работе студентов.
Итак, методическая обоснованность в построении занятий в образовательных учреждениях во многом зависит от уровня профессионально-методической, специальной (по декоративно-прикладному искусству) подготовки будущих учителей.
На первое место в подготовке школьников в кружках по декоративно-прикладному искусству выдвигается педагогическая идея по личностно-ориентированному подходу.
В основе изучения профессионально-методических принципов лежит изучение условий работы учителей, педагогов и связанных с этим документов, программ дополнительного образования, условий участия школьников в выставках, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, мероприятиях.
Следует отметить, что дополнительное художественное образование по своему назначению и ориентации должно сочетать в себе обязательные стороны, которые сводятся к передаче художественно-творческого опыта педагога своим ученикам, сохранению вида декоративно-прикладного искусства, педагогически обоснованному развитию способностей у школьников к декоративно-прикладной деятельности, исходя из возрастных особенностей их творческого проявления.
Методическая подготовка студентов включает важнейшую часть - направленность студентов на реализацию идей создания и использования программного обеспечения, разработку к нему дидактических материалов - наглядных пособий, образцов, инструкционно-технологических карт, учебных плакатов и другого.
Необходимо сочетание проявления художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладному искусству с их подготовкой по методике преподавания. В этих педагогических условиях студенты глубже
овладевают методическими знаниями, педагогическими приемами, творчески разрабатывают практические задания по методике. Опора на творческий личный опыт студента по декоративно-прикладному искусству способствует:
- выработке установок на изучение методики как дисциплины предметной подготовки, знанию особенностей методики в построении занятий в системе дополнительного образования;
- постижению закономерностей процесса художественной подготовки школьников в кружках по ДПИ;
- расширению навыков в предоставлении разнообразных образовательных услуг;
- индивидуально-творческому подходу к разработке методического обеспечения, исходя из сущности искусства и этапов передачи художественного опыта школьникам;
- пониманию условий проектирования образовательной ситуации при организации и проведении занятий с учащимися.
Литература
1. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения: Учебное пособие. - Омск: Изд-во Ом-ГПУ, 1997.
2. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие /Л.И. Гурье. - Казань, 2004.
3. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Педагогические традиции развития творческих способностей у студентов средствами декоративно-прикладного искусства // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2007.
4. Культурно-досуговая деятельность: учебник /Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1988.
5. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сб. статей /НИИ теории и истории изобраз. искусств АХ СССР; Под ред. М.А. Некрасовой. - М.: Изобраз. искусство, 1985.
6. Новый общественный договор. Повестка дня: реформа высшего образования. - М.: ИИФ «СПРОС» Конф. ОП, 2001.
7. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Теория и методика профессионального образования. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2007.
8. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
9. Черемных Г.В. Примерная программа дисциплины специализации «Методика организации занятий в системе дополнительного образования». - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2007.
10. Черемных Г.В. Методика организации занятий в дополнительном образовании (подготовка к проведению занятий в кружках по декоративно-прикладному искусству): Учебное пособие. - М.: «Прометей» МПГУ, 2007.
УДК 371:78 ББК 74.266.7
ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО И.А. Хотенцева, аспирант кафедры культурологии и методологии музыкального образования МГГУ им. Шолохова
В статье затрагивается проблема исполнительской подготовки учителя музыки в педагогическом ВУЗе, раскрывается сущность понятия «интерпретация музыкальных произведений», а также даются конкретные рекомендации для оптимизации процесса исполнительской деятельности в классе фортепиано. Для создания собственных интерпретаций музыкальных произведений педагогу-музыканту нужно использовать не только жизненный, но и собственный эмоциональный опыт, полезно непосредственное восприятие различных видов искусств и определенное участие в художественно-творческой деятельности, а также изучение соответствующей специальной литературы, особенно принадлежащей перу выдающихся музыкантов.
Статья поможет студентам-музыкантам в достижении высоких результатов в исполнительском мастерстве, что в свою очередь положительно скажется на их будущей профессиональной деятельности в школе.
Ключевые слова: исполнительская подготовка, музыкальные произведения, учитель музыки, класс фортепиано.
THE PROBLEMS OF ARTISTIC INTERPRETATION OF MUSICAL COMPOSITIONS IN THE PROCESS OF PERFORMING
TRAINING OF THE MUSIC TEACHER AT THE PIANO CLASS
Hotentseva I.A.
The article touches upon the problem of performing grounding of music teachers at teacher's training institutions. It also reveals such concept as "interpretation of musical compositions" and provides concrete recommendations for optimization of the process of performing activity at the piano class. To create their own interpretations of musical compositions, musicians who work at educational institutions must apply not only their knowledge about life but also their personal emotional experience. The study of appropriate specialized literature written especially by well-known musicians as well as direct perception of different arts and certain participation in artistic and creative activity can also influence on the efficiency of the creative process.
The article will help students intending to become musicians to achieve impressive results in performance art. Thus, it will positively affect their future work at school.
Keywords: artistic interpretation, musical compositions, music teacher, piano class.
Творческая природа музыкального искусства открывает ное представление этих задач, реализованных в рамках вооб-
ол
особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Оно проявляется не только в общении, но и в создании собственных интерпретаций музыкальных произведений. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект исполнителя (или слушателя), его музыкальный опыт, владение средствами музыкальной выразительности.
Особенности музыкально-педагогической и исполнительской деятельности, а также специфические условия овладения профессионально-техническим мастерством представляют собой сложный многоуровневый и многогранный процесс, который, как правило, протекает стихийно, без учета детально разработанных и планомерно осуществляемых методов освоения технических (музыкальных и инструментально-исполнительских) навыков. С этой позиции насущным представляется изучение методологических и теоретических вопросов совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки в аспекте развития художественного восприятия и мышления путем воплощения художественного образа, стилистических особенностей, смысла произведения.
Наиболее сложными до сих пор остаются проблемы, относящиеся к сугубо художественной стороне исполнительского искусства: выразительность интонирования музыкальной ткани, выявление стилистики автора, а также стилистических тенденций эпох сочинения и исполнения музыки, построение конструктивной и композиционной формы произведения, ее направленности на восприятие слушателей в аспекте драматургии исполнительского процесса и т.д. Иными словами, наиболее сложной является именно та проблематика, которая непосредственно относится к художественно содержательной интерпретации исполняемого музыкального произведения.
Суть художественной интерпретации - творческий процесс истолкования музыкального произведения. Очевидно, весь предшествующий художественный опыт исполнителя мобилизуется для решения творческой задачи - исполнительского воплощения музыкального произведения. Интерпретация начинается с возникновения художественного замысла как определенного плана действий при постановке и реализации исполнительских задач применительно к данному сочинению. Художественный замысел - это сложный процесс, формирующий и направляющий интеллектуальную деятельность исполнителя в конкретное русло. Ему принадлежит своеобразная по своей структуре роль регулятора творческих идей, которые в процессе интерпретации могут значительно меняться.
Формирование художественных представлений требует от исполнителя (студента) значительной интеллектуальной активности. Понимание конечных задач, связанных с исполнительским воплощением конкретного произведения, мыслен-
ражаемой интерпретации, - это и есть художественный замысел. Его формированию способствует представление об эпохе создания сочинения, стилистические особенности, основные идеи, характер, образное содержание, принципы формообразования.
Для того чтобы понять, почему данное произведение написано (и названо) так, а не иначе, что хотел сказать им композитор, часто недостаточно одного только нотного текста. Необходимо знать время и обстоятельства создания произведения, изучить другие сочинения этого композитора, особенности его стиля, мировоззрения, эстетических взглядов и др. Таким образом, глубокая и содержательная интерпретация даже небольшого произведения нередко предполагает огромную подготовительную, подлинно исследовательскую работу.
На этом этапе большая часть работы может проходить без фортепиано. Исполнитель в процессе освоения интерпретации должен в значительной мере абстрагироваться от инструмента, так как отдельные частности звучащей музыкальной ткани могут отвлечь его от представлений целого. Значение мысленного проигрывания произведения трудно переоценить. Большую роль при этом приобретает творческое воображение: образные ассоциации, метафора, гипербола, аналогии с другими видами искусства.
В этом плане прослеживается развитие подобных взглядов в литературном наследии и творческой практике самих исполнителей и педагогов-пианистов - Г. Г. Нейгауза, Я.И. Зака, Я.В. Флиера, М.В. Юдиной, а также в трудах исследователей исполнительского искусства (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, М.М. Берлянчик, Г.М. Коган,
А. В. Малинковская и др.), где в русле осмысления введенных Л. А. Мазелем, С. С. Скребковым и другими музыковедами понятий «исполнительская интонация», «исполнительское интонирование» поднимались важнейшие вопросы художественной содержательности исполнительского воплощения инструментальной музыки. При этом подчеркивалось, что необходимое развитие художественно-образного мышления и фантазии с помощью впечатляющих поэтических образов, аналогий с явлениями природы и жизни (особенно - эмоциональной), сравнений с другими искусствами - поэзией, живописью, архитектурой - должно в конечном итоге, по мнению Г. Г. Нейгауза, вести к самоощущению этического достоинства художника, его ответственности, обязанностей и прав.
В заключение можно сделать вывод, что для создания собственных интерпретаций музыкальных произведений педагогу-музыканту нужно использовать не только жизненный, но и собственный эмоциональный опыт, полезно непосредственное восприятие разных искусств и определенное участие в художественно-творческой деятельности, а также изучение соответствующей специальной литературы, особенно принадлежащей перу выдающихся музыкантов.